Просмотр содержимого документа
«Мультифокусность применения цифровых технологий в образовании»
Мультифокусность1 применения цифровых технологий в образовании
Автор: Метелькова Е.А.,
старший методист ОГБПОУ «Томский
политехнический техникум», г.Томск
Встраивая цифровые технологии в образовательный процесс, административный и педагогический персонал не может не учитывать одновременно несколько фокусов/вызовов работы в цифровой среде (рис.1).
Рис.1. Фокусы применения цифровых технологий
Политический аспект с недавнего времени стал чаще играть роль при разбалансировании дипломатических отношений между разными странами. Например, в Китае существуют ограничения применения google-инструментов и сервисов. В России весной 2021 г. были введены ограничения по применению сервисов платформы Zoom в компаниях с государственным участием. Госорганы и госкомпании России останутся без полноценных версий всемирно известного сервиса видеоконференций Zoom. Российским партнерам разработчика данного продукта с 31 марта 2021 г. запрещено продавать его лицензии в госсектор [1]. И такие запреты и ограничения всё чаще и чаще будут возникать далее.
Под экономическим фокусом понимаем условия применения тех или иных сервисов: бесплатные, условно-бесплатные, платные. Педагог, встраивая различные технологии в образовательный контент, обязан учитывать финансовую сторону данного вопроса.
В тесной связи с финансовой обеспеченностью рассматривается и материальное оснащение трех компонентов образовательного процесса: рабочего места преподавателя, рабочего места обучающегося, канала взаимодействия педагога и студента. При нарушении одного из трех компонентов эффективность всего процесса снижается к минимуму.
Социальная сторона применения цифровых технологий рассматривается относительно психологической и функциональной готовности самих обучающихся и их родителей к самостоятельному применению их в домашних условиях в целях реализации процесса обучения.
Экологический фокус педагог-разработчик обязан учитывать в ходе проектирования образовательного контента. Нередко электронные курсы не соответствуют требованиям эргономичности формы и содержания.
Еще одним важным аспектом является кадровое обеспечение образовательных организаций. Опытные педагоги не всегда успешно применяют новые цифровые технологии. Молодые специалисты также не дополучают цифровых навыков в стенах вузов. Содержат ли образовательные программы по подготовке педагогических кадров дидактические единицы в цифровой сфере на опережение? Этот тематический пласт требует детального изучения проектировщиками программ педагогических вузов.
И наконец, с методической точки зрения, важно обратить внимание на соотношение очного и дистанционного взаимодействия преподавателей и обучающихся.
За основу предлагаем взять понятие «божественной пропорции» или «золотого сечения». Ведь не случайно данная закономерность динамического равновесия просматривается во многих явлениях природы и применяется в архитектуре, искусстве (рис.2).
Рис.2. Примеры проявления и применения «Золотого сечения»,
чисел Фибоначчи, спирали Архимеда
Если принять 62% за очный формат и 38% за дистанционный формат взаимодействия педагогов и студентов, то не будет утеряна и социальная функция образования (рис.3)!
Рис.3. Золотое сечение в отрезках
Таким образом, управляя изменениями в зоне интерференции указанных фокусов, необходимо находить ту эффективную золотую середину, в которой будут учитываться ожидания большинства стейкхолдеров.
Список источников информации:
Zoom запретил пользоваться своей видеосвязью властям России и госкомпаниям. 6 Апреля 2021 14:28. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.cnews.ru/news/top/2021-04-06_zoom_zapretil_ispolzovanie (дата обращения: 01.04.2021).
Золотое сечение. Божественная пропорция. 10.09.2013. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.livemaster.ru/topic/405675-zolotoe-sechenie-bozhestvennaya-proportsiya (дата обращения: 01.04.2021).
1 Мульти - (от лат. multum – «много») часть сложных слов, означающая множественность или многократность чего-либо.
Фокус - (от лат. focus - «очаг») центр каких-либо свойств, характеристик и т.п.