ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»
Тема:
« Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах »
Преподаватель: Вашурина Т. В. Барабинск, 2019
Цели учебного занятия:
- Учебные цели: сформировать понимание сущности повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений, ознакомление с научными методами и историей изучения Вселенной, получение представления о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира, осознание своего места в Солнечной системе и Галактике через изучение понятий: созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время; объяснение необходимости введения високосных лет и нового календарного стиля. Овладение умениями проводить наблюдения за наиболее яркими звездами и созвездиями. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений (ОК2).
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС ЧТО ИЗУЧАЕТ АСТРОНОМИЯ. ЗНАЧЕНИЕ АСТРОНОМИИ.
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АСТРОНОМИИ. СВЯЗЬ АСТРОНОМИИ C ДРУГИМИ НАУКАМИ.
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС СТРУКТУРА И МАСШТАБЫ ВСЕЛЕННОЙ. ОСОБЕННОСТИ АСТРОНОМИИ И ЕЕ МЕТОДОВ .
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС ТЕЛЕСКОПЫ. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕЛЕСКОПОВ.
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС ЗНАЧЕНИЕ НАУКИ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ.
ЗВЕЗДЫ И СОЗВЕЗДИЯ. НЕБЕСНЫЕ КООРДИНАТЫ. ЗВЕЗДНЫЕ КАРТЫ.
Созвездия – определенные участки звездного неба, разделенные между собой строго установленными границами.
Названия созвездий и их границы были установлены решениями Международного астрономического союза в 1922—1935 гг. Впредь решено было эти границы и названия 88 выделенных созвездий считать неизменными.
СОЗВЕЗДИЯ – ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УЧАСТКИ ЗВЕЗДНОГО НЕБА, РАЗДЕЛЕННЫЕ МЕЖДУ СОБОЙ СТРОГО УСТАНОВЛЕННЫМИ ГРАНИЦАМИ. НАЗВАНИЯ СОЗВЕЗДИЙ И ИХ ГРАНИЦЫ БЫЛИ УСТАНОВЛЕНЫ РЕШЕНИЯМИ МЕЖДУНАРОДНОГО АСТРОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В 1922—1935 ГГ. ВПРЕДЬ РЕШЕНО БЫЛО ЭТИ ГРАНИЦЫ И НАЗВАНИЯ 88 ВЫДЕЛЕННЫХ СОЗВЕЗДИЙ СЧИТАТЬ НЕИЗМЕННЫМИ.
КАЖДАЯ ЗВЕЗДА ОСТАВЛЯЕТ СВОЙ СЛЕД В ВИДЕ ДУГИ ОКРУЖНОСТИ. ОБЩИЙ ЦЕНТР ЭТИХ ДУГ НАХОДИТСЯ НА НЕБЕ НЕПОДАЛЕКУ ОТ ПОЛЯРНОЙ ЗВЕЗДЫ
СИСТЕМА ЭКВАТОРИАЛЬНЫХ КООРДИНАТ
СУТОЧНОЕ ДВИЖЕНИЯ ЗВЕЗД НА ПОЛЮСАХ ЗЕМЛИ
На полюсах ось мира совпадает с отвесной линией, а небесный экватор – с горизонтом. На Северном полюсе Полярная звезда видна близ зенита, а над горизонтом находятся только звезды Северного полушария небесной сферы (с положительным склонением). На Южном полюсе видны только звезды с отрицательным склонением. На обоих полюсах, двигаясь из-за вращения Земли параллельно небесному экватору, звезды остаются на неизменной высоте, не восходят и не заходят.
СУТОЧНОЕ ДВИЖЕНИЯ ЗВЕЗД В СРЕДНИХ ШИРОТАХ
При перемещении с Северного полюса в средние широты, высота Полярной звезды над горизонтом будет постепенно уменьшаться, одновременно угол между плоскостями горизонта и небесного экватора будет увеличиваться. В средних широтах лишь часть звезд Северного полушария небесной сферы никогда не заходит, а часть звезд Южного полушария никогда не восходит.
φ, то верхняя кульминация будет происходить над северным горизонтом на высоте: h = 90 0 + ϕ - δ. " width="640"
ВЫСОТА СВЕТИЛА В КУЛЬМИНАЦИИ
При суточном движении светила дважды пересекают небесный меридиан. Момент пересечения небесного меридиана называется кульминацией светила. В момент верхней кульминации светило достигает наибольшей высоты над горизонтом. Получена формула, связывающая высоту светила в кульминации над южным горизонтом с его склонением и географической широтой места наблюдения:
h = 90 0 – φ+ δ.
Если δ φ, то верхняя кульминация будет происходить над северным горизонтом на высоте:
h = 90 0 + ϕ - δ.
СУТОЧНОЕ ДВИЖЕНИЯ ЗВЕЗД НА ЭКВАТОРЕ
На экваторе, географическая широта которого 0 0 ось мира располагается в плоскости горизонта, а небесный экватор проходит через зенит. На экваторе в течение суток все светила побывают над горизонтом
ЭКВАТОРИАЛЬНЫЕ КООРДИНАТЫ - ПРЯМОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ ( H - ЧАСЫ, M - МИНУТЫ) Δ – СКЛОНЕНИЕ ( - ГРАДУСЫ, МИНУТЫ)
ВЫСОТА ПОЛЮСА МИРА НАД ГОРИЗОНТОМ.
Часть небесной сферы и земной шар изображены в проекции на плоскость небесного меридиана. ОР – ось мира, параллельная оси Земли; OQ –проекция части небесного экватора, параллельного экватору Земли; OZ – отвесная линия. Высота полюса мира над горизонтом h p =
φ =
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Астрономия. Разноуровневые самостоятельные работы с примерами решения задач
Л. А. Кирик стр. 10, №1-6.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:
Что называется созвездием?
Перечислите известные вам созвездия.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:
Как обозначаются звезды в созвездиях?
Какие координаты светила называются экваториальными?
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:
Меняются ли экваториальные координаты звезды в течение суток?
Какие особенности суточного движения светил позволяют использовать экваториальную систему координат?
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:
Почему на звездной карте не показано положение Земли?
Почему на звездной карте изображены только звезды, но нет ни Солнца, ни Луны, ни планет?
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:
Какое склонение – положительное или отрицательное – имеют звезды, находящиеся к центру карты ближе, чем небесный экватор?
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:
В каких точках небесный экватор пересекается с линией горизонта?
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:
Как располагается ось мира относительно оси вращения Земли? Относительно плоскости небесного меридиана?
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:
Как располагаются суточные пути звезд относительно небесного экватора?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Время выполнения: 5 минут
Критерии оценки:
- за 4 правильных ответа – «3» балла;
- за 5 правильных ответов – «4» балла;
- за 6 правильных ответов – «5» баллов.
ВЗАИМОПРОВЕРКА КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: ЗА 4 ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТА – «3» БАЛЛА; ЗА 5 ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТА – «4» БАЛЛА; ЗА 6 ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ – «5» БАЛЛОВ.
Номер задания
Ответы 1 вариант
1
2
Ответы 2 вариант
2
4
3
4
1
4
4
1
5
2
6
4
4
1
1
4
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Воронцов – Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М.: Дрофа, 2018. – 238 с.: ил,, 8л.цв. вкл.- (Российский учебник) с. 20-30 читать, конспект выучить. Провести наблюдения невооруженным глазом за наиболее яркими звездами и созвездиями.
Темы докладов (на выбор по желанию студента):
«Об истории возникновения названий созвездий и звезд»;
«История календаря»;
«Хранение и передача точного времени».
Критерии оценки:
- студент выучил конспект – «3» балла;
- студент прочитал параграфы и выучил конспект, не ответил на дополнительный вопрос по теме – «4» балла;
- студент выучил конспект, владеет информацией из учебника, ответил на дополнительный вопрос по теме – «5» баллов.
- Студент подготовил сообщение, соответствующий требованиям, ответил на дополнительный вопрос - «5» баллов.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Астрономия Разноуровневые самостоятельные работы с примерами решения задач Л. А. Кирик [Электронный ресурс]/ M edic-03 // Режим доступа file:///D:/фильмы%20по%20физике/мед%20колледж/Разработки%20мероприятий/АСТРОНОМИЯ/Астрономия/Кирик%20Самостоятельные%20и%20контрольные%20работы%20по%20Астрономии.pdf
Воронцов – Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М.: Дрофа, 2018. – 238 с.: ил,, 8л.цв. вкл.- (Российский учебник)
Лекции по астрономии Урок 2. [Электронный ресурс]/ Infofiz // Режим доступа http://infofiz.ru/index.php/mirastr/astronomlk/501-lk2astr
Тест по теме «Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты» Электронный ресурс]/ Knowledge . allbest // Режим доступа https://knowledge.allbest.ru/physics/2c0b65635a3ac68b4d53a89421316d27_0.html