СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока Тема урока «Класс Паукообразные»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока «Класс Паукообразные»

Место урока: урок 3 из 7 по теме «Тип Членистоногие»

Тип урока: урок освоения новых знаний (вторая типология)

Форма урока: урок-исследование

Форма учебной деятельности: индивидуализированная, работа в парах, в группе

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.      

Цель урока

достичь образовательных результатов при работе над понятием  «Класс Паукообразные»:

  1. Когнитивная:

- знать особенности строения и жизнедеятельности паукообразных;

- уметь называть черты приспособления паукообразных к жизни на суше;

- выявлять существенные признаки данного класса в сравнении с ранее изученными (ракообразные)

  1. Деятельностная: создать условия для развития у учащихся ключевых компетенций:

- учебно-познавательная: (аспекты:  - планирование деятельности в соответствии с целевой установкой, определение пути её достижения, планирование актуализация и применение необходимых знаний, умений и способов деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях);

- информационная: (аспект: поиск информации - нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач; - преобразование информации из одного вида в другой в соответствии с требованиями ситуации)

- коммуникативная (аспект: продуктивная коммуникация (умение вести конструктивный диалог, сотрудничать); использование речевых средств в дискуссии для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- общекультурная: (аспект: умение оценивать результаты деятельности)

Личностная:

- осознавать материал темы как основы для развития индивидуальных способностей личности, учиться работать в группе для получения общего результата;

- формировать положительную мотивацию к обучению, создание позитивного эмоционального отношения учеников к уроку и предмету.

 

Задачи урока

Знать

- понятия головогрудь, паутинная железа, ядовитая железа, трахеи, хищники, хелицеры, педипальпы,  внекишечное пищеварение, кокон, половой диморфизм;

- способ питания паукообразных;

- размножение паукообразных

Понимать

- какую роль играют паукообразные в природе и жизни человека

 

Применять

- применить на практике знания о местных видах паукообразных (ядовитые пауки, клещи)

 

Анализировать

- новую информацию с целью выявления причинно-следственных связей для объяснения взаимосвязи особенностей строения паукообразных в связи с выходом на сушу;

- делать вывод из прочитанного материала по теме

Синтезировать

- приводить доказательства необходимости соблюдения правил поведения в природе для недопущения укуса клещей (умение аргументировать)

 

Оценивать

- оценивать роль паукообразных в природе и жизни человека.

 

 

Предметный результат:

  1. дают  понятия головогрудь, паутинная железа, ядовитая железа, трахеи, хищники, хелицеры, педипальпы,  внекишечное пищеварение, кокон, половой диморфизм;
  2. объясняют, какую роль играют паукообразные в природе и жизни человека;
  3. сравнивают изучаемых животных;
  4. аргументируют пользу изучаемых животных в природе;
  5. умеют работать в группе, планировать свои действия, проводить рефлексию.

 

Компетенции / УУД:

Информационная (аспект – анализ и отбор необходимой информации):

-  умение работать с различными источниками информации;

- умение анализировать и структурировать полученную информацию, использовать ее для решения учебных ситуаций / задач.

Учебно-познавательная (аспект – планирование познавательной деятельности; нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач):

-актуализация и применение необходимых знаний, умений и способов деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях в контексте решения той или иной задачи, проблемы;

- умение вносить необходимые коррективы после процедуры оценки.

Коммуникативная (аспект – устная коммуникация, продуктивная групповая коммуникация):

- умение работать в группе, вести конструктивный диалог, сотрудничать;

- умение публично представлять результаты;

- монологическая речь;

- умение отвечать на вопросы;

- совместную презентацию творческого продукта.

Общекультурная:

- умение разрешать учебные проблемные ситуации;

- умение оценивать результаты деятельности;

-  умение самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Педагогические технологии

Оборудование

-  проблемное обучение, обучение в сотрудничестве

  •   В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений, рекомендован Министерством образования  РФ. М.: Дрофа, 2013

- мультимедийное приложение к учебнику ««Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс»» (электронное учебное издание, ИД «Дрофа»)

- мультимедийный комплекс (проектор, экран, ПК), презентация урока («Паукообразные», авторская)

- 5 ноутбуков для работы в группах

- таблица «Паукообразные» с изображением паука-крестовика

- книга для чтения по зоологии, печатный текст с дополнительными сведениями о питании паука-крестовика

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Тема урока «Класс Паукообразные»»

Быкова С.С. Технологическая карта урока

Предмет биология класс 7


Тема урока «Класс Паукообразные»

Место урока: урок 3 из 7 по теме «Тип Членистоногие»

Тип урока: урок освоения новых знаний (вторая типология)

Форма урока: урок-исследование

Форма учебной деятельности: индивидуализированная, работа в парах, в группе

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Цель урока

достичь образовательных результатов при работе над понятием «Класс Паукообразные»:

  1. Когнитивная:

- знать особенности строения и жизнедеятельности паукообразных;

- уметь называть черты приспособления паукообразных к жизни на суше;

- выявлять существенные признаки данного класса в сравнении с ранее изученными (ракообразные)

  1. Деятельностная: создать условия для развития у учащихся ключевых компетенций:

- учебно-познавательная: (аспекты: - планирование деятельности в соответствии с целевой установкой, определение пути её достижения, планирование актуализация и применение необходимых знаний, умений и способов деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях);

- информационная: (аспект: поиск информации - нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач; - преобразование информации из одного вида в другой в соответствии с требованиями ситуации)

- коммуникативная (аспект: продуктивная коммуникация (умение вести конструктивный диалог, сотрудничать); использование речевых средств в дискуссии для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- общекультурная: (аспект: умение оценивать результаты деятельности)

Личностная:

- осознавать материал темы как основы для развития индивидуальных способностей личности, учиться работать в группе для получения общего результата;

- формировать положительную мотивацию к обучению, создание позитивного эмоционального отношения учеников к уроку и предмету.


Задачи урока

Знать

- понятия головогрудь, паутинная железа, ядовитая железа, трахеи, хищники, хелицеры, педипальпы, внекишечное пищеварение, кокон, половой диморфизм;

- способ питания паукообразных;

- размножение паукообразных

Понимать

- какую роль играют паукообразные в природе и жизни человека


Применять

- применить на практике знания о местных видах паукообразных (ядовитые пауки, клещи)


Анализировать

- новую информацию с целью выявления причинно-следственных связей для объяснения взаимосвязи особенностей строения паукообразных в связи с выходом на сушу;

- делать вывод из прочитанного материала по теме

Синтезировать

- приводить доказательства необходимости соблюдения правил поведения в природе для недопущения укуса клещей (умение аргументировать)


Оценивать

- оценивать роль паукообразных в природе и жизни человека.



Предметный результат:

  1. дают понятия головогрудь, паутинная железа, ядовитая железа, трахеи, хищники, хелицеры, педипальпы, внекишечное пищеварение, кокон, половой диморфизм;

  2. объясняют, какую роль играют паукообразные в природе и жизни человека;

  3. сравнивают изучаемых животных;

  4. аргументируют пользу изучаемых животных в природе;

  5. умеют работать в группе, планировать свои действия, проводить рефлексию.


Компетенции / УУД:

Информационная (аспект – анализ и отбор необходимой информации):

- умение работать с различными источниками информации;

- умение анализировать и структурировать полученную информацию, использовать ее для решения учебных ситуаций / задач.

Учебно-познавательная (аспект – планирование познавательной деятельности; нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач):

-актуализация и применение необходимых знаний, умений и способов деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях в контексте решения той или иной задачи, проблемы;

- умение вносить необходимые коррективы после процедуры оценки.

Коммуникативная (аспект – устная коммуникация, продуктивная групповая коммуникация):

- умение работать в группе, вести конструктивный диалог, сотрудничать;

- умение публично представлять результаты;

- монологическая речь;

- умение отвечать на вопросы;

- совместную презентацию творческого продукта.

Общекультурная:

- умение разрешать учебные проблемные ситуации;

- умение оценивать результаты деятельности;

- умение самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Педагогические технологии

Оборудование

- проблемное обучение, обучение в сотрудничестве

Учебник: В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений, рекомендован Министерством образования РФ. М.: Дрофа, 2013

- мультимедийное приложение к учебнику ««Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс»» (электронное учебное издание, ИД «Дрофа»)

- мультимедийный комплекс (проектор, экран, ПК), презентация урока («Паукообразные», авторская)

- 5 ноутбуков для работы в группах

- таблица «Паукообразные» с изображением паука-крестовика

- книга для чтения по зоологии, печатный текст с дополнительными сведениями о питании паука-крестовика



ХОД УРОКА


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Организационный момент – 1 минута

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Мотивирует учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок.

Приветствуют учителя.

Организуют свое внимание.

Включаются в деловой ритм.

Личностная:

организация учебной деятельности,

готовность рабочего места для занятия,

знание основных норм поведения.

  • полная готовность класса и оборудования к уроку;

  • быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Актуализация знаний – 2 минуты

Проводит фронтальный опрос, объясняет историю названия класса.

О какой группе животных пойдет речь?


-Пауки всем знакомы, и в то же время как мало мы знаем об этой удивительной, интересной и многообразной группе животных.

-Что знаете? Хотите узнать? (фиксация на доске)

- Кто же относится к этому классу? (слайд из презентации)

Отвечают на поставленные вопросы, определяют границу знания/незнания по теме, фиксируют запись на доске

Учебно-познавательные:

- оценка результата действий

Коммуникативные:

- монологическая речь;

- высказывание своих суждений;

- взаимооценка.


- фронтальный опрос;

- выяснение готовности класса к изучению нового материала;

- ответы на вопросы;

- оценочное суждение


Создание проблемной ситуации, целеполагание – 5 минут

Создает учебную проблему. Организует работу по формулированию темы урока, целей, по принятию всеми учащимися целей урока.

- Проанализируйте суждения и выберите верные предложения с характеристикой паукообразных (работа в парах 2 минуты, один учащийся работает с файлом на интерактивной доске)


«Выберите признаки паукообразных:

 

1. Покров хитинсодержащий

2. Брюшко несегментированное

3. Усиков две пары – длинные и короткие

4. Глаза сложные, фасеточные

5. 6 пар ходильных ног

6. Органы дыхания – жабры

7. Органы выделения – мальпигиевы сосуды

8. Раздельнополые

9. Потомство развивается в коконах»


-Обсуждаем (+интерактивная доска). В результате выясняется, что признаки типа учащиеся знают, в признаках класса допускают ошибки.

- Сформулируйте цель вашей работы

-Задачи? (что делаем?)


Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении;

- формулируют тему и цель урока;

- выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме


Учебно-познавательные:

- целеполагание и планирование деятельности;

- принятие и сохранение учебной цели и задач;

- определение последовательности шагов по достижению цели

Коммуникативные:

- умение ясно и точно излагать свою точку зрения, учитывать позиции других участников деятельности

Информационные (аспект – планирование информационного поиска):

- умение работать с различными источниками информации;

- планирование и поиск информации.

Общекультурные:

-умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения

- самоконтроль, самооценка;

- оценка умений определять и формулировать цель урока;

- оценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению;

- оценка умения формулировать тему урока




Решение учебной задачи – 9 минут

Организует ситуацию решения учебной задачи;

- предъявляет задание для групповой работы

- организовывает самостоятельную деятельность учащихся по освоению новых знаний через работу с учебником, дополнительной литературой, электронным приложением ;

- организует ситуацию решения учебной задачи;

- организует обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися.


Работа в 5-ти группах, каждая получает задание: найти в тексте сведения по теме, выводы зафиксировать на листе А-3.


1 группа – внешнее строение паукообразных

2 группа – питание паука-крестовика, строение пищеварительной системы

3 группа – строение дыхательной, кровеносной, нервной, выделительной систем паука-крестовика

4 группа – размножение паука-крестовика

5 группа – ловчая сеть – паутина


Выполняют задание, работают в группах, готовят ответы на поставленные вопросы, представляют результат


Учебно-познавательные (аспект – умение анализировать, выделять главное):

- планирование, анализ, рефлексия и самооценку своей деятельности Коммуникативные (аспект – продуктивная групповая коммуникация):

- умение работать в группе, вести конструктивный диалог, сотрудничать;

- умение публично представлять результаты.

Информационные (аспект – планирование информационного поиска):

- умение работать с различными источниками информации;

- планирование и поиск информации.

Общекультурные:

-умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения;

- умение разрешать учебные проблемные ситуации

- взаимопроверка, взаимоконтроль;

- участие в дискуссии, ответы на вопросы;

- оценка работа в группе;

- создание продуктов деятельности;

- работа с электронным пособием;

- оценка действий по достижению планируемых результатов

Первичная проверка понимания – 7 минут

Организует обсуждение результатов групповой работы учащихся; презентация выводов (прикрепить лист А3 на магнитную доску)


обращает внимание на проблемный вопрос и цель урока, побуждает решить, контролирует правильность ответов.


- представляют результаты работы (остальные слушают и в тетрадях делают краткую запись, оценивают работу групп). Отвечают на задания.

- осуществляют взаимопроверку и взаимоконтроль;

- работают в группах;

- решают задание, применяя полученные знания;

- анализируют учебный материал, организуют поиск решения

Учебно-познавательные (аспект – анализ, рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности):

- рефлексия и самооценку своей деятельности

Коммуникативные (аспект – продуктивная групповая коммуникация):

- умение публично представлять результаты.

Общекультурные:

- умение оценивать результаты деятельности

- создание продуктов деятельности;

- самоконтроль, самооценка;

- оценка действий по достижению планируемых результатов

Первичное закрепление (применение знаний и умений в новой ситуации) – 9 минут

Организует ситуацию применения знаний для новой учебной задачи:

- организовывает деятельность учащихся по применению новых знаний (в группе, индивидуально);

- организует обсуждение ответов учащихся

Обращает внимание на цель урока, побуждает обобщить, контролирует правильность ответов.

Инструкция: обсудите текст и ответьте на вопрос.

Представьте себе человека, у которого беззубый рот не больше ноздри, а вместо пальцев вязальные спицы (по одной на каждой руке). И этот "человек" должен без ножа съесть бифштекс.

Задача совершенно неразрешимая. Однако пауки каждодневно и уже триста миллионов лет с честью выходят из подобного положения. Расскажите, как?



Тест «Пауки»; самостоятельная проверка, оценка по образцу

Инструкция: выберите один правильный ответ

Критерии оценки

1 балл – если указан верный ответ; 0 баллов – если ответ неверный.


Тест «Пауки»;

1. Ходильных конечностей у паука-крестовика:

1) 5 пар

2) 4 пары

3) 3 пары

4) 6 пар

2. Тело паука-крестовика состоит из:

1) головы, туловища, ноги

2) головы, туловища

3) головы, груди, брюшка

4) головогруди, брюшка

3. Роль опоры в теле пауков играет:

1) костный скелет

2) хрящи и связки

3) хитиновый покров

4) кожно-мускульный мешок

4. Где начинается переваривание пищи у пауков?

1) в желудке

2) в кишечнике

3) в ротовой полости

4) вне организма

5. Передняя пара конечностей паука – хелицеры-видоизменена и служит для:

1) дыхания

2) выделения

3) передвижения

4) измельчения пищи

6. Чем представлены органы зрения паука крестовика?

1) 2 сложных фасеточных глаза.

2) 2 сложных и 2 простых глаза.

3) 4 простых глазка.

4) 8 простых глаз.

7. Органами дыхания паука-крестовика являются:

1) только трахеи.

2) жабры и легочные мешки

3) трахеи и жабры.

4) легочные мешки и трахеи.

8. Паутинные железы у паука-крестовика располагаются на:

1) головогруди 2) брюшке 3) груди 4) голове

- осуществляют взаимопроверку и взаимоконтроль;

- работают в группах;

- решают задание, применяя полученные знания;

- анализируют учебный материал, организуют поиск решения

Учебно-познавательные (аспект – применение знаний в нестандартной ситуации):

- применение необходимых знаний в стандартных и нестандартных ситуациях в контексте решения задачи

Коммуникативные (аспект – продуктивная групповая коммуникация):

- умение работать в группе, вести конструктивный диалог, сотрудничать;

- умение публично представлять результаты.

Информационные (аспект – анализ и отбор необходимой информации):

- умение анализировать и структурировать полученную информацию.

Общекультурные:

- умение самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях;

- умение самоопределяться в ситуациях учебной деятельности.


- самостоятельная работа;

- оценка умения применять ранее полученные знания при решении заданий;

- взаимоконтроль, взаимопроверка;

- выполнение КОТЗ;

- оценка в соответствии с критериями оценивания КОТЗ


Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 5 минут

«Возвращает» к теме и цели урока. Побуждает сделать и озвучить вывод по работе. Совместно с учащимися анализирует результаты работы групп. Оценивает работу групп, отдельных учащихся.

Систематизируют изученное, выделяют главное, озвучивают полученные знания (внешняя речь), воспринимают оценку.

Учебно-познавательные (аспект – анализ, рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности;):

- оценка результата/продукта деятельности;

- рефлексия (оценка собственного продвижения);

Коммуникативные (аспект – устная коммуникация):

- оценивать результат;

- умение публично представлять результаты.

Общекультурные:

- умение оценивать результаты деятельности.

- подведен итог урока;

- проведена рефлексия учебной деятельности;

- дан анализ достижения цели урока;

- получена достоверная информация о достижении учащимися планируемых результатов;

- адекватность самооценки, оценки учителя.

Информация о домашнем задании – 2 минута

Даёт информацию о домашнем задании, поясняет, если есть затруднения; выдаёт индивидуальные задания

Записывают домашнее задание в дневник/тетрадь

Коммуникативные (аспект – устная коммуникация):

- соблюдение условий.

Информационные (аспект – анализ и отбор необходимой информации):

- умение анализировать полученную информацию.

Общекультурные:

- умение самоопределяться в ситуациях учебной деятельности.

- оценка/самооценка умения применять полученные знания при решении заданий





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!