СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мультимедийная презентация по теме 2. Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах.

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

         Учебные цели: сформировать   понимание  сущности повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений, ознакомление  с научными методами и историей изучения Вселенной, получение представления о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира, осознание своего места в Солнечной системе и Галактике через изучение понятий: созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и  зимнее время;  объяснение  необходимости введения високосных лет и нового календарного стиля. Овладение умениями проводить наблюдения за наиболее яркими звездами и созвездиями. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений (ОК2).                                  

Просмотр содержимого документа
«Мультимедийная презентация по теме 2. Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах.»

 ГАПОУ НСО  «Барабинский медицинский колледж»     Тема:   « Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах »    Преподаватель: Вашурина Т. В.    Барабинск, 2019

ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»

Тема:

« Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах »

Преподаватель: Вашурина Т. В. Барабинск, 2019

 Цели учебного занятия:  Учебные цели: сформировать понимание сущности повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений, ознакомление с научными методами и историей изучения Вселенной, получение представления о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира, осознание своего места в Солнечной системе и Галактике через изучение понятий: созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и  зимнее время; объяснение необходимости введения високосных лет и нового календарного стиля. Овладение умениями проводить наблюдения за наиболее яркими звездами и созвездиями. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений (ОК2).

Цели учебного занятия:

  • Учебные цели: сформировать понимание сущности повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений, ознакомление с научными методами и историей изучения Вселенной, получение представления о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира, осознание своего места в Солнечной системе и Галактике через изучение понятий: созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и  зимнее время; объяснение необходимости введения високосных лет и нового календарного стиля. Овладение умениями проводить наблюдения за наиболее яркими звездами и созвездиями. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений (ОК2).
      ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС   ЧТО ИЗУЧАЕТ АСТРОНОМИЯ.  ЗНАЧЕНИЕ АСТРОНОМИИ.

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС ЧТО ИЗУЧАЕТ АСТРОНОМИЯ. ЗНАЧЕНИЕ АСТРОНОМИИ.

 ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС   ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АСТРОНОМИИ.  СВЯЗЬ АСТРОНОМИИ C ДРУГИМИ НАУКАМИ.   

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АСТРОНОМИИ. СВЯЗЬ АСТРОНОМИИ C ДРУГИМИ НАУКАМИ.  

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС   СТРУКТУРА И МАСШТАБЫ ВСЕЛЕННОЙ.  ОСОБЕННОСТИ АСТРОНОМИИ И ЕЕ МЕТОДОВ .

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС СТРУКТУРА И МАСШТАБЫ ВСЕЛЕННОЙ. ОСОБЕННОСТИ АСТРОНОМИИ И ЕЕ МЕТОДОВ .

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС   ТЕЛЕСКОПЫ.  ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕЛЕСКОПОВ.

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС ТЕЛЕСКОПЫ. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕЛЕСКОПОВ.

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС   ЗНАЧЕНИЕ НАУКИ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ.

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС ЗНАЧЕНИЕ НАУКИ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ.

ЗВЕЗДЫ И СОЗВЕЗДИЯ. НЕБЕСНЫЕ КООРДИНАТЫ. ЗВЕЗДНЫЕ КАРТЫ.

ЗВЕЗДЫ И СОЗВЕЗДИЯ. НЕБЕСНЫЕ КООРДИНАТЫ. ЗВЕЗДНЫЕ КАРТЫ.

Созвездия – определенные участки звездного неба, разделенные между собой строго установленными границами. Названия созвездий и их границы были установлены решениями Международного астрономического союза в 1922—1935 гг. Впредь решено было эти границы и названия 88 выделенных созвездий считать неизменными. СОЗВЕЗДИЯ – ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УЧАСТКИ ЗВЕЗДНОГО НЕБА, РАЗДЕЛЕННЫЕ МЕЖДУ СОБОЙ СТРОГО УСТАНОВЛЕННЫМИ ГРАНИЦАМИ.   НАЗВАНИЯ СОЗВЕЗДИЙ И ИХ ГРАНИЦЫ БЫЛИ УСТАНОВЛЕНЫ РЕШЕНИЯМИ МЕЖДУНАРОДНОГО АСТРОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В 1922—1935 ГГ. ВПРЕДЬ РЕШЕНО БЫЛО ЭТИ ГРАНИЦЫ И НАЗВАНИЯ 88 ВЫДЕЛЕННЫХ СОЗВЕЗДИЙ СЧИТАТЬ НЕИЗМЕННЫМИ.

Созвездия – определенные участки звездного неба, разделенные между собой строго установленными границами.

Названия созвездий и их границы были установлены решениями Международного астрономического союза в 1922—1935 гг. Впредь решено было эти границы и названия 88 выделенных созвездий считать неизменными.

СОЗВЕЗДИЯ – ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УЧАСТКИ ЗВЕЗДНОГО НЕБА, РАЗДЕЛЕННЫЕ МЕЖДУ СОБОЙ СТРОГО УСТАНОВЛЕННЫМИ ГРАНИЦАМИ. НАЗВАНИЯ СОЗВЕЗДИЙ И ИХ ГРАНИЦЫ БЫЛИ УСТАНОВЛЕНЫ РЕШЕНИЯМИ МЕЖДУНАРОДНОГО АСТРОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В 1922—1935 ГГ. ВПРЕДЬ РЕШЕНО БЫЛО ЭТИ ГРАНИЦЫ И НАЗВАНИЯ 88 ВЫДЕЛЕННЫХ СОЗВЕЗДИЙ СЧИТАТЬ НЕИЗМЕННЫМИ.

КАЖДАЯ ЗВЕЗДА ОСТАВЛЯЕТ СВОЙ СЛЕД В ВИДЕ ДУГИ ОКРУЖНОСТИ. ОБЩИЙ ЦЕНТР ЭТИХ ДУГ НАХОДИТСЯ НА НЕБЕ НЕПОДАЛЕКУ ОТ ПОЛЯРНОЙ ЗВЕЗДЫ

КАЖДАЯ ЗВЕЗДА ОСТАВЛЯЕТ СВОЙ СЛЕД В ВИДЕ ДУГИ ОКРУЖНОСТИ. ОБЩИЙ ЦЕНТР ЭТИХ ДУГ НАХОДИТСЯ НА НЕБЕ НЕПОДАЛЕКУ ОТ ПОЛЯРНОЙ ЗВЕЗДЫ

СИСТЕМА ЭКВАТОРИАЛЬНЫХ КООРДИНАТ

СИСТЕМА ЭКВАТОРИАЛЬНЫХ КООРДИНАТ

СУТОЧНОЕ ДВИЖЕНИЯ ЗВЕЗД НА ПОЛЮСАХ ЗЕМЛИ   На полюсах ось мира совпадает с отвесной линией, а небесный экватор – с горизонтом. На Северном полюсе Полярная звезда видна близ зенита, а над горизонтом находятся только звезды Северного полушария небесной сферы (с положительным склонением). На Южном полюсе видны только звезды с отрицательным склонением. На обоих полюсах, двигаясь из-за вращения Земли параллельно небесному экватору, звезды остаются на неизменной высоте, не восходят и не заходят.

СУТОЧНОЕ ДВИЖЕНИЯ ЗВЕЗД НА ПОЛЮСАХ ЗЕМЛИ

На полюсах ось мира совпадает с отвесной линией, а небесный экватор – с горизонтом. На Северном полюсе Полярная звезда видна близ зенита, а над горизонтом находятся только звезды Северного полушария небесной сферы (с положительным склонением). На Южном полюсе видны только звезды с отрицательным склонением. На обоих полюсах, двигаясь из-за вращения Земли параллельно небесному экватору, звезды остаются на неизменной высоте, не восходят и не заходят.

СУТОЧНОЕ ДВИЖЕНИЯ ЗВЕЗД В СРЕДНИХ ШИРОТАХ    При перемещении с Северного полюса в средние широты, высота Полярной звезды над горизонтом будет постепенно уменьшаться, одновременно угол между плоскостями горизонта и небесного экватора будет увеличиваться. В средних широтах лишь часть звезд Северного полушария небесной сферы никогда не заходит, а часть звезд Южного полушария никогда не восходит.

СУТОЧНОЕ ДВИЖЕНИЯ ЗВЕЗД В СРЕДНИХ ШИРОТАХ

При перемещении с Северного полюса в средние широты, высота Полярной звезды над горизонтом будет постепенно уменьшаться, одновременно угол между плоскостями горизонта и небесного экватора будет увеличиваться. В средних широтах лишь часть звезд Северного полушария небесной сферы никогда не заходит, а часть звезд Южного полушария никогда не восходит.

φ, то верхняя кульминация будет происходить над северным горизонтом на высоте: h = 90 0 + ϕ - δ. " width="640"

ВЫСОТА СВЕТИЛА В КУЛЬМИНАЦИИ

При суточном движении светила дважды пересекают небесный меридиан. Момент пересечения небесного меридиана называется кульминацией светила. В момент верхней кульминации светило достигает наибольшей высоты над горизонтом. Получена формула, связывающая высоту светила в кульминации над южным горизонтом с его склонением и географической широтой места наблюдения:

h = 90 0 – φ+ δ.

Если δ φ, то верхняя кульминация будет происходить над северным горизонтом на высоте:

h = 90 0 + ϕ - δ.

СУТОЧНОЕ ДВИЖЕНИЯ ЗВЕЗД НА ЭКВАТОРЕ   На экваторе, географическая широта которого 0 0 ось мира располагается в плоскости горизонта, а небесный экватор проходит через зенит. На экваторе в течение суток все светила побывают над горизонтом

СУТОЧНОЕ ДВИЖЕНИЯ ЗВЕЗД НА ЭКВАТОРЕ

На экваторе, географическая широта которого 0 0 ось мира располагается в плоскости горизонта, а небесный экватор проходит через зенит. На экваторе в течение суток все светила побывают над горизонтом

ЭКВАТОРИАЛЬНЫЕ КООРДИНАТЫ    - ПРЯМОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ ( H - ЧАСЫ, M - МИНУТЫ)  Δ – СКЛОНЕНИЕ (  - ГРАДУСЫ,  МИНУТЫ)

ЭКВАТОРИАЛЬНЫЕ КООРДИНАТЫ - ПРЯМОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ ( H - ЧАСЫ, M - МИНУТЫ) ΔСКЛОНЕНИЕ (  - ГРАДУСЫ,  МИНУТЫ)

ВЫСОТА ПОЛЮСА МИРА НАД ГОРИЗОНТОМ.   Часть небесной сферы и земной шар изображены в проекции на плоскость небесного меридиана. ОР – ось мира, параллельная оси Земли; OQ –проекция части небесного экватора, параллельного экватору Земли; OZ – отвесная линия. Высота полюса мира над горизонтом h p = φ =

ВЫСОТА ПОЛЮСА МИРА НАД ГОРИЗОНТОМ.

Часть небесной сферы и земной шар изображены в проекции на плоскость небесного меридиана. ОР – ось мира, параллельная оси Земли; OQ –проекция части небесного экватора, параллельного экватору Земли; OZ – отвесная линия. Высота полюса мира над горизонтом h p =

φ =

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ Астрономия. Разноуровневые самостоятельные работы с примерами решения задач Л. А. Кирик стр. 10, №1-6.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Астрономия. Разноуровневые самостоятельные работы с примерами решения задач

Л. А. Кирик стр. 10, №1-6.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ: Что называется созвездием? Перечислите известные вам созвездия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

Что называется созвездием?

Перечислите известные вам созвездия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ: Как обозначаются звезды в созвездиях? Какие координаты светила называются экваториальными?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

Как обозначаются звезды в созвездиях?

Какие координаты светила называются экваториальными?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ: Меняются ли экваториальные координаты звезды в течение суток? Какие особенности суточного движения светил позволяют использовать экваториальную систему координат?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

Меняются ли экваториальные координаты звезды в течение суток?

Какие особенности суточного движения светил позволяют использовать экваториальную систему координат?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ: Почему на звездной карте не показано положение Земли? Почему на звездной карте изображены только звезды, но нет ни Солнца, ни Луны, ни планет?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

Почему на звездной карте не показано положение Земли?

Почему на звездной карте изображены только звезды, но нет ни Солнца, ни Луны, ни планет?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ: Какое склонение – положительное или отрицательное – имеют звезды, находящиеся к центру карты ближе, чем небесный экватор?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

Какое склонение – положительное или отрицательное – имеют звезды, находящиеся к центру карты ближе, чем небесный экватор?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ: В каких точках небесный экватор пересекается с линией горизонта?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

В каких точках небесный экватор пересекается с линией горизонта?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ: Как располагается ось мира относительно оси вращения Земли? Относительно плоскости небесного меридиана?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

Как располагается ось мира относительно оси вращения Земли? Относительно плоскости небесного меридиана?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ: Как располагаются суточные пути звезд относительно небесного экватора?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

Как располагаются суточные пути звезд относительно небесного экватора?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Время выполнения: 5 минут  Критерии оценки: за 4 правильных ответа – «3» балла; за 5 правильных ответов – «4» балла; за 6 правильных ответов – «5» баллов.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Время выполнения: 5 минут

Критерии оценки:

  • за 4 правильных ответа – «3» балла;
  • за 5 правильных ответов – «4» балла;
  • за 6 правильных ответов – «5» баллов.
ВЗАИМОПРОВЕРКА     КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:  ЗА 4 ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТА – «3» БАЛЛА;  ЗА 5 ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТА – «4» БАЛЛА;  ЗА 6 ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ – «5» БАЛЛОВ. Номер задания Ответы 1 вариант 1 2 Ответы 2 вариант  2 4 3 4 1 4 4 1 5 2 6 4 4 1 1 4

ВЗАИМОПРОВЕРКА КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: ЗА 4 ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТА – «3» БАЛЛА; ЗА 5 ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТА – «4» БАЛЛА; ЗА 6 ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ – «5» БАЛЛОВ.

Номер задания

Ответы 1 вариант

1

2

Ответы 2 вариант

2

4

3

4

1

4

4

1

5

2

6

4

4

1

1

4

       ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ     Воронцов – Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М.: Дрофа, 2018. – 238 с.: ил,, 8л.цв. вкл.- (Российский учебник) с. 20-30 читать, конспект выучить. Провести наблюдения невооруженным глазом за наиболее яркими звездами и созвездиями. Темы докладов (на выбор по желанию студента): «Об истории возникновения названий созвездий и звезд»; «История календаря»; «Хранение и передача точного времени». Критерии оценки: студент выучил конспект – «3» балла; студент прочитал параграфы и выучил конспект, не ответил на дополнительный вопрос по теме – «4» балла; студент выучил конспект, владеет информацией из учебника, ответил на дополнительный вопрос по теме – «5» баллов. Студент подготовил сообщение, соответствующий требованиям, ответил на дополнительный вопрос - «5» баллов.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Воронцов – Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М.: Дрофа, 2018. – 238 с.: ил,, 8л.цв. вкл.- (Российский учебник) с. 20-30 читать, конспект выучить. Провести наблюдения невооруженным глазом за наиболее яркими звездами и созвездиями.

Темы докладов (на выбор по желанию студента):

«Об истории возникновения названий созвездий и звезд»;

«История календаря»;

«Хранение и передача точного времени».

Критерии оценки:

  • студент выучил конспект – «3» балла;
  • студент прочитал параграфы и выучил конспект, не ответил на дополнительный вопрос по теме – «4» балла;
  • студент выучил конспект, владеет информацией из учебника, ответил на дополнительный вопрос по теме – «5» баллов.
  • Студент подготовил сообщение, соответствующий требованиям, ответил на дополнительный вопрос - «5» баллов.
СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    Астрономия Разноуровневые самостоятельные работы с примерами решения задач Л. А. Кирик [Электронный ресурс]/ M edic-03 // Режим доступа file:///D:/фильмы%20по%20физике/мед%20колледж/Разработки%20мероприятий/АСТРОНОМИЯ/Астрономия/Кирик%20Самостоятельные%20и%20контрольные%20работы%20по%20Астрономии.pdf  Воронцов – Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М.: Дрофа, 2018. – 238 с.: ил,, 8л.цв. вкл.- (Российский учебник) Лекции по астрономии Урок 2. [Электронный ресурс]/ Infofiz // Режим доступа http://infofiz.ru/index.php/mirastr/astronomlk/501-lk2astr  Тест по теме «Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты» Электронный ресурс]/ Knowledge . allbest // Режим доступа https://knowledge.allbest.ru/physics/2c0b65635a3ac68b4d53a89421316d27_0.html  

  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Астрономия Разноуровневые самостоятельные работы с примерами решения задач Л. А. Кирик [Электронный ресурс]/ M edic-03 // Режим доступа file:///D:/фильмы%20по%20физике/мед%20колледж/Разработки%20мероприятий/АСТРОНОМИЯ/Астрономия/Кирик%20Самостоятельные%20и%20контрольные%20работы%20по%20Астрономии.pdf

Воронцов – Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М.: Дрофа, 2018. – 238 с.: ил,, 8л.цв. вкл.- (Российский учебник)

Лекции по астрономии Урок 2. [Электронный ресурс]/ Infofiz // Режим доступа http://infofiz.ru/index.php/mirastr/astronomlk/501-lk2astr

Тест по теме «Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты» Электронный ресурс]/ Knowledge . allbest // Режим доступа https://knowledge.allbest.ru/physics/2c0b65635a3ac68b4d53a89421316d27_0.html

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!