Тема «Мультимедийный проект как средство формирования ИКТ компетентности обучающихся».
Слайд 2
«Как много новых технологий
К нам с новым веком в класс пришли.
Забудем, как грамзаписи крутили
И нотный стан по линиям вели.
Огромные возможности открыл
Для нас компьютер.
С ним теперь твори!
Добрый день, уважаемые коллеги!
Двадцать первый век - это век информационных технологий. Информационные технологии сейчас активно внедряются в различные сферы жизни, среди них и образование. Современная школа сегодня должна не только получить у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей, сформировать определённые компетентности , среди которых важную и не последнюю роль играет компетентность информационно коммуникационных технологий , которую я впоследствии буду называть - ИКТ – компетентность.
ИКТ компетентность
1) помогает ребенку успешно обучаться;
2) позволяет выпускникам, соответствовать запросу рынка труда, способствует успешному профессиональному самоопределению;
3) помогает быть реализованным в дальнейшем — динамично меняющемся мире.
Слайд 3
Компетентность – знания, умения и навыки обучающегося плюс мотивация и ценности.
Компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) обучающегося и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Слайд 4
ИКТ-компетентность является универсальной компетентностью, на которой базируются достижение ключевых компетентностей во всех сферах самоопределения человека. Это те умения, которые обучающиеся могут использовать при решении широкого круга задач не только в рамках одного предмета, но и на уроках по другим предметам, а также в разнообразной практической деятельности. Она опирается на универсальное умение работать с разными источниками информации , с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета. Это использование персональных компьютеров, цифровых технологий, инструментов коммуникации или сетей для создания информации, получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки информации для функционирования в современном обществе.
Слад 5
Один из вариантов развития ИКТ-компетентности является осуществление проектной деятельности.
Проект — слово, заимствованное из латинского языка, оно происходит от причастия projectus, которое обозначает “выброшенный вперед”, “выступающий”, в петровскую эпоху оно обозначало “план, предложение”. В энциклопедическом понимании, проект — это замысел, план: прототип, праобраз какого-либо объекта.
Проект — это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определённого результата (цели), создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных условиях.
Слайд 6
ВИДЫ ПРОЕКТОВ:
Практико-ориентированный проект
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению (например, видеофильм).
Ролевой проект Например - деловая игра.
Кроме того:
Индивидуальные (ученик вместе с учителем разрабатывает один проект).
Групповые (группа учеников одного или разных классов с учителем работают над проектом. В этом случае ребята распределяют задание, готовят совместное выступление).
Семейные (один или несколько учеников выполняют проекты вместе с членами своей семьи. Руководителем проекта может быть как учитель, так и взрослый член семьи).
Слайд 7
Все виды проектов могут быть одновременно мультимедийными, то есть выполненные средствами информационных технологий.
Ключевым в этом понятии является «мультимедиа» - это передача информации одновременно в разных формах: текст, звук, видео, анимированная графика. Это своего рода совокупность
современных компьютерных технологий.
Слайд 8
Впервые о мультимедиа заговорили 1980-х годах, а в России и того позднее. Появление мультимедиа является огромным достижением человечества, благодаря которому произошел невероятные прорыв в сферах образования, науки, бизнеса, искусства и т. п. Чуть более чем за 30 лет, сфера применения мультимедиа охватила весь мир и получила широкую востребованность. В настоящее время мультимедийные проекты все больше завоевывают внимание и популяризируются во всех сферах нашей жизни.
Слайд 9
Мультимедийный проект содержит комбинации таких основных элементов, как:
3D модели, видео, рисунки, фотографии, текст, анимация, аудио, навигация и прочее.
Все вышеперечисленные элементы могут быть представлены совершенно в разных комбинациях.
На мой взгляд, основными преимуществами мультимедиа является:
лучшее и более глубокое понимание и погружение в суть представленного проекта;
отличная возможность произвести эффект на аудиторию;
доступность, мобильность, эффективность;
увеличение процента запоминаемости информации на 40-50% и многое другое.
Слад 10
Одной из наиболее удачных форм защиты мультимедийных проектов которые я применяю на уроках музыки, является – презентация, которая является и особой категорией мультимедийных документов.
«Презентация» в переводе с английского языка – представление.
Мультимедийные презентации - способ представления информации с помощью компьютерных программ PowerPoint, Windows Movie Maker, Pinnacle Studio 20 являющихся удобным и эффективным способом, который сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, объединяющие в себе всё, что способствует повышению познавательной активности и удерживанию непроизвольного внимания, оно становится концентрированным и устойчивым. В своей работе я использую в основном простую программу PowerPoint
Почему на уроках музыки я применяю мультимедийные презентации, в чем их преимущества? Это:
позволяет сделать урок музыки интересным, продуманным, познавательным;
повышает мотивацию учения;
гарантирует непрерывную связь в отношениях «учитель – ученик»;
способствует развитию у учащихся продуктивных творческих функций мышления, росту интеллектуальных способностей, формированию операционного стиля мышления;
повышает познавательную активность.
Презентация даёт мне, как учителю возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Слайд 11
Прежде чем сделать презентацию, я ее продумываю. Потому что презентация, это учебный материал, в ней должны быть: цели, задачи, результат ее использования, этапы, изобразительные средства, оформление, звуковой ряд, интерактивность – все должно быть направлено на решение задач урока, а не на развлечение детей.
Важным элементом любой презентации является её фон, так как именно он подчёркивает и делает акцент на изучаемом предмете.
В работе с презентацией я использую разные фоновые изображения для титульного и последующих слайдов (на последнем слайде также можно использовать фон первого слайда). При этом, фоны должны быть одного оттенка, как на первом, так и других слайдах. Презентация должна быть единой и содержательно, и визуально. Кстати сегодня уже можно скачивать готовые шаблоны для презентаций и наполнять их необходимым материалом.
Хочу отметить, что огромную роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинок, букв, слов, музыкальное сопровождение. Это очень удобно для последовательного изложения материала. С помощью анимации можно сконцентрировать внимание учащихся на главном в изучаемом материале.
При создании презентаций для учащихся я всегда придерживаюсь следующих рекомендаций:
1) Не загромождать отдельный слайд большим количеством информации!
2) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.
3) На каждом слайде должно быть не более двух картинок.
4) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: название, фон, шрифт, размер, начертание шрифта, толщина и цвет различных линий и т.п.).
5) Анимация возможна один раз в течение 5 минут.
6) Важно подобрать правильное сочетание цветов для шрифта и фона. Они должны контрастировать. Например, шрифт – темный, а фон - светлый, или наоборот.
7) В презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если конечно оно не несет смысловую нагрузку, тоже относится и к анимационным эффектам.
8) Слайды должны быть синхронизированы с текстом. Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на учебном занятии.
Слайд 12
Использование презентации открывает мне новые возможности по использованию наглядно - дидактического и демонстрационного материала на уроке:
Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки.
Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов; тематические рисунки, репродукции произведений изобразительного искусства.
Создание проблемной ситуации на уроке, организация проектной деятельности.
С помощью презентации я иллюстрирую свой рассказ, делаю его более увлекательным, а это в свою очередь даёт толчок детской фантазии, творческого воображения, и это позволяет сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче, а самое главное, концентрирует внимание учащихся на учителя, что очень важно. Чаще всего это уроки, которые посвящены творчеству того или иного композитора или слайд-шоу к произведению музыкально - сценического жанра. Например, при изучении тем: «Опера», «Балет», «Мюзикл».
Я применяю презентации на различных этапах урока:
актуализация знаний,
сопровождение объяснения нового материала,
первичное закрепление знаний,
обобщение и систематизация знаний,
обеспечение наглядности излагаемого материала.
Работа с демонстрацией экранных пособий осуществляется следующим образом:
для 1-2 классов составляет у меня на уроке - 7-15 мин.;
для 3-4 классов - 15-20 мин.
для 5-8 классов 20 мин
Аудиовизуальные средства обучения я применяю через 5-10 минут после начала урока.
Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте, и, кроме того, используя гиперссылку, можно вернуться к любому моменту урока, затратив при этом минимальное количество времени.
Готовя презентацию к уроку музыки, я тщательно продумываю наполнение и дизайн. К примеру, если это тест, чтобы проверить быстро домашнее задание, то картинки, анимация вообще не нужны, если это игра – то наоборот, яркость не помешает (в умеренных дозах, естественно).
Если ученики слушают тематическое произведение, то его можно сопровождать иллюстрациями, например, «Осенняя песнь» П.И. Чайковского – изображение осенней природы, «Вальс цветов» - изображением танцевальных па в сочетании с цветами, главными героями балета, если это произведения героического характера, картины военных действий и т.д.
Формы и место использования презентаций (или даже отельных её слайдов) на уроке музыки зависят от содержания данного урока, от цели, которую ставит преподаватель.
Иногда, для формирования познавательной деятельности, в качестве домашнего задания, я предлагаю ученикам самостоятельно найти определенный материал в интернете. Сейчас есть множество сайтов, где представлены биографии композиторов и множество классической музыки, музыки различных стилей, и направлений, а также тексты, история создания, и аудиозаписи различных песен. Например, если ученикам понравилась та или иная песня, то им даётся задание зайти на определенный сайт, где они могут послушать несколько вариантов исполнения этой песни, скачать ее текст, сравнить несколько вариантов исполнения той или иной песни.
Подобное задание даётся и по прослушиванию классической музыки. Составление школьниками информации о жизни и творчестве композиторов, популярных музыкальных исполнителей, истории музыкальных инструментов или создание музыкального произведения особо ярко способствует познавательной деятельности. Ребята сами добывают нужную информацию по той
или иной теме, учатся выбирать основное, творчески её оформляют, и, что немало важно, преподносят эту своим сверстникам в виде проекта или сообщения.
Слайд 13
С учащимися 4 - 8 классов мы учимся сами создавать мини мультимедиа презентации, они играют огромную роль в формировании и развитии познавательной деятельности и творческих способностей. Например в 4 классе это исследовательский проект «Музыкальные инструменты будущего»,
Слайд 14
в 8 классе проекты связанные с историей русского рока и т.д.
Для их подготовки ученик должен провести исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу).
Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. А помогаем им в этом мы, учителя. Поэтому, ключевая роль в развитии у молодых людей таких способностей принадлежит учителю. Вот почему так важно, чтобы все учителя имели подготовку, помогающую им создавать именно таких условий для работы своих учеников.
Подобная работа очень важна. Но поскольку, поток информации, исходящий сейчас из всех средств массовой информации, среди которых и Интернет, неограничен, основополагающая роль лежит на учителе. Поэтому я стараюсь направить этот поток в нужное русло, обратить внимание учащихся на полезные сайты, научить правильно добывать и обрабатывать информацию.
Слайд 15
Заключение
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что, мультимедиа технологии - это одно из перспективных направлений развития современного учебного процесса. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Лучше один раз сделать, чем сто раз увидеть. Презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике.
Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности. Применяя информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Очень важно не превратить урок музыки в общение с компьютером, не сделать урок музыки похожим на любой другой урок. Используя информационные технологии необходимо использовать только те их достижения, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности учеников, повысить их познавательную деятельность. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Список литературы:
Пакшина, Е.П. Методическая разработка «Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sch24skt.ucoz.ru/.свободный. – Загл. с экрана
Шнайдер, Л.В. Средства мультимедиа на уроках музыкальной литературы и слушания музыки [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nsportal.ru/свободный. – Загл. с экрана.
Пахоменко Т. В. Некоторые вопросы применения мультимедиа-технологий в образовательной и творческой практике [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/ свободный. – Загл. с экрана.
Приложение
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕЗЕНТАЦИИ
Требования к содержанию:
– соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам;
– соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);
– отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;
– лаконичность текста на слайде;
– завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено);
– объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы;
– сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;
– расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста);
– наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение;
– информация подана привлекательно, оригинально, обращает внимание учащихся.
Требования к визуальному и звуковому ряду:
– использование только оптимизированных изображений (например, уменьшение с помощью Microsoft Office Picture Manager, сжатие с помощью панели настройки изображения Microsoft Office);
– соответствие изображений содержанию; – соответствие изображений возрастным особенностям учащихся;
– качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов);
– качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов);
– обоснованность и рациональность использования графических объектов.
Требования к тексту:
– читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);
– кегль шрифта соответствует возрастным особенностям учащихся и должен быть не менее 24 пунктов;
– расстояние между строками внутри абзаца 1,5, а между абзацев – 2 интервала;
Требования к дизайну:
– использование единого стиля оформления;
– соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;
– использование для фона слайда психологически комфортного тона;
– фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;
– использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);
– соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным);
– целесообразность использования анимационных эффектов. Требования к эффективности использования презентации:
– обеспечение всех уровней компьютерной поддержки: индивидуальной, групповой, фронтальной работы обучающихся;
– педагогическая целесообразность использования презентации; – учет требований СанПиНов к использованию технических средств (длительность непрерывной работы за компьютером для учащихся 1-х классов не более 10 мин, 2-4-х классов - 15 мин; длительность непрерывного просмотра презентации – не более 20 мин);
– адаптивность мультимедийной презентации, возможность внесения в нее изменений и дополнений в зависимости от учебной программы и особенностей конкретного учебного заведения, целей педагогов; – творческий, оригинальный подход к созданию презентации.