МОУ СОШ №2
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ БИЛИНГВАЛЬНЫЙ
урок в 8 классе
«Моя генеалогия»
«Мæ генеалоги»
Учитель
Дзарасова Белла Николаевна.
Эльхотово, 2011 год.

ХОД урока
(звучит осетинская мелодия, на экране №1 тема, №2 цели.)
Кл. рук: Здравствуйте, ребята! Уæ бон хорз. Наша цель сегодня - познакомить вас с понятиями семьи, генеалогии, научить составлять родословную своей семьи. Урок пройдет на двух языках: родном и русском.
№3 эпиграф .
Итак, начнем с разгадывания кроссвордов.
№ 4, 5 (2 ученика по очереди отгадывают у доски кроссворды.
| | | С | Ы | Н | | | |
| | Д | Е | Д | У | Ш | К | А |
| | | М | А | М | А | | |
Д | О | Ч | Ь | | | | | |
| | | Я | | | | | |
Учитель: Получилось слово семья –бинонтæ.
Учитель: Еще плотнее подошли к теме урока «Семья», «Бинонтæ». Давайте посмотрим, как в словаре Владимира Даля трактуется понятие «семья».
Ученик читает с интерактивной доски №6 «Семья-это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми; женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью».
Учитель: Теперь скажите это на осетинском языке. Ученик: «Бинонтæ сты хæстæджыты къорд, кæцытæ цæрынц иумæ: ныййарджытæ æмæ сывæллаттæ; хицæнæй цы усджын фырт æмæ лæгджын чызг цæрынц, уыдон сты хицæн бинонтæ».
Учитель: Родственники бывают близкие и дальние. Дети, перечислите членов вашей семьи.
№7 Ученик:- На интерактивной доске пишет
МАМА
ПАПА
БРАТ
СЕСТРА
БАБУШКА
ДЕДУШКА
Учитель: Все эти члены семьи связаны родственными отношениями, т.е являются родственниками и называются близкими родственниками. К близким также относятся бабушка и дедушка. Давайте назовем их на осетинском языке.
Ученик: мад, фыд, афсымæр, хо, нана, дада, (бабу, деду).
Учитель: : Есть еще понятие «дальние родственники».
№8 Ученик: - (на интерактивной доске)
ДЯДИ
ТЕТИ
ДВОЮРОДНЫЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ
ПРАБАБУШКИ
ПРАДЕДУШКИ
Учитель: Переведем на осетинский язык.
Ученик: мады æфсымæр, фыды æфсымæр, мады хо, фыды хо, мады хойы чызг, лæппу; фыды хойы чызг, лæппу, дадайы фыд, нанайы мад.
№9 Учитель: Хорошо, молодцы! А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе, поиграем в игру:
«Встаньте все те, …
У кого есть старший брат,
У кого младшая сестра
У кого бабушка и дедушка живут с вами
У кого дальние родственники».
Учитель: Ну вот, я про вас немного больше узнала. А вы вспомнили своих близких и дальних родственников.
№10(на интерактивной доске)
- Наука, занимающаяся родословием, называется генеалогия. Генеалогия (греч)- наука о родословной, о родословии. Поколенная роспись лишь одного рода, родословная.
Чтобы более наглядно было видно
всю родословную семьи, т. е поколения данной семьи составляют генеалогическое дерево семьи. Посмотрите, какое родословное древо нартов.
( интерактивная доска – древо нартов).
№11. Нарты генеалоги.
Учитель: Очень подробно рассказывает о древе нартов.
Учитель: Чи зæгъдзæн, цæуыл дзурæг у Нарты бæлас?
Ученик: Ууыл дзурæг у, æмæ уымæй рацыдысты мæ мыггаджы уидæгтæ.
Учитель: (кæсы бæлас интерактивон фæйнæгыл) Куыд уæм кæсы, æртæ нарты æууæлтæ на тырысайы символтыл куыд фæбæраг сты?
Ученик( интерактивон файнагыл) Урс- сыгъдæгзардæ, номдзыд, æвзыгъд- Алæгатæ.
Ученик (интерактивон файнагыл). Сырх - тыхджын, хъаруджын, æхсарджын-
Æхсæртæггатæ
Ученик (интерактивон фæйнæгыл) Бур-фарнхассаг, фосджын, бонджын- Борæтæ.
Учитель: Нарт Нарт кæд уыдысты?
Ученик: æгад сæ сæрмæ куы нæ хастой, кæстæр хистæрмæ куы хъуыста, хистæр зонд кæстарæн куы амыдта.
Учитель: æмæ уыцы миниуджытæй сымах æмæ уæ бинонтæ та куыд хайджын стут?
Ученик: æз хъусын мæ мад, мæ фыдмæ, мæ ахуыргæнджытæм.
Ученик: Хистæры уайдзæфмæ хъусын, цы нæ зонын, уымæй фæрсын.
Учитель: Уæдæ, мæ сывæллæттæ, сымах стут нæртон, æмæ ма уæ бæлас кæронмæ ахæццæ кæнут. Мах иууылдæр рацыдыстам Ахсæрттæггатæй, Борæтæй, Алæгатæй.
№12 Мыггаджы зарæг.
№13 Учитель: Давайте, дети, теперь попробуем на интерактивной доске составить своё генеалогическое древо семьи, тем более дома должны были спросить старших.
1-2 ученика заполняют шаблон на интерактивной доске.
Учитель: Молодцы! А дома попробуйте сделать полную родословную своей семьи (раздает шаблоны).
№14. Учитель: Чи зæгъдзæн æмбисæндтæ иронау
æмæ уырыссагау бинонты тыххæй?
Ученики. (Цалынмæ цалдæрæй кæсынц, уæдмæ фæйнæ иуы интерактивон фæйнæгыл фыссынц).
Учитель: æмбисандтæ иууылдæр цардæй ист сты. Лыстæг сæм куы байхъусай, уæд сæ алчи дæр хицæн зонды къæбиц у, адæймаджы цыргъзондæй арæзт сты.
№15. Учитель: æз дæр зонын æмбисæндтæ ( Интерактивон фæйнæгыл: «Добрые дети – дому венец, худые дети – дому конец», «Фыдвæдæй æвæд- хуыздæр»).
Заключительные слова учителя о доме, о семье.
№16 Слайды с фото детей.
Музыка
Дом- это где тепло, уютно, где вас любят, где вы сделали первые шаги, сказали первое слово «мама». Это ваша маленькая страна, страна вашего детства.
Школа - тоже ваш дом, где вы написали первые строчки, где первого учителя часто путаешь с мамой. А где дом, там семья. Мы – одна большая дружная семья!
Учитель Стихотворение про маму