СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мультимедийное сопровождение к уроку литературы. Ф.М.Достоевский.Роман "Преступление и наказание" Двойники Раскольникова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роман "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского стал самым настоящим "бестселлером" еще при жизни писателя.

"Преступление и наказание" -- один из самых серьёзных, глубоких и оригинальных романов Достоевского. Вместе с тем это и один из наиболее удачных его романов. Но вместе с тем и недостатки художественного творчества Достоевского выступают в этом романе так же ярко, как сила и глубина его психологической наблюдательности.

Просмотр содержимого документа
«Мультимедийное сопровождение к уроку литературы. Ф.М.Достоевский.Роман "Преступление и наказание" Двойники Раскольникова»

Автор: Гизатулина О.И.-учитель русского языка и литературы г.Гулистан, Узбекистан

Автор: Гизатулина О.И.-учитель русского языка и литературы г.Гулистан, Узбекистан

Ф.М. Достоевский - явление всемирной литературы - открыл новый этап ее истории и во многом определил ее лицо, пути и формы ее дальнейшего развития. Достоевский не просто великий писатель, но и огромной важности событие в истории духовного развития человечества. Едва ли не вся мировая культура суммировано присутствует в его творчестве, в его образах, в его художественном мышлении. И не просто присутствует: она нашла в Достоевском своего гениального преобразователя, открывшего собой новый этап художественного сознания в истории мировой литературы.

Ф.М. Достоевский - явление всемирной литературы - открыл новый этап ее истории и во многом определил ее лицо, пути и формы ее дальнейшего развития. Достоевский не просто великий писатель, но и огромной важности событие в истории духовного развития человечества. Едва ли не вся мировая культура суммировано присутствует в его творчестве, в его образах, в его художественном мышлении. И не просто присутствует: она нашла в Достоевском своего гениального преобразователя, открывшего собой новый этап художественного сознания в истории мировой литературы.

 Меня называют психологом, я лишь реалист в высшем смысле.  Ф.М. Достоевский

Меня называют психологом, я лишь реалист в высшем смысле.

Ф.М. Достоевский

 Произведения Достоевского и сегодня остаются остросовременными, потому что писатель мыслил и творил в свете тысячелетий истории. Он был способен воспринять каждый факт, каждое явление жизни и мысли как новое звено в тысячелетней цепи бытия и сознания. Ведь если любое, даже

Произведения Достоевского и сегодня остаются остросовременными, потому что писатель мыслил и творил в свете тысячелетий истории. Он был способен воспринять каждый факт, каждое явление жизни и мысли как новое звено в тысячелетней цепи бытия и сознания. Ведь если любое, даже "малое" сегодняшнее событие или слово воспринимается как звено в практическом и духовном движении истории, это событие и это слово приобретают абсолютное значение и становятся достойным предметом творчества. Знаменательно, что западная литература осваивала соотношение понятий "индивид" и "нация", а Достоевский поставил перед русской литературой реальности - "личность" и "народ".

Жанр романа «Преступление и наказание» Социально-бытовой; Детективный; Любовный; Психологический; Философский; Религиозный;  ?

Жанр романа

«Преступление и наказание»

  • Социально-бытовой;
  • Детективный;
  • Любовный;
  • Психологический;
  • Философский;
  • Религиозный;
  • ?
Жанр романа «Преступление и наказание» Предупреждение

Жанр романа

«Преступление и наказание»

Предупреждение

«Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше желаем победы...»  Д. С. Мережковский

«Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше желаем победы...»

Д. С. Мережковский

Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что же! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу.  

Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие.

И что же! Результат тот, что даже

в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу.

 Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим. Антипод – человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам, взглядам. - Кто, по вашему мнению, относится к двойникам, а кто к антиподам Раскольникова?

Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим.

Антипод – человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам, взглядам.

- Кто, по вашему мнению, относится к двойникам, а кто к антиподам Раскольникова?

 Что мы о ней знаем? Чем она занимается?  Какое чувство она вызывает? Какой видит ее Раскольников? Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете? Можем ли мы назвать ее «двойником» Раскольникова?

Что мы о ней знаем? Чем она занимается?

Какое чувство она вызывает?

Какой видит ее Раскольников?

Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете?

Можем ли мы назвать ее «двойником» Раскольникова?

В связи с чем появляется в романе Лужин? Зачем Лужину брать в жены бесприданницу? Почему появление Лужина в романе затянуто? Зачем автор сталкивает Лужина с Соней? Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»? Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?
  • В связи с чем появляется в романе Лужин?
  • Зачем Лужину брать в жены бесприданницу?
  • Почему появление Лужина в романе затянуто?
  • Зачем автор сталкивает Лужина с Соней?
  • Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»?
  • Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?
Лужин Петр Петрович Почему Лужин боится полиции? Как его теория, выраженная в словах: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…» - связана с теорией Раскольникова?

Лужин

Петр

Петрович

  • Почему Лужин боится полиции?
  • Как его теория, выраженная в словах:
  • «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…» - связана с теорией Раскольникова?
 - В чем сложность и  противоречивость этого образа?  - Почему появление  Свидригайлова связано с  Лужиным?  - Что мы узнаем о его прошлом?  - Кто виноват в том, что сильный  человек стал преступником?  - Чем привлекает Свидригайлов  Раскольникова?  - Как объяснить его отношение к  Дуне и детям Мармеладова?  - Почему он кончает жизнь  самоубийством? Аркадий Иванович Свидригайлов

- В чем сложность и

противоречивость этого образа?

- Почему появление

Свидригайлова связано с

Лужиным?

- Что мы узнаем о его прошлом?

- Кто виноват в том, что сильный

человек стал преступником?

- Чем привлекает Свидригайлов

Раскольникова?

- Как объяснить его отношение к

Дуне и детям Мармеладова?

- Почему он кончает жизнь

самоубийством?

Аркадий

Иванович

Свидригайлов

Кто такой Лебезятников? Когда и при каких обстоятельствах познакомился с Лужиным? Почему Лужин решает в Петербурге остановиться у Лебезятникова? Как Лебезятников «развивал» Соню и почему это прекратилось? Какие «новейшие направления наши» представляет Лебезятников? Какие идеи социалистов звучат карикатурой в устах Лебезятникова? В чем состоит пошлость Лебезятникова? Когда проявляются лучшие качества Лебезятникова? Как он спасает Соню?
  • Кто такой Лебезятников? Когда и при каких обстоятельствах познакомился с Лужиным?
  • Почему Лужин решает в Петербурге остановиться у Лебезятникова?
  • Как Лебезятников «развивал» Соню и почему это прекратилось?
  • Какие «новейшие направления наши» представляет Лебезятников?
  • Какие идеи социалистов звучат карикатурой в устах Лебезятникова?
  • В чем состоит пошлость Лебезятникова?
  • Когда проявляются лучшие качества Лебезятникова? Как он спасает Соню?
 Каковы отношения Раскольникова и Разумихина?  Почему при одинаковом материальном положении Разумихину не приходят в голову идеи, подобные мыслям Раскольникова? Почему Раскольников, задумав преступление, решает после того пойти к Разумихину? Разумихин
  • Каковы отношения Раскольникова и Разумихина?
  • Почему при одинаковом материальном положении Разумихину не приходят в голову идеи, подобные мыслям Раскольникова?

Почему Раскольников, задумав преступление, решает после того пойти к Разумихину?

Разумихин

Как реагирует Разумихин на статью Раскольникова? Почему он говорит, что его теория хуже, чем разрешение крови по закону? Чем и как помог Разумихин Раскольникову? Как в романе обыгрывается его фамилия?
  • Как реагирует Разумихин на статью Раскольникова?
  • Почему он говорит, что его теория хуже, чем разрешение крови по закону?
  • Чем и как помог Разумихин Раскольникову?
  • Как в романе обыгрывается его фамилия?

Раскольников и Порфирий Петрович

Раскольников и Порфирий Петрович

«Три встречи Порфирия с Раскольниковым — подлинные и замечательные полифонические диалоги». М..М.Бахтин Полифонизм – гармоничное многоголосие

«Три встречи Порфирия с Раскольниковым — подлинные и замечательные полифонические диалоги». М..М.Бахтин

Полифонизм – гармоничное многоголосие

Зачем Раскольников идет к Порфирию Петровичу в первый раз? После каких событий он решился на диалог со следователем? Перечитайте диалог героев: «— Так вы все-таки верите в Новый Иерусалим? — Верую, — твердо отвечал Раскольников... — И-и-и в Бога веруете?... И-и в воскресение Лазаря веруете? — Ве-верую... — Буквально веруете? — Буквально».  Почему запнулся Раскольников, отвечая на один из вопросов следователя. Когда еще на страницах романа прозвучит имя Лазаря?

Зачем Раскольников идет к Порфирию Петровичу в первый раз? После каких событий он решился на диалог со следователем?

Перечитайте диалог героев: «— Так вы все-таки верите в Новый Иерусалим?

— Верую, — твердо отвечал Раскольников...

— И-и-и в Бога веруете?... И-и в воскресение Лазаря веруете?

— Ве-верую...

— Буквально веруете?

— Буквально».

Почему запнулся Раскольников, отвечая на один из вопросов следователя. Когда еще на страницах романа прозвучит имя Лазаря?

Можно ли считать вторую встречу со следователем кульминационной? Как начинает «звучать» в этой встрече тема страдания, возникшая в первом разговоре? Почему последняя встреча состоялась по инициативе следователя? Почему он сам пришел в каморку главного героя? Что нового мы узнаем об отношении Порфирия Петровича к идее Раскольникова и к самому герою?  Какой путь выхода из тупика предлагает Порфирий?  Следует ли его совету главный герой?

Можно ли считать вторую встречу со следователем кульминационной? Как начинает «звучать» в этой встрече тема страдания, возникшая в первом разговоре?

Почему последняя встреча состоялась по инициативе следователя?

Почему он сам пришел в каморку главного героя?

Что нового мы узнаем об отношении Порфирия Петровича к идее Раскольникова и к самому герою?

Какой путь выхода из тупика предлагает Порфирий?

Следует ли его совету главный герой?

Источники : http://www.spisano.ru/essays/files.php?132950 http://www.literaturovedu.ru/download/106812/ http://www.gm2.jumpa.ru/index2.php?option=com_docman&gid=52&lang=en&task=doc_view&Itemid=99999999

Источники :

  • http://www.spisano.ru/essays/files.php?132950
  • http://www.literaturovedu.ru/download/106812/
  • http://www.gm2.jumpa.ru/index2.php?option=com_docman&gid=52&lang=en&task=doc_view&Itemid=99999999


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!