СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мультимедиа-урок

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенный методический материал не только дает широкие возможности для комплексного анализа текста художественного стиля, но и способствует расширению речевого диапахзона, побуждает обучающихся к собственному творчеству.

Просмотр содержимого документа
«Мультимедиа-урок»

Русский язык  6 класс  урок развития речи  (2 часа) Учитель русского языка и литературы Лобанова Наталия Анатольевна специалист высшей категории

Русский язык 6 класс урок развития речи (2 часа)

Учитель русского языка и литературы

Лобанова Наталия Анатольевна

специалист высшей категории

Тема: Сочинение –описание признаков предметов и явлений окружающего мира   Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков Технология: «Творческие мастерские»

Тема: Сочинение –описание признаков предметов и явлений окружающего мира

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков

Технология: «Творческие мастерские»

Цели:  Учить обучающихся составлять связный текст описательного характера на основе личных наблюдений за окружающим миром.  Углубить знания об описании как типе речи.  Расширить активный словарный запас обучающихся за счет введения в него слов, оБозначающих признаки предмета.  Развивать творческое воображение.  Способствовать формированию интереса к окружающему миру.

Цели: Учить обучающихся составлять связный текст описательного характера на основе личных наблюдений за окружающим миром. Углубить знания об описании как типе речи. Расширить активный словарный запас обучающихся за счет введения в него слов, оБозначающих признаки предмета. Развивать творческое воображение. Способствовать формированию интереса к окружающему миру.

Прогнозируемый результат: К концу урока ученик будет уметь выделять признаки текста-описания, сможет составлять композиционную схему текста-описания. Ученик сможет написать небольшое творческое сочинение, исходя из личной оценки впечатлений внешнего мира.

Прогнозируемый результат:

  • К концу урока ученик будет уметь выделять признаки текста-описания, сможет составлять композиционную схему текста-описания.
  • Ученик сможет написать небольшое творческое сочинение, исходя из личной оценки впечатлений внешнего мира.
Оборудование:  - мультимедийный проектор  - индивидуальный маршрутный лист - урока  - лист индивидуальной рефлексии  - учебник (УМК Рыбченкова Л.М.)

Оборудование: - мультимедийный проектор - индивидуальный маршрутный лист - урока - лист индивидуальной рефлексии - учебник (УМК Рыбченкова Л.М.)

Структура урока I - Организация познавательной деятельности на уроке II - Целеполагание III - Актуализация опорных знаний по теме IV – Этап формирования элементарных навыков на основе применения их в учебных ситуациях V- Этап формирования дифференцированных обобщенных умений и навыков VI – Обобщение и систематизация результата выполнения заданий VII - Рефлексия VIII – Итоги урока. Оценивание IX – Домашнее задание

Структура урока

  • I - Организация познавательной деятельности на уроке
  • II - Целеполагание
  • III - Актуализация опорных знаний по теме
  • IV – Этап формирования элементарных навыков на основе применения их в учебных ситуациях
  • V- Этап формирования дифференцированных обобщенных умений и навыков
  • VI – Обобщение и систематизация результата выполнения заданий
  • VII - Рефлексия
  • VIII – Итоги урока. Оценивание
  • IX – Домашнее задание
Индивидуальный маршрутный лист  1 час Класс 6   Фамилия И. _______________ Дата ___________________________________________________________________ Тема. Сочинение – описание признаков предметов и явлений окружающего мира. «Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире» В. Бианки Работа с лексикой: ______________________________________________ Выразительное чтение с определением языковых средств описания признаков предметов и явлений окружающего мира. Музыка и танец как проявление образного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Составление кластера «Слово как описание признаков предмета и явлений окружающего мира». ____________________________________________________________________ Лингвистический эксперимент Удаление из текста слов, обозначающих признак предмета. Выписать из текста лексические единицы, обозначающие признаки предмета: ___________________________________________________________________ Ответить письменно на вопрос: В каком стиле речи возможно так изобразить словами предмет или явление окружающего мира? 

Индивидуальный маршрутный лист 1 час

  • Класс 6 Фамилия И. _______________
  • Дата ___________________________________________________________________
  • Тема. Сочинение – описание признаков предметов и явлений окружающего мира.
  • «Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире» В. Бианки
  • Работа с лексикой: ______________________________________________
  • Выразительное чтение с определением языковых средств описания признаков предметов и явлений окружающего мира.
  • Музыка и танец как проявление образного восприятия предметов и явлений окружающего мира.
  • Составление кластера «Слово как описание признаков предмета и явлений окружающего мира».
  • ____________________________________________________________________
  • Лингвистический эксперимент
  • Удаление из текста слов, обозначающих признак предмета.
  • Выписать из текста лексические единицы, обозначающие признаки предмета:
  • ___________________________________________________________________
  • Ответить письменно на вопрос: В каком стиле речи возможно так изобразить словами предмет или явление окружающего мира? 
Индивидуальный маршрутный лист  2 час Проработка памяток по написанию сочинения: Памятка №1: Композиционная схема описания: Общее впечатление от предмета речи Признаки предмета речи Оценка предмета речи Памятка №1: Примерный план сочинения – описания предмета или явления окружающего мира: Что может удивить современного человека? Описание предмета или явления окружающего мира, которые вас удивили. Общее впечатление от предмета речи. Признаки предмета речи. Оценка предмета речи. III. Что вы чувствовали, когда наблюдали за предметом или явлением. Работа над созданием собственного монологического высказывания. Сочинение – описание признаков предметов и явлений окружающего мира. Что может удивить современного человека?

Индивидуальный маршрутный лист 2 час

  • Проработка памяток по написанию сочинения:
  • Памятка №1:
  • Композиционная схема описания:
  • Общее впечатление от предмета речи
  • Признаки предмета речи
  • Оценка предмета речи
  • Памятка №1:
  • Примерный план сочинения – описания предмета или явления окружающего мира:
  • Что может удивить современного человека?
  • Описание предмета или явления окружающего мира, которые вас удивили.
  • Общее впечатление от предмета речи.
  • Признаки предмета речи.
  • Оценка предмета речи.
  • III. Что вы чувствовали, когда наблюдали за предметом или явлением.
  • Работа над созданием собственного монологического высказывания.
  • Сочинение – описание признаков предметов и явлений окружающего мира.
  • Что может удивить современного человека?
  Работа над созданием собственного монологического высказывания.  Сочинение – описание признаков предметов и явлений окружающего мира.  Что может удивить современного человека?                         Что наблюдаем Материалы (изобразительно – выразительные средства) Цветок Темно-голубой, заливистый и звонкий, светло – голубой, ярко-синий, как глаза ребёнка, розовый, как нежный цвет зари, среброзвонный, кусочек неба

Работа над созданием собственного монологического высказывания. Сочинение – описание признаков предметов и явлений окружающего мира. Что может удивить современного человека?

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Что наблюдаем

Материалы (изобразительно – выразительные средства)

Цветок

Темно-голубой, заливистый и звонкий, светло – голубой, ярко-синий, как глаза ребёнка, розовый, как нежный цвет зари, среброзвонный, кусочек неба

Социоконструкция Наблюдение Удивление Желание поделиться увиденным Стремление передать впечатление

Социоконструкция

Наблюдение

Удивление

Желание поделиться увиденным

Стремление передать впечатление

Как прекрасен этот мир, посмотри!!!

Как прекрасен этот мир, посмотри!!!

Цветной

Цветной

Многоликий

Многоликий

яркий

яркий

Пестрый

Пестрый

Зовущий

Зовущий

Манящий

Манящий

Наблюдение Пристрастный, зоркий взгляд Чуткий слух Образное слово Пытливый ум

Наблюдение

  • Пристрастный, зоркий взгляд
  • Чуткий слух
  • Образное слово
  • Пытливый ум
Мысль Слово Музыка Танец Рисунок

Мысль

Слово

Музыка

Танец

Рисунок

"Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба". («Февральская лазурь» И. Грабарь)

Музыка

Музыка

Танец

Танец

Физкультминутка   Голова чтоб не болела,   Повращаем вправо-влево. (Вращение головой.)   А теперь руками крутим —   И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)   Тянем наши руки к небу,   В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)   Повороты вправо-влево,   Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.)   Наклоняемся легко,   Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.)   Потянули плечи, спинки.   А теперь конец разминке. (Дети садятся.)

Физкультминутка

  •   Голова чтоб не болела, Повращаем вправо-влево. (Вращение головой.) А теперь руками крутим — И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.) Тянем наши руки к небу, В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.) Повороты вправо-влево, Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.) Наклоняемся легко, Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.) Потянули плечи, спинки. А теперь конец разминке. (Дети садятся.)
Слово. Поэзия.

Слово. Поэзия.

"В поле чистом серебрится "  

( Александр Сергеевич Пушкин ) В поле чистом серебрится

Снег волнистый и рябой,

Светит месяц, тройка мчится

По дороге столбовой.

Пой: в часы дорожной скуки,

На дороге, в тьме ночной

Сладки мне родные звуки

Звонкой песни удалой.

Пой, ямщик! Я молча, жадно

Буду слушать голос твой.

Месяц ясный светит хладно,

Грустен ветра дальний вой.

Слово. Проза. … потом взглянула на свое отражение. За ореховой рамой в светлой пустоте отраженной комнаты стояла тоненькая невысокая девушка, одетая в дешевый белый муслин с розовыми цветочками. На ее плечах лежала серая шелковая косынка. Полудетское, в светлом загаре, лицо было подвижно и выразительно; прекрасные, несколько серьезные для ее возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ. Ее неправильное личико могло растрогать тонкой чистотой очертаний; каждый изгиб, каждая выпуклость этого лица, конечно, нашли бы место в множестве женских обликов, но их совокупность, стиль – был совершенно оригинален, – оригинально мил; на этом мы остановимся. Остальное неподвластно словам, кроме слова «очарование».

Слово. Проза.

… потом взглянула на свое отражение.

За ореховой рамой в светлой пустоте отраженной комнаты стояла тоненькая невысокая девушка, одетая в дешевый белый муслин с розовыми цветочками. На ее плечах лежала серая шелковая косынка. Полудетское, в светлом загаре, лицо было подвижно и выразительно; прекрасные, несколько серьезные для ее возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ. Ее неправильное личико могло растрогать тонкой чистотой очертаний; каждый изгиб, каждая выпуклость этого лица, конечно, нашли бы место в множестве женских обликов, но их совокупность, стиль – был совершенно оригинален, – оригинально мил; на этом мы остановимся. Остальное неподвластно словам, кроме слова «очарование».

Выводы: Таким образом, мы с вами установили, что при описании отдельного предмета или явления окружающего мира словами рисуются его признаки по величине, форме, цвету, материалу, строению (устройству).  При этом специально подчеркиваются какие-то примечательные, необычные его стороны, детали. Для этого выбираются такие слова, которые могут передать неповторимость предмета и наше удивление, восхищение этой неповторимостью. В каком стиле речи возможно так изобразить словами предмет или явление окружающего мира?

Выводы:

Таким образом, мы с вами установили, что при описании отдельного предмета или явления окружающего мира словами рисуются его признаки по величине, форме, цвету, материалу, строению (устройству).

При этом специально подчеркиваются какие-то примечательные, необычные его стороны, детали.

Для этого выбираются такие слова, которые могут передать неповторимость предмета и наше удивление, восхищение этой неповторимостью.

В каком стиле речи возможно так изобразить словами предмет или явление окружающего мира?

Художественное описание Предполагает: - выражение отношения к изображаемому; перечисление тех деталей предмета или явления окружающего мира, которые позволяют создать образ; - использование тропов (эпитет, метафора  общеупотребительная, авторская)

Художественное описание

Предполагает:

- выражение отношения к изображаемому;

  • перечисление тех деталей предмета или явления окружающего мира, которые позволяют создать образ;
  • - использование тропов (эпитет, метафора

общеупотребительная, авторская)

Словесное творчество Такими же эмоциональными, образными должны быть и ваши будущие сочинения. Композиционная схема описания: Общее впечатление от предмета речи Признаки предмета речи Оценка предмета речи

Словесное творчество

Такими же эмоциональными, образными должны быть и ваши будущие сочинения.

Композиционная схема описания:

  • Общее впечатление от предмета речи
  • Признаки предмета речи
  • Оценка предмета речи
Примерный план сочинения – описания предмета или явления окружающего мира Что может удивить современного человека? Описание предмета или явления окружающего мира, которое вас удивило. Общее впечатление от предмета речи. Признаки предмета речи. Оценка предмета речи. III. Что вы чувствовали, когда наблюдали за предметом или явлением.

Примерный план сочинения – описания предмета или явления окружающего мира

  • Что может удивить современного человека?
  • Описание предмета или явления окружающего мира, которое вас удивило.
  • Общее впечатление от предмета речи.
  • Признаки предмета речи.
  • Оценка предмета речи.

III. Что вы чувствовали, когда наблюдали за предметом или явлением.

Мир начинается с тебя!

Мир начинается с тебя!

Клод Моне «Восход солнца»

Клод Моне «Восход солнца»

Рефлексия Наш урок подошел к концу и я хочу сказать: Мне больше всего удалось… Я могу себя похвалить за… Я могу похвалить одноклассников за… Меня удивило… Для меня было открытием то, что… На мой взгляд, не удалось…, потому что… На будущее я учту…

Рефлексия

  • Наш урок подошел к концу и я хочу сказать:
  • Мне больше всего удалось…
  • Я могу себя похвалить за…
  • Я могу похвалить одноклассников за…
  • Меня удивило…
  • Для меня было открытием то, что…
  • На мой взгляд, не удалось…, потому что…
  • На будущее я учту…
Домашнее задание Подобрать стихи русских поэтов о природе, на основе личных впечатлений от окружающего мира. Выучить памятку №1

Домашнее задание

  • Подобрать стихи русских поэтов о природе, на основе личных впечатлений от окружающего мира.
  • Выучить памятку №1
Напутствие от мастера слова  Самуила Яковлевича Маршака Пусть каждый день и каждый час  Вам новое добудет.   Пусть добрым будет ум у вас,    А сердце умным будет.

Напутствие от мастера слова Самуила Яковлевича Маршака

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.