Тема 5. Оборотные средства организации
1. Сущность, состав, структура оборотных средств организации
В процессе производственно- хозяйственной деятельности предприятия нуждается в денежных средствах , необходимых для изготовления продукции, закупки сырья и материалов, выплаты ЗП и т.д., а затем в средствах, которые требуются на её реализацию.
Таким образом, оборотные средства — это денежные средства авансированные в оборотные производственные фонды (ОПФ) и фонды обращения (ФО).
ОПФ обеспечивают непрерывность производственного процесса, а фонды обращения - реализацию производственной продукции на рынке.
Эта экономическая роль ОС определяет их сущность , которая заключается в необходимости обеспечения бесперебойного функционирования процесса производства и обращения.
Функционируя ОС совершают кругооборот из 3-х фаз: Д-Т-Д
Д-Т ОС превращаются в товар.
Т-П-Т ОС в процессе производства принимают форму незавершенного производства, полуфабрикатов и готовых изделий.
Т-Д — ОС в форме готовой продукции в процессе ее реализации снова превращаются в деньги.
ОС, затрачиваемые в ходе изготовления продукции и ее реализации, полностью потребляются и переносят свою стоимость на продукцию в течении одного операционного цикла.
Состав и классификация ОС
Оборотные фонды подразделяются на производственные запасы и средства в процессе производства.
Различают следующие виды производственных запасов :
1. основные материалы, конструкции, детали и покупки п/ф на строительство и ремонт дорожных сооружений (песок, щебень, битум, ж/б конструкции, асфальтобетонные цементобетонные смеси и т. д.)
2 . вспомогательные материалы (шпаклевка, краски, растворитель)
3. топливо
4 . запчасти для эксплуатации и ремонта дорожных машин и транспортных средств
5 . малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и инвентарь (производственные, конторские, жилищные), а также инструменты и приспособления, спец. одежда и обувь, защитные приспособления.
В состав средств в процессе производства входят:
1 .Незавершенное производство по строительным и ремонтным работам (стоимость незаконченной и не сданной заказчику работ);
2. п/ф собственного производства дорожной организации, изготовления на ее подсобных предприятиях;
3 .расходы будущих периодов, связанные с подготовительными работами на объекте (прокладка временных коммуникаций и дорог, вскрытие притрассовых карьеров).
В фонды обращения входят:
1. отгруженная находящаяся в оформлении готовая продукция организаций (направление, изготовление на полигоне железобетонные конструкции);
2 . денежные средства дорожных организаций, находящиеся на расчетных счетах в банках и в кассе;
3 . средства в расчетах с заказчиками за выполнение работы и сданную продукцию, срок оплаты которой ещё не наступил, и дебиторская задолженность (стоимость оказанных услуг другим предприятиям, ещё не оплаченных).
ОС также классифицируются:
:
1. по способу формирования: собственные и заемные
2. по методу планирования: нормируемые и ненормируемые.
Соотношение отдельных элементов ОС, выраженное в % называется структурой ОС .
Структура ОС дорожных организаций характеризуется высоким удельным весом статей «незавершенное производство» и «производственные запасы» - 74,1-79,5 %, что обусловлено спецификой дорожных работ, характеризуемой большой длительностью производственного цикла и высокой материалоёмкостью продукции дорожного хозяйства.
Источники формирования ОС
Источники формирования оборотного капитала организации можно разделить на следующие группы:
- собственные источники — собственный капитал (условный, резервный, добавочный капитал, целевые поступления, нераспределенная прибыль);
- средства, приравненные к собственным - устойчивые пассивы (задолженность по зарплате, налогам, субподрячники);
- заемные источники - краткосрочные кредиты банков;
- товарный кредит;
- привлеченные средства - кредиторская задолженность предприятия.
Методика определения потребности предприятия в ОС
При определении потребности в ОС определяются денежные средства, которые будут затрачены для создания производственных запасов, заделов незавершенного производства и накопление готовой продукции на складе.
Для этого используют три метода:
1) аналитический;
2) коэффициентный;
3) прямого счета.
Аналитический метод применяется в дорожных организациях, где относительно постоянны объемы и номенклатура работ по содержанию дорог и из года в год выполняются ~ однородные по структуре объемы строительных или ремонтных дорог.
Суть метода заключается в том, что величина ОС организации в плановом году устанавливается на основе их средних фактических остатков в предшествовавшем году и предлагаемого темпа роста объема работ.
При коэффициентном методе все виды оборотных средств подразделяются на зависящие непосредственно от объемов производства (материалы, п/ф, готовая продукция на складе) и не зависящие от него ( запчасти, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы).
Потребность в ОС 1-й группы определяются исходя из размера в отчетном году и темпов роста продукции в плановом году.
Потребность в ОС 2-й группы планируется на уровне их средних фактических остатков за ряд последних лет.
Метод прямого счета предполагает расчет плановой величины ОС по каждому их элементу с учетом всех основных изменений в условиях производства хозяйственной деятельности дорожной организации.
Данный метод предполагает нормирование ОС, вложенных в запасы и затраты, ГП на складе.
2. Коэффициент оборачиваемости, продолжительность одного оборота в днях, коэффициент загрузки
Эффективность использования ОС характеризуется системой экономических показателей.
Скорость оборачиваемости ОС является важнейшим показателем интенсивности использования ОС и определяется с помощью показателей:
- коэффициент оборачиваемости
- длительности одного оборота в днях
- коэффициент загрузки ОС.
Коэффициент оборачиваемости показывает, сколько раз обернулись ОС за анализируемый период. Его величина определяется отношением выполненных и оплаченных дорожных работ по сметной стоимости Von к сумме среднего остатка ОС Оо:
Коб = Von / Оо
Продолжительность одного оборота в днях определяется по формуле:
Тоб = Д / Коб
где Д — число дней в периоде (30, 90, 360 дней)
Обратной величиной коэффициента оборачиваемости является коэффициент загрузки ОС , которой показывает, сколько ОС имеет дорожная организация на единицу стоимости строительных или ремонтных работ:
Кз = Оо / Vo
Высвобождение оборотных средств вследствие ускорения оборачиваемости может быть абсолютным или относительным.
Абсолютным высвобождение имеет место в случае, если фактические остатки оборотных средств меньше норматива или остатков предшествующего периода при сохранении или превышении объема реализации за рассматриваемый период.
Относительное высвобождение имеет место в случае, когда ускорение их оборачиваемости происходит одновременно с ростом объема выпуска продукции, причем темп роста объема производства и реализации опережает темп роста остатков ОС.
Домашнее задание:
- Систематизировать учебный материал
- Подготовиться к письменному опросу по теме 5
- Подготовиться к практической работе № 4
Список использованных источников :
- Акимов гл.10 стр.80-81 ( 79-80)
- Гарманов гл.12 стр.215-217
- Грибов гл.6.стр.149-152
- Дингес гл.8 стр.215-216