СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мультимедийная презентация по теме "Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мудбтимедийная презентация отражает теоретический материал по теме "Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста"

Просмотр содержимого документа
«Мультимедийная презентация по теме "Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста"»

Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста

Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста

Вопросы по теме: Развитие сенсорики в младенческом возрасте; 1. Развитие сенсорики в раннем возрасте; 2. Развитие сенсорных процессов в дошкольном возрасте ; 3. Особенности восприятия воспитанниками дошкольного возраста пространства, времени, движения, литературных и художественных произведений; 4. 2

Вопросы по теме:

Развитие сенсорики в младенческом возрасте;

1.

Развитие сенсорики в раннем возрасте;

2.

Развитие сенсорных процессов в дошкольном возрасте ;

3.

Особенности восприятия воспитанниками дошкольного возраста пространства, времени, движения, литературных и художественных произведений;

4.

2

Сенсорное развитие качественные изменения в сенсорной организации человека, связанные с усвоением представлений о разных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладением новыми действиями, позволяющими более полно и расчленённое отражать окружающий мир. 2

Сенсорное развитие

качественные изменения в сенсорной организации человека, связанные с усвоением представлений о разных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладением новыми действиями, позволяющими более полно и расчленённое отражать окружающий мир.

2

1. Развитие сенсорики в младенческом возрасте Развитие ощущений у младенца неразрывно связано с развитием движений. Несмотря на то что органы чувства рождённого начинают функционировать с момента рождения, развитие сенсорной и моторной активности происходит неодновременно. Для этого возраста характерно то, что высшие анализаторы (зрение, слух) опережают развитие руки как органа осязания и органа движения, что влияет на формирование всех форм поведения ребёнка. 2

1. Развитие сенсорики в младенческом возрасте

Развитие ощущений у младенца неразрывно связано с развитием движений. Несмотря на то что органы чувства рождённого начинают функционировать с момента рождения, развитие сенсорной и моторной активности происходит неодновременно. Для этого возраста характерно то, что высшие анализаторы (зрение, слух) опережают развитие руки как органа осязания и органа движения, что влияет на формирование всех форм поведения ребёнка.

2

Зрение Слух Характеризуется тем, что ребенок по-разному реагирует на приятные и неприятные зрительные раздражители. Например, чрезмерно яркий свет-закрывает глаза, проявляет беспокойство. Срок появления слуховой чувствительности у младенца установить особенно трудно, поскольку первое 2-3 дня полости его среднего и внутреннего уха заполненный околоплодной жидкостью. Первые реакции, свидетельствующие о том что ребёнок ощущает звуки, является вздрагивание век, рук, непроизвольное движение лицевых мышц и туловища в ответ на сильный хлопок в ладоши у самого уха младенца. У младенца рано развивается чувствительность к цвету. С 4-го месяца младенец осваивает

Зрение

Слух

Характеризуется тем, что ребенок по-разному реагирует на приятные и неприятные зрительные раздражители. Например, чрезмерно яркий свет-закрывает глаза, проявляет беспокойство.

Срок появления слуховой чувствительности у младенца установить особенно трудно, поскольку первое 2-3 дня полости его среднего и внутреннего уха заполненный околоплодной жидкостью. Первые реакции, свидетельствующие о том что ребёнок ощущает звуки, является вздрагивание век, рук, непроизвольное движение лицевых мышц и туловища в ответ на сильный хлопок в ладоши у самого уха младенца.

У младенца рано развивается чувствительность к цвету. С 4-го месяца младенец осваивает "ближайшее пространство " . сводя руки в том месте, где висит привлекательный для него шарик, младенец упражняется в хватании. При этом образуется зрительно-двигательные связки, которая становится физиологической основой первичной ориентации ребёнка в пространстве.

2

2. Развитие сенсорики в раннем возрасте В период раннего детства восприятие ребёнка становится более точным и правильным, когда ребёнок усваивает и выполняет орудийные и соотносящие действия. Многие из таких действий требуют подбора и совмещения предметов и их частей, одинаковых или подходящих друг к другу по форме, величине, цвету. Именно они являются условием развития восприятия ребёнка. 2

2. Развитие сенсорики в раннем возрасте

В период раннего детства восприятие ребёнка становится более точным и правильным, когда ребёнок усваивает и выполняет орудийные и соотносящие действия. Многие из таких действий требуют подбора и совмещения предметов и их частей, одинаковых или подходящих друг к другу по форме, величине, цвету. Именно они являются условием развития восприятия ребёнка.

2

Условием развития восприятия ребёнка 2. Переход внешних действий во внутренние, психические (интериоризация): 1. Выполнение действий в практическом плане: -Сопоставление признаков познавательных предметов со знакомыми предметами («как домик», «как мячик»). -В сравнении свойств воспринимаемых предметов через практические действия с ними с усвоенными образцами, одинаковыми или близкими по функции, форме, величине, цвету. -Зрительное сопоставление (соотнесение). 2

Условием развития восприятия ребёнка

2. Переход внешних действий во внутренние, психические (интериоризация):

1. Выполнение действий в практическом плане:

-Сопоставление признаков познавательных предметов со знакомыми предметами («как домик», «как мячик»).

-В сравнении свойств воспринимаемых предметов через практические действия с ними с усвоенными образцами, одинаковыми или близкими по функции, форме, величине, цвету.

-Зрительное сопоставление (соотнесение).

2

Дети раннего возраста ещё не усваивают общепринятые сенсорные эталоны в качестве средств выполнения действий восприятия. В раннем возрасте интенсивно развивается также слуховое восприятие (особенно восприятие речи, в основе которого лежит фонематический слух). Звуки разных типов начинает выделяться в слове и опознаваться ребёнком в определённой последовательности-сначала гласные, потом согласные. 2

Дети раннего возраста ещё не усваивают общепринятые сенсорные эталоны в качестве средств выполнения действий восприятия.

В раннем возрасте интенсивно развивается также слуховое восприятие (особенно восприятие речи, в основе которого лежит фонематический слух). Звуки разных типов начинает выделяться в слове и опознаваться ребёнком в определённой последовательности-сначала гласные, потом согласные.

2

3. Развитие сенсорных процессов в дошкольном возрасте Развитие восприятия в дошкольном возрасте включает: -развитие органов чувств (органическая предпосылка); -овладение сенсорными эталонами; -усвоение способов обследования предметов (перцептивные действия). Ориентировочная часть, предполагающая обследование, ещё совершается во внешней развёрнутый форме, но выполняет новую функцию-выделение свойств предметов и предвосхищение последующих исполнительских действий. Постепенно ориентировочное действие становится самостоятельным и выполняется в умственном плане. В дошкольном возрасте практическое действие с материальным объектом

3. Развитие сенсорных процессов в дошкольном возрасте

Развитие восприятия в дошкольном возрасте включает:

-развитие органов чувств (органическая предпосылка);

-овладение сенсорными эталонами;

-усвоение способов обследования предметов (перцептивные действия).

Ориентировочная часть, предполагающая обследование, ещё совершается во внешней развёрнутый форме, но выполняет новую функцию-выделение свойств предметов и предвосхищение последующих исполнительских действий. Постепенно ориентировочное действие становится самостоятельным и выполняется в умственном плане.

В дошкольном возрасте практическое действие с материальным объектом "расщепляется". В нём выделяется ориентировочная и исполнительная части.

2

Зрительное восприятие у детей дошкольного возраста становится одним из ведущих видов ориентировочной деятельности, соединяя в себе опыт других. Формируется акт рассматривания (до этого возраста дети редко рассматривают предметы, не действуя с ними). В различных видах деятельности педагог может организовать обследование ребёнка различных сторон предметов. Н.Н.Поддьяков предположил следующую последовательность действий ребёнка: 1. Предмет воспринимается в целом; 2. Вычленяется его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.); 3. Обозначаются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева); 4. Выделения более мелких деталей, установления их пространственного расположения по отношению к их основным частям; 5. Повторное целостное восприятие предмета. 2

Зрительное восприятие у детей дошкольного возраста становится одним из ведущих видов ориентировочной деятельности, соединяя в себе опыт других. Формируется акт рассматривания (до этого возраста дети редко рассматривают предметы, не действуя с ними).

В различных видах деятельности педагог может организовать обследование ребёнка различных сторон предметов. Н.Н.Поддьяков предположил следующую последовательность действий ребёнка:

1. Предмет воспринимается в целом;

2. Вычленяется его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.);

3. Обозначаются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева);

4. Выделения более мелких деталей, установления их пространственного расположения по отношению к их основным частям;

5. Повторное целостное восприятие предмета.

2

Сенсорные эталоны общепринятые образцы внешних свойств предметов, выработанных человечеством. Примерами сенсорных эталонов являются: -Система геометрических форм (треугольник, квадрат, круг и т.Д.); -Основные цвета (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный и т. Д.); -Звуки родного языка; -Звуковысотная шкала музыкальных звуков («до»,«рэ»,«ми» и т.д.). 2

Сенсорные эталоны

общепринятые образцы внешних свойств предметов, выработанных человечеством.

Примерами сенсорных эталонов являются:

-Система геометрических форм (треугольник, квадрат, круг и т.Д.);

-Основные цвета (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный и т. Д.);

-Звуки родного языка;

-Звуковысотная шкала музыкальных звуков («до»,«рэ»,«ми» и т.д.).

2

В дошкольном возрасте у ребёнка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности: способность мысленно расчленять видимой предметной части и затем объединять их в единое целое прежде, чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. В развитии перцептивных действий дошкольника можно выделить следующие этапы: 1 этап - осуществление практических, материальных действий, выполняемых с незнакомыми предметами (3-4 года). 2 этап - выполнение перцептивных действий при помощи соответствующих движений рецепторных аппаратов предвосхищает выполнение практических действий с воспринимаемыми предметами (4-6 лет). 3 этап - перцептивная деятельность протекает во внутреннем плане (мысленно) (6-7 лет). 2

В дошкольном возрасте у ребёнка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности: способность мысленно расчленять видимой предметной части и затем объединять их в единое целое прежде, чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане.

В развитии перцептивных действий дошкольника можно выделить следующие этапы:

1 этап - осуществление практических, материальных действий, выполняемых с незнакомыми предметами (3-4 года).

2 этап - выполнение перцептивных действий при помощи соответствующих движений рецепторных аппаратов предвосхищает выполнение практических действий с воспринимаемыми предметами (4-6 лет).

3 этап - перцептивная деятельность протекает во внутреннем плане (мысленно) (6-7 лет).

2

1. Действие идентификации - выполняются в случае когда свойства воспринимаемого предмета полностью совпадает с эталоном, идентично ему. 2. Действие отношения к эталон у - выполняется при частичном совпадении и свойства предмета с эталоном, наличие с чертами сходства некоторых черт различия. На протяжении дошкольного детства складывается три виды действий восприятия. 3. Моделирующее действие - выполняются при восприятии объектов со сложными свойствами, которые вообще не могут быть определены при помощи одного эталона. 2

1. Действие идентификации - выполняются в случае когда свойства воспринимаемого предмета полностью совпадает с эталоном, идентично ему.

2. Действие отношения к эталон у - выполняется при частичном совпадении и свойства предмета с эталоном, наличие с чертами сходства некоторых черт различия.

На протяжении дошкольного детства складывается три виды действий восприятия.

3. Моделирующее действие - выполняются при восприятии объектов со сложными свойствами, которые вообще не могут быть определены при помощи одного эталона.

2

4. Особенности восприятия воспитанниками дошкольного возраста пространства, времени и художественного восприятия Восприятие пространства В дошкольном возрасте усвоение ребёнка слов-обозначений приводит к пониманию относительности пространственных отношений в зависимости от точки отсчёта, первоначально с точки зрения положения в пространстве самого ребёнка (движения и ориентировочные действия постепенно переходят в план представляемых действий, речевые акты развиваются как процессы внутренней речи). На 1-ом году жизни малыш овладевает «близким» пространством, а ко 2-ому году жизни он ориентируется в более широком пространстве, перемещаясь и действуя с предметами. (Нет осознания пространственных отношений между предметами, речь не влияет на развитие пространственного восприятия). 2

4. Особенности восприятия воспитанниками дошкольного возраста пространства, времени и художественного восприятия

Восприятие пространства

В дошкольном возрасте усвоение ребёнка слов-обозначений приводит к пониманию относительности пространственных отношений в зависимости от точки отсчёта, первоначально с точки зрения положения в пространстве самого ребёнка (движения и ориентировочные действия постепенно переходят в план представляемых действий, речевые акты развиваются как процессы внутренней речи).

На 1-ом году жизни малыш овладевает «близким» пространством, а ко 2-ому году жизни он ориентируется в более широком пространстве, перемещаясь и действуя с предметами. (Нет осознания пространственных отношений между предметами, речь не влияет на развитие пространственного восприятия).

2

Восприятие времени Самый сложный вид восприятия. Сложность его развития определяется тем, что времени имеют наглядные основы и воспринимается опосредованно на основе совершаемой деятельности или посредством часов. Дети долго не воспринимают логику временных отношений и на протяжении всего дошкольного возраста им сложно представить длительные временные периоды (год, век, эпоха и т.д.). Поэтому главная роль в развитии восприятия времени принадлежит взрослому, который вычленяет временные отрезки, устанавливает их связь с деятельностью малыша и обозначает в слове, включая его в разнообразные житейские ситуации. 2

Восприятие времени

Самый сложный вид восприятия. Сложность его развития определяется тем, что времени имеют наглядные основы и воспринимается опосредованно на основе совершаемой деятельности или посредством часов.

Дети долго не воспринимают логику временных отношений и на протяжении всего дошкольного возраста им сложно представить длительные временные периоды (год, век, эпоха и т.д.).

Поэтому главная роль в развитии восприятия времени принадлежит взрослому, который вычленяет временные отрезки, устанавливает их связь с деятельностью малыша и обозначает в слове, включая его в разнообразные житейские ситуации.

2

Художественное восприятие: Развивается в различных видах деятельности (например, в ходе знакомства с литературными и фольклорными произведениями). Слушая сказки, рассказы, ребёнок стремится представить описываемые события, опираясь на свой опыт. Художественное восприятие также активно развивается при знакомстве с произведениями изобразительного искусства. М.Н.Зубарева выделила следующее уровни эстетического развития дошкольника: 1 уровень (3-4 года) - ребёнок эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но ещё не образу. 2 уровень (около 5 лет) - многие дошкольники начинают не только видеть, но и осознавать некоторые элементарные эстетические особенности произведения, которые делают картину для него привлекательной. 3 уровень (6-7 лет) - дети способны воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого произведения, они часто улавливают многие внутренние характеристики художественного образа. 2

Художественное восприятие:

Развивается в различных видах деятельности (например, в ходе знакомства с литературными и фольклорными произведениями). Слушая сказки, рассказы, ребёнок стремится представить описываемые события, опираясь на свой опыт.

Художественное восприятие также активно развивается при знакомстве с произведениями изобразительного искусства. М.Н.Зубарева выделила следующее уровни эстетического развития дошкольника:

1 уровень (3-4 года) - ребёнок эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но ещё не образу.

2 уровень (около 5 лет) - многие дошкольники начинают не только видеть, но и осознавать некоторые элементарные эстетические особенности произведения, которые делают картину для него привлекательной.

3 уровень (6-7 лет) - дети способны воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого произведения, они часто улавливают многие внутренние характеристики художественного образа.

2

Спасибо За Внимание! 2 2

Спасибо За Внимание!

2

2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!