СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мудрые мысли Крылова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вспомнить мудрость строчек басен И.А. Крылова. Рассказать о жизни и творчестве великого баснописца

Просмотр содержимого документа
«Мудрые мысли Крылова»

Сценарий литературной гостиной «Мудрые басни И.А Крылова»

Цель : воспитывать интерес к изучению литературы, к творчеству и личности И.А. Крылова, развивать творческие способности учеников.

Оформление : портрет И.А. Крылова, выставка книг, плакаты с афоризмами писателя.

«Его басни переживут века…!»

К.Батюшков

Вступительное слово (на фоне классической музыки) : Здравствуйте, ребята, уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить об одном очень известном в мире русской литературы человеке, которому в феврале этого года исполнился 251 год со дня рождения.

Ученик: Славных лиц в России много:

Тех, кто край родной любя,

Укреплял державу строго,

Не жалел в трудах себя.

Тот эскадру вел отважно,

Тот солдат, тот славный князь.

Дел узор вплетали важный

В историческую вязь.

Ученик: В сердце каждого потомка

Оставляли яркий след

Честной службой, битвой громкой,

Славой доблестных побед.

Нить истории прекрасна

Златом добрых славных дел,

Жизнь того лишь не напрасна,

За отчизну кто радел.

Ученик: Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков тьму,

Он баснями себя прославил,

И в гости мы идём к нему.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней!

Ведущий: Ребята, в школе мы с вами все знакомимся с произведениями Крылова. Учим его басни. А как он стал писать их? Каким был Иван Андреевич Крылов? Давайте отправимся в детство поэта. Родился Крылов в лютые морозы. 2 февраля ( 13 февраля по новому стилю) 1769 года в Москве, в семье армейского офицера. Отца звали Андрей Прохорович, а мать Мария Алексеевна, она была из обедневших дворян. В 1775 году отец Крылова вышел в отставку, вся семья поселилась в Твери, где жила бабушка Крылова по отцовской линии.





(комната в доме)

На сцену выходят мальчик Иван Крылов и его мать. Мальчик садится за стол и что – то пишет. Мать устраивается в кресле, вяжет.

Мать: У всех дети, как дети. Ма-ма, па-па. А мой Ванечка! Первым словом у него было «Ав-ав»! Молчал, молчал. И вдруг высказался (Вздыхает). Семья наша была бедной, поэтому Ваня не мог получить в детстве хорошего образования. Грамоте его выучил отец. А потом Ванечке из милости разрешили учиться вместе с детьми богатого помещика Львова. Дай, Господь. Им доброго здоровья. У его детей были домашние учителя по русскому и французскому языкам, арифметике. А ещё Ванюша выучился читать и писать по - немецки, позже изучал английский и греческий языки.

(встаёт, подходит к Крылову, гладит по голове)

- 10 лет было Ване, когда умер его отец, наш кормилец. Ничего у нас не осталось, только сундучок с книгами.

Ваня:- Матушка, можно мне немного отдохнуть? (закрывает книги и тетрадки)

Мать: - Конечно, отдохни, сынок.

(уходят со сцены)

Ведущий: В 11 лет Крылову поступить на службу в Тверской суд. И уже тогда Ваню некоторые стали называть Иваном Андреевичем. Крылов понимал, что он теперь несёт ответственность за свою семью и очень хотел выбраться из бедности. Иван Андреевич был очень способным и упорным. Занимаясь самообразованием, Крылов смог стать одним из самых просвещённых и грамотных людей своего времени. Шли годы…

( Слайд библиотека)

Выходит Крылов (взрослый)- В 1812 году я стал работать библиотекарем в Петербургской библиотеке. Эта работа мне очень нравилась, ведь меня везде окружали книги, мои первые и главные друзья. Я заведовал книгами, журналами. Библиотека росла и множилась. И этой работе я посвятил 30 лет своей жизни.

- А как же басни, спросите меня вы?. А басни я начал писать, когда мне исполнилось 37 лет.(Садится за стол и пишет).

Ведущий: Первое издание басен Ивана Андреевича Крылова (их было 23) появилось в 1809 году. Затем издания следовали быстро, одно за другим, с прибавлением новых басен, последнее , вышедшее при его жизни в 1843 году, содержит их уже 197.Всего И.А. Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы. Навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. По определению Н.В. Гоголя, басни Крылова – «книга мудрости самого народа».

Мы приглашаем вас в театр,

Чтоб рассказать, что знаем о Крылове,

Раскрыть свой начинающий талант

И показать, как исполняем роли.

Дорогие друзья! Сегодня, как вы уже заметили, у нас гости. Они-то и будут членами жюри, которые по достоинству оценят ваши выступления.





(представление жюри)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Выступление участников.

1.МБОУ СОШ с.Весёлое (сопровождение: музыкальное сопровождение)

Кокоев Эдуард. Басня «Орёл и кот»

Учитель: Губаева Диана Павловна

2. МБОУ СОШ №7

Алборова Мария. Басня «Совет мышей» (сопровождение: музыка, декорации)

Учитель: Мурадян Нона Завеновна

3.МБОУ СОШ № 1 с углубленным изучением английского языка

Гогичаева Анастасия «Слон на воеводстве» (сопровождение: музыка, декорации)

Учитель: Завадская Ольга Александровна

4.МБОУ ООШ с.Раздольного

Бабкин Владимир Артемович. Басня «Две собаки» (сопровождение: музыка, декорации)

Учитель: Зайцева Наталия Ивановна

5.МБОУ СОШ п.Притеречного

Довмалян Артур. Басня «Осел» (сопровождение : музыка, декорации)

Учитель: Кулапина Л.А.

6.МБОУ СОШ ст. Павлодольской

Боева Эрика. Басня «Два голубя» (сопровождение: нет)

Учитель: Сергеева Лилия Николаевна

7.МБОУ ООШ ст.Черноярской

Касаткина Дана. Басня »Оракул»(сопровождение:музыка, декорации)

Учитель: Шаумян Лариса Сергеевна

8.МБОУ СОШ № 2

Забальская Анастасия. Басня «Муха и пчела» (сопровождение: музыка, декорации)

Учитель: Бондаренко Татьяна Анатольевна

9.МБОУ ООШ п.Советский

Губаева Милана. Басня «Бедный богач» ( сопровождение :музыка, декорации)

Учитель: Басиева Фатима Житарбековна

10. МБОУ ООШ п.Советский

Басиева Бриллианта. Басня «Лжец». (сопровождение : музыка, декорации)

Учитель: Басиева Фатима Житарбековна

11.МБОУ СОШ № 8

Литературный монтаж «Демьянова уха», «Стрекоза и Муравей»



Учитель:



Ведущий: Пока жюри подводит итоги, я предлагаю Вам окунуться в мир классической музыки. В исполнении Винокуровой Виктории прозвучит

Ученик: Иван Андреевич Крылов!

Где нужно, он навесть умеет
Свое волшебное стекло,
И в зеркале его яснеет 
Суровой истины чело.
Весь мир в руках у чародея, 
Все твари дань ему несут, 
По дудке нашего Орфея 
Все звери пляшут и поют.

Длись судьбами всеблагими, 
Нить любезных нам годов! 
Здравствуй с детками своими,
Здравствуй, дедушка Крылов!

Ведущий: Следующая страничка нашей гостиной - инсценировка басен И.А. Крылова. Ребята, пока участники будут готовиться к выступлению. В перерывах между номерами я предлагаю вам «Игру со зрителями», в ходе которой я буду задавать вопросы, а вы, поднимая руку, будете отвечать. Мои помощники будут награждать звездочкой того, кто первым правильно ответит на вопрос. В конце мероприятия учащийся, который дал наибольшее количество правильных ответов, получит грамоту и звание «Самый эрудированный читатель»

1.МБОУ СОШ №2 с.Кизляр

Басня «Квартет».(сопровождение: музыка, декорации)

Левшева Самира, Лукожева Диана, Алиев Ахмад, Аблезов Юнус, Дадова Рабия, Умарова Алина

Учитель: Умаханова Раиса Ильмудиновна

Работа со зрителями:

_ Назовите героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)

_ Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? ( Моська)

_ Какого цвета было лето для стрекозы? (Красное)

_ На дереве какой породы восседала ворона (Ель)

_ Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица (Шея)



2.МБОУ СОШ ст Луковская

Басня «Старик и трое молодых» (сопровождение: музыка, декорации)

Косолапов Дмитрий, Полуян Даниил. Пак Владислав, Кириди Софья, Одгаева Альбина, Ярышева Ариадна

Учителя : Данилова М.Г, Назаренко Е.Б, Жамбекова М.Б.

Работа со зрителями: продолжите крылатые слова.

Кукушка хвалит Петуха… (За то, что хвалит он Кукушку)

_ Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)

_ Вот то-то мне и духу придаёт.

Что я совсем без драки… (Могу попасть в большие забияки)

_ Ты всё пела? Это дело… (Так поди же попляши)

_ А вы, друзья, как не садитесь… (Всё в музыканты не годитесь)

3.МБОУ СОШ № 1 с. Кизляр

Басня «Бедный богач» (сопровождение: презентация)

Абсаламова Рузанна. Закороева Патимат. Казанбиева Алина

Учитель: Дациева Кураиш Абасовна

Работа со зрителями: «Угадай название басни, из которой взяты строчки»

_ «У сильного всегда бессильный виноват»… («Волк и ягненок»)

_ «А Васька слушает да ест…» («Кот и повар»)

_ А ларчик просто открывался…» («Ларчик»)

_ «И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица»

_ «Да только воз и ныне там…» («Лебедь, Щука, Рак»)

4.МБОУ СОШ ст. Терской

Басня «Крестьянин и Овца» (сопровождение : декорации, музыка)

Индолова София, Кучиева алана, Туриашвили Софья, Тюлянинов Максим.

Учитель: Толмачева Е.В.

Работа со зрителями:

В нашей речи мы используем много разных слов, иногда заимствованных из других языков. Например, слово мозаика означает узор из соединенных друг с другом кусочков твердого материала (стекла, дерева, камешков). Когда произносят слово попурри. То подразумевают какое- либо музыкальное произведение, составленное из отрывков общеизвестных мелодий и песен. А в литературе есть такое слово , которое ,наверное, многие из вас даже не слышали – это слово центон. Откуда пошло это название, центон? Так называлось одеяло из разноцветных лоскутков у древних римлян. В литературном мире центон – стихотворение, удачно сложенное из строк и отрывков, заимствованных из разных произведений. Чаще всего это юмористическое сочинение.

Я предлагаю вам раскрыть центон (назвать , из каких басен он составлен)

Проказница мартышка,

Осел, Козел да Косолапый Мишка

Вести с поклажей воз взялись.

И вместе трое все в него впряглись.

Достали нот, баса, альта, две скрипки –

И сели на лужок под липки,-

Пленять своим искусством свет.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

Запели молодцы кто в лес, кто по дрова,

У кого , что силы стало,

В ушах у гостя затрещало –

И закружилась голова.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось соловью на шум их прилететь.

«Изрядно, - говорят,- сказать несложно,

Тебя без скуки слушать невозможно».

(«Лебедь ,Рак и Щука», «Квартет». «Соловей»)

5.МБОУ Школа- интернат г.Моздока

Басня «Мартышка и очки» ( сопровождение : музыка, декорации)

Алаева Хеда

Учитель : Магкеева Наталья Амурхановна

Работа со зрителями :необходимо узнать, из какой басни данный отрывок.

«… Друзья! К чему весь этот шум?

Я ваш старинный сват и кум?

Пришел мириться квам , совсем не ради ссоры» ( «Волк на псарне»)

«У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягненок»)

«…Вот то-то мне и духу придает

Что я совсем без драки

Могу попасть в большие забияки…» («Слон и Моська»)

«…За что же, не боясь греха

Кукушка хвалит Петуха?...» (Кукушка и Петух»)

6.МБОУ СОШ ст.Троицкой

Басня «Разборчивая невеста» (сопровождение : музыка, декорации)

Бораева Алина, Кохан Валентина, Сербина Диана, Лещинский Павел

Учитель : Фёдорова Татьяна Викторовна

Работа со зрителями : Я буду читать фразы из басен И.А. Крылова, ваша задача – назвать персонаж, к которому обращены данные слова.

- «Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой…»

(К Муравью. «Стрекоза и Муравей»)

- Соседка, перестань срамиться,-

Ей Шавка говорит, - тебе ль с Слоном Возиться?!

( к Моське «Слон и Моська»)

- «Стой , братцы. Стой ! – кричит мартышка. Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите…»

( к Ослу. Козлу, косолапому Мишке. «Квартет»)

- «И полно, куманек! Вот невидаль : мышей»!

Мы лавливали и ершей!»

( к Коту. «Щука и Кот»)

_ Соседушка , я сыт по горло»

( к Демьяну «Демьянова уха»)

7.МБОУ СОШ с. Виноградное

Басня «Квартет» (сопровождение : музыка, декорации)

Учитель Чараева С.З

Работа со зрителями : назовите басни Крылова о

_ Лисе ( «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Волк и лисица», «Добрая лисица», «Лиса», «Лиса и Осел»)

_ Обезьяне («Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», »Обезьяны», «Обезьяна», «Квартет»)

Волке 9 «Волк и Ягненок», «Волк на псарне». «Лев и волк», «Волк и пастухи», «Волк и овцы»)

8.МБОУ СОШ № 3

Басня :

Учитель :

Работа со зрителями : в какой басне была такая мораль?

- «Беда , коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник : и дело не пойдет на лад»

( «Щука и Кот»)

- «А Васька слушает, да ест»

(« Кот и повар»)

_ «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок . и в сердце льстец всегда отыщет уголок»

(«Ворона и Лисица»)

_ « когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука»

(«Лебедь, Рак и Щука»)

9. МБОУ СОШ №5

Басня :»Кот и повар» (музыка, декорации)

Алиев Аслан, Энгиноев Адам, Усманов Иса

Учитель : Свинкова Татьяна Александровна

Ведущий : Ребята, мы свами вспомнили бессмертные творения великого русского баснописца И.А. Крылова. При жизни его сочинения знала вся Россия. А сам поэт- настоящий патриот , мудрый гражданин, умнейший русский человек.

Умер Иван Андреевич Крылов в возрасте 76 лет и был похоронен а Александро- Невской лавре. До Крылова еще ни одному писателю в российской империи монументов не сооружалось. Средства собирал весь народ, и в Летнем саду был установлен памятник работы скульптора Клодта. А басни Крылова актуальны и злободневны и сейчас . И вечен Крылов , пока живы жадность и зависть , коварство и неблагодарность , лесть и невежество. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

А сейчас я предлагаю вам вспомнить слова баснописца, которые, на мой взгляд, актуальны и сегодня и мораль этих слов – напутствие всем нам, живущим ныне.

Крылов : Чинов я пышных не искал

И счастья в том не полагал,

Чтоб в низком важничать народе

В прихожих ползать не ходил.

Мне чин один лишь лестен был,

Который я ношу в природе, -

Чин Человека ; в нём лишь быть

Я ставил должностью, забавой.

Его достойно сохранить

Считать одной неложной славой.



Подведение итогов ( работа жюри)

Ведущий : Ребята , из всего услышанного и увиденного сегодня нам хотелось бы , чтобы вы всегда шли дорогой чести, добра, справедливости. Всего вам доброго.

Песня «Дорогою добра»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!