Сценарий литературной гостиной «Мудрые басни И.А Крылова»
Цель : воспитывать интерес к изучению литературы, к творчеству и личности И.А. Крылова, развивать творческие способности учеников.
Оформление : портрет И.А. Крылова, выставка книг, плакаты с афоризмами писателя.
«Его басни переживут века…!»
К.Батюшков
Вступительное слово (на фоне классической музыки) : Здравствуйте, ребята, уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить об одном очень известном в мире русской литературы человеке, которому в феврале этого года исполнился 251 год со дня рождения.
Ученик: Славных лиц в России много:
Тех, кто край родной любя,
Укреплял державу строго,
Не жалел в трудах себя.
Тот эскадру вел отважно,
Тот солдат, тот славный князь.
Дел узор вплетали важный
В историческую вязь.
Ученик: В сердце каждого потомка
Оставляли яркий след
Честной службой, битвой громкой,
Славой доблестных побед.
Нить истории прекрасна
Златом добрых славных дел,
Жизнь того лишь не напрасна,
За отчизну кто радел.
Ученик: Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков тьму,
Он баснями себя прославил,
И в гости мы идём к нему.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней!
Ведущий: Ребята, в школе мы с вами все знакомимся с произведениями Крылова. Учим его басни. А как он стал писать их? Каким был Иван Андреевич Крылов? Давайте отправимся в детство поэта. Родился Крылов в лютые морозы. 2 февраля ( 13 февраля по новому стилю) 1769 года в Москве, в семье армейского офицера. Отца звали Андрей Прохорович, а мать Мария Алексеевна, она была из обедневших дворян. В 1775 году отец Крылова вышел в отставку, вся семья поселилась в Твери, где жила бабушка Крылова по отцовской линии.
(комната в доме)
На сцену выходят мальчик Иван Крылов и его мать. Мальчик садится за стол и что – то пишет. Мать устраивается в кресле, вяжет.
Мать: У всех дети, как дети. Ма-ма, па-па. А мой Ванечка! Первым словом у него было «Ав-ав»! Молчал, молчал. И вдруг высказался (Вздыхает). Семья наша была бедной, поэтому Ваня не мог получить в детстве хорошего образования. Грамоте его выучил отец. А потом Ванечке из милости разрешили учиться вместе с детьми богатого помещика Львова. Дай, Господь. Им доброго здоровья. У его детей были домашние учителя по русскому и французскому языкам, арифметике. А ещё Ванюша выучился читать и писать по - немецки, позже изучал английский и греческий языки.
(встаёт, подходит к Крылову, гладит по голове)
- 10 лет было Ване, когда умер его отец, наш кормилец. Ничего у нас не осталось, только сундучок с книгами.
Ваня:- Матушка, можно мне немного отдохнуть? (закрывает книги и тетрадки)
Мать: - Конечно, отдохни, сынок.
(уходят со сцены)
Ведущий: В 11 лет Крылову поступить на службу в Тверской суд. И уже тогда Ваню некоторые стали называть Иваном Андреевичем. Крылов понимал, что он теперь несёт ответственность за свою семью и очень хотел выбраться из бедности. Иван Андреевич был очень способным и упорным. Занимаясь самообразованием, Крылов смог стать одним из самых просвещённых и грамотных людей своего времени. Шли годы…
( Слайд библиотека)
Выходит Крылов (взрослый)- В 1812 году я стал работать библиотекарем в Петербургской библиотеке. Эта работа мне очень нравилась, ведь меня везде окружали книги, мои первые и главные друзья. Я заведовал книгами, журналами. Библиотека росла и множилась. И этой работе я посвятил 30 лет своей жизни.
- А как же басни, спросите меня вы?. А басни я начал писать, когда мне исполнилось 37 лет.(Садится за стол и пишет).
Ведущий: Первое издание басен Ивана Андреевича Крылова (их было 23) появилось в 1809 году. Затем издания следовали быстро, одно за другим, с прибавлением новых басен, последнее , вышедшее при его жизни в 1843 году, содержит их уже 197.Всего И.А. Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы. Навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. По определению Н.В. Гоголя, басни Крылова – «книга мудрости самого народа».
Мы приглашаем вас в театр,
Чтоб рассказать, что знаем о Крылове,
Раскрыть свой начинающий талант
И показать, как исполняем роли.
Дорогие друзья! Сегодня, как вы уже заметили, у нас гости. Они-то и будут членами жюри, которые по достоинству оценят ваши выступления.
(представление жюри)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Выступление участников.
1.МБОУ СОШ с.Весёлое (сопровождение: музыкальное сопровождение)
Кокоев Эдуард. Басня «Орёл и кот»
Учитель: Губаева Диана Павловна
2. МБОУ СОШ №7
Алборова Мария. Басня «Совет мышей» (сопровождение: музыка, декорации)
Учитель: Мурадян Нона Завеновна
3.МБОУ СОШ № 1 с углубленным изучением английского языка
Гогичаева Анастасия «Слон на воеводстве» (сопровождение: музыка, декорации)
Учитель: Завадская Ольга Александровна
4.МБОУ ООШ с.Раздольного
Бабкин Владимир Артемович. Басня «Две собаки» (сопровождение: музыка, декорации)
Учитель: Зайцева Наталия Ивановна
5.МБОУ СОШ п.Притеречного
Довмалян Артур. Басня «Осел» (сопровождение : музыка, декорации)
Учитель: Кулапина Л.А.
6.МБОУ СОШ ст. Павлодольской
Боева Эрика. Басня «Два голубя» (сопровождение: нет)
Учитель: Сергеева Лилия Николаевна
7.МБОУ ООШ ст.Черноярской
Касаткина Дана. Басня »Оракул»(сопровождение:музыка, декорации)
Учитель: Шаумян Лариса Сергеевна
8.МБОУ СОШ № 2
Забальская Анастасия. Басня «Муха и пчела» (сопровождение: музыка, декорации)
Учитель: Бондаренко Татьяна Анатольевна
9.МБОУ ООШ п.Советский
Губаева Милана. Басня «Бедный богач» ( сопровождение :музыка, декорации)
Учитель: Басиева Фатима Житарбековна
10. МБОУ ООШ п.Советский
Басиева Бриллианта. Басня «Лжец». (сопровождение : музыка, декорации)
Учитель: Басиева Фатима Житарбековна
11.МБОУ СОШ № 8
Литературный монтаж «Демьянова уха», «Стрекоза и Муравей»
Учитель:
Ведущий: Пока жюри подводит итоги, я предлагаю Вам окунуться в мир классической музыки. В исполнении Винокуровой Виктории прозвучит
Ученик: Иван Андреевич Крылов!
Где нужно, он навесть умеет
Свое волшебное стекло,
И в зеркале его яснеет
Суровой истины чело.
Весь мир в руках у чародея,
Все твари дань ему несут,
По дудке нашего Орфея
Все звери пляшут и поют.
Длись судьбами всеблагими,
Нить любезных нам годов!
Здравствуй с детками своими,
Здравствуй, дедушка Крылов!
Ведущий: Следующая страничка нашей гостиной - инсценировка басен И.А. Крылова. Ребята, пока участники будут готовиться к выступлению. В перерывах между номерами я предлагаю вам «Игру со зрителями», в ходе которой я буду задавать вопросы, а вы, поднимая руку, будете отвечать. Мои помощники будут награждать звездочкой того, кто первым правильно ответит на вопрос. В конце мероприятия учащийся, который дал наибольшее количество правильных ответов, получит грамоту и звание «Самый эрудированный читатель»
1.МБОУ СОШ №2 с.Кизляр
Басня «Квартет».(сопровождение: музыка, декорации)
Левшева Самира, Лукожева Диана, Алиев Ахмад, Аблезов Юнус, Дадова Рабия, Умарова Алина
Учитель: Умаханова Раиса Ильмудиновна
Работа со зрителями:
_ Назовите героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
_ Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? ( Моська)
_ Какого цвета было лето для стрекозы? (Красное)
_ На дереве какой породы восседала ворона (Ель)
_ Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица (Шея)
2.МБОУ СОШ ст Луковская
Басня «Старик и трое молодых» (сопровождение: музыка, декорации)
Косолапов Дмитрий, Полуян Даниил. Пак Владислав, Кириди Софья, Одгаева Альбина, Ярышева Ариадна
Учителя : Данилова М.Г, Назаренко Е.Б, Жамбекова М.Б.
Работа со зрителями: продолжите крылатые слова.
Кукушка хвалит Петуха… (За то, что хвалит он Кукушку)
_ Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)
_ Вот то-то мне и духу придаёт.
Что я совсем без драки… (Могу попасть в большие забияки)
_ Ты всё пела? Это дело… (Так поди же попляши)
_ А вы, друзья, как не садитесь… (Всё в музыканты не годитесь)
3.МБОУ СОШ № 1 с. Кизляр
Басня «Бедный богач» (сопровождение: презентация)
Абсаламова Рузанна. Закороева Патимат. Казанбиева Алина
Учитель: Дациева Кураиш Абасовна
Работа со зрителями: «Угадай название басни, из которой взяты строчки»
_ «У сильного всегда бессильный виноват»… («Волк и ягненок»)
_ «А Васька слушает да ест…» («Кот и повар»)
_ А ларчик просто открывался…» («Ларчик»)
_ «И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица»
_ «Да только воз и ныне там…» («Лебедь, Щука, Рак»)
4.МБОУ СОШ ст. Терской
Басня «Крестьянин и Овца» (сопровождение : декорации, музыка)
Индолова София, Кучиева алана, Туриашвили Софья, Тюлянинов Максим.
Учитель: Толмачева Е.В.
Работа со зрителями:
В нашей речи мы используем много разных слов, иногда заимствованных из других языков. Например, слово мозаика означает узор из соединенных друг с другом кусочков твердого материала (стекла, дерева, камешков). Когда произносят слово попурри. То подразумевают какое- либо музыкальное произведение, составленное из отрывков общеизвестных мелодий и песен. А в литературе есть такое слово , которое ,наверное, многие из вас даже не слышали – это слово центон. Откуда пошло это название, центон? Так называлось одеяло из разноцветных лоскутков у древних римлян. В литературном мире центон – стихотворение, удачно сложенное из строк и отрывков, заимствованных из разных произведений. Чаще всего это юмористическое сочинение.
Я предлагаю вам раскрыть центон (назвать , из каких басен он составлен)
Проказница мартышка,
Осел, Козел да Косолапый Мишка
Вести с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в него впряглись.
Достали нот, баса, альта, две скрипки –
И сели на лужок под липки,-
Пленять своим искусством свет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
Запели молодцы кто в лес, кто по дрова,
У кого , что силы стало,
В ушах у гостя затрещало –
И закружилась голова.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось соловью на шум их прилететь.
«Изрядно, - говорят,- сказать несложно,
Тебя без скуки слушать невозможно».
(«Лебедь ,Рак и Щука», «Квартет». «Соловей»)
5.МБОУ Школа- интернат г.Моздока
Басня «Мартышка и очки» ( сопровождение : музыка, декорации)
Алаева Хеда
Учитель : Магкеева Наталья Амурхановна
Работа со зрителями :необходимо узнать, из какой басни данный отрывок.
«… Друзья! К чему весь этот шум?
Я ваш старинный сват и кум?
Пришел мириться квам , совсем не ради ссоры» ( «Волк на псарне»)
«У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягненок»)
«…Вот то-то мне и духу придает
Что я совсем без драки
Могу попасть в большие забияки…» («Слон и Моська»)
«…За что же, не боясь греха
Кукушка хвалит Петуха?...» (Кукушка и Петух»)
6.МБОУ СОШ ст.Троицкой
Басня «Разборчивая невеста» (сопровождение : музыка, декорации)
Бораева Алина, Кохан Валентина, Сербина Диана, Лещинский Павел
Учитель : Фёдорова Татьяна Викторовна
Работа со зрителями : Я буду читать фразы из басен И.А. Крылова, ваша задача – назвать персонаж, к которому обращены данные слова.
- «Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой…»
(К Муравью. «Стрекоза и Муравей»)
- Соседка, перестань срамиться,-
Ей Шавка говорит, - тебе ль с Слоном Возиться?!
( к Моське «Слон и Моська»)
- «Стой , братцы. Стой ! – кричит мартышка. Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите…»
( к Ослу. Козлу, косолапому Мишке. «Квартет»)
- «И полно, куманек! Вот невидаль : мышей»!
Мы лавливали и ершей!»
( к Коту. «Щука и Кот»)
_ Соседушка , я сыт по горло»
( к Демьяну «Демьянова уха»)
7.МБОУ СОШ с. Виноградное
Басня «Квартет» (сопровождение : музыка, декорации)
Учитель Чараева С.З
Работа со зрителями : назовите басни Крылова о
_ Лисе ( «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Волк и лисица», «Добрая лисица», «Лиса», «Лиса и Осел»)
_ Обезьяне («Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», »Обезьяны», «Обезьяна», «Квартет»)
Волке 9 «Волк и Ягненок», «Волк на псарне». «Лев и волк», «Волк и пастухи», «Волк и овцы»)
8.МБОУ СОШ № 3
Басня :
Учитель :
Работа со зрителями : в какой басне была такая мораль?
- «Беда , коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник : и дело не пойдет на лад»
( «Щука и Кот»)
- «А Васька слушает, да ест»
(« Кот и повар»)
_ «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок . и в сердце льстец всегда отыщет уголок»
(«Ворона и Лисица»)
_ « когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука»
(«Лебедь, Рак и Щука»)
9. МБОУ СОШ №5
Басня :»Кот и повар» (музыка, декорации)
Алиев Аслан, Энгиноев Адам, Усманов Иса
Учитель : Свинкова Татьяна Александровна
Ведущий : Ребята, мы свами вспомнили бессмертные творения великого русского баснописца И.А. Крылова. При жизни его сочинения знала вся Россия. А сам поэт- настоящий патриот , мудрый гражданин, умнейший русский человек.
Умер Иван Андреевич Крылов в возрасте 76 лет и был похоронен а Александро- Невской лавре. До Крылова еще ни одному писателю в российской империи монументов не сооружалось. Средства собирал весь народ, и в Летнем саду был установлен памятник работы скульптора Клодта. А басни Крылова актуальны и злободневны и сейчас . И вечен Крылов , пока живы жадность и зависть , коварство и неблагодарность , лесть и невежество. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.
А сейчас я предлагаю вам вспомнить слова баснописца, которые, на мой взгляд, актуальны и сегодня и мораль этих слов – напутствие всем нам, живущим ныне.
Крылов : Чинов я пышных не искал
И счастья в том не полагал,
Чтоб в низком важничать народе
В прихожих ползать не ходил.
Мне чин один лишь лестен был,
Который я ношу в природе, -
Чин Человека ; в нём лишь быть
Я ставил должностью, забавой.
Его достойно сохранить
Считать одной неложной славой.
Подведение итогов ( работа жюри)
Ведущий : Ребята , из всего услышанного и увиденного сегодня нам хотелось бы , чтобы вы всегда шли дорогой чести, добра, справедливости. Всего вам доброго.
Песня «Дорогою добра»