СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мультимедийная презентация по теме 4.2 Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебные цели:  сформировать представления о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений через изучение понятий радиоактивности, закона радиоактивного распада,  биологического действия радиоактивных излучений; способствовать формированию умения владеть  основополагающими физическими понятиями,  уверенно пользоваться физической терминологией и символикой. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений (ОК 2).  

Просмотр содержимого документа
«Мультимедийная презентация по теме 4.2 Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Биологическое действие радиоактивных излучений.»

 ГАПОУ НСО  «Барабинский медицинский колледж»    Тема:   «Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Биологическое действие радиоактивных излучений»     Преподаватель: Вашурина Т. В.   Барабинск, 2019

ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»

Тема:

«Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Биологическое действие радиоактивных излучений»

Преподаватель: Вашурина Т. В. Барабинск, 2019

 Цели учебного занятия: Учебные цели: сформировать представления о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений через изучение понятий радиоактивности, закона радиоактивного распада, биологического действия радиоактивных излучений; способствовать формированию умения владеть основополагающими физическими понятиями, уверенно пользоваться физической терминологией и символикой. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений (ОК 2).

Цели учебного занятия:

  • Учебные цели: сформировать представления о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений через изучение понятий радиоактивности, закона радиоактивного распада, биологического действия радиоактивных излучений; способствовать формированию умения владеть основополагающими физическими понятиями, уверенно пользоваться физической терминологией и символикой. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений (ОК 2).
      ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС   РОЛЬ СВЕТОВОГО ДАВЛЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ЯВЛЕНИЯХ КОСМИЧЕСКОГО МАСШТАБА

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС РОЛЬ СВЕТОВОГО ДАВЛЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ЯВЛЕНИЯХ КОСМИЧЕСКОГО МАСШТАБА

 ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС   ДАВЛЕНИЕ СВЕТА  

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС ДАВЛЕНИЕ СВЕТА  

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС   ХИМИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ СВЕТА

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС ХИМИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ СВЕТА

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС   ФОТОГРАФИЯ  ИЗ ИСТОРИИ ФОТОГРАФИИ

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС ФОТОГРАФИЯ ИЗ ИСТОРИИ ФОТОГРАФИИ

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС   КАМЕРА-ОБСКУРА

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС КАМЕРА-ОБСКУРА

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы А. Кирик стр. 135 №1-6 начальный уровень (устно); стр. 136 № 3,4,5 достаточный уровень

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы А. Кирик стр. 135 №1-6 начальный уровень (устно); стр. 136 № 3,4,5 достаточный уровень

РАДИОАКТИВНОСТЬ - Открытие - 1896 год  явление самопроизвольного превращения неустойчивых ядер в устойчивые, сопровождающееся испусканием частиц и излучением энергии.

РАДИОАКТИВНОСТЬ -

Открытие - 1896 год

  • явление самопроизвольного превращения

неустойчивых ядер в устойчивые,

сопровождающееся испусканием

частиц и излучением энергии.

ИССЛЕДОВАНИЯ РАДИОАКТИВНОСТИ Все химические элементы, начиная с номера 83 , обладают радиоактивностью 1898 год – открыты полоний и радий

ИССЛЕДОВАНИЯ РАДИОАКТИВНОСТИ

Все химические элементы,

начиная с номера 83 ,

обладают радиоактивностью

1898 год –

открыты полоний и радий

ПРИРОДА  РАДИОАКТИВНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ скорость до 1000000км/с

ПРИРОДА РАДИОАКТИВНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ

скорость до 1000000км/с

ВИДЫ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ  Естественная радиоактивность;  Искусственная радиоактивность. Свойства радиоактивных излучений  Ионизируют воздух;  Действуют на фотопластинку;  Вызывают свечение некоторых веществ;  Проникают через тонкие металлические пластинки;  Интенсивность излучения пропорциональна концентрации вещества;  Интенсивность излучения не зависит от внешних факторов (давление, температура, освещенность, электрические разряды).

ВИДЫ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ

  • Естественная радиоактивность;
  • Искусственная радиоактивность.

Свойства радиоактивных излучений

  • Ионизируют воздух;
  • Действуют на фотопластинку;
  • Вызывают свечение некоторых веществ;
  • Проникают через тонкие металлические пластинки;
  • Интенсивность излучения пропорциональна

концентрации вещества;

  • Интенсивность излучения не зависит от внешних факторов (давление, температура, освещенность, электрические разряды).
ПРОНИКАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ РАДИОАКТИВНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ

ПРОНИКАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ РАДИОАКТИВНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ

ПРОНИКАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ РАДИОАКТИВНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ

ПРОНИКАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ РАДИОАКТИВНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ

ПРОНИКАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ РАДИОАКТИВНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ

ПРОНИКАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ РАДИОАКТИВНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ

ПРОНИКАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ РАДИОАКТИВНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ

ПРОНИКАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ РАДИОАКТИВНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ

Проникающая способность радиоактивного излучения Защита от радиоактивных излучений Нейтроны  – вода, бетон, земля (вещества, имеющие невысокий атомный номер) Рентгеновские лучи, гамма-излучение – чугун, сталь, свинец, баритовый кирпич, свинцовое стекло (элементы с высоким атомным номером и имеющие большую плотность)

Проникающая способность радиоактивного излучения

Защита от радиоактивных

излучений

Нейтроны вода, бетон, земля (вещества, имеющие невысокий атомный номер)

Рентгеновские лучи, гамма-излучение

чугун, сталь, свинец, баритовый кирпич, свинцовое стекло (элементы с высоким атомным номером и имеющие большую плотность)

Радиоактивные превращения ПРАВИЛА СМЕЩЕНИЯ

Радиоактивные превращения

ПРАВИЛА СМЕЩЕНИЯ

ИЗОТОПЫ 1911 год, Ф.Содди Существуют ядра одного и того же химического элемента с одинаковым числом протонов, но различным числом нейтронов – изотопы. Изотопы имеют одинаковые химические свойства (обусловлены зарядом ядра), но разные физические свойства (обусловлено массой).

ИЗОТОПЫ

1911 год, Ф.Содди

Существуют ядра

одного и того же химического элемента

с одинаковым числом протонов,

но различным числом нейтронов – изотопы.

Изотопы имеют одинаковые

химические свойства

(обусловлены зарядом ядра),

но разные физические свойства

(обусловлено массой).

ИЗОТОПЫ ВОДОРОДА

ИЗОТОПЫ ВОДОРОДА

ЗАКОН РАДИОАКТИВНОГО РАСПАДА Период полураспада  Т – интервал времени, в течение которого активность радиоактивного элемента убывает в два раза.

ЗАКОН РАДИОАКТИВНОГО РАСПАДА

Период полураспада Т

интервал времени,

в течение которого активность

радиоактивного элемента

убывает в два раза.

СПОСОБЫ ПЕРЕНОСА РАДИАЦИИ

СПОСОБЫ ПЕРЕНОСА РАДИАЦИИ

МЕТОДЫ РЕГИСТРАЦИИ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ Поглощенная доза излучения – Отношение энергии ионизирующего Излучения, поглощенной веществом, к массе этого вещества. 1 Гр = 1 Дж/кг Естественный фон на человека 0,002 Гр/год; ПДН 0,05 Гр/год или 0,001 Гр/нед; Смертельная доза 3-10 Гр за короткое время

МЕТОДЫ РЕГИСТРАЦИИ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ

Поглощенная доза излучения –

Отношение энергии ионизирующего

Излучения, поглощенной веществом,

к массе этого вещества.

1 Гр = 1 Дж/кг

Естественный фон на человека 0,002 Гр/год;

ПДН 0,05 Гр/год или 0,001 Гр/нед;

Смертельная доза 3-10 Гр за короткое время

СЦИНТИЛЛЯЦИОННЫЙ СЧЕТЧИК В 1903 году У.Крукс заметил, что частицы, испускаемые радиоактивным веществом, попадая на покрытый сернистым цинком экран, вызывает его свечение. ЭКРАН Устройство было использовано Э.Резерфордом. Сейчас сцинтилляции наблюдают и считают с помощью специальных устройств.

СЦИНТИЛЛЯЦИОННЫЙ СЧЕТЧИК

В 1903 году У.Крукс

заметил, что частицы,

испускаемые радиоактивным

веществом, попадая на

покрытый сернистым

цинком экран, вызывает

его свечение.

ЭКРАН

Устройство было использовано Э.Резерфордом.

Сейчас сцинтилляции наблюдают и считают

с помощью специальных устройств.

СЧЕТЧИК ГЕЙГЕРА В наполненной аргоном трубке пролетающая через газ частичка ионизирует его, замыкая цепь между катодом и анодом и создавая импульс напряжения на резисторе.

СЧЕТЧИК ГЕЙГЕРА

В наполненной аргоном трубке пролетающая

через газ частичка ионизирует его,

замыкая цепь между катодом и анодом

и создавая импульс напряжения на резисторе.

КАМЕРА ВИЛЬСОНА 1912 г. Камера заполнена смесью аргона и азота с насыщенными парами воды или спирта. Расширяя газ поршнем, переохлаждают пары. Пролетающая частица ионизирует атомы газа, на которых конденсируется пар, создавая капельный след (трек).

КАМЕРА ВИЛЬСОНА

1912 г.

Камера заполнена смесью аргона и азота с насыщенными

парами воды или спирта. Расширяя газ поршнем,

переохлаждают пары. Пролетающая частица

ионизирует атомы газа, на которых конденсируется пар,

создавая капельный след (трек).

ПУЗЫРЬКОВАЯ КАМЕРА 1952 г. Д.Глейзер сконструировал камеру, в которой можно Исследовать частицы большей энергии, чем в камере Вильсона. Камера заполнена быстро закипающей жидкостью сжиженный пропан, гидроген). В перегретой жидкости исследуемая частица оставляет трек из пузырьков пара.

ПУЗЫРЬКОВАЯ КАМЕРА

1952 г.

Д.Глейзер сконструировал камеру, в которой можно

Исследовать частицы большей энергии, чем в камере

Вильсона. Камера заполнена быстро закипающей жидкостью

сжиженный пропан, гидроген). В перегретой жидкости

исследуемая частица оставляет трек из пузырьков пара.

ИСКРОВАЯ КАМЕРА Изобретена в 1957 г. Заполнена инертным газом. Плоскопараллельные пластины расположены близко друг к другу. На пластины подается высокое напряжение. При пролете частицы вдоль её траектории проскакивают искры, создавая огненный трек.

ИСКРОВАЯ КАМЕРА

Изобретена в 1957 г. Заполнена инертным газом.

Плоскопараллельные пластины расположены близко

друг к другу. На пластины подается высокое напряжение.

При пролете частицы вдоль её траектории проскакивают

искры, создавая огненный трек.

ТОЛСТОСЛОЙНЫЕ ФОТОЭМУЛЬСИИ  Пролетающая сквозь фотоэмульсию заряженная частица действует на зерна бромистого серебра и образует скрытое изображение. При проявлении фотопластинки образуется след - трек. Преимущества: следы не исчезают со временем и могут быть тщательно изучены. Метод разработан В 1958 году Ждановым А.П. и Мысовским Л.В.

ТОЛСТОСЛОЙНЫЕ ФОТОЭМУЛЬСИИ

Пролетающая сквозь

фотоэмульсию заряженная

частица действует на

зерна бромистого

серебра и образует

скрытое изображение.

При проявлении

фотопластинки образуется

след - трек.

Преимущества: следы

не исчезают со временем

и могут быть тщательно

изучены.

Метод разработан

В 1958 году

Ждановым А.П. и

Мысовским Л.В.

 ПРИМЕНЕНИЕ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗОТОПОВ Меченые атомы: химические свойства Радиоактивных изотопов не отличаются от свойств нерадиоактивных изотопов тех же элементов. Обнаружить радиоактивные изотопы можно по их излучению. Применяют: в медицине, биологии, криминалистике, археологии, промышленности, сельском хозяйстве.

ПРИМЕНЕНИЕ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗОТОПОВ

Меченые атомы: химические свойства

Радиоактивных изотопов не отличаются

от свойств нерадиоактивных изотопов тех

же элементов. Обнаружить радиоактивные

изотопы можно по их излучению.

Применяют: в медицине, биологии,

криминалистике, археологии,

промышленности, сельском хозяйстве.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ: 1. Кто из перечисленных ученых назвал явление самопроизвольного излучения радиоактивностью? А. Супруги Кюри В. Резерфорд С. Беккерель

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

1. Кто из перечисленных ученых назвал явление самопроизвольного излучения радиоактивностью?

А. Супруги Кюри

В. Резерфорд

С. Беккерель

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ: 2. Бетта-лучи представляют собой…. А. поток электронов В. поток ядер гелия С. электромагнитные волны

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

2. Бетта-лучи представляют собой….

А. поток электронов

В. поток ядер гелия

С. электромагнитные волны

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ: 3. В результате альфа- распада элемент смещается А. на одну клетку к концу периодической системы В. на две клетки к началу периодической системы С. на одну клетку к началу периодической системы

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

3. В результате альфа- распада элемент смещается

А. на одну клетку к концу периодической системы

В. на две клетки к началу периодической системы

С. на одну клетку к началу периодической системы

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ: 4. Время, в течение которого распадается половина радиоактивных атомов, называется… А.временем распада В.периодом полураспада С. периодом распада

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

4. Время, в течение которого распадается половина радиоактивных атомов, называется…

А.временем распада

В.периодом полураспада

С. периодом распада

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ: 5. Имеется 10 9 атомов радиоактивного изотопа йода 53 128 I, период его полураспада25мин. Какое примерно количество ядер изотопа останется нераспавшимся через 50 мин? А. 5*10 8 В. 10 9  С. 2,5*10 8

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

5. Имеется 10 9 атомов радиоактивного изотопа йода 53 128 I, период его полураспада25мин. Какое примерно количество ядер изотопа останется нераспавшимся через 50 мин?

А. 5*10 8

В. 10 9

С. 2,5*10 8

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Время выполнения: 8 минут  Критерии оценки: за 3 правильных ответа – «3» балла; за 4 правильных ответа – «4» балла; за 5 правильных ответов – «5» баллов.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Время выполнения: 8 минут

Критерии оценки:

  • за 3 правильных ответа – «3» балла;
  • за 4 правильных ответа – «4» балла;
  • за 5 правильных ответов – «5» баллов.
ВЗАИМОПРОВЕРКА     КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:  ЗА 2 ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТА – «3» БАЛЛА;  ЗА 3 ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТА – «4» БАЛЛА;  ЗА 4 ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ – «5» БАЛЛОВ. Номер задания ответы 1 2 9минут 3 1\ lg 2=3,322ч 4 3,8 дня ядерные  

ВЗАИМОПРОВЕРКА КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: ЗА 2 ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТА – «3» БАЛЛА; ЗА 3 ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТА – «4» БАЛЛА; ЗА 4 ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ – «5» БАЛЛОВ.

Номер задания

ответы

1

2

9минут

3

1\ lg 2=3,322ч

4

3,8 дня

ядерные

 

       ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ     Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий, Физика. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с приложением на электронном носителе). Базовый и профильный уровни - М.: Просвещение, 2011 г ., с. 299-305, 324-327, с.270 упр. 14 (2,3), параграфы 83-86 прочитать, конспект выучить. Подготовить сообщение по теме: «Применение радиоактивных излучений в медицине» и др. (по желанию студента).

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий, Физика. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с приложением на электронном носителе). Базовый и профильный уровни - М.: Просвещение, 2011 г ., с. 299-305, 324-327, с.270 упр. 14 (2,3), параграфы 83-86 прочитать, конспект выучить. Подготовить сообщение по теме: «Применение радиоактивных излучений в медицине» и др. (по желанию студента).

СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    Наука [Электронный ресурс]/ Light - fizika // Режим доступа http://light-fizika.ru/index.php/11-klass?layout=edit&id=185 Спектральный анализ [Электронный ресурс]/ L ektsii. // Режим доступа https://www.13min.ru/nauka/spektralnyj-analiz-vidy-spektralnogo-analiza/ Физика. 11 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый и профил. уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. - 20-е изд. - М. : Просвещение, 2011. – 399 с. Физика. Задачник. 10-11 кл. [Текст]: пособие для общеобразоват. Учреждений / А. П. Рымкевич. – 9-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2005. – 188, [4] с.

  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Наука [Электронный ресурс]/ Light - fizika // Режим доступа http://light-fizika.ru/index.php/11-klass?layout=edit&id=185

Спектральный анализ [Электронный ресурс]/ L ektsii. // Режим доступа https://www.13min.ru/nauka/spektralnyj-analiz-vidy-spektralnogo-analiza/

Физика. 11 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый и профил. уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. - 20-е изд. - М. : Просвещение, 2011. – 399 с.

Физика. Задачник. 10-11 кл. [Текст]: пособие для общеобразоват. Учреждений / А. П. Рымкевич. – 9-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2005. – 188, [4] с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!