ГУЛИСТАНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Творческая судьба Т. Н. Толстой
Автор :Гизатулина О.И.- учитель русского языка и литературы Колледж КиИТ, г.Гулистан, Узбекистан
Цели:
- познакомить с ярким представителем современной постмодернистской поэтики;
- пробудить интерес к современным жанрам литературы;
- помочь понять всю сложность и дискуссионность нашей действительности посредством изучения творчества Татьяны Толстой;
Русская писательница. Родилась 3 мая 1951 в Ленинграде.
Отец – академик-филолог Никита Толстой,
деды – писатель Алексей Толстой и переводчик Михаил Лозинский.
В 1974 окончила отделение классической филологии филфака ЛГУ, после чего переехала в Москву. До 1983 работала в Главной редакции Восточной литературы при издательстве «Наука».
ТОЛСТАЯ
ТАТЬЯНА
НИКИТИЧНА
Активно печататься начала при советской власти. Первая публикация – рассказ «На золотом крыльце сидели…» появился в журнале «Аврора» в 1983. Как критик дебютировала в том же году статьей «Клеем и ножницами.»
В середине 1980-х написала и опубликовала в периодической печати около 20 рассказов (Факир, Круг, Потеря, Милая Шура, Река Оккервиль и др.) и повесть «Сюжет». В 1988 тринадцать из них вышли отдельной книгой: « На золотом крыльце сидели…».
Официальная критика отнеслась к прозе Толстой настороженно. Одни упрекали ее в «густоте» письма, в том, что «много в один присест не прочтешь». Другие, напротив, говорили, что прочли книгу взахлеб, но что все произведения написаны по одной схеме, искусственно выстроены. В интеллектуальных читательских кругах того времени Толстая пользовалась репутацией оригинального, независимого писателя. Герои ее прозы в основном – простые «городские чудики» (старорежимные старушки, «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды детства…), живущие и гибнущие в жестокой и тупой мещанской среде.
- В прозе Толстой, по мнению критиков, прослеживается влияние Шкловского и Тынянова, с одной стороны, и Ремизова – с другой. Она сталкивает слова из различных семантических слоев языка, как правило, смотрит на своих героев «остраненно», разворачивает сюжет подобно кинематографическим кадрам… Но если у Шкловского и Тынянова «избыточные» слова использовались для того, чтобы дать предмету как можно более точное, исчерпывающее определение, а Ремизова обращение к архаическим пластам языка приближало к изначальному смыслу слова, то Толстая, используя разработанные ими методы парадоксальных словосочетаний, демонстрирует то, что Вяч.Курицын назвал «хищным цинизмом глазомера». Андрей Немзер так высказался о ее ранних рассказах: «„Эстетизм" Толстой был важнее ее „морализма"».
В 1990 году уезжает преподавать русскую литературу в США, где проводит по несколько месяцев в году почти все последующее десятилетие. В 1991 ведет колонку «Своя колокольня» в еженедельнике «Московские новости», входит в состав редколлегии журнала «Столица». Появляются переводы ее рассказов на английский, немецкий, французский, шведский и др. языки .
- В 1997 отдельной книгой (Любишь – не любишь) в Москве переиздаются ее рассказы, в 1998 – книга Сестры, написанная совместно с сестрой Натальей.
- В 2000–2001 выходит новый роман Толстой Кысь – о мутирующей после ядерного взрыва России. Страна, согласно роману, полностью деградировала: язык почти утрачен, мегаполисы превращены в убогие деревни, где люди живут по правилам игры в «кошки-мышки». Роман пропитан сарказмом, характеры героев выстраиваются в своеобразную галерею уродов, их сексуальность подчеркнуто груба и первобытна.
- Русскоязычные критики отнеслись к новой Толстой по-разному.
- В начале 2000-х переиздаются ее рассказы (Река Оккервиль, 2000, Ночь, 2001), сборник «Сестры», выходит в свет книга, включившая произведения Татьяны и Натальи Толстых (День. Разное, 2001), сборник публицистики Татьяны Толстой «День». Личное (2001) и ее книга Изюм (2002 ).
- Публицистика Толстой также вызывает противоречивые отзывы.
- В 2001 Толстая получает приз XIV Московской международной книжной ярмарки в номинации «Проза», в том же году – престижную премию «Триумф».
С 2002 является соведущей (вместе со сценаристкой Авдотьей Смирновой) телепередачи «Школа злословия».
Издания: На золотом крыльце сидели. Рассказы. М., «Советский писатель», 1987; Любишь – не любишь. Рассказы. М., «Олма-Пресс», 1997; Река Оккервиль. Рассказы. М., «Подкова», 2000; Кысь. Роман. «Подкова», 2000; «Иностранка», 2001; Ночь. Рассказы. М., «Подкова», 2001; Личное. М., «Подкова», 2001.
- Татьяна Никитична Толстая прочно и уверенно занимает своё место на российском литературном Олимпе, являясь ярчайшим представителем современной постмодернистской поэтики
Библиография: Сборники: На золотом крыльце сидели (1987) Любишь — не любишь (1997) Сёстры (в соавторстве с Наталией Толстой) (1998) Река Оккервиль (1999) Двое (в соавторстве с Наталией Толстой) (2001) День. Личное (2001 )
Ночь (2001) Изюм (2002) Круг (2003) Белые стены (2004) Женский день (2006) Не кысь (2007) Река (2007) Кысь. Зверотур. Рассказы (2009) Роман: Кысь (2000)
Вывод:
- Творчество Татьяны Толстой часто относят к жанру «женской» прозы, наряду с такими писательницами, как Виктория Токарева , Людмила Петрушевская и Валерия Нарбикова
- Ия Гурамовна Зумбулидзе в своём исследовании «„Женская проза“ в контексте современной литературы» писала, что «творчество Татьяны Толстой находится в одном ряду с выразителями той тенденции современной русской литературы, которая заключается в синтезе определённых черт реализма , модернизма и постмодернизма ».
Русская классическая традиция
Модернистская традиция
1910-1920-х гг.
ПОЭТИКА ПОСТМОДЕРНИЗМА
Важнейшие художественные приёмы постмодернизма: гротеск, ирония, оксюморон .
Важнейший знак: интертекстуальность, цитатность .
Задача: интерпретация наследия классиков.
Предложение читателю: опознать сюжетные ходы, мотивы, образы, скрытые и явные реминисценции.
21
21
Использованные источники
- http://www.vokrug.tv/person/show/tatyana_tolstaya/
- http://tzlzik.united-market.ru/a16875/
- http://slovesnik5.ucoz.com/blog/?page20
- http://maximus43.livejournal.com
- http://illustrators.ru/illustrations/14300
- http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=919809&tagid=6537
- http://tfile.org/books/89150/details/
- http://blogrostova.ru/tag/chto-pochitat
- http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/stihi/479104.html