СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мультимедийная презентация по Теме 5. Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема 5.  «Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира» входит в программу по учебной дисциплине «Астрономия»  и имеет большое значение, т.к. знания, полученные при изучении данной темы необходимы для изучения многих тем как в рамках программы по астрономии, так и при изучении смежных дисциплин (математики, химии, истории).

Просмотр содержимого документа
«Мультимедийная презентация по Теме 5. Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира»

 ГАПОУ НСО  «Барабинский медицинский колледж»    Тема:  «Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира» Преподаватель: Вашурина Т. В.    Барабинск, 2019

ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»

Тема:

«Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира»

Преподаватель: Вашурина Т. В. Барабинск, 2019

 Цели учебного занятия:  Учебные цели: сформировать понимание сущности повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений, ознакомление с научными методами и историей изучения Вселенной, получение представления о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира, осознание своего места в Солнечной системе и Галактике через изучение исторических сведений о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; формирование умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни; понимание роли дисциплины в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; формирование собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений (ОК2).

Цели учебного занятия:

  • Учебные цели: сформировать понимание сущности повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений, ознакомление с научными методами и историей изучения Вселенной, получение представления о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира, осознание своего места в Солнечной системе и Галактике через изучение исторических сведений о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; формирование умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни; понимание роли дисциплины в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; формирование собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений (ОК2).
      Фронтальный опрос   Затмения Солнца и Луны

Фронтальный опрос Затмения Солнца и Луны

 Фронтальный опрос   Полоса полного лунного затмения

Фронтальный опрос Полоса полного лунного затмения

 Фронтальный опрос   Время и календарь

Фронтальный опрос Время и календарь

 Фронтальный опрос   Точное время и определение географической долготы

Фронтальный опрос Точное время и определение географической долготы

 Фронтальный опрос   Границы часовых поясов

Фронтальный опрос Границы часовых поясов

План изложения учебного материала по теме «Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира» 1 Развитие представлений о строении мира. 2. Геоцентрическая система мира. 3. Становление гелиоцентрической системы мира.  

План изложения учебного материала по теме

«Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира»

1 Развитие представлений о строении мира.

2. Геоцентрическая система мира.

3. Становление гелиоцентрической системы мира.

 

Развитие представлений о строении мира. «Ученье – свет, а не ученье – тьма» составитель: учитель физики Ростенко Н.В.

Развитие представлений о строении мира.

«Ученье – свет,

а не ученье – тьма»

составитель: учитель физики Ростенко Н.В.

Звёздное небо во все времена занимало воображение людей. Почему зажигаются звёзды?, сколько их сияет в ночи? Далеко ли они от нас? Есть ли границы у звёздной Вселенной? Недаром Вселенную в древней Греции ещё называли Космосом, а это слово первоначально означало «порядок» и «красота».

Звёздное небо во все времена занимало воображение людей.

Почему зажигаются звёзды?, сколько их сияет в ночи? Далеко ли они от нас? Есть ли границы у звёздной Вселенной?

Недаром Вселенную в древней Греции ещё называли Космосом, а это слово первоначально означало «порядок» и «красота».

Системы мира – это представление о расположении в пространстве и движении Земли, Солнца, Луны, планет, звёзд и других небесных тел.

Системы мира – это представление о расположении в пространстве и движении Земли, Солнца, Луны, планет, звёзд и других небесных тел.

Разумов Виктор Николаевич, учитель МОУ «Большеелховская СОШ» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Представления о мироздании древних индусов. Земля держится на четырёх слонах, которые стоят на гигантской черепахе, плавающей в океане.

Разумов Виктор Николаевич,

учитель МОУ «Большеелховская СОШ»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Представления о мироздании древних индусов.

Земля держится на четырёх слонах, которые стоят на гигантской черепахе, плавающей в океане.

В древности было естественным считать, что Земля является неподвижной, плоской и находится в центре мира.  Казалось, что вообще весь  мир создан ради человека.

В древности было естественным считать, что Земля является неподвижной, плоской и находится в центре мира. Казалось, что вообще весь мир создан ради человека.

Геоцентрическая система мира.

Геоцентрическая система мира.

В 6 веке до н.э. Пифагор первым высказал мысль о том, что Земля, как и все другие небесные тела, имеет шарообразную форму и находится во Вселенной без всякой опоры. Пифагор (VI в. до н. э.) Благодаря тому что Земля имеет форму шара, мачты и паруса судна появляются из-за горизонта раньше, чем корпус.

В 6 веке до н.э. Пифагор первым высказал мысль о том, что Земля, как и все другие небесные тела, имеет шарообразную форму и находится во Вселенной без всякой опоры.

Пифагор (VI в. до н. э.)

Благодаря тому что Земля имеет форму шара, мачты и паруса судна появляются из-за горизонта раньше, чем корпус.

Аристотель  для доказательства шарообразности Земли приводит тот факт, что во время лунных затмений край тени Земли на диске Луны всегда имеет форму окружности. Аристотель (384 – 322 до н. э Аристотель (384 – 322 до н. э.)  Аристотель считал, что все тяжелое стремится к центру Вселенной, где скапливается и образует шарообразную массу – Землю. Планеты размещены на хрустальных сферах, которые вращаются вокруг Земли. Такая система мира получила название  геоцентрической (от греческого названия Земли – Гея) .

Аристотель для доказательства шарообразности Земли приводит тот факт, что во время лунных затмений край тени Земли на диске Луны всегда имеет форму окружности.

Аристотель

(384 – 322 до н. э

Аристотель

(384 – 322 до н. э.)

Аристотель считал, что все тяжелое стремится к центру Вселенной, где скапливается и образует шарообразную массу – Землю. Планеты размещены на хрустальных сферах, которые вращаются вокруг Земли.

Такая система мира получила название геоцентрической

(от греческого названия Земли – Гея) .

(ок. 90 – ок. 160 н.э.)

(ок. 90 – ок. 160 н.э.)

(ок. 90 – ок. 160 н.э.) Геоцентрическую систему мира часто называют птолемеевской системой мира.

(ок. 90 – ок. 160 н.э.)

Геоцентрическую систему мира часто называют птолемеевской системой мира.

Среди ученых древности выделяется смелостью своих догадок Аристарх Самосский , живший в III в. до н. э. Он первым определил расстояние до Луны и её радиус, вычислил размеры Солнца, которое, по его данным, оказалось в 300 с лишним раз больше Земли по объему. В наши дни Аристарха Самосского стали называть «Коперником античного мира». Аристарх Самосский (310-230 до н. э.) Схема, поясняющая определение радиуса Луны по методу Аристарха (византийская копия X века) Он сделал вывод: Центром мира является Солнце. Он создал первую гелиоцентрическую систему мира.

Среди ученых древности выделяется смелостью своих догадок

Аристарх Самосский , живший в III в. до н. э.

Он первым определил расстояние до Луны и её радиус,

вычислил размеры Солнца, которое, по его данным,

оказалось в 300 с лишним раз больше Земли по объему.

В наши дни Аристарха Самосского стали называть «Коперником античного мира».

Аристарх Самосский

(310-230 до н. э.)

Схема, поясняющая определение радиуса Луны по методу Аристарха (византийская копия X века)

Он сделал вывод: Центром мира является Солнце. Он создал первую гелиоцентрическую систему мира.

На протяжении почти двух столетий после открытия Аристарха Самосского учёные продолжали пользоваться неправильной геоцентрической системой мира.

На протяжении почти двух столетий после открытия Аристарха Самосского учёные продолжали пользоваться неправильной геоцентрической системой мира.

Николай Коперник  (1473 – 1543) (1473–1543

Николай Коперник

(1473 – 1543)

(1473–1543

Коперник показал, что суточное движение всех светил можно объяснить вращением Земли вокруг оси, а петлеобразное движение планет – тем, что все они, включая Землю, обращаются вокруг Солнца. Николай Коперник (1473–1543)   Он не смог точно установить истинную форму орбит планет.

Коперник показал, что суточное движение всех светил можно объяснить вращением Земли вокруг оси, а петлеобразное движение планет – тем,

что все они, включая Землю, обращаются вокруг Солнца.

Николай Коперник

(1473–1543)  

Он не смог точно установить истинную форму орбит планет.

Учение Коперника переносило человека из центра мира на одну из планет Солнечной системы. Он обосновал гелиоцентрическую систему мира .

Учение Коперника переносило человека из центра мира на одну из планет Солнечной системы.

Он обосновал гелиоцентрическую систему мира .

Итальянский физик и астроном Галилео Галилей , который впервые использовал телескоп для астрономических наблюдений и сделал открытия, подтвердившие учение Коперника. Галилео Галилей (1564–1642) Телескопы  Галилея

Итальянский физик и астроном Галилео Галилей , который

впервые использовал телескоп для астрономических наблюдений и сделал открытия, подтвердившие учение Коперника.

Галилео Галилей

(1564–1642)

Телескопы 

Галилея

Галилей,  открыв смену фаз Венеры, пришел к выводу, что такая их последовательность может наблюдаться только в случае обращения планеты вокруг Солнца. Галилео Галилей (1564–1642) Галилео Галилей (1564–1642)

Галилей, открыв смену фаз Венеры, пришел к выводу, что такая их последовательность может наблюдаться только в случае обращения планеты вокруг Солнца.

Галилео Галилей

(1564–1642)

Галилео Галилей

(1564–1642)

Наблюдая в Млечном Пути и вне его множество слабых звезд, недоступных невооруженному глазу, Галилей сделал вывод о том, что расстояния до звезд различны и никакой «сферы неподвижных звезд» не существует.  Галилео Галилей (1564–1642)

Наблюдая в Млечном Пути и вне его множество слабых звезд, недоступных невооруженному глазу, Галилей сделал вывод о том, что расстояния до звезд различны и никакой «сферы неподвижных звезд» не существует.

Галилео Галилей

(1564–1642)

Обнаруженные Галилеем четыре спутника планеты Юпитер опровергали представления о том, что Земля является единственным в мире центром, вокруг которого может происходить вращение других тел.

Обнаруженные Галилеем четыре спутника планеты Юпитер опровергали представления о том, что Земля является единственным в мире центром, вокруг которого может происходить вращение других тел.

Галилей не только увидел горы на Луне, но даже измерил их высоту. Галилео Галилей (1564–1642)

Галилей не только увидел горы на Луне, но даже измерил их высоту.

Галилео Галилей

(1564–1642)

В 1633 г. Галилей предстал перед судом инквизиции. Допросы, угроза пыток сломили больного ученого. Он отрекается от своих взглядов и приносит публичное покаяние. Его до конца жизни держали под надзором инквизиции. Лишь в 1992 году папа Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции ошибочным и реабилитировал Галилея . Галилей перед судом инквизиции

В 1633 г. Галилей предстал перед судом инквизиции. Допросы, угроза пыток сломили больного ученого. Он отрекается от своих взглядов и приносит публичное покаяние. Его до конца жизни держали под надзором инквизиции.

Лишь в 1992 году папа Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции ошибочным и реабилитировал Галилея .

Галилей перед судом инквизиции

Немецкий ученый Иоганн Кеплер , развив учение Коперника, на основе многолетних наблюдений открыл законы движения планет (три закона планетных движений, которые он вывел из наблюдений перемещений планет по небесной сфере).  Иоганн Кеплер (1571–1630)

Немецкий ученый Иоганн Кеплер , развив учение Коперника,

на основе многолетних наблюдений открыл законы движения планет (три закона планетных движений, которые он вывел из наблюдений перемещений планет по небесной сфере). 

Иоганн Кеплер

(1571–1630)

Продолжил труды Галилея и Коперника.

Продолжил труды Галилея и Коперника.

Решение задач Астрономия. Разноуровневые самостоятельные работы с примерами решения задач Л. А. Кирик стр. 24, №1-6.

Решение задач

  • Астрономия.

Разноуровневые самостоятельные работы с примерами решения задач

Л. А. Кирик стр. 24, №1-6.

Вопросы для закрепления: Какие представления получили название  антропоцентризма?  Какому философу античного мира  удалось обобщить все знания, которые были накоплены к IV в. до н. э.? Какая система мира получила название  геоцентрической? 

Вопросы для закрепления:

  • Какие представления получили название  антропоцентризма? 
  • Какому философу античного мира  удалось обобщить все знания, которые были накоплены к IV в. до н. э.?
  • Какая система мира получила название  геоцентрической? 

Вопросы для закрепления: Когда впервые было наконец-то обнаружено и измерено смещение звезд  (параллакс),  происходящее вследствие движения Земли вокруг Солнца? Чему способствовало математическое описание видимого движения светил, которое разработал для геоцентрической системы мира один из выдающихся математиков древности —  Клавдий Птолемей?   Какую систему мира обосновал выдающийся польский ученый  Николай Коперник  (1473—1543)?

Вопросы для закрепления:

  • Когда впервые было наконец-то обнаружено и измерено смещение звезд  (параллакс),  происходящее вследствие движения Земли вокруг Солнца?
  • Чему способствовало математическое описание видимого движения светил, которое разработал для геоцентрической системы мира один из выдающихся математиков древности —  Клавдий Птолемей?  
  • Какую систему мира обосновал выдающийся польский ученый  Николай Коперник  (1473—1543)?

Вопросы для закрепления: Гелиоцентрическая система мира, обоснованная, но не доказанная Коперником, получила свое подтверждение и развитие в трудах каких выдающихся ученых? В чем отличие системы Коперника от системы Птолемея? Какие выводы в пользу гелиоцентрической системы Коперника следовали из открытий, сделанных с помощью телескопа?

Вопросы для закрепления:

  • Гелиоцентрическая система мира, обоснованная, но не доказанная Коперником, получила свое подтверждение и развитие в трудах каких выдающихся ученых?
  • В чем отличие системы Коперника от системы Птолемея?
  • Какие выводы в пользу гелиоцентрической системы Коперника следовали из открытий, сделанных с помощью телескопа?

Самостоятельная работа Время выполнения: 5 минут Критерии оценки: за 3 правильных ответа – «3» балла; за 4 правильных ответа – «4» балла; за 5 правильных ответов – «5» баллов.

Самостоятельная работа

Время выполнения: 5 минут

  • Критерии оценки:
  • за 3 правильных ответа – «3» балла;
  • за 4 правильных ответа – «4» балла;
  • за 5 правильных ответов – «5» баллов.
Взаимопроверка     Критерии оценки:  за 3 правильных ответа – «3» балла;  за 4 правильных ответа – «4» балла;  за 5 правильных ответов – «5» баллов. Номер задания Ответы 1 2 2 3 3 4 3 1 5 2

Взаимопроверка Критерии оценки: за 3 правильных ответа – «3» балла; за 4 правильных ответа – «4» балла; за 5 правильных ответов – «5» баллов.

Номер задания

Ответы

1

2

2

3

3

4

3

1

5

2

 ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ     Воронцов – Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут, 5-е изд., пересмотр. М.: Дрофа, 2018. – 238 с.: ил,, 8л.цв. вкл.- (Российский учебник) с.48-53 читать, конспект выучить. Темы сообщений (на выбор по желанию студента): «История развития представлений о строении мира»; «Прецессия земной оси и изменение координат светил с течением времени»; «Системы координат в астрономии и границы их применимости». Критерии оценки: студент выучил конспект – «3» балла; студент прочитал параграфы и выучил конспект, не ответил на дополнительный вопрос по теме – «4» балла; студент выучил конспект, владеет информацией из учебника, ответил на дополнительный вопрос по теме – «5» баллов. Студент подготовил сообщение, соответствующий требованиям, ответил на дополнительный вопрос - «5» баллов.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

  • Воронцов – Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут, 5-е изд., пересмотр. М.: Дрофа, 2018. – 238 с.: ил,, 8л.цв. вкл.- (Российский учебник) с.48-53 читать, конспект выучить.

Темы сообщений (на выбор по желанию студента):

  • «История развития представлений о строении мира»;
  • «Прецессия земной оси и изменение координат светил с течением времени»;
  • «Системы координат в астрономии и границы их применимости».
  • Критерии оценки:
  • студент выучил конспект – «3» балла;
  • студент прочитал параграфы и выучил конспект, не ответил на дополнительный вопрос по теме – «4» балла;
  • студент выучил конспект, владеет информацией из учебника, ответил на дополнительный вопрос по теме – «5» баллов.
  • Студент подготовил сообщение, соответствующий требованиям, ответил на дополнительный вопрос - «5» баллов.
СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    Список использованных источников    Астрономия Разноуровневые самостоятельные работы с примерами решения задач Л. А. Кирик [Электронный ресурс]/ M edic-03 // Режим доступа file:///D:/фильмы%20по%20физике/мед%20колледж/Разработки%20мероприятий/АСТРОНОМИЯ/Астрономия/Кирик%20Самостоятельные%20и%20контрольные%20работы%20по%20Астрономии.pdf  Воронцов – Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М.: Дрофа, 2018. – 238 с.: ил,, 8л.цв. вкл.- (Российский учебник)  3. Лекции по астрономии Урок 5. [Электронный ресурс]/ Infofiz // Режим доступа http://infofiz.ru/index.php/mirastr/astronomlk/555-lk5astr 4. Тест по теме «Развитие представлений о строении мира» Электронный ресурс]/ I nfourok // Режим доступа https://infourok.ru/test-po-astronomii-po-teme-razvitie-predstavleniy-o-stroenii-mira-3514926.html

  Список использованных источников

  • Астрономия Разноуровневые самостоятельные работы с примерами решения задач Л. А. Кирик [Электронный ресурс]/ M edic-03 // Режим доступа file:///D:/фильмы%20по%20физике/мед%20колледж/Разработки%20мероприятий/АСТРОНОМИЯ/Астрономия/Кирик%20Самостоятельные%20и%20контрольные%20работы%20по%20Астрономии.pdf
  • Воронцов – Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М.: Дрофа, 2018. – 238 с.: ил,, 8л.цв. вкл.- (Российский учебник)
  • 3. Лекции по астрономии Урок 5. [Электронный ресурс]/ Infofiz // Режим доступа http://infofiz.ru/index.php/mirastr/astronomlk/555-lk5astr
  • 4. Тест по теме «Развитие представлений о строении мира» Электронный ресурс]/ I nfourok // Режим доступа https://infourok.ru/test-po-astronomii-po-teme-razvitie-predstavleniy-o-stroenii-mira-3514926.html