СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ БИЛИНГВАЛЬНЫЙ урок

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наша цель сегодня - познакомить вас с понятиями семьи, генеалогии, научить составлять родословную своей семьи. Урок пройдет на двух языках: родном и русском.

Просмотр содержимого документа
«МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ БИЛИНГВАЛЬНЫЙ урок»

МОУ СОШ №2




МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ БИЛИНГВАЛЬНЫЙ

урок в 8 классе


«Моя генеалогия»


«Мæ генеалоги»





Учитель

Дзарасова Белла Николаевна.






Эльхотово, 2011 год.







ХОД урока

(звучит осетинская мелодия, на экране №1 тема, №2 цели.)

Кл. рук: Здравствуйте, ребята! Уæ бон хорз. Наша цель сегодня - познакомить вас с понятиями семьи, генеалогии, научить составлять родословную своей семьи. Урок пройдет на двух языках: родном и русском.

3 эпиграф .

Итак, начнем с разгадывания кроссвордов.

4, 5 (2 ученика по очереди отгадывают у доски кроссворды.





Б







И







Н







О







Н







Т







æ









С

Ы

Н






Д

Е

Д

У

Ш

К

А




М

А

М

А



Д

О

Ч

Ь









Я







Учитель: Получилось слово семья –бинонтæ.


Учитель: Еще плотнее подошли к теме урока «Семья», «Бинонтæ». Давайте посмотрим, как в словаре Владимира Даля трактуется понятие «семья».

Ученик читает с интерактивной доски №6 «Семья-это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми; женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью».

Учитель: Теперь скажите это на осетинском языке. Ученик: «Бинонтæ сты хæстæджыты къорд, кæцытæ цæрынц иумæ: ныййарджытæ æмæ сывæллаттæ; хицæнæй цы усджын фырт æмæ лæгджын чызг цæрынц, уыдон сты хицæн бинонтæ».

Учитель: Родственники бывают близкие и дальние. Дети, перечислите членов вашей семьи.


7 Ученик:- На интерактивной доске пишет

МАМА

ПАПА

БРАТ

СЕСТРА

БАБУШКА

ДЕДУШКА



Учитель: Все эти члены семьи связаны родственными отношениями, т.е являются родственниками и называются близкими родственниками. К близким также относятся бабушка и дедушка. Давайте назовем их на осетинском языке.

Ученик: мад, фыд, афсымæр, хо, нана, дада, (бабу, деду).

Учитель: : Есть еще понятие «дальние родственники».

8 Ученик: - (на интерактивной доске)

ДЯДИ

ТЕТИ

ДВОЮРОДНЫЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ

ПРАБАБУШКИ

ПРАДЕДУШКИ

Учитель: Переведем на осетинский язык.

Ученик: мады æфсымæр, фыды æфсымæр, мады хо, фыды хо, мады хойы чызг, лæппу; фыды хойы чызг, лæппу, дадайы фыд, нанайы мад.


9 Учитель: Хорошо, молодцы! А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе, поиграем в игру:

«Встаньте все те, …

У кого есть старший брат,

У кого младшая сестра

У кого бабушка и дедушка живут с вами

У кого дальние родственники».



Учитель: Ну вот, я про вас немного больше узнала. А вы вспомнили своих близких и дальних родственников.

10(на интерактивной доске)

- Наука, занимающаяся родословием, называется генеалогия. Генеалогия (греч)- наука о родословной, о родословии. Поколенная роспись лишь одного рода, родословная.

Чтобы более наглядно было видно

всю родословную семьи, т. е поколения данной семьи составляют генеалогическое дерево семьи. Посмотрите, какое родословное древо нартов.

( интерактивная доска – древо нартов).

11. Нарты генеалоги.

Учитель: Очень подробно рассказывает о древе нартов.













Учитель: Чи зæгъдзæн, цæуыл дзурæг у Нарты бæлас?

Ученик: Ууыл дзурæг у, æмæ уымæй рацыдысты мæ мыггаджы уидæгтæ.

Учитель: (кæсы бæлас интерактивон фæйнæгыл) Куыд уæм кæсы, æртæ нарты æууæлтæ на тырысайы символтыл куыд фæбæраг сты?

Ученик( интерактивон файнагыл) Урс- сыгъдæгзардæ, номдзыд, æвзыгъд- Алæгатæ.

Ученик (интерактивон файнагыл). Сырх - тыхджын, хъаруджын, æхсарджын-

Æхсæртæггатæ




Ученик (интерактивон фæйнæгыл) Бур-фарнхассаг, фосджын, бонджын- Борæтæ.

Учитель: Нарт Нарт кæд уыдысты?

Ученик: æгад сæ сæрмæ куы нæ хастой, кæстæр хистæрмæ куы хъуыста, хистæр зонд кæстарæн куы амыдта.

Учитель: æмæ уыцы миниуджытæй сымах æмæ уæ бинонтæ та куыд хайджын стут?

Ученик: æз хъусын мæ мад, мæ фыдмæ, мæ ахуыргæнджытæм.

Ученик: Хистæры уайдзæфмæ хъусын, цы нæ зонын, уымæй фæрсын.

Учитель: Уæдæ, мæ сывæллæттæ, сымах стут нæртон, æмæ ма уæ бæлас кæронмæ ахæццæ кæнут. Мах иууылдæр рацыдыстам Ахсæрттæггатæй, Борæтæй, Алæгатæй.


12 Мыггаджы зарæг.

13 Учитель: Давайте, дети, теперь попробуем на интерактивной доске составить своё генеалогическое древо семьи, тем более дома должны были спросить старших.

1-2 ученика заполняют шаблон на интерактивной доске.


Учитель: Молодцы! А дома попробуйте сделать полную родословную своей семьи (раздает шаблоны).

14. Учитель: Чи зæгъдзæн æмбисæндтæ иронау

æмæ уырыссагау бинонты тыххæй?

Ученики. (Цалынмæ цалдæрæй кæсынц, уæдмæ фæйнæ иуы интерактивон фæйнæгыл фыссынц).

Учитель: æмбисандтæ иууылдæр цардæй ист сты. Лыстæг сæм куы байхъусай, уæд сæ алчи дæр хицæн зонды къæбиц у, адæймаджы цыргъзондæй арæзт сты.

15. Учитель: æз дæр зонын æмбисæндтæ ( Интерактивон фæйнæгыл: «Добрые дети – дому венец, худые дети – дому конец», «Фыдвæдæй æвæд- хуыздæр»).

Заключительные слова учителя о доме, о семье.

16 Слайды с фото детей.

Музыка





Дом- это где тепло, уютно, где вас любят, где вы сделали первые шаги, сказали первое слово «мама». Это ваша маленькая страна, страна вашего детства.

Школа - тоже ваш дом, где вы написали первые строчки, где первого учителя часто путаешь с мамой. А где дом, там семья. Мы – одна большая дружная семья!

Учитель Стихотворение про маму