СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме : Паукообразные- общая характеристика класса.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разноуровненые задания для обобщения темы паукообразные

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме : Паукообразные- общая характеристика класса.»

Технологическая карта №1

Прочитав информацию из предложенных источников, выполните задания. Подготовьте ответ.

Задание.

  1. Дайте общую характеристику классу паукообразных по плану:

- количество видов;

-среда обитания;

-классификация (укажите отряды и их представителей).

2) Определите особенности внешнего строения паукообразных (на примере паука- крестовика), связанных с наземным образом жизни. Заполните таблицу:

Признаки паукообразных

Описание признаков

Отделы тела


Покров тела, окраска


Количество конечностей паукообразных


Типы конечностей


Количество усиков


Количество глаз


Наличие желёз






Технологическая карта №2

Прочитав информацию из предложенных источников, выполните задания. Подготовьте ответ.

Задание.

Выявите черты усложнения внутреннего строения (ароморфозов), систем органов паукообразных в ходе эволюции. Впишите пропущенные слова.

Нервная система у паукообразных по строению разнообразная, общей чертой является высокое развитие --------------------------------------------------------------.

----------------- -------имеет более сложное строение, чем ракообразные. Нервная система представлена -------------------------------------------------- .

Органы чувств представлены ------------------------------------------ ---------------------------------------волосками, которые особенно развиты на педипальпах. Органы зрения ------------------------------------------------------------, у скорпионов их - ------, у пауков ---------------, клещи не имеют зрения, они слепые.

Кровеносная система ------------------- . образована ------------, от которого отходит несколько сосудов, открывающихся в полость тела.

Органы дыхания - это -----------------и --------------------, которые возникли независимо друг от друга. ----------------------более древние органы, их развитие связано с видоизменением -----------------------------------------------------------. ---------------возникли позже как органы приспособления к воздушному дыханию. Клещи дышат через -----------------.Дыхание атмосферным воздухом привело к появлению нового типа дыхания- ----------------------.

Выделительная система представлена ------------------------------------------------.

Размножение и развитие. Паукообразные ----------- ----------------------.У паукообразных появилось -----------------------оплодотворение. Самки откладывают крупные ------------------желтком, защищённые ------------------- --------------------------.В коконе происходит ---------------------------развитие. Постэмбриональное развитие, за исключением ------------------, прямое без-------------------- ------ ------. У скорпионов и некоторых -------------наблюдается --------------------------.

Вывод: Высокоразвитая нервная система, органы чувств, более сложное строение головного мозга, чем у ракообразных, лёгочно-трахейное дыхание, появление мальпигиевых сосудов, слюнных желез, внутреннего оплодотворения и прямого развития позволило паукообразным освоить сушу и надолго закрепиться на ней.



Технологическая карта №3

Прочитав информацию из предложенных источников, выполните задания. Подготовьте ответ.

Задание.

Как питаются паукообразные?

Какие особенности строения и жизнедеятельности свидетельствуют о том, что паукообразные являются хищниками?

Паук-крестовик твердую пищу есть не может, но его жертвы насекомые имеют твердый покров. Каким образом паук все же питается насекомыми?







































Технологическая карта №4

Прочитав информацию из предложенных источников, выполните задания. Подготовьте ответ.

Задание.

Может быть, внешность  пауков отталкивает  людей, или их не любят из-за паутины по углам, что символизирует неаккуратность и запущенность. Но паутина играет  решающую роль  в жизни паука.

Пауки – хищники, но гоняться за крылатыми насекомыми они не могут, охотиться им помогают ловчие сети. А где берет паук материал для их постройки?

Обсудите вопрос «Почему в жизни пауков паутина имеет большое значение?»

































Технологическая карта №5

Прочитав информацию из предложенных источников, выполните задания. Подготовьте ответ.

Задание.

Два друга поспорили: один утверждал, что скорпион - представитель ракообразных, а другой – что спорпионы относятся к паукам. Кто из них прав ?



Класс Паукообразные включает в себя несколько отрядов, среди которых наиболее известны Скорпионы, Пауки и Клещи.

Отряд Скорпионы являются наиболее древним. Скорпионы являются потомками водяных ракоскорпионов. Педипальпы у них превращены в клешни. Брюшко у них членистое, заканчивается жалом с парой ядовитых желез. Скорпионы ведут ночной образ жизни. Тропические формы наиболее опасны, их укус может быть смертельным. Укусы мелких видов скорпионов хоть и болезненны, но не смертельны.

Скорпионы. Первые наземные животные. По внешнему виду их можно было бы принять за рака, сходство между ними только внешнее: у скорпиона нет усиков, клешнями вооружены у него не грудные, а головные конечности (ногощупальца – придатки второй пары челюстей), дышит он при помощи легочных мешков и общее число конечностей у него такое же, как у настоящих пауков. Особенностями строения скорпионов являются членистое брюшко, задний отдел которого оканчивается ядовитым жалом. Жало служит и для охоты и для нападения. Яд скорпиона убивает насекомых, а человеку может причинить сильную боль и вызвать сильную опухоль. Самки скорпионов коконов не откладывают, а рождают живых детенышей, в отличие от пауков Скорпионы имеют  головогрудь и брюшко. На брюшке находится когтевидное жало с помощью которого  скорпион защищается и нападает. Ползет, закинув  над спиной хвостовой  конец  с ядовитой  иглой и всегда готов  пустить  её в дело. Яд  сразу убивает насекомых, смертелен  для мелких млекопитающих. Для  человека  не смертелен, но известны случае  со смертельным исходом детей и в жарком климате.







Технологическая карта №6

Прочитав информацию из предложенных источников, выполните задания. Подготовьте ответ.

Задание.

Приведите примеры паукообразных, опасных для человека?

Отряд Пауки включает животных, тело которых состоит из головогруди и нечленистого брюшка. Между головогрудью и брюшком имеется узкий перехват. На конце брюшка имеются паутинные бородавки – видоизменённые брюшные ножки, в которые открываются протоки паутинных желез. Паутина– это затвердевающий на воздухе секрет паутинных желез, состоящий в основном из белка, близкого к шёлку, но значительно более прочного. Паутина используется для ловли добычи, на образование яйцевого кокона, а также для транспорта и расселения молодняка.

Действительно, пауки – хищники и уничтожают насекомых-вредителей в значительных количествах, поэтому они весьма полезны. Число вредных видов пауков невелико. К таким, например, относятся тарантул и каракурт.

Тарантул особенно опасен для небольших домашних животных, у человека его укусы вызывают болезненную опухоль, но опасности для жизни они не представляют.

Самка каракурта - это паук сравнительно небольшого размера (мене 1,5 см), с черным брюшком, на котором можно заметить 13 красных пятнышек. Яд каракурта в 15 раз сильнее яда гремучей змеи, действие его проявляется спустя 10-15 минут после укуса: боли в области живота, поясницы, груди, немеют ноги, затем начинаются головокружение. Головная боль, судороги, рвота. Без медицинской помощи может наступить смерть. Распространение ядовитых пауков ограничено южными районами, тропиками и субтропиками. Клещи являются паразитами и переносчиками опасных заболеваний растений, животных, в том числе и человека. Перерабатывая органические остатки, сапротрофные клещи повышают плодородие почвы. Для птиц и многих других животных пауки являются пищей.

У человека  укус каракурта  вызывает  резкую боль, удушие, судороги, рвоту. Если  во время  не принять меры безопасности, то после укуса человек погибает   на седьмой день. Если в течение минуты после укуса прижечь рану спичкой, яд перестаёт  действовать.





Технологическая карта №7

Прочитав информацию из предложенных источников, выполните задания. Подготовьте ответ.

Задание.

Составьте схему многообразия видов клещей?

Клещи



Почему к клещам проявляют интерес люди разных профессий?

Для представителей Отряда Клещей характерно мешковидное тело (головогрудь и брюшко слиты), хелицеры и педипальпы превращены в колюще-сосущий хоботок. Клещи – паразиты растений и животных. Немалый вред причиняют зерновые, мучные, сырный, винный и луковичный клещи. Пером, волосами и кожей питаются перьевые и волосяные клещи. Чесоточные клещи (до 0,3 мм) прогрызают под кожей человека и животных ходы, вызывая острый зуд (чесотку). Паутинные и плодовые клещи – вредители культурных растений. Водяные клещи перешли к обитанию в воде и паразитируют на водных животных. Наиболее опасны клещи – переносчики вирусных заболеваний. Например, таёжный клещ переносит вирус клещевого энцефалита. Другие передают клещевой сыпной тиф, возвратный тиф, туляремию, геморрагические лихорадки.

Среди паукообразных есть животные,  с которыми имеют дело  агроном, врач, ветеринар. Какие это паукообразные?

Агронома  клещи интересуют потому, что они бывают  паразитирующие на растениях – растительные клещи.

Например, паутинный клещ поселяется – поселяется на культурных растениях, снижает урожай, вызывает  гибель растений.

Амбарные клещи (мучные) – живут в зерновках хлебных злаков, муке, плодятся там, в большом количестве. Это делает продукты непригодными.

- Почему клещи интересуют ветеринара? (клещи – паразиты птиц, животных. Они паразитируют на животных, вызывая их заболевания и гибель.)

- Почему клещами  интересуются  врач? (Клещи являются распространителями многих   инфекционных  заболеваний человека.

1. Чесоточный клещ - поселяется  на теле человека и животных,  вызывая  зудную  чесотку. Чтобы избежать заражения, необходимо следить за чистотой рук. Поражает наиболее нежные места.

2. Таёжный лесной клещ – обитает в лесной зоне, передаёт при укусе  вирус опасного заболевания - клещевого энцефалита. Может долго сидеть на траве вдоль тропинок и поджидать  свою жертву, выставив вперёд  пару конечностей.

Посмотрите на пастбищного степного клеща, обитающего в нашей степной  зоне. Он является  распространителем  опасного заболевания – геморрагической лихорадки. В период с мая по октябрь в больницы обратились укушенные клещом люди. 

- Каковы меры защиты от клеща?

1. Одевать светлую с длинными рукавами одежду,  заправлять брюки в носки, головной обор обязателен.

2. Каждые 15-20 мин. осматривать свою одежду, обращая внимания на шею, подмышки, паховую область, изгибы в суставах.

3. При  обнаружении  нельзя раздавливать клеща.





























Технологическая карта №8

Прочитав информацию из предложенных источников, выполните задания. Подготовьте ответ.

Задание.

На основании изученного материала сделайте вывод:

Почему паукообразные могут жить на суше?

Что мы узнали?

Что хотим узнать?

Как вы оцените работу групп и урок в целом?

Составьте синквейн о паукообразных, паутине и других особенностях этих животных (на ваш выбор)

Синквейн (с франц. – пятистишие)

  1. Первое слово (существительное)- понятие, термин, ключевое слово.

  2. Два слова (прилагательных) – определение предмета, темы.

  3. Три глагола, определяющего деятельность предмета, функции «героя » синквейна.

  4. Предложение из нескольких слов, раскрывающее смысл главного слова синквейна.

  5. Последнее слово- резюме, крылатое выражение, определяющее эмоцию автора синквейна его отношение к главной теме.

Пример:

Паук

Членистоногий, сухопутный

Плетёт, ползает, ловит.

Пауки – настоящие сухопутные членистоногие.

Паук- хищник!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!