СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мультимедийная презентация по теме 3. 26 «Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные аппараты.»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебные цели:  сформировать представления о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений через изучение понятий источники света, виды излучений, спектры и спектральные аппараты; способствовать формированию умения владеть  основополагающими физическими понятиями,  уверенно пользоваться физической терминологией и символикой. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений (ОК 2).                                                                                     

Развивающие цели: развивать интерес к будущей профессии, понимание сущности и социальной значимости (ОК 1),  способствовать формированию умения решать физические задачи.

Воспитательные цели: способствовать развитию коммуникативных способностей; создавать условия для развития скорости восприятия и переработки информации, культуры  речи;  формировать  умение  работать  в  коллективе и команде (ОК 6).

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Мультимедийная презентация по теме 3. 26 «Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные аппараты.»»

 ГАПОУ НСО  «Барабинский медицинский колледж»     Тема:   « Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные аппараты »    Преподаватель: Вашурина Т. В.    Барабинск, 2019

ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»

Тема:

« Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные аппараты »

Преподаватель: Вашурина Т. В. Барабинск, 2019

 Цели учебного занятия:  Учебные цели: сформировать представления о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений через изучение понятий источники света, виды излучений, спектры и спектральные аппараты; способствовать формированию умения владеть основополагающими физическими понятиями, уверенно пользоваться физической терминологией и символикой. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений (ОК 2).

Цели учебного занятия:

  • Учебные цели: сформировать представления о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений через изучение понятий источники света, виды излучений, спектры и спектральные аппараты; способствовать формированию умения владеть основополагающими физическими понятиями, уверенно пользоваться физической терминологией и символикой. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений (ОК 2).
 Фронтальный опрос   Открытие теории относительности

Фронтальный опрос Открытие теории относительности

 Фронтальный опрос   Постулаты теории относительности   

Фронтальный опрос Постулаты теории относительности  

 Фронтальный опрос   Теория эфира

Фронтальный опрос Теория эфира

  Фронтальный опрос   Относительность пространства и времени

Фронтальный опрос Относительность пространства и времени

 Фронтальный опрос   Объединение массы и энергии

Фронтальный опрос Объединение массы и энергии

  Фронтальный опрос   Основные формулы СТО

Фронтальный опрос Основные формулы СТО

 Тема:  « Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные аппараты »

Тема:

« Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные аппараты »

Свет- это э/м волна с длиной волны  40мкм – 80мкм
  • Свет- это э/м волна с длиной волны

40мкм – 80мкм

Для того чтобы атом начал излучать, ему необходимо передать определенную энергию.
  • Для того чтобы атом начал излучать, ему необходимо передать определенную энергию.
Спектры и спектральные аппараты Спектр с латинского «дух, приведение»

Спектры и спектральные аппараты

  • Спектр с латинского «дух, приведение»
Распределение энергии в спектре Та энергия, которую несет с собой свет от источника,определенным образом распределена по волнам всех длин, входящим в состав светового пучка. Важнейшая характеристика излучения – распределение его по частотам или длинам волн. Это распределение характеризуется спектральной плотностью интенсивности излучения. Кривая зависимости спектральной плотности интенсивности излучения от частоты в видимой части спектра электрической дуги.

Распределение энергии

в спектре

Та энергия, которую несет с собой свет от источника,определенным

образом распределена по волнам всех длин, входящим в состав

светового пучка. Важнейшая характеристика излучения – распределение его по частотам или длинам волн. Это распределение характеризуется спектральной плотностью интенсивности излучения.

Кривая зависимости спектральной

плотности интенсивности излучения

от частоты в видимой части спектра

электрической дуги.

Зрительно оценить распределение энергии нельзя,  т. к. глаз обладает избирательной чувствительностью к свету: максимум лежит в желто- зеленой области. Для точных исследований спектров используют специальные приборы- спектральные аппараты.

Зрительно оценить распределение

энергии нельзя,

т. к. глаз обладает избирательной

чувствительностью к свету: максимум лежит в желто- зеленой области.

Для точных исследований спектров используют специальные приборы- спектральные аппараты.

Спектральные аппараты Призменный спектральный аппарат – спектрограф.  Ход лучей в спектрографе 1. Через узкую щель проходит пучок света. 2. Линза №1 делает пучок света  параллельным. 3. Призма раскладывает белый свет по длинам волн на спектр. 4. Линза №2 собирает разошедший пучок излучения по длинам волн в разные концы экрана. 5. Фотопластинка фиксирует спектр и получается спектограмма .

Спектральные аппараты

Призменный спектральный аппарат – спектрограф.

Ход лучей в спектрографе

1. Через узкую щель проходит пучок света.

2. Линза №1 делает пучок света

параллельным.

3. Призма раскладывает белый свет по длинам волн на спектр.

4. Линза №2 собирает разошедший пучок излучения по длинам волн в разные концы экрана.

5. Фотопластинка фиксирует спектр и получается спектограмма .

Спектры излучения Спектры излучения Полосатые Линейчатые Непрерывные Распределение энергии по частотам (спектральная плотность интенсивности излучения)

Спектры излучения

Спектры излучения

Полосатые

Линейчатые

Непрерывные

Распределение энергии по частотам

(спектральная плотность интенсивности излучения)

Непрерывный спектр  Дают тела, находящиеся в твердом, жидком состоянии, а также плотные газы.  Чтобы получить, надо нагреть тело до высокой температуры.  Характер спектра зависит не только от свойств отдельных излучающих атомов, но и от взаимодействия атомов друг с другом.  В спектре представлены волны всех длин и нет разрывов.  Непрерывный спектр цветов можно наблюдать на дифракционной решетке. Хорошей демонстрацией спектра является природное явление радуги.

Непрерывный спектр

  • Дают тела, находящиеся в твердом, жидком состоянии, а также плотные газы.
  • Чтобы получить, надо нагреть тело до высокой температуры.
  • Характер спектра зависит не только от свойств отдельных излучающих атомов, но и от взаимодействия атомов друг с другом.
  • В спектре представлены волны всех длин и нет разрывов.
  • Непрерывный спектр цветов можно наблюдать на дифракционной решетке. Хорошей демонстрацией спектра является природное явление радуги.
Линейчатый спектр  Дают все вещества в газообразном атомном (но не молекулярном) состоянии (атомы практически не взаимодействуют друг с другом).  Изолированные атомы данного химического элемента излучают волны строго определенной длины.  Для наблюдения используют свечение паров вещества в пламени или свечение газового разряда в трубке, наполненной исследуемым газом.  При увеличении плотности атомарного газа отдельные спектральные линии расширяются.

Линейчатый спектр

  • Дают все вещества в газообразном атомном (но не молекулярном) состоянии (атомы практически не взаимодействуют друг с другом).
  • Изолированные атомы данного химического элемента излучают волны строго определенной длины.
  • Для наблюдения используют свечение паров вещества в пламени или свечение газового разряда в трубке, наполненной исследуемым газом.
  • При увеличении плотности атомарного газа отдельные спектральные линии расширяются.
Полосатый спектр  Спектр состоит из отдельных полос, разделенных темными промежутками.  Каждая полоса представляет собой совокупность большого числа очень тесно расположенных линий.  Создаются молекулами, не связанными или слабосвязанными друг с другом.  Для наблюдения используют свечение паров в пламени или свечение газового разряда.

Полосатый спектр

  • Спектр состоит из отдельных полос, разделенных темными промежутками.
  • Каждая полоса представляет собой совокупность большого числа очень тесно расположенных линий.
  • Создаются молекулами, не связанными или слабосвязанными друг с другом.
  • Для наблюдения используют свечение паров в пламени или свечение газового разряда.
Спектр поглощения  Если пропускать белый свет сквозь холодный, неизлучающий газ, то на фоне непрерывного спектра источника появятся темные линии.  Газ поглощает наиболее интенсивно свет тех длин волн, которые он испускает в сильно нагретом состоянии .  Темные линии на фоне непрерывного спектра – это линии поглощения, образующие в совокупности спектр поглощения.

Спектр поглощения

  • Если пропускать белый свет сквозь холодный, неизлучающий газ, то на фоне непрерывного спектра источника появятся темные линии.
  • Газ поглощает наиболее интенсивно свет тех длин волн, которые он испускает в сильно нагретом состоянии .
  • Темные линии на фоне непрерывного спектра – это линии поглощения, образующие в совокупности спектр поглощения.
Спектральный анализ Спектральный анализ – метод определения химического состава вещества по его спектру. Разработан в 1859 году немецкими учеными Г. Р. Кирхгофом и Р. В. Бунзеным. Густав Роберт Кирхгоф 1824 - 1887 Роберт Вильгельм Бунзен 1811 - 1899

Спектральный анализ

Спектральный анализ – метод определения химического состава вещества по его спектру. Разработан в 1859 году немецкими учеными Г. Р. Кирхгофом и Р. В. Бунзеным.

Густав Роберт Кирхгоф

1824 - 1887

Роберт Вильгельм Бунзен

1811 - 1899

 Длины волн (или частоты) линейчатого спектра какого-либо вещества зависят только от свойств атомов этого вещества, но совершенно не зависят от способа возбуждения свечения атомов.  Можно обнаружить данный элемент в составе сложного вещества, даже если масса вещества меньше 10 -10 г.  Атомы каждого химического элемента имеют строго определённые резонансные частоты, в результате чего именно на этих частотах они излучают или поглощают свет.  Это приводит к тому, что в спектроскопе на спектрах видны линии (тёмные или светлые) в определённых местах, характерных для каждого вещества. Интенсивность линий зависит от количества вещества и его состояния.

Длины волн (или частоты) линейчатого спектра какого-либо вещества зависят только от свойств атомов этого вещества, но совершенно не зависят от способа возбуждения свечения атомов.

Можно обнаружить данный элемент в составе сложного вещества, даже если масса вещества меньше 10 -10 г.

Атомы каждого химического элемента имеют строго определённые резонансные частоты, в результате чего именно на этих частотах они излучают или поглощают свет.

Это приводит к тому, что в спектроскопе на спектрах видны линии (тёмные или светлые) в определённых местах, характерных для каждого вещества. Интенсивность линий зависит от количества вещества и его состояния.

Применение спектрального анализа Открываются новые элементы: рубидий, цезий и др; Узнали химический состав Солнца и звезд;  Определяют химический состав руд и минералов;  Метод контроля состава вещества в металлургии, машиностроении, атомной индустрии. Состав сложных смесей анализируется по их молекулярным  спектрам.

Применение спектрального анализа

  • Открываются новые элементы: рубидий, цезий и др;
  • Узнали химический состав Солнца и звезд;
  • Определяют химический состав руд и минералов;
  • Метод контроля состава вещества в металлургии, машиностроении, атомной индустрии.

Состав сложных смесей анализируется по их молекулярным спектрам.

Решение задач Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы А. Кирик стр. 103 начальный уровень №1-6, средний уровень №1-5.

Решение задач

Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы А. Кирик стр. 103 начальный уровень №1-6, средний уровень №1-5.

Вопросы для закрепления: Какие источники света вам известны? Какие виды излучений вам известны?

Вопросы для закрепления:

  • Какие источники света вам известны?
  • Какие виды излучений вам известны?

Вопросы для закрепления: Что является тепловым источником излучения? Что является электролюминесцентным источником излучения?

Вопросы для закрепления:

  • Что является тепловым источником излучения?
  • Что является электролюминесцентным источником излучения?

Вопросы для закрепления: Что является катодолюминесцентным источником излучения? Что является хемилюминесцентным источником излучения ?

Вопросы для закрепления:

  • Что является катодолюминесцентным источником излучения?
  • Что является хемилюминесцентным источником излучения ?

Вопросы для закрепления: Что является фотолюминесцентным источником излучения? Как распределена энергия в спектре ?

Вопросы для закрепления:

  • Что является фотолюминесцентным источником излучения?
  • Как распределена энергия в спектре ?

Вопросы для закрепления: Что называют спектральной плотностью потока излучения ? Какие виды спектров вам известны?

Вопросы для закрепления:

  • Что называют спектральной плотностью потока излучения ?
  • Какие виды спектров вам известны?

Самостоятельная работа Время выполнения: 5 минут  Критерии оценки:  за 3 правильных ответа – «3» балла; за 4 правильных ответа – «4» балла; за 5 правильных ответов – «5» баллов.

Самостоятельная работа

Время выполнения: 5 минут

Критерии оценки:

  • за 3 правильных ответа – «3» балла;
  • за 4 правильных ответа – «4» балла;
  • за 5 правильных ответов – «5» баллов.
Взаимопроверка     Критерии оценки:  за 3 правильных ответа – «3» балла;  за 4 правильных ответа – «4» балла;  за 5 правильных ответов – «5» баллов. Номер задания Ответы 1 2 В 3 Г 4 Б Б 5 В

Взаимопроверка Критерии оценки: за 3 правильных ответа – «3» балла; за 4 правильных ответа – «4» балла; за 5 правильных ответов – «5» баллов.

Номер задания

Ответы

1

2

В

3

Г

4

Б

Б

5

В

   ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ      Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий, Физика. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с приложением на электронном носителе). Базовый и профильный уровни - М.: Просвещение, 2011 г. , с. 239-253, параграфы 80-83 прочитать, конспект выучить. Подготовить сообщение по теме: «Виды спектров», «Спектральные аппараты» (по желанию студента). Критерии оценки:  студент выучил конспект – «3» балла; студент прочитал параграфы и выучил конспект, не ответил на дополнительный вопрос по теме – «4» балла; студент выучил конспект, владеет информацией из учебника, ответил на дополнительный вопрос по теме – «5» баллов. Студент подготовил сообщение, соответствующий требованиям, ответил на дополнительный вопрос - «5» баллов.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

  • Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий, Физика. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с приложением на электронном носителе). Базовый и профильный уровни - М.: Просвещение, 2011 г. , с. 239-253, параграфы 80-83 прочитать, конспект выучить. Подготовить сообщение по теме: «Виды спектров», «Спектральные аппараты» (по желанию студента).

Критерии оценки:

  • студент выучил конспект – «3» балла;
  • студент прочитал параграфы и выучил конспект, не ответил на дополнительный вопрос по теме – «4» балла;
  • студент выучил конспект, владеет информацией из учебника, ответил на дополнительный вопрос по теме – «5» баллов.
  • Студент подготовил сообщение, соответствующий требованиям, ответил на дополнительный вопрос - «5» баллов.
СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    Список использованных источников    Калькулятор Справочный портал [Электронный ресурс]/ Calc // Режим доступа https://www.calc.ru/Difraktsiya-Voln.html Наука [Электронный ресурс]/ Science // Режим доступа http://ru.science.wikia.com/wiki/Специальная_теория_относительности  Спектры и спектральные аппараты [Электронный ресурс]/ L ektsii. // Режим доступа https://lektsii.org/7-49111.html Теория относительности [Электронный ресурс]/ Naked - science // Режим доступа https://naked-science.ru/article/nakedscience/einsteins-special-relativity  Тест «Виды излучений. Спектры. Спектральный анализ»[Электронный ресурс]/ / Nsportal // Режим доступа https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2017/03/06/test-vidy-izlucheniy-spektry-spektralnyy-analiz

  Список использованных источников

  • Калькулятор Справочный портал [Электронный ресурс]/ Calc // Режим доступа https://www.calc.ru/Difraktsiya-Voln.html
  • Наука [Электронный ресурс]/ Science // Режим доступа http://ru.science.wikia.com/wiki/Специальная_теория_относительности
  • Спектры и спектральные аппараты [Электронный ресурс]/ L ektsii. // Режим доступа https://lektsii.org/7-49111.html
  • Теория относительности [Электронный ресурс]/ Naked - science // Режим доступа https://naked-science.ru/article/nakedscience/einsteins-special-relativity
  • Тест «Виды излучений. Спектры. Спектральный анализ»[Электронный ресурс]/ / Nsportal // Режим доступа https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2017/03/06/test-vidy-izlucheniy-spektry-spektralnyy-analiz


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!