Разработка урока в 5 классе по предмету «История
Учитель: Гапеева Светлана Алексеевна
Тема: Олимпийские игры в древности.
Раздел III. Древняя Греция – 21 урок
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием - 7 уроков
Урок 1. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
Урок 2. Зарождение демократии в Афинах
Урок 3. Древняя Спарта
Урок 4. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей
Урок 5. Олимпийские игры в древности
Урок 6. Победа греков над персами в Марафонской битве
Урок 7. Нашествие персидских войск на Элладу
Цели урока: формирование представления об истории возникновения Олимпийских игр.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
создать условия для развития познавательного интереса к предмету;
продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделяя главное.
Воспитательные:
расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр
сформировать потребности вести здоровый образ жизни.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее познавательную ценность;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Личностные результаты:
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений в общении с другими людьми;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Метапредметные результаты:
владение умениями работать с учебной информацией, анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы, использовать современные источники информации.
Формирование следующих УУД:
Регулятивные
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные
1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).
2. Выявлять причинно-следственные связи.
3. Делать выводы.
4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.
5. Доказывать.
6. Сравнивать.
7. Анализировать – выделять главное.
8. Представлять информацию в разных формах (текст).
Личностные
1.Оценивать свои и чужие поступки.
2.Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.
Коммуникативные
1. Излагать своё мнение, аргументируя его.
2. Создавать устные и письменные тексты
Учебное оборудование: учебник, тетрадь, мультимедийный проектор, экран, карта
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть на уроке. Желаю всем нам сегодня, плодотворной работы, быть внимательными и активными.
Актуализация опорных знаний обучающихся и подготовка к восприятию нового материала.
Карта. Фронтальный опрос (Слайд 2)
Учитель: На прошлом уроке мы с вами узнали о том, где и почему древние греки основывали свои колонии. Давайте с вами повторим пройденный материал.
1. Где основывали греки свои колонии?
2. Назовите причины основания греческих колоний?
3. Как была устроена жизнь в греческих колониях?
III. Постановка учебных целей и задач.
Подводящий диалог
Тема нашего сегодняшнего урока… А впрочем, попытайтесь сами сформулировать тему урока сами. Это событие – наследие древних греков - использует и нынешнее поколение людей. Это событие связано со спортивными состязаниями, проходит 1 раз в 4 года, а в прошлом, в 2014 году это грандиозное событие прошло в нашей стране в городе Сочи (Слайд3).
Откройте свои тетради и запишите число и тему урока «Олимпийские игры в древности» (Слайд 4).
Прием «Чистая доска».
Давайте подумаем, на какие вопросы вы бы хотели получить ответ на этом уроке.
Учитель записывает эти вопросы на доске.
IV.Изучение нового материала.
Работа с картой (Слайд 5):
1. Олимпийские игры проходили в Олимпии. Ребята, а где располагалась Олимпия?
(Этот город располагался в Южной Греции на территории области – Элида, в северо-западной части полуострова Пелопоннес)
2. Почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия?
(Местом их проведения была избранна Олимпия, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов, удобное местоположение).
3. А где, по мнению греков, жили боги?
(Боги жили на горе Олимп).
Учитель: В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен! Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!» ( Слайды 6,7).
- Что нового об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва?
(1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы. 2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников. 3. Игры были честными).
Учитель: Каждое событие имеет свою историю основания.
Работа с историческим источником (учебник с.159).
Учитель: Внимательно прочитайте миф, рассказывающий об истории возникновения Олимпийских игр и ответьте на вопросы: Кто основал олимпийские игры? В честь кого они проводились?
(Основал бог Зевс. Олимпийские игры проводились в его честь).
Учитель: Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 году до нашей эры (Слайд 8). (Записываем в тетрадь). В состязаниях могли участвовать все свободные греки: богатые и бедные. К играм готовились почти за год до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там.
Участников состязаний, людей крепкого телосложения, силачей называли атлетами, их покровителем был бог Гермес.
Вопрос учащимся:
Ребята, скажите, все ли могли позволить себе не работать и тренироваться долгими месяцами?
(Только богатые. У бедных людей не было денег и им нужно было работать, чтобы прокормить себя и свою семью).
Учитель: На Олимпийских играх позволялось присутствовать только мужчинам и подросткам. Замужние женщины не смели посещать Игры под страхом смерти. Лишь однажды это правило было нарушено. Кто же смог пойти на такой риск? (Работа с учебником с. 156)
Учитель: Все участники олимпийских игр за 10 месяцев до начала игр должны были приступить к тренировкам в своем родном городе. А ровно за месяц до открытия игр им надлежало прибыть в Южную Грецию и продолжить тренировку. Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней
Слайд 9-19. Пять незабываемых дней.
Первый день (Слайд 9). Атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения.
Во второй день (Слайд 10) проходили соревнования в группе мальчиков.
В третий день (Слайд 11) проводились соревнования взрослых атлетов: пятиборье и кулачные бои.
Пятиборье – соревнование одного человека в пяти видах спорта (записываем в тетрадь).
Работа с презентацией и текстом учебником (с.157, 4 абзац)
Слайд 12. Пятиборье начиналось с бега. Дистанция бега равнялась одному стадию - 192 м (от этого названия произошло наше слово - стадион). Бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям, один бегун догнал зайца, другой обогнал лошадь. Гражданин города Аргос после своей победы в беге сбегал из Олимпии домой, чтобы сообщить о своей победе и вернулся обратно, чтобы принять участие в соревнованиях следующего дня. Всего за несколько часов он пробежал около 100 км.
Слайд 13. Следующим видом соревнования были прыжки в длину. Для увеличения длины прыжка атлеты пользовались гантелями из камня или металла. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывались вперед.
Слайд 14. Борьба - панкратион. Древнегреческое каратэ. Кто побеждал в борьбе?
В борьбе в стойке побеждал тот, кто трижды бросал противника на землю. Борьба на земле велась до тех пор, пока один из противников не сдавался. Нельзя было наносить увечья, но правил, в принципе не существовало.
Слайды 15-16. На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг.
V. Физкультминутка (Слайд 17): Перед состязаниями участники разминались, давайте, и мы проведем разминку. Представьте, как разминались атлеты, метатели копья, метатели диска, кулачные бойцы, борцы.
Все эти соревнования проходили на стадионе, но один вид состязаний, самый захватывающий, проходил на ипподроме (место для проведения конных соревнований) – это гонки колесниц. Они проходили в четвертый день соревнований (Слайд 18).
На огромной скорости колесницы, запряженные четверками лошадей, неслись по арене ипподрома. Двенадцать раз надо было промчаться по кругу, обогнав соперников. Однажды из 40 колесничих, состязавшихся на олимпийском ипподроме, благополучно закончить соревнование удалось только одному. Но слава победителя доставалась не возничему, а хозяину упряжки, богачу, вся доблесть которого состояла в том, что он владел колесницей и конями.
Неизменный интерес зрителей на Олимпийских играх вызывали кулачные бои (Слайд 19), которые проводились вне обязательных состязаний. В кулачном бою греки ценили ловкость и умение, а не грубую силу. Например, знаменитый древнегреческий математик и философ Пифагор, стал чемпионом Олимпийских игр в кулачном бою. Кулачный бой был опасным и трудным делом. Нередко борцы получали серьезные увечья.
5-й день Олимпиады (Слайд 20). В этот день перед храмом Зевса, ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!» Олимпионик, победивший в состязаниях трижды, получал право поставить в Олимпии свою собственную статую. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие. Греки вели учет достижений прославленных атлетов. На их примере воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами.
Учитель: Слава о победителях переживала их в веках. Ребята, давайте прочитаем п. 4 на странице 159 учебника: Легендарные рассказы о знаменитых атлетах, и узнаем, о ком греки складывали легенды.
Учитель: Итак знаменитые атлеты Древней Греции это: Милон Кротонский,
Полидам, Феаген (Слайд 21).
Участниками Олимпийских игр были также историк Геродот, оратор Демосфен, философ Сократ…
Учитель: Соревнования заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.
Но вот в 394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.
- Когда же вновь возродились Олимпийские игры?
Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена (Слайд 22) - французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции (Слайд 23).
Индивидуальная работа.
Учитель: А теперь давайте послушаем выступления ребят о российских олимпийских чемпионах – участниках зимней Сочинской олимпиады 2014 г., которыми мы можем гордиться.
Выступления обучающихся с сообщениями о российских олимпийских чемпионах Сочинской олимпиады в различных видах спорта.
Учитель: Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили.
VI.Закрепление изученного материала.
Игра «Да-Нет» с использованием карточек двух цветов
(Слайды 24 - 25)
1. Олимпийские игры греки посвящали богине Гере.
2. Первые Олимпийские игры были в 776-м году до нашей эры.
3. С наступлением зимы, у подножия горы Олимп начинались Олимпийские игры.
4. В Олимпийских играх могли участвовать все свободные греки: богатые и бедные, знатные и незнатные.
5. Эти игры особенно любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры.
6. Впервые на соревнованиях в Олимпии победителем в боксе оказался молодой перс, который превзошел в мастерстве остальных юношей.
7. Олимпийские игры проводились 1 раз в пять лет.
8. Победителю в беге досталась главная награда – венок из золотых листьев.
9. Пятиборье - это соревнование одного человека в пяти видах спорта.
10. Участники Олимпийских игр были одеты в красивые костюмы.
Учитель: Сегодня мы говорили не только об олимпийских играх древности, но и о современных олимпийских играх, вспомнили последнюю олимпиаду. Каждая олимпиада имеет свой символ, но символом любой олимпиады служат пять разноцветных колец: синий – цвет Европы, черный цвет Африки, красный – Америка, желтый – Азия, зеленый – Австралия) (Слайд 26). Давайте рассмотрим фотографии и сравним древние и современные игры, а данные занесем в таблицу (Слайд 27).
(Обучающиеся называют сходства и различия и заносят их в таблицу) (Слайд 28).
Решение проблемного задания.
А теперь настало время вспомнить о вопросе, который звучал в самом начале нашего урока (Слайд 29).
Ученики называют факты, говорящие о том, что олимпийские игры были любимым праздником древних греков.
Давайте вернемся к вопросам, на которые вы хотели бы получить ответ в начале урока.
Учитель зачитывает вопрос, ученики говорят, получили ли они на него ответ. Если да, вопрос стирается. Доска оказалась «чистой» - цель урока достигнута.
Заключительный этап.
Сегодня на уроке, вы узнали много нового об Олимпийских играх. И сейчас я хочу вас попросить продолжить мое предложение.
Сегодня я узнал(а)…
Было интересно…
Мне захотелось….
Выставление оценок за урок.
Ребята! Вы хорошо усвоили материал новой темы и узнали много интересного об олимпийском движении. У каждого из вас есть комплект олимпийских медалей. Оцените пожалуйста сегодняшний урок. Спасибо! А я хочу оценить вашу работу на уроке (Слайд 30).
Домашнее задание (Слайд 31): Параграф 33, пересказ; творческое задание: придумайте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя (в 4 в учебнике на стр. 154).
Учитель: Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать выводы. И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств. Спасибо за урок, ребята. До свидания! (Слайд 32)