Выступление на ШМО классных руководителей по теме:
« Мультфильмы, как эффективная форма работы по профилактике правонарушений младших школьников с умственной отсталостью»
Учитель 4 класса: О. В. Сидимекова
Развитие ребенка начинается с его появления на свет. Формирование человека протекает особенно активно в раннем детстве. Основы воспитания закладываются до пяти лет, а затем воспитание человека продолжается в детском саду и в школе. Ошибки, допущенные в воспитании ребёнка в раннем детстве, нередко накладывают отпечаток на всю его последующую жизнь. Большая часть дети с особенностями развития не посещают детский сад, большая часть детей растет в семьях, где родители попустительски относятся к воспитанию. неблагополучные семьи, жестокое обращение с ребенком, невнимание родителей к проблемам ребенка, частые конфликтные ситуации в семье, Многие семьи испытывают сложное материальное положение, отсутствие работы обоих родителей, отсутствие жилья,
К моменту поступления в школу 9-10 лет у детей замечаются отрицательные черты в поведении. Незначительные, на первый взгляд, отклонения в поведении ребёнка, переходят в привычку, а в последующим перерастают в серьезные проблемы и становятся существенной причиной правонарушений .
Для ребенка, переступившего порог школы, значительно расширяется круг общественных взаимоотношений, круг его знакомства. Ведущее место в школе приобретает отношение к своим обязанностям, к учителю, товарищам по учебе. С первых дней обучения предъявляются определенные требования к учебному труду ребенка, к его поведению, которые с годами усложняются. Дети же с отклонениями в поведении, не подготовлены к выполнению данных требований. На учителя ложится большой груз ответственности за ребенка и его становления как воспитанной личности. Воспитательная работа - неотъемлемая часть всего учебного процесса. Воспитание необходимо ежедневно, ежечасно, ежеминутно взглядом, жестом, разговором, взаимопониманием, - только тогда будет результат. Недаром В.Г.Белинский писал: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека».
В своем выступлении хотим поделиться эффективными формами работы педагогическими приемами в работе с младшими школьниками с особенностями в развитии.
Памятка учителю, работающему с трудным ребенком.
1шаг - чуткое, внимательное, доверительное отношение к ребенку, укрепление у него веры в себя, в свои силы, опора на положительные качества личности, переключение школьника на увлекательное, полезное дело.
2 шаг - индивидуальный подход к школьнику осуществлялся в процессе целенаправленных индивидуальных бесед педагога с ребенком, разъяснение и убеждение, направленные на обнажение отрицательных черт их поведения, и соответствующие упражнения в правильных действиях и поступках.
3 шаг - внеклассные мероприятия, которые организуют детей и дают возможность каждому ребенку раскрыть свой талант. Привлекаемый к мероприятиям, ребенок меньше думает о плохом, а приобщаться к хорошему и доброму, понимая, что он нужен и востребован.
Не смотря на некоторые трудности, младший школьник с особенностями в развитии - это любознательный, активный, всем интересуется, готов на добрые поступки и дела. Однако его жизненный опыт мал, поэтому ему иногда трудно оценить поступок с позиции « хорошо – плохо», на помощи приходят знакомые и любимые нами с детства мультфильмы.
Влияние мультипликационных фильмов на развитие личности ребенка изучали такие исследователи, как: А.Ф. Бурухина, М.В. Корепанова, О.В. Куниченко, А.Ф. Лалетина, Н.Е. Марков, И.Я. Медведева, Н.В. Олейник и др. По утверждению исследователей мультфильмы демонстрируют ребенку последствия несоблюдения нравственных норм, проявления человеческих пороков, учат тому, какие наказания могут последовать за неправильными действиями и к каким положительным результатам привести правильные поступки. Трудные для усвоения и осознания ребёнком абстрактные понятия доброты, щедрости, жадности, зависти, отзывчивости и т.д. в мультфильме представлены в доступной, образной форме, понятной. Зачастую мультипликационные герои являются носителями полярных эталонов и образцов нравственного поведения (хороший-плохой, добрый-злой, жадный-щедрый и др.), которые легко распознаются ребёнком. Мультфильмы, обладая яркой зрелищностью, являются зрительными образами, а значит, играют важную роль в научении через наблюдение.
Демонстрация подборки видеороликов, мультипликационных нарезок по теме.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что целенаправленное и системное использование мультфильмов способствует развитию личности детей младшего школьного возраста. Является эффективной формой работы по профилактике правонарушений младших школьников с особенностями развития.