Тема. Мультимедийный проектор на уроках физики.
Слайд 1.
Мультимедийный проектор на уроках физики.
Слайд 2.
Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертный грех учителя- быть скучным» - Иоганн Фридрих Гербарт- немецкий философ, психолог, педагог, один из основателей научной педагогики.
Слайд 3.
«Ученик- это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит»
Слова Плутарха актуальны во все времена, а сейчас, особенно, когда первостепенная роль отводится не только передаче ученикам знаний, но и обучению мыслить, учиться.
Но зажечь мало, нужно поддерживать этот «факел» горящим.
Слайд 4.
Но все чаще приходится слышать мнение о том, что «Современные дети не хотят учиться». Эта фраза стала не просто расхожей, она превратилась в нечто вроде присказки. И что же делать?
Логика подсказывает два возможных пути изменения ситуации.
Слайд 5.
Путь первый- заставить детей хотеть, тогда и учителя смогут их учить.
Слайд 6.
Путь второй - научить детей хотеть учиться.
Оба пути возможны.
«Заставить хотеть» трудно, неприятно обеим сторонам, но в принципе возможно. На этом пути главное- неусыпный и постоянный контроль. Как только он ослабеет, хотение вновь исчезнет.
Второй путь интереснее и приятнее, но имеет и свои недостатки.
Здесь нужны такие педагогические средства, с помощью которых можно создавать внутреннюю мотивацию, обучать детей непростому искусству хотения учиться.
Слайд 7.
Мотивировать учащихся- значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.
На какие «кнопочки» можно нажимать, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному труду?
Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности.
Слайд 8.
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Компьютер из экзотики превращается в эффективное техническое средство для организации и проведения урока.
Слайд 9.
Мультимедиа среда позволяет одновременно использовать несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, то есть во всех известных сегодня формах.
Два основных преимущества мультимедиа среды: качественное и количественное.
Слайд 10.
Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.
Слайд 11.
Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать».
Слайд 12.
Использование мультимедийного проектора и компьютера на уроках физики:
-радикально повышается уровень наглядности;
-экономится время на уроке;
-оживляется объяснение;
-позволяет учителю стоять лицом к классу и наблюдать за его работой.
Слайд 13.
Константин Дмитриевич Ушинский выступил горячим защитником наглядного обучения:
«Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств- глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус- приняли участие в акте запоминания».
Слайд 14.
Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость.
Слайд 15.
Компьютер, воздействуя на чувства обучаемого, позволяет:
- продемонстрировать абсолютно абстрактные понятия и объекты;
- позволяет продемонстрировать процессы и явления в динамике.
Слайд 16.
Спектр возможностей компьютера:
- создание ярких слайдов, легко сменяющих друг друга с возможностью оперативного их редактирования;
- использование разнообразных мультипликационных эффектов;
- возможность воспроизведения видео- и аудиоматериалов;
- создание интерактивных наглядных пособий.
Слайд 17.
Мультимедийная форма выражения учебной информации-мультимедийная презентация:
-дает учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;
-повышает роль наглядности в учебном процессе;
-удовлетворяет запросы, желания и интересы учащихся;
-экономит учебное время, нежели при работе у классной доски.
Слайд 18.
С помощью презентаций эффективно решаются многие дидактические и воспитательные задачи:
- при изучении нового материала, предъявления новой информации;
- при закреплении пройденного, отработки учебных умений и навыков;
- при повторении, практического применения полученных знаний, умений навыков;
- при обобщении, систематизации знаний.
Слайд 19.
Практика показывает, что применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным средством, а добротно сделанная презентация может привлечь внимание обучаемых и пробудить интерес к учебе.
Мультимедийная презентация может помочь преподавателю управлять эмоциональным фоном во время занятий. Удачно вставленный в презентацию рисунок или спецэффект могут вызвать удивление, интерес тем самым стать лекарством от усталости. Однако не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами. Если перестараться, то снизится эффективность презентации в целом из-за перенасыщения информацией, что, в свою очередь, способствует повышению утомляемости.
Необходимо найти баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами.
Слайд 20.
Важная задача- создание условий для сохранения здоровья учащихся.
Мультимедиа, с одной стороны,- лекарство от усталости на уроке: позволяет чередовать виды учебных заданий, управлять эмоциональным фоном урока.
С другой стороны, мультимедийные средства обучения могут привести к перенасыщению информацией на уроке, что, в свою очередь, способствует повышению утомляемости детей.
Слайды 21-23.
Интересны возможности использования компьютера как сверхэффективного средства создания проблемных ситуаций на уроках физики.
При этом можно:
-отключить звук и попросить прокомментировать учеников наблюдаемое на экране. Затем можно либо просмотреть еще раз со звуком, либо не возвращаться к просмотру, если ребята успешно справились с заданием. Условное название этого приема: «Что бы это значило?»;
-остановить кадр и попросить ученика, проделав мысленный эксперимент, попробовать описать дальнейшее протекание процесса. Прием под условным названием «А дальше?»;
-продемонстрировать какое-либо явление, процесс и попросить объяснить, высказать гипотезу, почему это происходит именно так. Таким образом можно выйти либо на проблемную ситуацию, связав ее с темой урока, либо через иллюстрацию, анимацию закрепить изученное. Этот прием можно назвать «Почему?»
Слайд 24.
Одним из наиболее перспективных направлений использования информационных технологий в физическом образовании является компьютерное моделирование физических явлений и процессов. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, позволяя учителю продемонстрировать на экране компьютера многие физические эффекты, а также позволяют организовывать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся.
Компьютерные модели позволяют пользователю управлять поведением объектов на экране монитора, изменяя начальные условия экспериментов, и проводить разнообразные физические опыты. Некоторые модели позволяют наблюдать на экране монитора, одновременно с ходом эксперимента, построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент. Видеозаписи натурных экспериментов делают курс более привлекательным и позволяют сделать занятия живыми и интересными.
Слайд 25.
Реальный эксперимент необходимо проводить всегда, когда это возможно, а компьютерную модель следует использовать, если нет возможности показать данное явление.
Слайд 26.
Компьютер не может полностью заменить учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учеников, пробудить в них любознательность.
Слайд 27.
Невозможно использовать компьютер на каждом уроке, т.к. это приведёт к нарушению санитарных норм и повлечёт ухудшение здоровья школьников.
В заключение.
Использование на уроках мультимедийного проектора поднимает процесс обучения на качественно новый уровень.
Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
При использовании мультимедийного проектора на уроках информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает познавательный интерес школьников.
Есть необходимость активно внедрять новые педагогические технологии. Одной из таких технологий и является компьютер и мультимедиа средства.
Благодаря использованию мультимедиа-технологий, учебный материал становится более наглядным, понятным и запоминающимся.
Просмотр содержимого документа
«Мультимедийный проектор на уроках физики.»
Мультимедийный проектор
на уроках физики
Иоганн Фридрих Гербарт-
немецкий философ, психолог, педагог. Один из основателей научной педагогики.
«Смертный грех учителя - быть скучным»
«Ученик- это не сосуд, который нужно наполнить,
а факел, который нужно зажечь.
А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит»
Плутарх
Что делать?
Как учить?
Виктор Михайлович Васнецов
«Витязь на распутье»
Путь первый:
заставить детей хотеть, тогда и учителя смогут их учить.
Путь второй:
научить
детей хотеть учиться.
Мотивировать учащихся-
затронуть их важнейшие интересы,
дать им шанс реализоваться
в процессе деятельности.
На какие «кнопочки» можно нажимать, чтобы побуждать ребенка к учебному труду?
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.
Компьютер из экзотики превращается в эффективное техническое средство
для организации и
проведения урока.
мультимедиа среда
текст
фото-графия
графика
анима-ция
видео
звук
Качественное преимущество
мультимедиа среды
аудио-визуальное представление
словесное описание
Количественное преимущество
мультимедиа среды
«лучше один раз увидеть, чем
1 000 000 раз услышать»
Использование мультимедийного проектора и компьютера на уроках физики :
радикально повышается уровень наглядности
экономится время на уроке
оживляется объяснение
позволяет учителю стоять лицом к классу и наблюдать за его работой
«Дитя,
если так можно выразиться, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями…».
К.Д. Ушинский
Стимулирующее влияние
наглядности
повышает интерес школьников к изучаемым вопросам
возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость
Компьютер, воздействуя на чувства обучаемого, позволяет:
продемонстрировать абсолютно абстрактные понятия и объекты;
продемонстрировать процессы и явления в динамике.
Спектр возможностей компьютера:
создание ярких слайдов, сменяющих друг друга с оперативным их редактированием;
использование мультипликационных эффектов;
возможность воспроизведения видео- и аудиоматериалов;
создание интерактивных наглядных пособий.
Мультимедийная форма выражения учебной
информации-мультимедийная презентация
-дает учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;
- повышает роль наглядности в учебном процессе;
- удовлетворяет запросы, желания и интересы учащихся;
-экономит учебное время, нежели при работе у классной доски.
Мультимедиа презентация помогает решать дидактические и воспитательные задачи
при изучении нового материала, предъявления новой информации;
при закреплении пройденного, отработке учебных умений и навыков;
при повторении, практического применения полученных знаний, умений навыков;
при обобщении, систематизации знаний.
учебный материал
эффекты
мультимедиа
здоровье
сбережение
быстрая утомляемость
Возможности компьютера
для создания проблемных ситуаций на уроках физики.
«Что бы это значило?»
отключить звук-
ученик комментирует наблюдаемое на экране.
Возможности компьютера
для создания проблемных ситуаций на уроках физики.
«А дальше?»
остановить кадр:
ученик, проделав мысленный эксперимент,
описывает дальнейшее протекание процесса.
Возможности компьютера
для создания проблемных ситуаций на уроках физики.
«Почему?»
продемонстрировать явление, процесс-
ученик объясняет наблюдаемое,
высказывает гипотезу.
Компьютерное моделирование
возможность управлять поведением объектов на экране монитора;
возможность изменять начальные условия экспериментов;
возможность одновременно с ходом эксперимента, построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент.
Компьютерная демонстрация физических явлений не как замена реального физического демонстрационного опыта,
а как его дополнение.
Компьютер
не заменяет учителя,
а только дополняет его.
Только учитель имеет возможность заинтересовать учеников, пробудить в них любознательность.
Невозможно использовать компьютер на каждом уроке:
нарушение санитарных норм;
ухудшение здоровья.
Ученик,
который учится без желания,
- это птица без крыльев.
Саади