ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»
Тема:
«Конфигурация планет.
Синодический период. Законы движения
планет Солнечной системы»
Преподаватель: Вашурина Т. В. Барабинск, 2019
Цели учебного занятия:
- Учебные цели: сформировать понимание сущности повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений, ознакомление с научными методами и историей изучения Вселенной, получение представления о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира, осознание своего места в Солнечной системе и Галактике через изучение понятий: конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица; формирование умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни; понимание роли дисциплины в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; формирование собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений (ОК2).
Фронтальный опрос Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира.
Фронтальный опрос Становление гелиоцентрической системы мира.
«Конфигурация планет. Синодический период. Законы движения планет Солнечной системы»
План:
- Конфигурации планет.
- Условия видимости планет.
- Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
- Связь синодического периода со звездным периодом Земли.
- Законы движения планет Солнечной системы. Первый закон Кеплера.
- Второй закон Кеплера.
- Третий закон Кеплера.
Конфигурация
- видимое на небе взаимное расположение тел Солнечной системы.
Условия видимости планет зависят от их конфигураций относительно Солнца, которые различны у нижних и верхних планет
Конфигурации нижних планет
Нижние планеты ( Меркурий и Венера ) расположены к Солнцу ближе Земли и движутся вокруг него с большей скоростью и меньшим периодом обращения, нежели Земля.
Нижнее соединение – прохождение планеты между Солнцем и Землей (расстояние между планетой и Землей - min , а видимый диаметр планеты – max . Из-за наклонения орбиты планета располагается на небе несколько южнее или севернее Солнца, но если нижнее соединение наступает вблизи узлов орбиты планеты, то планета проецируется на Солнечный диск.
Прохождение планеты по диску Солнца очень редки:
- Меркурий - только в мае и ноябре соответственно через 13 и 7 лет
- Венера – в июне и декабре с чередованием через 8 лет и 10,5 лет
На протяжении смены конфигураций диаметр и яркость Меркурия и Венеры изменяются. Меркурий становится ярче Сириуса.
Планеты не отходят далеко от Солнца и ночью не видны.
Продолжительность их утренней и вечерней видимости не превышает у Венеры 4 часов, у Меркурия – 1,5 часа (эта планета часто видна на фоне зари)
Наилучшие условия вечерней видимости – весной , утренней видимости - осенью
Конфигурации верхних планет
Верхние планеты – Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон – движутся за орбитой Земли и их скорость движения меньше земной
Соединение – планета находится за Солнцем, севернее или южнее его, восходит и заходит одновременно с Солнцем и поэтому не видна. Геоцентрическое расстояние max , видимый размер – min .
Западная квадратура – с увеличением западного удаления планета с каждым днем восходит раньше, продолжительность видимости растет, геоцентрическое расстояние уменьшается. Планета восходит около полуночи.
Противостояние (оппозиция) - перемещаясь в прямом направлении и отставая от Солнца, планета оказывается на противоположной ему стороне. Наиболее благоприятна для наблюдений: восходит вечером, видна всю ночь, max приближена к Земле.
Восточная квадратура – планета сближается с Солнцем, приближается на небе восточнее (левее) него и видна по вечерам после захода Солнца. Становится видимой на фоне вечерней зари.
Условия видимости верхних планет зависят от их расположения в зодиакальных созвездиях.
Наилучшие зимние противостояния в созвездиях Тельца, Близнецов, Рака.
Летние противостояния – неблагоприятные – Скорпион, Стрелец, Козерог – короткие летние ночи сокращают видимость планет.
Решение задач
Разноуровневые самостоятельные работы с примерами решения задач
Л. А. Кирик стр. 24 №1-6.
Вопросы для закрепления:
- Что называется конфигурацией планеты?
- Какие планеты считаются внутренними?
- Какие планеты считаются внешними?
Вопросы для закрепления:
- Какие планеты могут находиться в противостоянии? Какие – не могут?
- Назовите планеты, которые могут наблюдаться рядом с Луной во время ее полнолуния.
Вопросы для закрепления:
- Сформулируйте законы Кеплера.
- Как меняется скорость планеты при ее перемещении от афелия к перигелию?
Вопросы для закрепления:
- В какой точке орбиты планета обладает максимальной кинетической энергией?
- В какой точке орбиты планета обладает максимальной потенциальной энергией?
Самостоятельная работа
Время выполнения: 8 минут
- Критерии оценки:
- за 3 правильных ответа – «3» балла;
- за 4 правильных ответа – «4» балла;
- за 5 правильных ответов – «5» баллов.
Взаимопроверка Критерии оценки: за 3 правильных ответа – «3» балла; за 4 правильных ответа – «4» балла; за 5 правильных ответов – «5» баллов.
Номер задания
Ответы
1
2
А
3
Б
4
В
А
5
Б
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
- Воронцов – Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут, 5-е изд., пересмотр. М.: Дрофа, 2018. – 238 с.: ил,, 8л.цв. вкл.- (Российский учебник) с. 54-63 читать, конспект выучить. Подготовить сообщение по теме: «Движение планеты Солнечной системы» (любой на выбор студента).
- Критерии оценки:
- студент выучил конспект – «3» балла;
- студент прочитал параграфы и выучил конспект, не ответил на дополнительный вопрос по теме – «4» балла;
- студент выучил конспект, владеет информацией из учебника, ответил на дополнительный вопрос по теме – «5» баллов.
- Студент подготовил сообщение, соответствующий требованиям, ответил на дополнительный вопрос - «5» баллов.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Список использованных источников
- Астрономия Разноуровневые самостоятельные работы с примерами решения задач Л. А. Кирик [Электронный ресурс]/ M edic-03 // Режим доступа file:///D:/фильмы%20по%20физике/мед%20колледж/Разработки%20мероприятий/АСТРОНОМИЯ/Астрономия/Кирик%20Самостоятельные%20и%20контрольные%20работы%20по%20Астрономии.pdf
- Воронцов – Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М.: Дрофа, 2018. – 238 с.: ил,, 8л.цв. вкл.- (Российский учебник)
- Лекции по астрономии Урок 5. [Электронный ресурс]/ Infofiz // Режим доступа http://infofiz.ru/index.php/mirastr/astronomlk/555-lk5astr
- Тест по теме «Видимое движение планет Солнечной системы» Электронный ресурс]/ I nfourok // Режим доступа https:// https://infourok.ru/test-po-astronomii-na-temu-vidimoe-dvizhenie-planet-klass-2125620.html