Просмотр содержимого документа
«Мультимедийная презентация в рамках консультативной работы с родителями "Как же выбрать хорошую игрушку?"»
Как же выбрать хорошую игрушку?
Экспертиза игрушки в нашей стране
Елена Олеговна Смирнова —
научный руководитель Центра игры
и игрушки Московского государственного психолого-педагогического университета, ведущий детский
психолог, доктор психологических
наук, профессор, зав. лабораторией
«Психология детей дошкольного возраста» Психологического института РАО.
Является автором концепции и методики экспертизы игрушки.
Значение игрушки в жизни ребенка
Игрушки – единственно доступное средство, которое уже в раннем возрасте становится средством организации самостоятельной детской деятельности и задаёт зону ближайшего развития. Игрушки позволяют ребёнку исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, учат общаться, познавать мир и себя.
Функциональные особенности игрушек
- Среди всего разнообразия видов детской деятельности психологи выделяют две основные группы.
- В первой группе – происходит освоение смыслов, задач и норм отношений между людьми, и на этой основе – социальное и личностное развитие ребёнка.
- Вторая группа - это виды деятельности, внутри которых происходит усвоение способов действия с различными предметами, и на этой основе – формирование интеллектуальных , познавательных способностей.
- Детские игрушки первой группы способствуют социально – эмоциональному развитию. Это детские развивающие игрушки, предполагающие общение или обращения с ними как с живыми персонажами: животные (слоники, мишки, зайчики) и, конечно же, куклы со всевозможной утварью.
- Вторая группа - детские игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей: всевозможные кубики, пазлы, конструкторы, мозаики, лото и домино.
Внимание!!!
Некоторые игрушки не только не могут быть средством игры, но и препятствуют игровой деятельности
Опасные тенденции рынка современных игрушек
- Натурализация и детализация игрушки
- Дегуманизация игрушки
- Автоматизация игрушки
Поясним на примере
Натурализация и детализация игрушки
Поясним на примере
Дегуманизация игрушки
Поясним на примере
Автоматизация игрушки
Как вы яхту назовете…
Ребенок, играя с куклами:
- Выражает себя : свой опыт, знания и переживания, чувства и образы.
- Строит, создает себя : делает своим пока не доступный для него мир человеческих отношений.
Игра без игры
- Дети будут воспроизводить в игре тот характер поведения, который запечатлен в кукле;
- Игра с монстрами – это погоня, битва, пожирание, самосохранение через уничтожение потенциальной опасности, агрессия ко всем, кто вступает на его территорию;
- Игра с куклами Барби, Братц – это нескончаемая череда покупок, переодеваний, самолюбование и соперничество;
- Игра с младенцем-роботом – это тренировка условных рефлексов.
Все это – не игра! Во всех этих случаях ничего не надо воображать и создавать. Ребенок становится приставкой к игрушке – она сама руководит его действиями.
Какой должна быть кукла в разных возрастах?
Возраст ребенка
Внешний облик куклы
Первый год жизни
Влияние куклы на ребенка
Отдалённое напоминание
Второй год жизни
человека, обозначенная
Появление одежды,
Третий год жизни
Формирование образа
конкретное обозначение
Минимализм в чертах лица,
Подражание ребёнка
человека, развитие
голова, конечности. Мягкие,
взрослым, проигрывание
возможно появление
человеческой фигуры,
приятные материалы, цвета.
фантазии, тактильной
Начало развития ролевой
малонамеченные черты
чувствительности ребёнка.
бытовых ситуаций (купание,
Безликая кукла.
снимающейся одежды.
игры. Развитие фантазии,
лица, безэмоциональные.
кормление) и их усвоение.
социального интеллекта
Начало отождествления
ребёнка. Проецирование
ребёнка себя с куклой.
переживаний на куклу.
Как же выбрать хорошую игрушку?
- Главное качество хорошей игрушки — ее простота и универсальность.
- Игрушка должна быть безопасной и соответствовать возрасту ребенка.
- Игрушка должна стимулировать активные действия.
- Соответствие интересам самого ребёнка
- Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований.
- Игрушка должна поощрять самостоятельность ребенка.
- Игрушка должна быть эстетичной
- Связь игрушки с окружающей общественной жизнью.
Спасибо за внимание и удачи!!!