СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МУ по самостоятельной работе ПМ.02. МДК 02.01 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объем самостоятельной работы определяется государственным образовательным стандартом, а так же учебным планом и является обязательной для каждого студента.

Внеаудиторная самостоятельная работа  студентов по МДК «Теоретические  и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста»  рассчитана  на 63 часа.

Просмотр содержимого документа
«МУ по самостоятельной работе ПМ.02. МДК 02.01 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»



Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Семеновский индустриально-художественный техникум»









МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


ПМ.02. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ

МДК 02.01 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


по специальности 44.02.01 Дошкольное образование















2016г



УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по МР О.А.Байдакова


______________________


« » 20 г.


РАССМОТРЕНО

на заседании пцк

протокол №____ от ______


Председатель ПЦК

____________/Е.В. Казакова










Разработчик:

Киселева Инна Борисовна, преподаватель ГБПОУ «СИХТ»




Рецензент:

Митрофанова О.Л., старший воспитатель МБДОУ д/с №9 «Ромашка»
























Содержание



  1. Введение………………………………………………………………. 4

  2. Методические указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ…………………………………………........................ 6

  3. Внеаудиторная самостоятельная работа №1……………….……….. 6

  4. Внеаудиторная самостоятельная работа №2……………….……….. 7

  5. Внеаудиторная самостоятельная работа №3……………….……….. 8

  6. Внеаудиторная самостоятельная работа №4……………….…………9

  7. Внеаудиторная самостоятельная работа №5……………….……….. 10

  8. Внеаудиторная самостоятельная работа №6……………….……….. 11

  9. Внеаудиторная самостоятельная работа №7……………….……….. 12

  10. Внеаудиторная самостоятельная работа №8……………….……….. 13

  11. Внеаудиторная самостоятельная работа №9……………….……….. 14

  12. Внеаудиторная самостоятельная работа №10………………………..15

  13. Внеаудиторная самостоятельная работа №11………………………..16

  14. Внеаудиторная самостоятельная работа №12………………………..17

  15. Внеаудиторная самостоятельная работа №13………………………..18

  16. Внеаудиторная самостоятельная работа №14………………………..19

  17. Внеаудиторная самостоятельная работа №15………………………..20

  18. Внеаудиторная самостоятельная работа №16………………………..24

  19. Перечень литературы и информационных источников……….…….25

Приложения



Введение


Согласно пункту 24 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 543, самостоятельная работа студентов является одним из основных видов учебных занятий.

Цель самостоятельной работы - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.


Самостоятельная работа студентов направлена на:

  • систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • углубление и расширение теоретических знаний и практических умений;

  • формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу;

  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;


Объем самостоятельной работы определяется государственным образовательным стандартом, а так же учебным планом и является обязательной для каждого студента.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по МДК «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста» рассчитана на 63 часа.


Вреаудиторная работа№

Раздел

Тема

Часовая нагрузка

№1

Теоретические и методические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

1. 1

Психолого-педагогическое обоснование сущности игры и ее развития в детском возрасте

2ч.

№2

1. 2

Структура игры и этапы ее классификация

4ч.

№3

1. 3

Игрушка - средство воспитания и образования

5ч.

№4

1. 4

Особенности формирования игровой деятельности в раннем дошкольном

3ч.

№5

Методика руководства игровой деятельностью дошкольников

2. 1

Сюжетно-ролевые игры в ДОУ


6ч.

№6

2. 2

Театрализованные игры в ДОУ


3ч.

№7

2. 3

Игры с природным и строительным материалом

5ч.

№8


Игры

с

правилами


3. 1

Дидактические игры и их использование в ДОУ

4ч.

№9

3. 2

Подвижные игры

5ч.

№10

3. 3

Пальчиковые и настольные игры

4ч.

№11

Предметно-развивающая среда в ДОУ.

4. 1

Предметно-пространственная среда

4ч.

№12

4. 2

Организация игрового пространства разных возрастных группах

3ч.

№13

4. 3

Самостоятельная игровая деятельность дошкольника в ДОУ

4ч.

№14

Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста.

5. 1

Игра как метод диагностики развития

детей


2ч.

№15

5. 2

Игра как метод коррекции развития детей


4ч.

№16

5. 3

Игры ТРИЗ

5ч.


Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, тематики, уровня сложности конкретной самостоятельной работы студентов, уровня знаний и умений студента. Результаты самостоятельной работы фиксируются в «Рабочей тетради студента» (приложение №1).


Критериями оценки результатов внеаудиторных самостоятельных работ студента являются:

  • уровень освоения учебного материала

  • сформированность общеучебных умений

  • обоснованность и четкость в изложении материала (устной или письменной форме)

  • грамотное использование справочной литературы

  • соответствие оформления материала с методическими рекомендациями (приложение № 2)


В результате освоения МДК «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста» обучающийся должен уметь:

  • определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой деятельностью детей;

  • определять педагогические условия организации общения детей;

  • играть с детьми и стимулировать самостоятельную игровую деятельность детей;

  • использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой;


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • теоретические основы организации и планирования игровой деятельности;

  • содержание и способы организации игровой деятельности дошкольников;

  • сущность и своеобразие игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста;

  • способы диагностики результатов игровой деятельности детей.


Самостоятельная работа выполняется в соответствии с методическими указания.























Методические указания по выполнению внеаудиторных

самостоятельных работ

Внеаудиторная самостоятельная работа №1


Вид самостоятельной работы студентов:

  1. Систематическая проработка конспекта занятий.

  2. Составление библиографического списка статей по журналам «Дошкольное воспитание».

Цель: Облегчение усвоения теоретического материала.

Задачи

Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов

Воспитательные: формирование умений работы с информацией, аккуратности

Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала, аккуратность ведения «Рабочей тетради»

Вид выполнения: индивидуально

Алгоритм действий:

  • прочитать конспект

  • выучить выделенные термины

  • ответить письменно на вопросы преподавателя

  • просмотреть подборку журнала «Дошкольное воспитание» на официальном сайте журнала (http://dovosp.ru/shop/magazine_preschool_education)

  • составить библиографический список статей по проблеме «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника».

Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу: 2ч.










Внеаудиторная самостоятельная работа №2


Вид самостоятельной работы студентов:

  1. Систематическая проработка конспекта занятий.

  2. Заполнение таблицы классификация игр по С.Л. Новоселовой.

  3. Создание презентации по теме «Русская народная игрушка».

Цель: проверка умений применять полученные знания.

Задачи

Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов, уметь выделять главное и обобщать материал, развивать воображение, способность самовыражения, закрепление навыков создания презентации.

Воспитательные: формирование умений работы с информацией, развитие творческих способностей студентов.

Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала, аккуратность ведения «Рабочей тетради», соответствие выполнение задания с методическими рекомендациями.

Вид выполнения: индивидуально

Алгоритм действий:

  • прочитать конспект

  • выучить определения

  • ознакомиться со статьей Новосёловой С.Л. Игры и их классификация. // «Источник». Информационно-методический и научно-педагогический журнал департамента образования администрации Вологодской области и Вологодского института развития образования. – 2001. Приложение № 4. – С. 12-16.  Ist-Nov-1.pdf

  • составить таблицу классификации игр по Новоселовой С.Л.

  • найти информацию, используя Интернет ресурсы, по теме «Русская народная игрушка»:

-деревянная

- глиняная

-тряпичная

-соломенная

  • составить презентацию в программе Power Point в соответствии с методическими указаниями ( приложение №3).


Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:- 4ч.



Внеаудиторная самостоятельная работа №3



Вид самостоятельной работы студентов:

  1. Написание эссе

  2. Работа с дополнительной литературой

  3. Подготовка сообщения

Цель: отработка навыков аналитического мышления

Задачи

Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов, уметь выделять главное и обобщать материал,

Воспитательные: развитие творческих способностей студентов, формирование умений работы с информацией, широты кругозора

Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала, аккуратность ведения «Рабочей тетради», соответствие выполнение задания с методическими рекомендациями.

Вид выполнения: индивидуально

Алгоритм действий:

  • Написать эссе в соответствии с методическими рекомендациями на тему «Моя любимая игрушка» (приложение №2).

  • Прочитать дополнительную литературу, используя электронную библиотеку «Университетская библиотека онлайн» и литературу, указанную преподавателем

  • Составить краткий конспект прочитанного материала

  • Подготовить обзорное сообщение по прочитанному материалу в соответствии с планом:

  1. Составить план написания сообщения.

2. Исследовать конкретную проблему.

3. Добавить таблицы, иллюстрации.

4. Составить обобщение, заключение и выводы.

5. Список использованной литературы.




Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:- 5ч.







Внеаудиторная самостоятельная работа № 4



Вид самостоятельной работы студентов:

  1. Работа с дополнительной литературой.

  2. Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы

Цель: Облегчение усвоения теоретического материала.

Задачи

Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов

Воспитательные: формирование умений работы с информацией, аккуратности

Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала, грамотность изложения материала и аккуратность ведения «Рабочей тетради».

Вид выполнения: индивидуально

Алгоритм действий:

  • прочитать конспект

  • выучить выделенные термины

  • ответить письменно на вопросы преподавателя

  • Прочитать дополнительную литературу (нормативных документов ФГОС, СанПин )

  • Письменно ответить на вопросы преподавателя


Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:- 3ч.










Внеаудиторная самостоятельная работа № 5

Вид самостоятельной работы студентов:

  1. Создание картотеки

  2. Работа с дополнительной литературой, с использованием рекомендаций преподавателя.

  3. Доклад

Цель: проверка умений применять полученные знания

Задачи

Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов Интернет,

уметь выделять главное и обобщать материал, развивать воображение, дать возможность самовыражения

Воспитательные: формирование умений работы с информацией, аккуратности


Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала, грамотность изложения материала и аккуратность ведения «Рабочей тетради».

Вид выполнения: индивидуально

Алгоритм действий:

  • Используя дополнительные источники( Ж. «Дошкольное воспитание» № 6 – 89 г. Михайленко «Сюжетно-ролевые игры»)

  • составить картотеку сюжетно-ролевых игр по старшей группе используя таблицу:

    Название игры

    цель

    средства

    руководство





  • прочитать Л.В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников» стр.5-24.

  • Прочитать дополнительные источники

  • Составить доклад на тему «Режиссерская игра» (приложение № 4)


Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:- 6ч.














Внеаудиторная самостоятельная работа № 6


Вид самостоятельной работы студентов:

  1. Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

  2. Доклад

Цель: Облегчение усвоения теоретического материала.

Задачи

Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов и Интернет,

уметь выделять главное и обобщать материал.


Воспитательные: формирование умений работы с информацией, аккуратности

Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала, грамотность изложения материала и аккуратность ведения «Рабочей тетради».

Вид выполнения: индивидуально

Алгоритм действий:


  • прочитать конспект

  • выучить выделенные термины

  • ответить письменно на вопросы преподавателя

  • Прочитать дополнительную литературу (Богуславская З. М., Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 1991. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. «Игра и нравственное развитие дошкольников». М.: «Издательство Московского Университета», 1986.)

  • Составить доклад на тему « Значение театрализованной игры в формировании нравственных качеств личности дошкольника» (приложение№4)

Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:-3ч.








Внеаудиторная самостоятельная работа №7




Вид самостоятельной работы студентов:

  1. Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы .

  2. Составление альбома построек

Цель: Проверка умений применять полученные знания.

Задачи

Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов и Интернет,

уметь выделять главное и обобщать материал, закрепление практических навыков.


Воспитательные: формирование умений работы с информацией, аккуратности.

Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала, грамотность изложения материала и аккуратность ведения «Рабочей тетради».

Вид выполнения: индивидуально

Алгоритм действий:

  • прочитать конспект

  • выучить выделенные термины

  • ответить письменно на вопросы преподавателя

  • Выбрать возрастную группу детей и составить список тем игр со строительным материалом по программе дошкольного образования «Детство» /. Под ред. Т. И. Бабаевой

  • Выбрать из списка одну из игр и разработать этапы постройки

  • Нарисовать образец по каждому этапу постройки

  • Оформить альбом по образцу:

Альбом игр

со строительным материалом

для ……возраст.детей


Тематический список игр:






Этапы

постройки

Тема игры:

Цель:

Условия:






Описание

игры




Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:-5ч.

Внеаудиторная самостоятельная работа №8




Вид самостоятельной работы студентов:

  1. Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы

  2. Изготовление дидактических игр

Цель: Проверка умений применять полученные знания.

Задачи

Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов и Интернет, закрепление практических навыков.

Воспитательные: формирование умений работы с информацией, аккуратности, развитие творческих способностей.

Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала, грамотность изложения материала, аккуратность изготовленной игры и соответствие условиям.

Вид выполнения: индивидуально

Алгоритм действий:


  • прочитать конспект

  • выучить выделенные термины

  • ответить письменно на вопросы преподавателя

  • Выбрать возрастную группу детей и составить список тем дидактических игр по программе дошкольного образования «Детство» /. Под ред. Т. И. Бабаевой

  • Выбрать из списка две дидактические игр по разным образовательным областям

  • Изготовить две игры с описанием структуры (задач, правил, игровых действий), методики использования их и варианты усложнения.

  • Оформить игры

Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:-4ч.








Внеаудиторная самостоятельная работа №9


Вид самостоятельной работы студентов:

  1. Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы.

  2. Составление конспекта подвижной игры в старшей и подготовительной группе.

  3. Подготовка картотеки подвижных игр

Цель: Проверка умений применять полученные знания.

Задачи

Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов и Интернет, закрепление практических навыков.

Воспитательные: формирование умений работы с информацией, аккуратности, развитие творческих способностей.

Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала, грамотность изложения материала и аккуратность ведения «Рабочей тетради».

Вид выполнения: индивидуально

Алгоритм действий:


  • прочитать конспект

  • выучить выделенные термины

  • ответить письменно на вопросы преподавателя

  • Выбрать возрастную группу детей и составить список подвижных игр по программе дошкольного образования «Детство» /. Под ред. Т. И. Бабаевой

  • Составить конспект одной игры из списка( приложение №5)

Название игры

Цель


Задачи


Оборудование

Ход игры












  • Составить картотеку подвижных игр по выбранной возрастной группе, используя таблицу:

Название игры

Цель

Оборудование


Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:-5ч.



Внеаудиторная самостоятельная работа №10




Вид самостоятельной работы студентов:

  1. Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы.

  2. Подготовка картотеки пальчиковых игр по Н.В. Нищевой.

Цель: Проверка умений применять полученные знания.

Задачи

Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов и Интернет, закрепление практических навыков.

Воспитательные: формирование умений работы с информацией, аккуратности.

Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала.

Вид выполнения: индивидуально

Алгоритм действий:


  • Прочитать Н.В. Нищевой «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» Москва/ 2008

  • Выбрать возрастную группу детей и составить список пальчиковых игр

  • Составить картотеку подвижных игр по выбранной возрастной группе



Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:-4ч.














Внеаудиторная самостоятельная работа №11




Вид самостоятельной работы студентов:

  1. Систематическая проработка конспектов занятий.

  2. Создание презентации

Цель: Проверка умений применять полученные знания.

Задачи

Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов, уметь выделять главное и обобщать материал, развивать воображение, способность самовыражения, закрепление навыков создания презентации.

Воспитательные: формирование умений работы с информацией, развитие творческих способностей студентов.

Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала, аккуратность ведения «Рабочей тетради», соответствие выполнение задания с методическими рекомендациями.

Вид выполнения: индивидуально

Алгоритм действий:

  • прочитать конспект

  • выучить определения

  • выбрать возрастную группу

  • найти информацию, используя Интернет ресурсы, по теме « Организация игрового пространства по ФГОС» в соответствии с выбранной группой.

  • составить презентацию в программе Power Point в соответствии с методическими указаниями (приложение №3).

Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:-4ч.




Внеаудиторная самостоятельная работа №12



Вид самостоятельной работы студентов:

  1. Систематическая проработка конспектов занятий.

  2. Создание презентации

Цель: Проверка умений применять полученные знания.

Задачи

Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов, уметь выделять главное и обобщать материал, развивать воображение, способность самовыражения, закрепление навыков создания презентации.

Воспитательные: формирование умений работы с информацией, развитие творческих способностей студентов.

Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала, аккуратность ведения «Рабочей тетради», соответствие выполнение задания с методическими рекомендациями.

Вид выполнения: индивидуально

Алгоритм действий:


  • прочитать конспект

  • выучить определения

  • выбрать возрастную группу найти информацию, используя Интернет ресурсы, по теме «Организация игровой зоны для девочек и мальчиков» в соответствии с выбранной группой.

  • составить презентацию в программе Power Point в соответствии с методическими указаниями ( приложение №3).

Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:-3ч.







Внеаудиторная самостоятельная работа №13




Вид самостоятельной работы студентов:

  1. Систематическая проработка конспектов занятий.

  2. Составление рекомендаций для родителей .

  3. Написание эссе

Цель: Проверка умений применять полученные знания.

Задачи

Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов, уметь выделять главное и обобщать материал, развивать воображение, способность самовыражения.

Воспитательные: формирование умений работы с информацией, развитие творческих способностей студентов.

Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала, аккуратность ведения «Рабочей тетради», соответствие выполнение задания с методическими рекомендациями.

Вид выполнения: индивидуально

Алгоритм действий:


  • прочитать конспект

  • выучить определения

  • выбрать возрастную группу

  • составить рекомендации для родителей по организации игрового пространства ребенка дома, опираясь на выполненные самостоятельные работы №11 и №12.

  • Написать эссе в соответствии с методическими рекомендациями на тему «Почему играют дети?» (приложение. №2).

Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:-4ч.







Внеаудиторная самостоятельная работа №14



Вид самостоятельной работы студентов:

  1. Создание презентации для диагностики речевого развития детей старшего возраста.

Цель: Проверка умений применять полученные знания.

Задачи

Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов, уметь выделять главное и обобщать материал, развивать воображение, способность самовыражения, закрепление навыков создания презентации.

Воспитательные: формирование умений работы с информацией, развитие творческих способностей студентов.

Оценка работы: При оценивании учитывается соответствие выполнение задания с методическими рекомендациями.

Вид выполнения: индивидуально

Алгоритм действий:


  • Прочитать по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е.Вераксы раздел познавательно-речевое развитие старшая группа.

  • найти информацию, используя Интернет ресурсы, по теме «Диагностика речевого развития детей старшего возраста с использованием игр».

  • составить презентацию в программе Power Point в соответствии с методическими указаниями (приложение№3).

Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:-2ч.









Внеаудиторная самостоятельная работа №15



Вид самостоятельной работы студентов:

  1. Систематическая проработка конспектов занятий.

  2. Составление таблицы.

Цель: Проверка умений применять полученные знания.

Задачи

Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов, уметь выделять главное и обобщать материал.

Воспитательные: формирование умений работы с информацией, развитие творческих способностей студентов.

Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала, аккуратность ведения «Рабочей тетради», соответствие выполнение задания с методическими рекомендациями.

Вид выполнения: индивидуально

Алгоритм действий:


  • прочитать конспект

  • выучить определения

  • выбрать возрастную группу

  • Составление таблицы критерии диагностики сформированности сюжетно-ролевой игры, по программе «От рождения до школы» под ред. Вераксы и рекомендациями:


Для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из 4—5 дошкольников одного возраста. Тема игры задается взрослым (воспитатель, психолог, зам. заведующей), который и осуществляет диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивается в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Тему игры можно выбирать любую, главное — чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей. Наиболее оптимальными здесь могут быть такие игры, как «Путешествие», «День рождения у белочки (зайчика)» и др., не имеющие четко заданной ситуации и позволяющие включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку. Использование узкоспециализированных тематических игр, «Больница», «Строители» и т. д., нецелесообразно из-за жесткой заданности (иногда даже заученности) ролей (например, врач, медсестра, больной).

Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям: распределение ролей, основное содержание игры, ролевое поведение, игровые действия, использование атрибутики и предметов-заместителей, использование ролевой речи, выполнение правил. Каждый критерий оценивается по 4 уровням. При этом, несмотря на то что не существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, представляется целесообразным установить следующие возрастные рамки для каждого уровня:

1 уровень — от 2,0 до 3,5 лет,

2 уровень — от 3,5 до 4,5 лет,

3 уровень — от 4,5 до 5,5 лет,

4 уровень — старше 5,5 лет,

Эти возрастные рамки позволяют как планировать работу с детьми того или иного возраста по формированию игровых навыков, так и отслеживать эффективность этой работы.

1) Распределение ролей

1 уровень — отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат — врач, взял поварешку — повар).

2 уровень — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д.

3 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более чело­век). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.

4 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

2) Основное содержание игры

1 уровень — действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).

2 уровень — действие с предметом в соответствии с реальностью.

3 уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).

4 уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».

3) Ролевое поведение

1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.

2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.

3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.

4) Игровые действия

1 уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).

2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.

3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.

4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.

5) Использование атрибутики и предметов-заместителей

1 уровень — использование атрибутики при подсказке взрослого.

2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).

3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

4 уровень — использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).

6) Использование ролевой речи

1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.

2 уровень — наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.

3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.

7) Выполнение правил

1 уровень — отсутствие правил.

2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.


Результаты наблюдения удобно представлять в сводную таблицу. Против фамилии каждого ребенка отмечается его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, следует закрасить клеточку, например, в зеленый цвет, если опережает возрастную норму — в красный, если отстает — в синий. Цветовое обозначение существенно облегчает анализ результатов наблюдения, так как в одной группе чаще всего находятся дети разного возраста, соответственно имеющие различные нормы сформированности игровых навыков. В итоге можно получить таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина сформированности игровых навыков в той или иной возрастной группе, так и результаты каждого ребенка. Это позволяет, с одной стороны, оценить работу воспитателей по формированию игровых навыков, а с другой — воспитателю спланировать индивидуально направленную работу с детьми по их формированию

Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:-4ч.































Внеаудиторная самостоятельная работа №16



Вид самостоятельной работы студентов:

  • Работа с дополнительной литературой, с использованием рекомендаций преподавателя

  • Составление конспекта

  • Работа с таблицей

Цель: Проверка умений применять полученные знания.

Задачи

Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов, уметь выделять главное и обобщать материал.

Воспитательные: формирование умений работы с информацией, развитие творческих способностей студентов.

Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала, аккуратность ведения «Рабочей тетради», соответствие выполнение задания с методическими рекомендациями.

Вид выполнения: индивидуально

Алгоритм действий:

  • прочитать используя библиотеку-онлайн :«Теория решения изобретательских задач - 88» Альтов Г.

  • выбрать возрастную группу

  • найти информацию, используя Интернет ресурсы, по теме « Игры ТРИЗ» в соответствии с выбранной группой.

  • составить конспект родительского собрания с использованием игровых методик согласно следующему плану и собственным самостоятельным практическим разработкам:

Возрастная группа- Тема

Цель:

Предварительная работа:

Ход

Вступительное слово

Использование игровых методик

Использование ИКТ

Выставка игр по теме……………………….

Заключение


  • Заполнить таблицу не менее 5 игр!

Название

игры

Вид

Методика проведения





Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу 5ч.



Перечень литературы и информационных источников



  1. Альтов Г. «Теория решения изобретательских задач - 88» Москва/1980

  2. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников»стр.5-24 Москва Просвещение/ 1991

  3. Богуславская З. М. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 1991.

  4. Журнал «Дошкольное воспитание»

  5. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. «Игра и нравственное развитие дошкольников». Москва/ «Издательство Московского Университета», 1986.

  6. Образовательная программа «От рождения до школы» /под ред. Вераксы

  7. Образовательная программа «Детство» / Под ред. Т. И. Бабаевой

  8. Нищева Н.В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» Москва/ 2008

  9. Новосёлова С.Л. Игры и их классификация. / «Источник». Информационно-методический и научно-педагогический журнал департамента образования администрации Вологодской области и Вологодского института развития образования. – 2001.

  10. «Университетская библиотека онлайн».

  11. http://dovosp.ru/shop/magazine_preschool_education

  12.  http:// Ist-Nov-1.pdf

  13. приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

  14. СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"












Приложение №1

Методические рекомендации по оформлению «Рабочей тетради студента»



Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Семеновский индустриально-художественный техникум»








Рабочая тетрадь

для самостоятельных

и внеаудиторных работ









по МДК 02.01: Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста














Выполнил: студент___курса

Код ____

Гр._____

ФИО студента_____________

Проверил: преподаватель

______________ Киселева И.Б.





Приложение №2


Методические рекомендации по написанию эссе

Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" - взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем - либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.

Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Структура эссе

1.​ Титульный лист включает название темы, дату выполнения, ФИО студента, № и код группы, курса, ФИО преподавателя.

2.​ Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?»,«Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?».

3. Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса.

4. Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение.



Критерии оценки эссе

Критерий

Требования к студенту

Максимальное количество баллов

Знание и понимание теоретического материала.

- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;
- самостоятельность выполнения работы.

2 балла

Анализ и оценка информации

- грамотно применяет категории анализа;
- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;
- диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);
- обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм;
- дает личную оценку проблеме;

4 балла

Построение суждений

- ясность и четкость изложения;
- логика структурирования доказательств
- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- приводятся различные точки зрения и их личная оценка.
- общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.

3 балла

Оформление работы

- работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;
- соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;
- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;
- соответствие формальным требованиям.

1 балл








Приложение №3

Методические рекомендации по созданию презентации

Процесс презентации состоит из отдельных этапов:

  1. Подготовка и согласование с преподавателем текста доклада

  2. Разработка структуры презентации

  3. Создание презентации в  Power Point

  4. Согласование презентации и репетиция доклада.

На первом этапе производится подготовка и согласование с преподавателем текста доклада.

На втором этапе производится разработка структуры компьютерной презентации. Учащийся составляет варианты сценария представления результатов собственной деятельности и выбирает наиболее подходящий.

 На третьем этапе он создает  выбранный вариант презентации  в Power Point .

Требования к формированию компьютерной презентации.

Компьютерная презентация должна содержать начальный и конечный слайды;

структура компьютерной презентации должна включать оглавление, основную и резюмирующую части;

каждый слайд должен быть логически связан с предыдущим и последующим;

слайды должны содержать минимум текста (на каждом не более 10 строк);

необходимо использовать графический материал (включая картинки), сопровождающий текст (это позволит разнообразить представляемый материал и обогатить доклад выступающего студента);

компьютерная презентация может сопровождаться анимацией, что позволит повысить эффект от представления доклада (но акцент только на анимацию недопустим, т.к. злоупотребление им на слайдах может привести к потере зрительного и смыслового контакта со слушателями);

время выступления должно быть соотнесено с количеством слайдов из расчета, что компьютерная презентация, включающая 10— 15 слайдов, требует для выступления около 7—10 минут.

Подготовленные для представления доклады должны отвечать следующим требованиям:

  • цель доклада должна быть сформулирована в начале выступления;

  • выступающий должен хорошо знать материал по теме своего выступления, быстро и свободно ориентироваться в нем;

  • недопустимо читать текст со слайдов или повторять наизусть то, что показано на слайде;

  • речь докладчика должна быть четкой, умеренного темпа;

  • докладчику во время выступления разрешается держать в руках листок с тезисами свое­го выступления, в который он имеет право заглядывать;

  • докладчик должен иметь зрительный контакт с аудиторией;

  • после выступления докладчик должен оперативно и по существу отвечать на все вопросы аудитории (если вопрос задан не по теме, то преподаватель должен снять его).

  • Состав и качество применяемых для нужд компьютерной презентации средств автоматизации должны соответствовать требованиям специально оснащаемых учебных классов. Это оборудование обязательно должно включать компьютер, переносной экран и проектор.

Критерии оценки презентации

Оцениванию подвергаются все этапы презентации: собственно компьютерная презентация, т.е. ее содержание и оформление.























Приложение №4


Методические рекомендации по написанию доклада



Доклад – вид самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Структура доклада

Порядок написания

Содержание

Вступление

обоснование актуальности темы

Целеполагание

Изложение поставленных целей и задач

Обоснование

Краткий обзор изученных источников и использованной литературы

Основная часть

Описание с применением демонстративного материала, иллюстраций

Выводы

Личное отношение автора к теме


Критерии оценки доклада



  1. Текст доклада должен быть построен в строгом соответствии с его структурой (планом). Каждый раздел и используемая иллюстрация, наглядность доклада должны послужить достижению конечной цели – его главной идее. (3 балла)

  2. Ограничение выступления во времени – 10минут.(1 балл)

  3. Речевая культура выступления; уверенность и убедительность манеры изложения.(1 балл)













Приложение №5

Методические рекомендации по написанию конспекта игры


Возраст детей

Задачи формирования

Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми

Структура сюжетов

5-7 лет

Формировать умение выстраивать новые последовательности событий и при этом ориентироваться на партнеров-сверстников; обозначать для них (пояснять) очередное сюжетное событие, прислушиваться к мнению партнеров и учитывать его; формировать умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками игры события в общем сюжете.

Втягивать детей в игру – придумывание, протекающую в чисто речевом плане, где сюжетосложение отделяется от предметно-игровых действий и ролевого взаимодействия. Переходить от частичного изменения известных сюжетов («расшатывание» сюжетов) к построению совсем новых сюжетов в такой игре.

Многотемные сюжеты, где комбинируются события и персонажи из различных смысловых контекстов (из разных сказок, из сказок и реального опыта, реалистические элементы из разных сфер жизни). Сюжетная схема волшебной сказки – структурное основание для совместной игры взрослого с детьми


Примерное планирование игровой деятельности в 1-ой половине

дня в старшей группе1

До завтрака:

- настольно-печатные «Зоологическое лото», «Кто лов​кий»;

- строительные «Мост», «Гараж для машин»;

- сюжетно-ролевая «Парикмахерская».

После завтрака и между занятиями:

-​ дидактическая «Узнай по описанию»;

-​  хороводная «Карусель».

На прогулке:

- подвижные «Хитрая лиса», «Эстафета»;

- дидактические «Съедобное-несъедобное», «Узнай по опи​санию»;

- сюжетно-ролевые «Семья», «Метро», «Магазин»;

- с природными материалами (песок, снег) «Тоннель», «Лабиринт», «Сказочный дворец».

1 составитель Н.С. Голицына Перспективное планирование в детском саду М..2012.