Просмотр содержимого документа
«Мультимедийная презентация к уроку развития речи " Роль книги в жизни человека"»
Ребенок и книга. Чтение как условие личностного и интеллектуального развития школьника.
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
(Ю. Энтин)
- Особое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других .
Родители –главные воспитатели
- У руля этого воспитания стоите вы, уважаемые родители. Сегодня семья становится центральным социальным стимулом по поддержке чтения в стране. Если в советское время эту заботу целиком брало на себя государство, включая решение проблемы детского чтения и воспитания любви к книге в программы школьного и дошкольного обучения, то сегодня оно предлагает разделить эту функцию с вами .
« Чтение выстраивает целые судьбы».
В. Шукшин.
«Чтение —
это соучастие в творчестве».
М. Цветаева.
Ценность книги и чтения в представлениях нынешних детей.
- «Дура я, что ли, чтобы читать?».
- «Читать — это классно!».
- «Только и слышу: читай, читай. Надоело!».
- «Чтение — это наша жизнь».
- «Читать — это скучно, нудно, муторно».
- «Читай — и ты полетишь!»
- «Чтение — это мир, где можно понять самого себя и других».
- «Чтение спасет мир».
- Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для школьника: спортсменов, актеров, телезвезд. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребенка .
СОВЕТ:
ЧТО ПРОИСХОДИТ С ДЕТСКИМ ЧТЕНИЕМ?
- Вот что ответили на вопрос «Чтение ребенка сегодня — это...»
родители школьников:
- «чтение сегодня — это чтение из-под палки»
- «написание реферата»,
- «программная обязаловка»,
- «это наша родительская мука»,
- «это наши затраченные нервы»,
- «случайный процесс ситуативного характера»,
- «выполнение домашнего задания».
Данные социологов:
1)Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49% до 26%, а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%.
40% читают книги от случая к случаю. За эти годы произошло обвальное падение числа людей, которые приобретают книги. Если в 1994 году книги покупали -80%, то в 2015- году — только 20%
2)Данные о детском чтении:
- Любят читать: младшие школьники 43%, старшие — 17%
- Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие — 17%
- Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников
- Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся.
- Читают познавательную литературу 21%
- Читают для самообразования 10% школьников.
СОВЕТ:
- Если ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках.
- Загляните в нее. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.
По данным Международного исследования 2000-2015 года, касающегося качества чтения детей, наши дети за 15 лет заняли из 32 стран мира 27-е место, в 2014-2015 году показали результаты еще ниже.
- Если учитель в силу разных причин не научил школьников работать с текстом: писать рефераты, конспектировать, выражать собственную мысль — помогите ребенку .
СОВЕТ:
- « Коль скоро встает вопрос, есть ли время читать, стало быть, нет на то желания».
- Чтение, как и любовь, — это просто образ жизни. Для интересной книги — всегда найдется время.
- Если ваш ребенок делает лишь первые шаг чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе.
- Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги — яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить
СОВЕТ:
СОВЕТ:
- Побуждайте своих детей читать программную литературу до изучения ее в школе. Используйте для этого летнее время. Включайтесь в ее чтение вместе с ребенком, найдите в этом удовольствие. Глядя на вас, и ребенок получит радость.
- « Книги помогают мне познакомиться с людьми, с которыми в реальности я никогда бы не встретился. Они открывают возможность побывать не только в прошлом, но и в будущем».
- «Благодаря книге я научилась справляться с плохим настроением. Когда мне бывает грустно, я беру в руки книгу, и плохое настроение улетучивается».
- «Когда я читаю интересную книгу, я погружаюсь в какой-то иной мир, мир героев этой книги. Я переживаю за них, радуюсь, восхищаюсь ими. И в этом мире мне становится легче. И мои проблемы уже не кажутся мне такими трудными».
Школьники читают за тем:
- Чтобы расширить кругозор.
- Чтобы получать информацию.
- Чтобы знать, откуда мы появились.
- Чтобы лучше понимать других.
- Чтобы сохранять память о прошлом.
- Чтобы скоротать время.
- Чтобы искать смысл жизни.
- Чтобы утолять свою любознательность.
- Чтобы повышать культурный уровень.
- Чтобы общаться.
ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ НУЖДАЕТСЯ В ПОДДЕРЖКЕ
- Мы сейчас переживаем ответственный момент. Обществом все более осознается необходимость защиты и поддержки детского чтения на государственном уровне.
СОВЕТ:
- Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным
- Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже деттво, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.
СОВЕТ:
Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Учите пользоваться ее фондами и справочным аппаратом. Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребенку. Доверьтесь его рекомендациям как специалиста.
СОВЕТ:
- «Дом, в котором нет книг, — говорил Цицерон, — подобен телу, лишенному души».
СОВЕТ:
- Читая книги, нужные сегодня, не следует забывать и о прошлом опыте чтения: домашняя библиотека тем и хороша, что в любую минуту можно взять книгу с полки и перечитать ее целиком или в отрывках, вспомнить, как она появилась в вашей библиотеке. Именно про собирателей домашних библиотек Виктор Шкловский говорил: «Не только вы собирали книги, но и они собирали вас».
СОВЕТ:
- Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений. Пусть ребенок вместе с вами выберет нужный журнал или газету из каталога «Роспечать». Выбранные самостоятельно периодические издания он будет читать охотнее.
Спасибо за
внимание!