Технологическая карта №1
Прочитав информацию из предложенных источников, выполните задания. Подготовьте ответ.
Задание.
-
Дайте общую характеристику классу паукообразных по плану:
- количество видов;
-среда обитания;
-классификация (укажите отряды и их представителей).
2) Определите особенности внешнего строения паукообразных (на примере паука- крестовика), связанных с наземным образом жизни. Заполните таблицу:
Признаки паукообразных | Описание признаков |
Отделы тела | |
Покров тела, окраска | |
Количество конечностей паукообразных | |
Типы конечностей | |
Количество усиков | |
Количество глаз | |
Наличие желёз | |
Технологическая карта №2
Прочитав информацию из предложенных источников, выполните задания. Подготовьте ответ.
Задание.
Выявите черты усложнения внутреннего строения (ароморфозов), систем органов паукообразных в ходе эволюции. Впишите пропущенные слова.
Нервная система у паукообразных по строению разнообразная, общей чертой является высокое развитие --------------------------------------------------------------.
----------------- -------имеет более сложное строение, чем ракообразные. Нервная система представлена -------------------------------------------------- .
Органы чувств представлены ------------------------------------------ ---------------------------------------волосками, которые особенно развиты на педипальпах. Органы зрения ------------------------------------------------------------, у скорпионов их - ------, у пауков ---------------, клещи не имеют зрения, они слепые.
Кровеносная система ------------------- . образована ------------, от которого отходит несколько сосудов, открывающихся в полость тела.
Органы дыхания - это -----------------и --------------------, которые возникли независимо друг от друга. ----------------------более древние органы, их развитие связано с видоизменением -----------------------------------------------------------. ---------------возникли позже как органы приспособления к воздушному дыханию. Клещи дышат через -----------------.Дыхание атмосферным воздухом привело к появлению нового типа дыхания- ----------------------.
Выделительная система представлена ------------------------------------------------.
Размножение и развитие. Паукообразные ----------- ----------------------.У паукообразных появилось -----------------------оплодотворение. Самки откладывают крупные ------------------желтком, защищённые ------------------- --------------------------.В коконе происходит ---------------------------развитие. Постэмбриональное развитие, за исключением ------------------, прямое без-------------------- ------ ------. У скорпионов и некоторых -------------наблюдается --------------------------.
Вывод: Высокоразвитая нервная система, органы чувств, более сложное строение головного мозга, чем у ракообразных, лёгочно-трахейное дыхание, появление мальпигиевых сосудов, слюнных желез, внутреннего оплодотворения и прямого развития позволило паукообразным освоить сушу и надолго закрепиться на ней.
Технологическая карта №3
Прочитав информацию из предложенных источников, выполните задания. Подготовьте ответ.
Задание.
Как питаются паукообразные?
Какие особенности строения и жизнедеятельности свидетельствуют о том, что паукообразные являются хищниками?
Паук-крестовик твердую пищу есть не может, но его жертвы насекомые имеют твердый покров. Каким образом паук все же питается насекомыми?
Технологическая карта №4
Прочитав информацию из предложенных источников, выполните задания. Подготовьте ответ.
Задание.
Может быть, внешность пауков отталкивает людей, или их не любят из-за паутины по углам, что символизирует неаккуратность и запущенность. Но паутина играет решающую роль в жизни паука.
Пауки – хищники, но гоняться за крылатыми насекомыми они не могут, охотиться им помогают ловчие сети. А где берет паук материал для их постройки?
Обсудите вопрос «Почему в жизни пауков паутина имеет большое значение?»
Технологическая карта №5
Прочитав информацию из предложенных источников, выполните задания. Подготовьте ответ.
Задание.
Два друга поспорили: один утверждал, что скорпион - представитель ракообразных, а другой – что спорпионы относятся к паукам. Кто из них прав ?
Класс Паукообразные включает в себя несколько отрядов, среди которых наиболее известны Скорпионы, Пауки и Клещи.
Отряд Скорпионы являются наиболее древним. Скорпионы являются потомками водяных ракоскорпионов. Педипальпы у них превращены в клешни. Брюшко у них членистое, заканчивается жалом с парой ядовитых желез. Скорпионы ведут ночной образ жизни. Тропические формы наиболее опасны, их укус может быть смертельным. Укусы мелких видов скорпионов хоть и болезненны, но не смертельны.
Скорпионы. Первые наземные животные. По внешнему виду их можно было бы принять за рака, сходство между ними только внешнее: у скорпиона нет усиков, клешнями вооружены у него не грудные, а головные конечности (ногощупальца – придатки второй пары челюстей), дышит он при помощи легочных мешков и общее число конечностей у него такое же, как у настоящих пауков. Особенностями строения скорпионов являются членистое брюшко, задний отдел которого оканчивается ядовитым жалом. Жало служит и для охоты и для нападения. Яд скорпиона убивает насекомых, а человеку может причинить сильную боль и вызвать сильную опухоль. Самки скорпионов коконов не откладывают, а рождают живых детенышей, в отличие от пауков Скорпионы имеют головогрудь и брюшко. На брюшке находится когтевидное жало с помощью которого скорпион защищается и нападает. Ползет, закинув над спиной хвостовой конец с ядовитой иглой и всегда готов пустить её в дело. Яд сразу убивает насекомых, смертелен для мелких млекопитающих. Для человека не смертелен, но известны случае со смертельным исходом детей и в жарком климате.
Технологическая карта №6
Прочитав информацию из предложенных источников, выполните задания. Подготовьте ответ.
Задание.
Приведите примеры паукообразных, опасных для человека?
Отряд Пауки включает животных, тело которых состоит из головогруди и нечленистого брюшка. Между головогрудью и брюшком имеется узкий перехват. На конце брюшка имеются паутинные бородавки – видоизменённые брюшные ножки, в которые открываются протоки паутинных желез. Паутина– это затвердевающий на воздухе секрет паутинных желез, состоящий в основном из белка, близкого к шёлку, но значительно более прочного. Паутина используется для ловли добычи, на образование яйцевого кокона, а также для транспорта и расселения молодняка.
Действительно, пауки – хищники и уничтожают насекомых-вредителей в значительных количествах, поэтому они весьма полезны. Число вредных видов пауков невелико. К таким, например, относятся тарантул и каракурт.
Тарантул особенно опасен для небольших домашних животных, у человека его укусы вызывают болезненную опухоль, но опасности для жизни они не представляют.
Самка каракурта - это паук сравнительно небольшого размера (мене 1,5 см), с черным брюшком, на котором можно заметить 13 красных пятнышек. Яд каракурта в 15 раз сильнее яда гремучей змеи, действие его проявляется спустя 10-15 минут после укуса: боли в области живота, поясницы, груди, немеют ноги, затем начинаются головокружение. Головная боль, судороги, рвота. Без медицинской помощи может наступить смерть. Распространение ядовитых пауков ограничено южными районами, тропиками и субтропиками. Клещи являются паразитами и переносчиками опасных заболеваний растений, животных, в том числе и человека. Перерабатывая органические остатки, сапротрофные клещи повышают плодородие почвы. Для птиц и многих других животных пауки являются пищей.
У человека укус каракурта вызывает резкую боль, удушие, судороги, рвоту. Если во время не принять меры безопасности, то после укуса человек погибает на седьмой день. Если в течение минуты после укуса прижечь рану спичкой, яд перестаёт действовать.
Технологическая карта №7
Прочитав информацию из предложенных источников, выполните задания. Подготовьте ответ.
Задание.
Составьте схему многообразия видов клещей?
Клещи
Почему к клещам проявляют интерес люди разных профессий?
Для представителей Отряда Клещей характерно мешковидное тело (головогрудь и брюшко слиты), хелицеры и педипальпы превращены в колюще-сосущий хоботок. Клещи – паразиты растений и животных. Немалый вред причиняют зерновые, мучные, сырный, винный и луковичный клещи. Пером, волосами и кожей питаются перьевые и волосяные клещи. Чесоточные клещи (до 0,3 мм) прогрызают под кожей человека и животных ходы, вызывая острый зуд (чесотку). Паутинные и плодовые клещи – вредители культурных растений. Водяные клещи перешли к обитанию в воде и паразитируют на водных животных. Наиболее опасны клещи – переносчики вирусных заболеваний. Например, таёжный клещ переносит вирус клещевого энцефалита. Другие передают клещевой сыпной тиф, возвратный тиф, туляремию, геморрагические лихорадки.
Среди паукообразных есть животные, с которыми имеют дело агроном, врач, ветеринар. Какие это паукообразные?
Агронома клещи интересуют потому, что они бывают паразитирующие на растениях – растительные клещи.
Например, паутинный клещ поселяется – поселяется на культурных растениях, снижает урожай, вызывает гибель растений.
Амбарные клещи (мучные) – живут в зерновках хлебных злаков, муке, плодятся там, в большом количестве. Это делает продукты непригодными.
- Почему клещи интересуют ветеринара? (клещи – паразиты птиц, животных. Они паразитируют на животных, вызывая их заболевания и гибель.)
- Почему клещами интересуются врач? (Клещи являются распространителями многих инфекционных заболеваний человека.
1. Чесоточный клещ - поселяется на теле человека и животных, вызывая зудную чесотку. Чтобы избежать заражения, необходимо следить за чистотой рук. Поражает наиболее нежные места.
2. Таёжный лесной клещ – обитает в лесной зоне, передаёт при укусе вирус опасного заболевания - клещевого энцефалита. Может долго сидеть на траве вдоль тропинок и поджидать свою жертву, выставив вперёд пару конечностей.
Посмотрите на пастбищного степного клеща, обитающего в нашей степной зоне. Он является распространителем опасного заболевания – геморрагической лихорадки. В период с мая по октябрь в больницы обратились укушенные клещом люди.
- Каковы меры защиты от клеща?
1. Одевать светлую с длинными рукавами одежду, заправлять брюки в носки, головной обор обязателен.
2. Каждые 15-20 мин. осматривать свою одежду, обращая внимания на шею, подмышки, паховую область, изгибы в суставах.
3. При обнаружении нельзя раздавливать клеща.
Технологическая карта №8
Прочитав информацию из предложенных источников, выполните задания. Подготовьте ответ.
Задание.
На основании изученного материала сделайте вывод:
Почему паукообразные могут жить на суше?
Что мы узнали?
Что хотим узнать?
Как вы оцените работу групп и урок в целом?
Составьте синквейн о паукообразных, паутине и других особенностях этих животных (на ваш выбор)
Синквейн (с франц. – пятистишие)
-
Первое слово (существительное)- понятие, термин, ключевое слово.
-
Два слова (прилагательных) – определение предмета, темы.
-
Три глагола, определяющего деятельность предмета, функции «героя » синквейна.
-
Предложение из нескольких слов, раскрывающее смысл главного слова синквейна.
-
Последнее слово- резюме, крылатое выражение, определяющее эмоцию автора синквейна его отношение к главной теме.
Пример:
Паук
Членистоногий, сухопутный
Плетёт, ползает, ловит.
Пауки – настоящие сухопутные членистоногие.
Паук- хищник!