ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»
Тема:
« Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные аппараты »
Преподаватель: Вашурина Т. В. Барабинск, 2019
Цели учебного занятия:
- Учебные цели: сформировать представления о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений через изучение понятий источники света, виды излучений, спектры и спектральные аппараты; способствовать формированию умения владеть основополагающими физическими понятиями, уверенно пользоваться физической терминологией и символикой. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений (ОК 2).
Фронтальный опрос Открытие теории относительности
Фронтальный опрос Постулаты теории относительности
Фронтальный опрос Теория эфира
Фронтальный опрос Относительность пространства и времени
Фронтальный опрос Объединение массы и энергии
Фронтальный опрос Основные формулы СТО
Тема:
« Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные аппараты »
- Свет- это э/м волна с длиной волны
40мкм – 80мкм
- Для того чтобы атом начал излучать, ему необходимо передать определенную энергию.
Спектры и спектральные аппараты
- Спектр с латинского «дух, приведение»
Распределение энергии
в спектре
Та энергия, которую несет с собой свет от источника,определенным
образом распределена по волнам всех длин, входящим в состав
светового пучка. Важнейшая характеристика излучения – распределение его по частотам или длинам волн. Это распределение характеризуется спектральной плотностью интенсивности излучения.
Кривая зависимости спектральной
плотности интенсивности излучения
от частоты в видимой части спектра
электрической дуги.
Зрительно оценить распределение
энергии нельзя,
т. к. глаз обладает избирательной
чувствительностью к свету: максимум лежит в желто- зеленой области.
Для точных исследований спектров используют специальные приборы- спектральные аппараты.
Спектральные аппараты
Призменный спектральный аппарат – спектрограф.
Ход лучей в спектрографе
1. Через узкую щель проходит пучок света.
2. Линза №1 делает пучок света
параллельным.
3. Призма раскладывает белый свет по длинам волн на спектр.
4. Линза №2 собирает разошедший пучок излучения по длинам волн в разные концы экрана.
5. Фотопластинка фиксирует спектр и получается спектограмма .
Спектры излучения
Спектры излучения
Полосатые
Линейчатые
Непрерывные
Распределение энергии по частотам
(спектральная плотность интенсивности излучения)
Непрерывный спектр
- Дают тела, находящиеся в твердом, жидком состоянии, а также плотные газы.
- Чтобы получить, надо нагреть тело до высокой температуры.
- Характер спектра зависит не только от свойств отдельных излучающих атомов, но и от взаимодействия атомов друг с другом.
- В спектре представлены волны всех длин и нет разрывов.
- Непрерывный спектр цветов можно наблюдать на дифракционной решетке. Хорошей демонстрацией спектра является природное явление радуги.
Линейчатый спектр
- Дают все вещества в газообразном атомном (но не молекулярном) состоянии (атомы практически не взаимодействуют друг с другом).
- Изолированные атомы данного химического элемента излучают волны строго определенной длины.
- Для наблюдения используют свечение паров вещества в пламени или свечение газового разряда в трубке, наполненной исследуемым газом.
- При увеличении плотности атомарного газа отдельные спектральные линии расширяются.
Полосатый спектр
- Спектр состоит из отдельных полос, разделенных темными промежутками.
- Каждая полоса представляет собой совокупность большого числа очень тесно расположенных линий.
- Создаются молекулами, не связанными или слабосвязанными друг с другом.
- Для наблюдения используют свечение паров в пламени или свечение газового разряда.
Спектр поглощения
- Если пропускать белый свет сквозь холодный, неизлучающий газ, то на фоне непрерывного спектра источника появятся темные линии.
- Газ поглощает наиболее интенсивно свет тех длин волн, которые он испускает в сильно нагретом состоянии .
- Темные линии на фоне непрерывного спектра – это линии поглощения, образующие в совокупности спектр поглощения.
Спектральный анализ
Спектральный анализ – метод определения химического состава вещества по его спектру. Разработан в 1859 году немецкими учеными Г. Р. Кирхгофом и Р. В. Бунзеным.
Густав Роберт Кирхгоф
1824 - 1887
Роберт Вильгельм Бунзен
1811 - 1899
Длины волн (или частоты) линейчатого спектра какого-либо вещества зависят только от свойств атомов этого вещества, но совершенно не зависят от способа возбуждения свечения атомов.
Можно обнаружить данный элемент в составе сложного вещества, даже если масса вещества меньше 10 -10 г.
Атомы каждого химического элемента имеют строго определённые резонансные частоты, в результате чего именно на этих частотах они излучают или поглощают свет.
Это приводит к тому, что в спектроскопе на спектрах видны линии (тёмные или светлые) в определённых местах, характерных для каждого вещества. Интенсивность линий зависит от количества вещества и его состояния.
Применение спектрального анализа
- Открываются новые элементы: рубидий, цезий и др;
- Узнали химический состав Солнца и звезд;
- Определяют химический состав руд и минералов;
- Метод контроля состава вещества в металлургии, машиностроении, атомной индустрии.
Состав сложных смесей анализируется по их молекулярным спектрам.
Решение задач
Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы А. Кирик стр. 103 начальный уровень №1-6, средний уровень №1-5.
Вопросы для закрепления:
- Какие источники света вам известны?
- Какие виды излучений вам известны?
Вопросы для закрепления:
- Что является тепловым источником излучения?
- Что является электролюминесцентным источником излучения?
Вопросы для закрепления:
- Что является катодолюминесцентным источником излучения?
- Что является хемилюминесцентным источником излучения ?
Вопросы для закрепления:
- Что является фотолюминесцентным источником излучения?
- Как распределена энергия в спектре ?
Вопросы для закрепления:
- Что называют спектральной плотностью потока излучения ?
- Какие виды спектров вам известны?
Самостоятельная работа
Время выполнения: 5 минут
Критерии оценки:
- за 3 правильных ответа – «3» балла;
- за 4 правильных ответа – «4» балла;
- за 5 правильных ответов – «5» баллов.
Взаимопроверка Критерии оценки: за 3 правильных ответа – «3» балла; за 4 правильных ответа – «4» балла; за 5 правильных ответов – «5» баллов.
Номер задания
Ответы
1
2
В
3
Г
4
Б
Б
5
В
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
- Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий, Физика. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с приложением на электронном носителе). Базовый и профильный уровни - М.: Просвещение, 2011 г. , с. 239-253, параграфы 80-83 прочитать, конспект выучить. Подготовить сообщение по теме: «Виды спектров», «Спектральные аппараты» (по желанию студента).
Критерии оценки:
- студент выучил конспект – «3» балла;
- студент прочитал параграфы и выучил конспект, не ответил на дополнительный вопрос по теме – «4» балла;
- студент выучил конспект, владеет информацией из учебника, ответил на дополнительный вопрос по теме – «5» баллов.
- Студент подготовил сообщение, соответствующий требованиям, ответил на дополнительный вопрос - «5» баллов.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Список использованных источников
- Калькулятор Справочный портал [Электронный ресурс]/ Calc // Режим доступа https://www.calc.ru/Difraktsiya-Voln.html
- Наука [Электронный ресурс]/ Science // Режим доступа http://ru.science.wikia.com/wiki/Специальная_теория_относительности
- Спектры и спектральные аппараты [Электронный ресурс]/ L ektsii. // Режим доступа https://lektsii.org/7-49111.html
- Теория относительности [Электронный ресурс]/ Naked - science // Режим доступа https://naked-science.ru/article/nakedscience/einsteins-special-relativity
- Тест «Виды излучений. Спектры. Спектральный анализ»[Электронный ресурс]/ / Nsportal // Режим доступа https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2017/03/06/test-vidy-izlucheniy-spektry-spektralnyy-analiz