Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста
Вопросы по теме:
Развитие сенсорики в младенческом возрасте;
1.
Развитие сенсорики в раннем возрасте;
2.
Развитие сенсорных процессов в дошкольном возрасте ;
3.
Особенности восприятия воспитанниками дошкольного возраста пространства, времени, движения, литературных и художественных произведений;
4.
2
Сенсорное развитие
качественные изменения в сенсорной организации человека, связанные с усвоением представлений о разных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладением новыми действиями, позволяющими более полно и расчленённое отражать окружающий мир.
2
1. Развитие сенсорики в младенческом возрасте
Развитие ощущений у младенца неразрывно связано с развитием движений. Несмотря на то что органы чувства рождённого начинают функционировать с момента рождения, развитие сенсорной и моторной активности происходит неодновременно. Для этого возраста характерно то, что высшие анализаторы (зрение, слух) опережают развитие руки как органа осязания и органа движения, что влияет на формирование всех форм поведения ребёнка.
2
Зрение
Слух
Характеризуется тем, что ребенок по-разному реагирует на приятные и неприятные зрительные раздражители. Например, чрезмерно яркий свет-закрывает глаза, проявляет беспокойство.
Срок появления слуховой чувствительности у младенца установить особенно трудно, поскольку первое 2-3 дня полости его среднего и внутреннего уха заполненный околоплодной жидкостью. Первые реакции, свидетельствующие о том что ребёнок ощущает звуки, является вздрагивание век, рук, непроизвольное движение лицевых мышц и туловища в ответ на сильный хлопок в ладоши у самого уха младенца.
У младенца рано развивается чувствительность к цвету. С 4-го месяца младенец осваивает "ближайшее пространство " . сводя руки в том месте, где висит привлекательный для него шарик, младенец упражняется в хватании. При этом образуется зрительно-двигательные связки, которая становится физиологической основой первичной ориентации ребёнка в пространстве.
2
2. Развитие сенсорики в раннем возрасте
В период раннего детства восприятие ребёнка становится более точным и правильным, когда ребёнок усваивает и выполняет орудийные и соотносящие действия. Многие из таких действий требуют подбора и совмещения предметов и их частей, одинаковых или подходящих друг к другу по форме, величине, цвету. Именно они являются условием развития восприятия ребёнка.
2
Условием развития восприятия ребёнка
2. Переход внешних действий во внутренние, психические (интериоризация):
1. Выполнение действий в практическом плане:
-Сопоставление признаков познавательных предметов со знакомыми предметами («как домик», «как мячик»).
-В сравнении свойств воспринимаемых предметов через практические действия с ними с усвоенными образцами, одинаковыми или близкими по функции, форме, величине, цвету.
-Зрительное сопоставление (соотнесение).
2
Дети раннего возраста ещё не усваивают общепринятые сенсорные эталоны в качестве средств выполнения действий восприятия.
В раннем возрасте интенсивно развивается также слуховое восприятие (особенно восприятие речи, в основе которого лежит фонематический слух). Звуки разных типов начинает выделяться в слове и опознаваться ребёнком в определённой последовательности-сначала гласные, потом согласные.
2
3. Развитие сенсорных процессов в дошкольном возрасте
Развитие восприятия в дошкольном возрасте включает:
-развитие органов чувств (органическая предпосылка);
-овладение сенсорными эталонами;
-усвоение способов обследования предметов (перцептивные действия).
Ориентировочная часть, предполагающая обследование, ещё совершается во внешней развёрнутый форме, но выполняет новую функцию-выделение свойств предметов и предвосхищение последующих исполнительских действий. Постепенно ориентировочное действие становится самостоятельным и выполняется в умственном плане.
В дошкольном возрасте практическое действие с материальным объектом "расщепляется". В нём выделяется ориентировочная и исполнительная части.
2
Зрительное восприятие у детей дошкольного возраста становится одним из ведущих видов ориентировочной деятельности, соединяя в себе опыт других. Формируется акт рассматривания (до этого возраста дети редко рассматривают предметы, не действуя с ними).
В различных видах деятельности педагог может организовать обследование ребёнка различных сторон предметов. Н.Н.Поддьяков предположил следующую последовательность действий ребёнка:
1. Предмет воспринимается в целом;
2. Вычленяется его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.);
3. Обозначаются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева);
4. Выделения более мелких деталей, установления их пространственного расположения по отношению к их основным частям;
5. Повторное целостное восприятие предмета.
2
Сенсорные эталоны
общепринятые образцы внешних свойств предметов, выработанных человечеством.
Примерами сенсорных эталонов являются:
-Система геометрических форм (треугольник, квадрат, круг и т.Д.);
-Основные цвета (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный и т. Д.);
-Звуки родного языка;
-Звуковысотная шкала музыкальных звуков («до»,«рэ»,«ми» и т.д.).
2
В дошкольном возрасте у ребёнка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности: способность мысленно расчленять видимой предметной части и затем объединять их в единое целое прежде, чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане.
В развитии перцептивных действий дошкольника можно выделить следующие этапы:
1 этап - осуществление практических, материальных действий, выполняемых с незнакомыми предметами (3-4 года).
2 этап - выполнение перцептивных действий при помощи соответствующих движений рецепторных аппаратов предвосхищает выполнение практических действий с воспринимаемыми предметами (4-6 лет).
3 этап - перцептивная деятельность протекает во внутреннем плане (мысленно) (6-7 лет).
2
1. Действие идентификации - выполняются в случае когда свойства воспринимаемого предмета полностью совпадает с эталоном, идентично ему.
2. Действие отношения к эталон у - выполняется при частичном совпадении и свойства предмета с эталоном, наличие с чертами сходства некоторых черт различия.
На протяжении дошкольного детства складывается три виды действий восприятия.
3. Моделирующее действие - выполняются при восприятии объектов со сложными свойствами, которые вообще не могут быть определены при помощи одного эталона.
2
4. Особенности восприятия воспитанниками дошкольного возраста пространства, времени и художественного восприятия
Восприятие пространства
В дошкольном возрасте усвоение ребёнка слов-обозначений приводит к пониманию относительности пространственных отношений в зависимости от точки отсчёта, первоначально с точки зрения положения в пространстве самого ребёнка (движения и ориентировочные действия постепенно переходят в план представляемых действий, речевые акты развиваются как процессы внутренней речи).
На 1-ом году жизни малыш овладевает «близким» пространством, а ко 2-ому году жизни он ориентируется в более широком пространстве, перемещаясь и действуя с предметами. (Нет осознания пространственных отношений между предметами, речь не влияет на развитие пространственного восприятия).
2
Восприятие времени
Самый сложный вид восприятия. Сложность его развития определяется тем, что времени имеют наглядные основы и воспринимается опосредованно на основе совершаемой деятельности или посредством часов.
Дети долго не воспринимают логику временных отношений и на протяжении всего дошкольного возраста им сложно представить длительные временные периоды (год, век, эпоха и т.д.).
Поэтому главная роль в развитии восприятия времени принадлежит взрослому, который вычленяет временные отрезки, устанавливает их связь с деятельностью малыша и обозначает в слове, включая его в разнообразные житейские ситуации.
2
Художественное восприятие:
Развивается в различных видах деятельности (например, в ходе знакомства с литературными и фольклорными произведениями). Слушая сказки, рассказы, ребёнок стремится представить описываемые события, опираясь на свой опыт.
Художественное восприятие также активно развивается при знакомстве с произведениями изобразительного искусства. М.Н.Зубарева выделила следующее уровни эстетического развития дошкольника:
1 уровень (3-4 года) - ребёнок эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но ещё не образу.
2 уровень (около 5 лет) - многие дошкольники начинают не только видеть, но и осознавать некоторые элементарные эстетические особенности произведения, которые делают картину для него привлекательной.
3 уровень (6-7 лет) - дети способны воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого произведения, они часто улавливают многие внутренние характеристики художественного образа.
2
Спасибо За Внимание!
2
2