Действительно, планета эта так красива,
Разнообразная, цветная, всем на диво! Там бабочки различные летают, Цветы нам всем они напоминают. Трудяги-муравьи травиночки несут, Все строят, строят, строят свои дома вокруг! И пчелы постоянно тут летают, И мед свой вкусный собирают, Который нас весь год оздоровляет. А на стрекоз ты не сердись, Ты мысленно присядь на них и вознесись … В такие голубые дали, Где, нет и не было печали Увидишь ты, как все вокруг прекрасно И чувствуешь, живешь ты не напрасно! Так пусть же отворит планета эта двери, Чтоб все сюда смогли войти, да поскорее!
- Загадка .То взлетит, то крылья сложит, То расправит их... Похожа на порхающий цветок в летний солнечный денёк .
- Загадка .Пищит над ухом он всю ночь И укусить тебя не прочь. Ну и зануда, вот кошмар! Писклявый, маленький …
- Загадка. Мала, а проворна, Где бывает, там повелевает, В шатёр взойдёт — Богатыря перевернёт.
Отряды насекомых. Бабочки. Равнокрылые. Двукрылые. Блохи
Выявить признаки отрядов: чешуекрылые, равнокрылые, двукрылые, блохи.
Выяснить их значение в природе и жизни человека
Повторить общие признаки класса насекомых .
Продолжить развивать умения:
Задачи урока
- работать в соответствии с предложенным планом;
- участвовать в совместной деятельности;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников.
Работать с текстом: выделять главную мысль,
находить ответы на вопросы,
составлять по тексту таблицы, схемы.
.
- Девиз урока: « Наблюдай, не пугайся, удивляйся, восхищайся!»
- Эпиграф « О многих шестиногих, Прекрасных и убогих, Мы каждому из вас Расскажем без прикрас »
Чтобы наше путешествие было успешным, мы должны соблюдать следующие правила и законы
- Закон 0:0 – точности.
- Закон един – говорит один (уважай говорящего) .
- Закон инициативы - не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – делай .
- Закон команды – один за всех и все за одного.
Животные
Членистоногие
Насекомые
Чешуекрылые
Бабочка Атлас или Князь
Бабочка Урания
Бабочка Парнасиус
Бабочка Мертвая голова
Ротовой аппарат бабочек
У бабочек сосущий ротовой аппарат – хоботок.
В его образовании принимают участие нижние челюсти и нижняя губа.
Верхние челюсти отсутствуют.
Во время приема пищи бабочка расправляет длинный хоботок, погружая его вглубь цветка, и всасывает нектар.
Дневные бабочки
- Активны днем
- Имеют широкие крылья
- Тело стройное, грудь и брюшко тонкие
- Усики булавовидные
- Полет медленный, порхающий
Многоцветница
Павлиний глаз
Капустница
Аполлон
Адмирал
Лимонница
Ночные бабочки
- Усики разнообразного строения
- Полет стремительный, с частыми
взмахами крыльев
- Активны в сумерки и ночью
- Имеют узкие крылья
- Грудь и брюшко толстые
Мертвая голова
Большой ночной павлиний глаз
Голубая орденская лента
Размножение и развитие бабочек
Гусеница капустной белянки
Значение бабочек
- Гусеницы наносят ущерб садоводству, лесоводству, посевам некоторых культур
Взрослые насекомые и гусеницы служат пищей для беспозвоночных, земноводных, пресмыкающихся, птиц
- Опыляют цветковые растения
Гусеницы комнатной моли уничтожают шерсть, мех
Тутовый шелкопряд
Гусеницы питаются листьями тутового дерева или шелковицы
- невзрачная толстая беловатая бабочка, потерявшая способность летать
В шелководческих хозяйствах от самок получают яйца – грену.
Из обеззараженной грены выводят гусениц, которых кормят листьями шелковицы на кормовых этажерках в особо оборудованных помещениях.
Гусеница перед окукливанием вьет кокон. Коконы собирают и обрабатывают паром, затем с них разматывают шелковые нити на спец.машинах.
Из 1кг кокона получают 90г легкого прочного натурального шелка.
Бабочки занесенные в Красную книгу России.
Мнемозина
Алкиной
Голубянка Филипьева
Аполлон Фельдера
Серицин Монтела
Траурница
"Махаон".
Павлиний глаз
Мертвая голова
- Я сорвал цветок, и он завял, я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони, и тогда я понял, что прикоснуться к природе можно только сердцем”. П. Гвездослав
Чешуекрылые или бабочки
- 140 000 видов.
- Крыльев две пары, покрыты чешуйками.
- Ротовой аппарат – сосущий хоботок, может скручиваться в спираль.
- Один раз в жизни молодые бабочки улетают на зимовку.
- Развитие с полным превращением.
- У гусениц ротовой аппарат грызущий.
Животные
Членистоногие
Насекомые
Равнокрылые
Цикады
Листоблошки
Белокрылки
Червецы
Щитовки
Тля
Галлицы
Питаються соками растений.
Ротовой аппарат колюще-сосущего типа
Значение равнокрылых
Равнокрылые, питающиеся соком растений, приносят большой вред сельскому хозяйству
Цикады самые громкие музыканты среди насекомых. Звуковые органы находятся на брюшке. Поют цикады, охраняя свою территорию и привлекая самок. Пение цикад во многих странах считается красивым (в Индонезии, во Франции)
Отряд Равнокрылые
- Более 30 000 видов
- Ротовой аппарат – колюще-сосущий
- Имеют две пары прозрачных крыльев
- Развитие с неполным превращением
Животные
Членистоногие
Насекомые
Двукрылые
Мясная муха
Падальная муха
Комнатная муха
Москиты
- Москиты переносчики болезней, таких как энцефалит Западного Нила и тропическая лихорадка.
Мошки
Кровососки
- Кровососки имеют сильно уплощенное сверху вниз тело, лапки ног с длинными зубчатыми коготками, жесткие, плотно прижатые к телу крылья. Все это позволяет взрослой мухе очень легко и быстро передвигаться в шерсти или перьях хозяина
Ротовой аппарт лижущий ,или колюще-сосущий
Развитие двукрылых
Стадии развития комнатной мухи
Личинки мухи – белые, безголовые, безногие. Они развиваются на гниющих органических
остатках, заселяя пищевые отходы, помойки, и мусорные свалки.
Стадии развития комара
У комаров личинки развиваются в воде. Плавают личинки, резко изгибая тело из стороны в сторону толчками. Часто они всплывают наверх и, прикрепившись концом брюшка к поверхностной пленке воды, набирают воздух для дыхания.
Личинка комара
Отряд двукрылые
- Известно около 100 000 видов
- Имеют одну пару крыльев
- Задние крылья превратились в жужжальца, органы равновесия
- Ротовой аппарат лижущий или колюще-сосущий
- Развитие с полным превращением
Значение двукрылых
- переносит болезнетворных микробов, яйца аскарид на продукты питания человека (на лапках и через испражнения). Личинки мух используют для переработки отходов свиноводческих комплексов.
- на человека и животных нападают кровососущие комары. Кровожадны только самки, а самцы питаются нектаром. У самок без кровососания не созревают яйца.
- самые опасные животные на нашей планете, переносят возбудителей малярии – малярийных плазмодиев
- паразитирование личинок под кожей коров снижает удои молока, на коже пораженных животных остаются поврежденные места, что обесценивает их шкуры.
- самые крупные среди кровососущих двукрылых (размеры в среднем 10-20 мм)
Посадка немалярийного и малярийного комаров
Животные
Членистоногие
Насекомые
Блохи
Кошачья блоха
Ротовой аппарат колюще-сосущего типа
Отряд Блохи
- Известно более 1000 видов
- Бескрылые насекомые
- Ротовой аппарат – колюще-сосущий
- Развитие с полным превращением
Стадии развития блохи
Блохи являются носителями опасных заразных заболеваний – чумы, туляремии, крысиного сыпного тифа.
Блохи могут быть промежуточными хозяевами некоторых глистов.
имаго
личинка
куколка
Укусы блох
- Места поражения у человека – это ноги: подъём, лодыжки, щиколотки.
- Укусы насекомых вызывают сильный зуд.
- Заживание проходит долго, и на месте укусов длительное время остаются маленькие шрамы.
Укус крысиной блохи
- Задание 1
- По особенностям питания представителей отрядов, определите тип ротового аппарата:
- 1.Бабочки - нектар растений
- 2.Личинки бабочек - листья и стебли растений
- 3.Равнокрылые ( тля, щитовка) - сок растений
- 4.Двукрылые ( мухи, оводы) - кровь животных
- 1.Бабочки - сосущий
- 2.Личинки бабочек - грызущий
- 3.Равнокрылые – колюще-сосущий
- 4.Двукрылые - колюще-сосущий
- Задание 2
- К отряду чешуекрылых относятся:
- А)тля;
- Б) божья коровка;
- В) комнатная моль;
- Г) капустная белянка;
- Д) азиатская саранча;
- Е) березовая пяденица.
- Комнатная моль,
- капустная белянка,
- березовая пяденица.
Распределите названных членистоногих по классам.
Животные:
1.Лангусты 2.Осы 3. Мучные клещи 4. Креветки 5. Скорпионы 6. Слепни 7. Муравьи 8. Циклопы
9. Тарантулы 10. Шмели
Классы:
А) Ракообразные:
1 4 8
Б) Паукообразные:
3 5 9
В) Насекомые:
2 6 7 10
Определите, кто из каждых названных трех насекомых лишний.
По родству:
1.Комар, овод, бабочка.
бабочка.
2.Тутовый шелкопряд, крапивница, комнатная муха.
комнатная муха.
3.Божья коровка, жужелица, лесной клоп.
лесной клоп.
По типу развития:
1.Комар, Божья коровка, лесной клоп.
лесной клоп.
2.Кузнечик, комнатная муха, жужелица.
кузнечик
3.Крапивница, тля, жужелица.
тля
Соотнесите насекомых с их отрядами.
Насекомые:
1.Муха комнатная
2.Белянка капустная
3.Цикада полосатая
4.Блоха человеческая
5.Тля обыкновенная
6.Комар малярийный
7.Тутовый шелкопряд
8.Слепень бычий
9.Белокрылка цитрусовая
10.Пяденица крыжовниковая
Отряды:
1.Двукрылые:
1 6 8
2.Чешуекрылые:
2 7 10
3.Равнокрылые:
3 5 9
4.Блохи:
4
- Насекомые - часть живой природы, важное звено цепей питания
- Насекомые опыляют цветковые растения
- Насекомые наносят ущерб сельскому, лесному хозяйству, являются переносчиками инфекционных заболеваний
- Хорошо зная особенности размножения насекомых, можно эффективно использовать даже те виды, с которыми человек ведет непримиримую борьбу.
- В борьбе с насекомыми - вредителями применяют химические, механические, биологические методы борьбы.
П.18, внести признаки отрядов в таблицу
Творческие задания:
Презентация «Удивительные», стихи, сказки о насекомых.
Оценка работы на уроке.
- 1.Соблюдали «Закон един»
- А) все участники группы.
- Б) некоторые не умеют слушать и перебивают собеседника.
- 2. Соблюдали «Закон команды»
- А) все участники группы помогали друг другу и работали активно.
- Б) некоторые не участвовали в работе группы.
- Умеют:
- 3. Работать в соответствии с планом:
- А) все участники группы.
- Б) некоторые не справились.
- 4. Находить ответы на вопросы:
- А) все участники группы.
- Б) некоторые не справились.
- 5. Составлять по тексту схемы:
- А) все участники группы.
- Б) некоторые не справились.
Оцени урок.
Урок не понравился, не узнал ничего нового
Урок понравился, узнал много нового