Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2018-2019 учебный год
Школьный этап.
7-8 классы
Продолжительность – 90 минут.
1.Назовите выдающихся русских лингвистов, краткая характеристика научной деятельности которых дана ниже.
….. гениальный русский ученый-энциклопедист, поэт, создатель первой русской грамматики «Русская грамматика».
…. . морской офицер, врач, путешественник-этнограф, писатель, автор «Толкового словаря живого великорусского языка».
…..выдающийся ученый в области русской фонетики и орфоэпии, создавший совместно с С.И. Ожеговым словарь-справочник «Русское литературное произношение»
2. Распределите слова по группам с учётом орфографических особенностей. Назовите орфограммы.
Безнравственный, бескорыстный, колются, ветреный, вовсе не интересный, скворчонок, строят, раскорчёванный (лес), навзничь, не вооружён, карманный, холщовый, по-медвежьи, презрение, прекрасный, приморский, выкачанная (нефть), тушёнка, серебряный, соломенный, чрезмерный, нехоженый.
3. Укажите в тексте все суффиксы, начинающиеся с гласной -О. Аргументируйте свой ответ.
«Меня заколдовали! Хвороба совсем заковала! Никакой вольности!» – прогундосил дородный здоровяк, сидя верхом на высоченном слоне, стоящем на мостовой, с трудом скрывая зевоту.
4. Подберите синонимы к словам, выделенным в тексте:
«Ну ты, – прибавил он громко, обращаясь к правой пристяжной, – я тебя знаю, потворница этакая! Любишь себе ПОТВОРСТВОВАТЬ, небось... (И он ударил её кнутом). Совсем ОТЛУКАВИЛАСЬ лошадь, а ведь какой прежде СОГЛАСНЫЙ был ЖИВОТ...». (И.С. Тургенев. Записки охотника. Касьян с Красивой Мечи).
5. Слово ГЛУХОЙ в русском языке имеет несколько значений. В каждом из приведённых примеров определите значение слова ГЛУХОЙ и смысл выделенных выражений.
Он пришёл... из тех дальних мест, где до сих пор можно встретить обычаи ГЛУХОЙ СТАРИНЫ.
Зосимов вынул огромнейшие ГЛУХИЕ ЧАСЫ.
Ага, небось, услышал, ГЛУХОЙ ТЕТЕРЕВ!
Принесли ГЛУХОЙ ПИРОГ.
Разве её ГЛУХОЙ ИСПОВЕДЬЮ исповедовать?
6. Укажите, какой частью речи является слово ПРОСТО в приведённых ниже предложениях. Определите его значение и роль в предложении.
1) Он ПРОСТО умница.
2) ПРОСТО он молодец.
3) Он говорил ПРОСТО.
4) Всё было ПРОСТО в нём.
5) Ты зачем прыгнул? – ПРОСТО так, захотелось.
7. Какие из перечисленных глаголов относятся к первому спряжению? Аргументируйте свой ответ.
Захотеть, вертеть, выбежать, прочитать, подержать, грести.
8. Что необычного с лингвистической точки зрения в выражении ВЫЙТИ В ИНТЕРНЕТ?
9. Укажите синтаксическую роль в предложении выделенных слов?
А) Он дал мне письмо с ПРОСЬБОЙ ОПУСТИТЬ его в почтовый ящик.
Б) Ветви ЕЛЕЙ тянулись к моему лицу.
В) ЦЕЛЫМИ ДНЯМИ они ловят рыбу, а потом сматывают удочки и идут домой варить уху.
Г) Я жду НЕ ДОЖДУСЬ окончания работы.
10. Исправьте ошибки в глагольно-именных сочетаниях.
Дать помощь; сделать впечатление; оказать вред; предпринять меры; сделать подвиг; оказать большую роль.
11. Напишите 5 пословиц, в которых употребляется количественное числительное семь.
ВЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Школьный ЭТАП
2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
ОТВЕТЫ
7-8 КЛАССЫ
Задание 1. Назовите выдающихся русских лингвистов, краткая характеристика научной деятельности которых дана ниже.
….. гениальный русский ученый-энциклопедист, поэт, создатель первой русской грамматики «Русская грамматика».
…. . морской офицер, врач, путешественник-этнограф, писатель, автор «Толкового словаря живого великорусского языка».
…..выдающийся ученый в области русской фонетики и орфоэпии, создавший совместно с С.И. Ожеговым словарь-справочник «Русское литературное произношение»
М. В. Ломоносов
В.И. Даль
Р.И. Аванесов
По 1 баллу за каждое правильно указанное имя лингвиста (3 балла)
Задание 2. Распределите слова по группам с учётом орфографических особенностей. Назовите орфограммы.
Безнравственный, бескорыстный, колются, ветреный, вовсе не интересный, скворчонок, строят, раскорчёванный (лес), навзничь, не вооружён, карманный, холщовый, по-медвежьи, презрение, прекрасный, приморский, выкачанная (нефть), тушёнка, серебряный, соломенный, чрезмерный, нехоженый
1. Безнравственный, раскорчеванный (лес), чрезмерный, бескорыстный – правописание приставок на З/С.
2. Колются, строят – правописание личных окончаний глаголов.
3. Безнравственный, ветреный, раскорчеванный (лес), нехоженый, не вооружен, карманный, серебряный, соломенный, выкачанная (нефть) – правописание Н / НН в отыменных и отглагольных прилагательных и в причастиях.
4. Вовсе не интересный, не вооружён, нехоженый – слитное / раздельное написание НЕ со словами разных частей речи.
5. По-медвежьи, навзничь – слитное, дефисное, раздельное написание наречий.
6. Презрение, прекрасный, приморский – правописание слов с приставками ПРЕ и ПРИ.
7. Раскорчёванный, не вооружён, холщовый, скворчонок, тушёнка – правописание О/Ё после шипящих.
8. По-медвежьи, навзничь – мягкий знак после шипящих.
По 0,5 баллу за полный ряд слов в орфограмме (если ряд не полный, баллы не начисляются) + по 0,5 баллу за указание орфограммы.
(8 баллов).
Задание 3. Укажите в тексте все суффиксы, начинающиеся с гласной -О. Аргументируйте свой ответ.
заколд-ова-ли (ср. колдун, колдую; ср. – бесед-ова-ть)
хвор-об-а (хвор-ать, хворь; ср. – зазн-об-а)
верх-ом (верх)
вольн-ост-и (вол-ьн-ый)
прогунд-ос-ил (гунд-е-ть)
выс-оч-енном (высь, выс-ок//ч-ий)
мост-ов-ой (мост-и-ть)
зев-от-у (зев-а-ть; ср. – раб-от-а, полн-от-а, ох-от-а)
По 0,5 балла за выделение суффикса + 0,5 балла за аргументацию
(8 баллов).
Задание 4. Подберите синонимы к словам, выделенным в тексте:
«Ну ты, – прибавил он громко, обращаясь к правой пристяжной, – я тебя знаю, потворница этакая! Любишь себе ПОТВОРСТВОВАТЬ, небось... (И он ударил её кнутом). Совсем ОТЛУКАВИЛАСЬ лошадь, а ведь какой прежде СОГЛАСНЫЙ был ЖИВОТ...». (И.С. Тургенев. Записки охотника. Касьян с Красивой Мечи)
Потворствовать: потакать, попустительствовать, давать поблажку.
Отлукавиться: хитрить, лениться, отлынивать.
Согласный: послушный.
Живот: животное.
(По 1 баллу за синоним. Итого: 8 баллов).
Задание 5. Слово ГЛУХОЙ в русском языке имеет несколько значений. В каждом из приведённых примеров определите значение слова ГЛУХОЙ и смысл выделенных выражений.
Он пришёл... из тех дальних мест, где до сих пор можно встретить обычаи ГЛУХОЙ СТАРИНЫ.
Зосимов вынул огромнейшие ГЛУХИЕ ЧАСЫ.
Ага, небось, услышал, ГЛУХОЙ ТЕТЕРЕВ!
Принесли ГЛУХОЙ ПИРОГ.
Разве её ГЛУХОЙ ИСПОВЕДЬЮ исповедовать?
1. Он пришёл... из тех дальних мест, где до сих пор можно встретить обычаи ГЛУХОЙ СТАРИНЫ.
Лишённый движения, развития, характеризующийся культурным, общественным застоем, упадком (о каком-либо периоде, времени).
Глухая старина – об очень далёком времени (БАС, 1992)
2. Зосимов вынул огромнейшие ГЛУХИЕ ЧАСЫ.
Совершенно закрытый, без отверстий; сплошной.
Глухие часы – карманные часы, циферблат которых закрывается сверху металлической крышкой (БАС, 1992)
3. Ага, небось, у
слышал, глухой тетерев!
Лишённый слуха
Глухой тетерев (глухая тетеря) – о плохо слышащем человеке (БАС, 1992)
4. Принесли ГЛУХОЙ ПИРОГ.
Совершенно закрытый, без отверстий; сплошной.
Глухой пирог – сплошной, закрытый пирог, кулебяка (В. Даль)
5. Разве её глухой исповедью исповедовать?
Идиоматическое выражение, где слово глухой имеет фразеологически связанное значение
Глухая исповедь – исповедь больного, лишённого чувств, над которым читаются молитвы (САН, 1847, В.Даль).
По 1 баллу за верное значение + по 1 баллу за общий смысл.
(10 баллов).
Задание 6. Укажите, какой частью речи является слово ПРОСТО в приведённых ниже предложениях. Определите его значение и роль в предложении.
1) Он ПРОСТО умница.
2) ПРОСТО он молодец.
3) Он говорил ПРОСТО.
4) Всё было ПРОСТО в нём.
5) Ты зачем прыгнул? – ПРОСТО так, захотелось.
1. Он ПРОСТО умница. Частица (1 балл), не является отдельным (самостоятельным) членом предложения, входит в состав сказуемого (1 балл), выражает очень высокую степень проявления качества (1 балл).
2. ПРОСТО он молодец. Частица (1 балл), не является членом предложения, выполняет ограничительно-выделительную функцию по отношению ко всему предложению (1 балл).
3. Он говорил ПРОСТО. Наречие (1 балл), обозначает признак действия, является обстоятельством образа действия (1 балл).
4. Всё было ПРОСТО в нём. Краткая форма прилагательного (1 балл), является частью составного именного сказуемого (1 балл).
5. Ты зачем прыгнул? – ПРОСТО так, захотелось. Частица (1 балл), не является членом предложения, входит в состав фразеологизма просто так (1 балл), имеющего значение – «без особых причин» (1 балл).
(12 баллов).
Задание 7. Какие из перечисленных глаголов относятся к первому спряжению? Аргументируйте свой ответ.
Захотеть, вертеть, выбежать, прочитать, подержать, грести.
Это глаголы прочитать и грести – (2 балла).
Аргументация:
захотеть, выбежать – разноспрягаемые: захотят, захотим, захочешь; выбегут, выбежим – 1 балл;
вертеть – глагол II спряжения (входит в состав группы глаголов-исключений на -ЕТЬ) – 1 балл;
подержать – глагол II спряжения (входит в состав группы глаголов-исключений на –АТЬ) – 1 балл. Присоединение приставки ПО и образование нового глагола не может влиять на изменение спряжения – 1 балл.
Итого: (6 баллов).
Задание 8. Что необычного с лингвистической точки зрения в выражении ВЫЙТИ В ИНТЕРНЕТ?
Глагол ВЫЙТИ по нормам русского языка предполагает присоединение обстоятельства места (откуда?) – 1 балл. При этом следует помнить, что приставка ВЫ-, значение которой – «движение изнутри» определяет смысл присоединяемого существительного с предлогом ВЫЙТИ + ИЗ ... (2 балла). Таким образом, выражение «выйти в Интернет» правильнее сформулировать войти в Интернет (1 балл) с использованием приставки В- со значением «движение внутрь» (1 балл).
(5 баллов).
Задание 9. Укажите синтаксическую роль в предложении выделенных слов?
А) Он дал мне письмо с ПРОСЬБОЙ ОПУСТИТЬ его в почтовый ящик.
Б) Ветви ЕЛЕЙ тянулись к моему лицу.
В) ЦЕЛЫМИ ДНЯМИ они ловят рыбу, а потом сматывают удочки и идут домой варить уху.
Г) Я жду НЕ ДОЖДУСЬ окончания работы.
А) Он дал мне письмо с просьбой (какой? – несогласованное определение – 1 балл) опустить его в почтовый ящик.
Б) Ветви елей (какие? – несогласованное определение – 1 балл) тянулись к моему лицу.
В) Целыми днями (когда? – обстоятельство времени – 1 балл) они ловят рыбу, а потом сматывают удочки и идут домой варить уху (с какой целью? – обстоятельство цели – 1 балл).
Г) Я жду не дождусь (сказуемое – 1 балл) окончания работы.
(5 баллов).
Задание 10. Исправьте ошибки в глагольно-именных сочетаниях.
Дать помощь; сделать впечатление; оказать вред; предпринять меры; сделать подвиг; оказать большую роль.
Дать помощь – оказать помощь, сделать впечатление – произвести впечатление, оказать вред – причинить вред, предпринять меры – принять меры, сделать подвиг – совершить подвиг, оказать большую роль – играть большую роль.
По 1 баллу за исправленное сочетание.
Итого: 6 баллов.
Задание 11. Напишите 5 пословиц, в которых употребляется количественное числительное семь.
По 2 балла за пословицу. Например:
Семь раз отмерь – один отрежь.
Семь бед – один ответ.
У семи нянек дитя без глазу.
Семь вёрст киселя хлебать.
Семь вёрст не крюк.
Семь дел в одни руки не берут.
Семь деревень, а лошадка одна.
Семь лет мак не родил, а голода не было.
Семь лет молчал, а на восьмой вскричал.
Семь лет не виделись, а сошлись – и говорить нечего...
Особые условия:
1) Баллы начисляются только за 5 пословиц!!!
2) Принимаются пословицы только с числительным семь (не семеро, не седьмой)!!!
Итого: 10 баллов
Всего за работу 81 балл