Министерство образования и науки Амурской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ»
(ГПОАУ АКСТ)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА
(интегрированное мероприятие)
«Лучший мастер-учетчик»
по междисциплинарным курсам
МДК 04.01. Технология производства различных видов сыра и продуктов из молочной сыворотки
МДК 02.01 Технология производства цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания
и МДК 05.01 Управление структурным подразделением
для специальности
19.02.07 Технология молока и молочных продуктов
Белогорск 2020
Методическая разработка предназначена для проведения профессионального конкурса «Лучший мастер-учетчик» по МДК 04.01 Технология производства различных видов сыра и продуктов из молочной сыворотки, МДК 02.01 Технология производства цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания и МДК 05.01 Управление структурным подразделением по специальности 19.02.07 Технология молока и молочных продуктов.
УТВЕРЖДЕНО
научно-методическим советом отделения №4
Протокол № ____ от «____» ___________ 20___ г.
Председатель ______________ Л.В. Немова
Рассмотрено на заседании ПЦК ТД
Протокол № 9 от «15» мая 2020 г.
Председатель ПЦК ______________ / Н.А. Сметана/
Рассмотрено на заседании ПЦК ЭД
Протокол № 9 от «19» мая 2020 г.
Председатель ПЦК ______________ /Т.Е. Дуракова/
Разработчики: Сметана Н.А., Дуракова Т.Е., преподаватели высшей квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Пояснительная записка……………………………………………... | 4 |
2 | Технологическая карта профессионального конкурса……………. | 6 |
3 | План профессиоанльного конкурса .…………………………… | 10 |
4 | Сценарий профессионального конкурса ………………………… | 11 |
5 Список использованных источников ……………………………… 18
6 Приложение А Карточки задания для участков 1-6……………… 19
7 Приложение Б Сводная таблица жирового баланса …………….. 21
8 Приложение В Инструкционно-технологическая карта по
профессиональному конкурсу……………………………………….. 22
9 Приложение Г Первичная документация ………………………….23
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка предназначена для проведения профессионального конкурса «Лучший мастер-учетчик» по МДК 04.01 Технология производства различных видов сыра и продуктов из молочной сыворотки, МДК 02.01 Технология производства цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания и МДК 05.01 Управление структурным подразделением по специальности 19.02.07 Технология молока и молочных продуктов в группе 4 курса.
В методическую разработку профессионального конкурса входит:
– пояснительная записка;
– сценарий;
– приложения.
В сценарии профессионального конкурса четко обозначены тема и вид мероприятия, указаны учебные, развивающие и воспитательные цели. Описаны методы и средства проведения мероприятия, даются рекомендации по деятельности преподавателей и студентов. Цель деятельности обучающихся на профессиональном конкурсе показать профессионализм знаний, умений и навыков раннее изученного материала. Все этапы профессионального конкурса спланированы.
Методическая разработка составлена с учетом современных педагогических технологий.
В данной методической разработке показана возможность интегрирования двух междисциплинарных комплексов, которые тесно переплетаются по своему содержанию, использования деловой игры при проведении профессионального конкурса «Лучший мастер-учетчик».
Применение интегрированной технологии способствует повышению знаний выпускников, развивает интерес к будущей специальности, готовит их к использованию исследовательских и творческих навыков, позволяет выявить сформированные как общие, так и профессиональные компетенции.
Методическая разработка предназначена в помощь преподавателям технологических и экономических дисциплин, работающих по активным инновационным формам проведения профессионального конкурса рабочей профессии мастер-учетчик с использованием элементов деловой игры.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА
По присвоению рабочей профессии «Лучший мастер-учетчик»
ГРУППА: ТМП-416 ВРЕМЯ: 90 минут
ТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА : Лучший мастер-учетчик
ТИП ЗАНЯТИЯ: Деловая игра
ВИД ЗАНЯТИЯ: Интегрированный профессиональный конкурс
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Учебная: выявить уровень освоения общих и профессиональных компетенций, а также закрепить ранее полученные умения и навыки практические навыки по МДК 04.01. Технология производства различных видов сыра и продуктов из молочной сыворотки, МДК 02.01 Технология производства цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания и МДК 05.01 Управление структурным подразделением. |
Развивающая: развивать умения работы с информационными технологиями; развивать умение анализировать полученный результат. Воспитательная: прививать интерес к избранной специальности; воспитывать ответственное отношение за выполненную работу; воспитывать умения принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Умения: – учитывать количество и качество поступающего в цех переработки сырья (молока); – распределять сырье по видам производства продукции в зависимости от его качества; – рассчитывать количество закваски, сычужного фермента и хлорида кальция; – контролировать соблюдение требований к технологическому процессу в соответствии с нормативной и технологической документацией; – вести производственный учет в структурном подразделении. Знания: – требования к сырью при выработке сыра; – ассортимент сыра; – требования действующих стандартов и технические условия на вырабатываемые продукты; – технологические процессы производства сыров и продуктов из сыворотки; – производсственный учет. |
Формируемые компетенции:
| Код | Наименование результата обучения | ПК 2.3 | Вести технологические процессы производства цельномолочных продуктов. | ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | |
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
МДК 04.01. Технология производства различных видов сыра и продуктов из молочной сыворотки, МДК 02.01 Технология производства цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания и МДК 05.01 Управление структурным подразделением.
ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА:
– ПЭВМ;
Документация:
– товарно-транспортная накладная;
– реестр ТТН;
– внутрихозяйственная накладная на перемещение ТМЦ
Раздаточный материал:
– карточки-задания.
ЛИТЕРАТУРА:
1 Ростроса Н.К. Курсовое и дипломное проектирование предприятий молочной промышленности. – М.: Агропромиздат, 2015
2 Степанова Л.И. Справочник технолога молочного производства Т1. цельномолочные продукты. – СПБ.: ГИОРД, 2004
3 Шалыгина А.М., Калинина Л.В. Общая технология молока и молочных продуктов. - М.: Колос, 2006.
4 Кожевникова Н.Н. Основы экономики.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 288 с.
5 Кудина М.В. Основы экономики .- М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА –М, 2012.- 352с.
6 Суетенков Е.Н. Пасько Н.И. Основы менеджмента.- М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2013.- 240 с.
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА
1 Организационный момент: приветствие, перекличка, мотивация (5 мин);
2 Актуализация конкурса (8 мин);
3 Проведение конкурса (23 мин);
4 Подведение итогов профессионального конкурса (5 мин);
5 Рефлексия: символическая эмоциональная (3 мин).
СЦЕНАРИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА
1 Организационный момент
Взаимное приветствие
Здравствуйте, мы очень рады приветствовать вас на Профессиональном конкурсе «Лучший мастер-учетчик»! Занятие пройдет в форме деловой игры, в ходе которой будет создана производственная ситуация. Сегодня Вы окажитесь в роли мастеров производственных участков по выработке цельномолочной продукции.
Мотивация
Главная задача мастера производственного участка по выработке цельномолочной продукции - это выработка качественной продукции, которая обязательно должна соответствовать требованиям стандарта.
По поступившему сырью мастер получает заполненную ТТН с пересчетом цельного молока на базисную жирность, в конце мены готовя продукция сдается мастером на склад по внутрихозяйственной накладной, для реализации готовой продукции мастер участвует в разработке рекламы. И только потом приступить к производству запланированного объема молочной продукции, отвечающей требованиям стандарта.
Правильно выполненные расчеты гарантируют эффективное использование и распределение сырья на выработку готовой продукции с учетом производственных потерь.
Кроме этого, необходимо знать, что мастер производственного участка является материально-ответственным лицом. Это значить несет ответственность за полученное количество сырья и выхода готовой продукции – рублем.
1.3 Сообщение плана проведения профессионального конкурса
Раннее на уроках по профессиональному модулю МДК 04.01. Технология производства различных видов сыра и продуктов из молочной сыворотки: сыры и напитки. ПМ 05 Организация работы структурного подразделения вы освоили методику заполнения первичных документов по распределению сырья и выходу готовой продукции.
Сегодня перед вами стоят следующие задачи по:
– распределению сырья согласно задания;
– составлению ТТН на поступившее сырье;
– проведению технологических расчетов с учетом производственных потерь по выходу готовой продукции;
– составлению внутрихозяйственной накладной на готовую продукцию;
– созданию рекламы на произведенную продукцию.
По мере выполнения заданий вы должны пригласить технолога и экономиста, для проверки расчетов и документаций. После выполнения всех заданий каждый должен отчитаться.
1.4 Критерии оценки
В течение занятия за правильно проведенные технологические расчеты и составленные первичные документы поэтапно будут выдаваться сигнальные карточки разных цветов.
Правильно выполненная работа– красная карточка
Выполненная работа с одним замечанием – зеленая
С двумя и более замечаниями – желтая.
По сумме полученных карточек в конце профессионального конкурса будут определены три мастера-учетчика, набравшие большее количество сигнальных карточек красного цвета.
2 Актуализация конкурса
Прежде чем приступить к выполнению задания проведем допуск мастеров-учетчиков производственных участков.
Допуск проводится по следующим правилам: мастера-учетчики по производственным участкам получают вопрос на ответ, которого дается 2 минуты. После ответа на экране появляется правильный ответ. За правильные ответы выдаются студентам цветные жетоны
Вопросы:
1 Какие производственные потери необходимо учитывать при технологических расчетах производства цельномолочных, кисломолочных, сычужных сыров? (при сепарировании сырья; при нормализации; при созревании)
2 Какими нормативными документами пользуются мастера производственных участков при выполнении технологических расчетов?(производственные Приказы № 425 и № 1025, №269)
3 Что необходимо учитывать при работе с этими документами?( мощность предприятия и количество заданного сырья, качественные показатели сырья)
4 Назовите основные экономические показатели ТТН? ( реквизиты поставщика, покупателя, сырья)
5 Напишите формулу баланса сырья.(Он+П=Ок+Р)
6 Как делается пересчет сырья в базисную жирность? (Кс.б.= Кс*Жс/Жб)
3 Проведение профессионального конкурса
Выполнение задания осуществляется мастерами-учетчиками восьми производственных участков (8 человек). Контроль, выполнения заданий будут осуществлять технолог и старший мастер по учету сырья и готовой продукции.
Предлагаем вам вытянуть жребий, кому какой участок достанется.
(Студенты вытягивают карточки с названием участка)
Участок №1 – по выработке Российского сыра;
Участок №2 – по выработке пастеризованного молока;
Участок №3 – по выработке творога;
Участок №4 – по выработке сметаны;
Участок №5 – по выработкекисломолочных напитков;
Участок №6 – по выработке пастеризованной сыворотки;
Участок №7 – по выработке десертного желе;
Участок № 8 – по выработке напитков с функциональными наполнителями.
Прежде чем Вы преступите к выполнению работы, мы перед вами ставим ЗАДАЧУ.
Что необходимо учитывать мастеру-учетчику производственного участка при составлении жирового баланса, чтобы не было излишков или недостачи сырья или готовой продукции?
Для этого на экране показана схема жирового баланса.
Сырье | КГ | Ж% | Жкг | Готовый продукт | Ж% | КГ | Жкг | Пжкг |
ц/молоко | | | | | | | | |
сливки | | | | | | | | |
о/молоко | | | | | | | | |
Итого | | | ∑1 | | | | ∑2 | ∑3 |
| | | | | | | ∑4 |
∑1=∑4
Условия:
Если ∑1
∑1 ∑4 – ?
Работа мастеров-учетчиков производственных участков выполняется в течение 10 минут.
Каждый выполненный этап работы сдается технологу и учетчику,
( выдается цветной жетон).
Работы участков – запонение документации по поступившему сырью (ТТН и реестр ТТН) .
Проводят продуктовый расчет по выходу готового продукта с учетом производственных потерь и заполняют электронные таблицы жирового баланса. Данные расчетов выносятся на экран по сети.
Заполняется накладная на внутрихозяйственное перемещение готовой продукции на склад( количество упакованной продукции и ее стоимость). Разрабатывается и проводится защита рекламы на выпущенную продукцию
А теперь мастера-учетчики делают вывод о правильности технологических расчетов и заполнения первичной документации, проводят рекламную акцию по выпущенной продукции.
4 Подведение итогов профессионального конкурса
Подводятся итоги профессионального конкурса и выдаются удоставерения мастера-учетчика производственного подразделения.
Итак, подведя итого работ всех мастеров-учетчиков, мы можем сказать что все участники показали хороший уровень знания, умений и навыков по профессиональным компетенциям мастера-учетчика.
Как вы считаете, мы достигли поставленной цели???
Где вам пригодятся эти навыки и умения????
В начале занятия Вам была поставлена задача, ответить на вопрос:
Что необходимо учитывать мастеру-учетчику производственного участка при составлении жирового баланса, чтобы не было излишков или недостачи сырья или готовой продукции?
Какую документацию ведет мастер-учетчик и кому отчитывается по каждой смене?
Заслушиваются ответы мастеров-учетчиков производственных участков
5 Рефлексия: символическая эмоциональная
Давайте оценим Ваше эмоциональное состояние на нашем проведенном занятии!
У нас есть геометрические фигуры: звезда, квадрат, круг, треугольник.
Если всё понравилось, было комфортно вы выбираете – «звезду»;
Если понравилось, но не совсем было комфортно вы выбираете – «квадрат»;
Если вы остались равнодушными – «круг»;
Если вам не понравилось – «треугольник».
Подведение итогов рефлексии
ВСЕМ БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Книги, монографии:
1 Ростроса Н.К. Курсовое и дипломное проектирование предприятий молочной промышленности. – М.: Агропромиздат, 2015
2 Степанова Л.И. Справочник технолога молочного производства Т1. цельномолочные продукты. – СПБ.: ГИОРД, 2014
3 Шалыгина А.М., Калинина Л.В. Общая технология молока и молочных продуктов. - М.: Колос, 2016.
4 Кожевникова Н.Н. Основы экономики.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 288 с.
5 Кудина М.В. Основы экономики .- М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА –М, 2012.- 352с.
6 Суетенков Е.Н. Пасько Н.И. Основы менеджмента.- М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2015.- 240 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧАСТКА №1
В цех по выработке сыра поступило цельное молоко в количестве 55000 кг с м.д.ж. 3,7%.
Необходимо провести расчеты сырья с учетом производственных потерь по выработке Российского сыра с м.д.ж. 50%.
Учесть все заявленное сырье. Составить таблицу жирового баланса.
Составить товарно-транспорную накладную и реестр на поступившее сырье на основании заданного сырья.
После составления таблицы жирового баланса заполнить накладную на передачу готовой продукции в места хранения
Сделать анализ проведенных расчетов. При расчетах пользоваться приказом №425.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧАСТКА №2
В цех по выработке цельномолочных продуктов поступило цельное молоко в количестве 8000 кг с м.д.ж. 3,8%. На остатках с прошлой смены осталось 6000 кг обезжиренного молока и 500 кг сливок жирностью 25%.
Необходимо провести расчеты сырья с учетом производственных потерь по выработке ультропастеризованного молока с м.д.ж. 3,2% .
Учесть все заявленное сырье. Составить таблицу жирового баланса.
Составить товарно-транспорную накладную и реестр на поступившее сырье на основании заданного сырья.
После составления таблицы жирового баланса заполнить накладную на передачу готовой продукции в места хранения
Сделать анализ проведенных расчетов. При расчетах пользоваться приказом №1025.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧАСТКА №3
В цех по выработке кисломолочных продуктов поступило цельное молоко в количестве 18000 кг с м.д.ж. 3,9%. На остатках с прошлой смены осталось 300 кг сливок жирностью 10,2%.
Необходимо провести расчеты сырья с учетом производственных потерь по выработке сметаны с м.д.ж. 10% .
Учесть все заявленное сырье. Составить таблицу жирового баланса.
Составить товарно-транспорную накладную и реестр на поступившее сырье на основании заданного сырья.
После составления таблицы жирового баланса заполнить накладную на передачу готовой продукции в места хранения
Сделать анализ проведенных расчетов. При расчетах пользоваться приказом №1025.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧАСТКА №4
В цех по выработке кисломолочных продуктов поступило цельное молоко в количестве 20000 кг с м.д.ж. 4,2%. На остатках с прошлой смены осталось 7000 кг обезжиренного молока.
Необходимо провести расчеты сырья с учетом производственных потерь по выработке сметаны с м.д.ж. 15% .
Учесть все заявленное сырье. Составить таблицу жирового баланса.
Составить товарно-транспорную накладную и реестр на поступившее сырье на основании заданного сырья.
После составления таблицы жирового баланса заполнить накладную на передачу готовой продукции в места хранения
Сделать анализ проведенных расчетов. При расчетах пользоваться приказом №1025.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧАСТКА №5
В цех по выработке кисломолочных продуктов поступило цельное молоко в количестве 25000 кг с м.д.ж. 3,9%. На остатках с прошлой смены осталось 7000 кг обезжиренного молока и 560 кг. сливок с м.д.ж. 20%.
Необходимо провести расчеты сырья с учетом производственных потерь по выработке творога с м.д.ж. 9% традиционным способом.
Учесть все заявленное сырье. Составить таблицу жирового баланса.
Составить товарно-транспорную накладную и реестр на поступившее сырье на основании заданного сырья.
После составления таблицы жирового баланса заполнить накладную на передачу готовой продукции в места хранения
Сделать анализ проведенных расчетов. При расчетах пользоваться приказом №1025 и №269
ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧАСТКА №6
В цех по выработке кисломолочных продуктов поступило цельное молоко в количестве 30000 кг с м.д.ж. 3,6%. На остатках с прошлой смены осталось 2300 кг обезжиренного молока и 800 кг. сливок с м.д.ж. 16%.
Необходимо провести расчеты сырья с учетом производственных потерь по выработке обезжиренного творога традиционным способом.
Учесть все заявленное сырье. Составить таблицу жирового баланса.
Составить товарно-транспорную накладную и реестр на поступившее сырье на основании заданного сырья.
После составления таблицы жирового баланса заполнить накладную на передачу готовой продукции в места хранения
Сделать анализ проведенных расчетов. При расчетах пользоваться приказом №1025 и №269
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Сводная таблица жирового баланса
Сырье | КГ | Ж% | Жкг | Готовый продукт | Ж% | КГ | Жкг | Пжкг |
ц/молоко | | | | | | | | |
сливки | | | | | | | | |
о/молоко | | | | | | | | |
Итого | | | ∑1 | | | | ∑2 | ∑3 |
| | | | | | | ∑4 |
∑1=∑4
Условия:
Если ∑1
∑1 ∑4 – ?
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА
ХОД КОНКУРСА:
ЗАДАНИЕ №1.
Распределить сырье согласно, выданного задания на карточке.
ЗАДАНИЕ №2.
В электронных таблицах провести технологические расчеты по выходу готового продукта, используя для этого формулы и Приказы №1025, №269, №425
Составить таблицу жирового баланса.
ЗАДАНИЕ №3.
Заполнить первичную документацию на поступившее сырье в ТТН и реестр.
ЗАДАНИЕ №4.
Оформить накладную на передачу готовой продукции в места хранения.
ЗАДАНИЕ №5.
Провести анализ полученных результатов технологического расчета с учетом производственных потерь, заполненной первичной документации и отчитаться о проделанной работе технологу и мастеру по учету.
ЗАДАНИЕ №6.
Составить презентацию на выпущенную продукцию (рекламу) и провести акцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Рисунок 1 – Товарно-транспортная накладная
Рисунок 2 – Накладная на передачу готовой продукции в места хранения
27