Тема урока «Класс Паукообразные» | Место урока: урок 3 из 7 по теме «Тип Членистоногие» |
Тип урока: урок освоения новых знаний (вторая типология) | Форма урока: урок-исследование Форма учебной деятельности: индивидуализированная, работа в парах, в группе Методы обучения: проблемный, частично-поисковый. |
Цель урока достичь образовательных результатов при работе над понятием «Класс Паукообразные»: Когнитивная: - знать особенности строения и жизнедеятельности паукообразных; - уметь называть черты приспособления паукообразных к жизни на суше; - выявлять существенные признаки данного класса в сравнении с ранее изученными (ракообразные) Деятельностная: создать условия для развития у учащихся ключевых компетенций: - учебно-познавательная: (аспекты: - планирование деятельности в соответствии с целевой установкой, определение пути её достижения, планирование актуализация и применение необходимых знаний, умений и способов деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях); - информационная: (аспект: поиск информации - нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач; - преобразование информации из одного вида в другой в соответствии с требованиями ситуации) - коммуникативная (аспект: продуктивная коммуникация (умение вести конструктивный диалог, сотрудничать); использование речевых средств в дискуссии для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать своё мнение; - общекультурная: (аспект: умение оценивать результаты деятельности) Личностная: - осознавать материал темы как основы для развития индивидуальных способностей личности, учиться работать в группе для получения общего результата; - формировать положительную мотивацию к обучению, создание позитивного эмоционального отношения учеников к уроку и предмету. | Задачи урока Знать | - понятия головогрудь, паутинная железа, ядовитая железа, трахеи, хищники, хелицеры, педипальпы, внекишечное пищеварение, кокон, половой диморфизм; - способ питания паукообразных; - размножение паукообразных | Понимать | - какую роль играют паукообразные в природе и жизни человека | Применять | - применить на практике знания о местных видах паукообразных (ядовитые пауки, клещи) | Анализировать | - новую информацию с целью выявления причинно-следственных связей для объяснения взаимосвязи особенностей строения паукообразных в связи с выходом на сушу; - делать вывод из прочитанного материала по теме | Синтезировать | - приводить доказательства необходимости соблюдения правил поведения в природе для недопущения укуса клещей (умение аргументировать) | Оценивать | - оценивать роль паукообразных в природе и жизни человека. | |
Предметный результат: дают понятия головогрудь, паутинная железа, ядовитая железа, трахеи, хищники, хелицеры, педипальпы, внекишечное пищеварение, кокон, половой диморфизм; объясняют, какую роль играют паукообразные в природе и жизни человека; сравнивают изучаемых животных; аргументируют пользу изучаемых животных в природе; умеют работать в группе, планировать свои действия, проводить рефлексию. | Компетенции / УУД: Информационная (аспект – анализ и отбор необходимой информации): - умение работать с различными источниками информации; - умение анализировать и структурировать полученную информацию, использовать ее для решения учебных ситуаций / задач. Учебно-познавательная (аспект – планирование познавательной деятельности; нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач): -актуализация и применение необходимых знаний, умений и способов деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях в контексте решения той или иной задачи, проблемы; - умение вносить необходимые коррективы после процедуры оценки. Коммуникативная (аспект – устная коммуникация, продуктивная групповая коммуникация): - умение работать в группе, вести конструктивный диалог, сотрудничать; - умение публично представлять результаты; - монологическая речь; - умение отвечать на вопросы; - совместную презентацию творческого продукта. Общекультурная: - умение разрешать учебные проблемные ситуации; - умение оценивать результаты деятельности; - умение самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. |
Педагогические технологии | Оборудование |
- проблемное обучение, обучение в сотрудничестве | Учебник: В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений, рекомендован Министерством образования РФ. М.: Дрофа, 2013 - мультимедийное приложение к учебнику ««Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс»» (электронное учебное издание, ИД «Дрофа») - мультимедийный комплекс (проектор, экран, ПК), презентация урока («Паукообразные», авторская) - 5 ноутбуков для работы в группах - таблица «Паукообразные» с изображением паука-крестовика - книга для чтения по зоологии, печатный текст с дополнительными сведениями о питании паука-крестовика |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля |
Организационный момент – 1 минута |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Мотивирует учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок. | Приветствуют учителя. Организуют свое внимание. Включаются в деловой ритм. | Личностная: организация учебной деятельности, готовность рабочего места для занятия, знание основных норм поведения. | |
Актуализация знаний – 2 минуты |
Проводит фронтальный опрос, объясняет историю названия класса. О какой группе животных пойдет речь? -Пауки всем знакомы, и в то же время как мало мы знаем об этой удивительной, интересной и многообразной группе животных. -Что знаете? Хотите узнать? (фиксация на доске) - Кто же относится к этому классу? (слайд из презентации) | Отвечают на поставленные вопросы, определяют границу знания/незнания по теме, фиксируют запись на доске | Учебно-познавательные: - оценка результата действий Коммуникативные: - монологическая речь; - высказывание своих суждений; - взаимооценка. | - фронтальный опрос; - выяснение готовности класса к изучению нового материала; - ответы на вопросы; - оценочное суждение |
Создание проблемной ситуации, целеполагание – 5 минут |
Создает учебную проблему. Организует работу по формулированию темы урока, целей, по принятию всеми учащимися целей урока. - Проанализируйте суждения и выберите верные предложения с характеристикой паукообразных (работа в парах 2 минуты, один учащийся работает с файлом на интерактивной доске) «Выберите признаки паукообразных: 1. Покров хитинсодержащий 2. Брюшко несегментированное 3. Усиков две пары – длинные и короткие 4. Глаза сложные, фасеточные 5. 6 пар ходильных ног 6. Органы дыхания – жабры 7. Органы выделения – мальпигиевы сосуды 8. Раздельнополые 9. Потомство развивается в коконах» -Обсуждаем (+интерактивная доска). В результате выясняется, что признаки типа учащиеся знают, в признаках класса допускают ошибки. - Сформулируйте цель вашей работы -Задачи? (что делаем?) | Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении; - формулируют тему и цель урока; - выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме | Учебно-познавательные: - целеполагание и планирование деятельности; - принятие и сохранение учебной цели и задач; - определение последовательности шагов по достижению цели Коммуникативные: - умение ясно и точно излагать свою точку зрения, учитывать позиции других участников деятельности Информационные (аспект – планирование информационного поиска): - умение работать с различными источниками информации; - планирование и поиск информации. Общекультурные: -умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения | - самоконтроль, самооценка; - оценка умений определять и формулировать цель урока; - оценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению; - оценка умения формулировать тему урока |
Решение учебной задачи – 9 минут |
Организует ситуацию решения учебной задачи; - предъявляет задание для групповой работы - организовывает самостоятельную деятельность учащихся по освоению новых знаний через работу с учебником, дополнительной литературой, электронным приложением ; - организует ситуацию решения учебной задачи; - организует обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися. Работа в 5-ти группах, каждая получает задание: найти в тексте сведения по теме, выводы зафиксировать на листе А-3. 1 группа – внешнее строение паукообразных 2 группа – питание паука-крестовика, строение пищеварительной системы 3 группа – строение дыхательной, кровеносной, нервной, выделительной систем паука-крестовика 4 группа – размножение паука-крестовика 5 группа – ловчая сеть – паутина | Выполняют задание, работают в группах, готовят ответы на поставленные вопросы, представляют результат | Учебно-познавательные (аспект – умение анализировать, выделять главное): - планирование, анализ, рефлексия и самооценку своей деятельности Коммуникативные (аспект – продуктивная групповая коммуникация): - умение работать в группе, вести конструктивный диалог, сотрудничать; - умение публично представлять результаты. Информационные (аспект – планирование информационного поиска): - умение работать с различными источниками информации; - планирование и поиск информации. Общекультурные: -умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения; - умение разрешать учебные проблемные ситуации | - взаимопроверка, взаимоконтроль; - участие в дискуссии, ответы на вопросы; - оценка работа в группе; - создание продуктов деятельности; - работа с электронным пособием; - оценка действий по достижению планируемых результатов |
Первичная проверка понимания – 7 минут |
Организует обсуждение результатов групповой работы учащихся; презентация выводов (прикрепить лист А3 на магнитную доску) обращает внимание на проблемный вопрос и цель урока, побуждает решить, контролирует правильность ответов. | - представляют результаты работы (остальные слушают и в тетрадях делают краткую запись, оценивают работу групп). Отвечают на задания. - осуществляют взаимопроверку и взаимоконтроль; - работают в группах; - решают задание, применяя полученные знания; - анализируют учебный материал, организуют поиск решения | Учебно-познавательные (аспект – анализ, рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности): - рефлексия и самооценку своей деятельности Коммуникативные (аспект – продуктивная групповая коммуникация): - умение публично представлять результаты. Общекультурные: - умение оценивать результаты деятельности | - создание продуктов деятельности; - самоконтроль, самооценка; - оценка действий по достижению планируемых результатов |
Первичное закрепление (применение знаний и умений в новой ситуации) – 9 минут |
Организует ситуацию применения знаний для новой учебной задачи: - организовывает деятельность учащихся по применению новых знаний (в группе, индивидуально); - организует обсуждение ответов учащихся Обращает внимание на цель урока, побуждает обобщить, контролирует правильность ответов. Инструкция: обсудите текст и ответьте на вопрос. Представьте себе человека, у которого беззубый рот не больше ноздри, а вместо пальцев вязальные спицы (по одной на каждой руке). И этот "человек" должен без ножа съесть бифштекс. Задача совершенно неразрешимая. Однако пауки каждодневно и уже триста миллионов лет с честью выходят из подобного положения. Расскажите, как?
Тест «Пауки»; самостоятельная проверка, оценка по образцу Инструкция: выберите один правильный ответ Критерии оценки 1 балл – если указан верный ответ; 0 баллов – если ответ неверный. Тест «Пауки»; 1. Ходильных конечностей у паука-крестовика: 1) 5 пар 2) 4 пары 3) 3 пары 4) 6 пар 2. Тело паука-крестовика состоит из: 1) головы, туловища, ноги 2) головы, туловища 3) головы, груди, брюшка 4) головогруди, брюшка 3. Роль опоры в теле пауков играет: 1) костный скелет 2) хрящи и связки 3) хитиновый покров 4) кожно-мускульный мешок 4. Где начинается переваривание пищи у пауков? 1) в желудке 2) в кишечнике 3) в ротовой полости 4) вне организма 5. Передняя пара конечностей паука – хелицеры-видоизменена и служит для: 1) дыхания 2) выделения 3) передвижения 4) измельчения пищи 6. Чем представлены органы зрения паука крестовика? 1) 2 сложных фасеточных глаза. 2) 2 сложных и 2 простых глаза. 3) 4 простых глазка. 4) 8 простых глаз. 7. Органами дыхания паука-крестовика являются: 1) только трахеи. 2) жабры и легочные мешки 3) трахеи и жабры. 4) легочные мешки и трахеи. 8. Паутинные железы у паука-крестовика располагаются на: 1) головогруди 2) брюшке 3) груди 4) голове | - осуществляют взаимопроверку и взаимоконтроль; - работают в группах; - решают задание, применяя полученные знания; - анализируют учебный материал, организуют поиск решения | Учебно-познавательные (аспект – применение знаний в нестандартной ситуации): - применение необходимых знаний в стандартных и нестандартных ситуациях в контексте решения задачи Коммуникативные (аспект – продуктивная групповая коммуникация): - умение работать в группе, вести конструктивный диалог, сотрудничать; - умение публично представлять результаты. Информационные (аспект – анализ и отбор необходимой информации): - умение анализировать и структурировать полученную информацию. Общекультурные: - умение самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях; - умение самоопределяться в ситуациях учебной деятельности. | - самостоятельная работа; - оценка умения применять ранее полученные знания при решении заданий; - взаимоконтроль, взаимопроверка; - выполнение КОТЗ; - оценка в соответствии с критериями оценивания КОТЗ |
Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 5 минут |
«Возвращает» к теме и цели урока. Побуждает сделать и озвучить вывод по работе. Совместно с учащимися анализирует результаты работы групп. Оценивает работу групп, отдельных учащихся. | Систематизируют изученное, выделяют главное, озвучивают полученные знания (внешняя речь), воспринимают оценку. | Учебно-познавательные (аспект – анализ, рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности;): - оценка результата/продукта деятельности; - рефлексия (оценка собственного продвижения); Коммуникативные (аспект – устная коммуникация): - оценивать результат; - умение публично представлять результаты. Общекультурные: - умение оценивать результаты деятельности. | - подведен итог урока; - проведена рефлексия учебной деятельности; - дан анализ достижения цели урока; - получена достоверная информация о достижении учащимися планируемых результатов; - адекватность самооценки, оценки учителя. |
Информация о домашнем задании – 2 минута |
Даёт информацию о домашнем задании, поясняет, если есть затруднения; выдаёт индивидуальные задания | Записывают домашнее задание в дневник/тетрадь | Коммуникативные (аспект – устная коммуникация): - соблюдение условий. Информационные (аспект – анализ и отбор необходимой информации): - умение анализировать полученную информацию. Общекультурные: - умение самоопределяться в ситуациях учебной деятельности. | - оценка/самооценка умения применять полученные знания при решении заданий |