СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Горельская средняя общеобразовательная школа"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.

Просмотр содержимого документа
«10-11 класс»

     Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2018-2019 учебный год

Школьный этап.

10 –11 классы

Продолжительность – 210 минут.

Максимально возможный балл – 76



задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Всего

баллы

8

4

2

6

3

4

5

7

7

30

76

Владение орфоэпическими нормами русского литературного языка.

Задание 1

       Расставьте ударение в словах: сливовый, петля, усугубить, обжитое, бармен, перчить, форзац, новорожденный, коклюш, жалюзи, туфля, цепочка, знамение, задолго, еретик, донельзя  


Задание 2

В 1809 г. журнал «Цветник» опубликовал подробную статью Д. Языкова «Замечания о некоторых русских буквах», где автор, излагая историю создания славянского алфавита, замечает: «Буква ___________, потеряв настоящий свой выговор, походит на древний камень, не у места лежащий, о который все спотыкаются и не относят его в сторону затем только, что он древний и некогда нужен был для здания».

Для меня непонятно, зачем предки наши сделали __________ сторожем всех согласных конечных букв. Звук, издаваемый им, то есть тупой, находится во всех языках; но кроме нашего ни в котором нет особенного для него знака...».

  1. Вставьте пропущенные названия букв.

2.Для какого «здания» была нужна первая вставленная буква?


Задание 3.

Что означает выражение «семь пятниц на неделе»? Каково его происхождение?


Задание 4.

Среди данных предложений укажите односоставные (выпишите их номера). Определите тип каждого односоставного предложения

1) Расступись, о старец-море… (М.Лермонтов) 2) Вот парадный подъезд. (Н.Некрасов) 3) Мисюсь, где ты? (А.Чехов) 4) Сорин. Отчего сестра не в духе? Треплев. Скучает. Ревнует. (А.Чехов) 5) На ипподроме зазвонили. (А.Куприн) 6) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин) 7) Мелколесье. Степь и дали. (С.Есенин) 8) Дорогая, сядем рядом, / Поглядим в глаза друг другу.(С.Есенин) 9) Проводила друга до передней, / Постояла в золотой пыли. (А.Ахматова) 10) Мне в холодной землянке тепло / От твоей негасимой любви.(К.Симонов) 11) На скалы выбросило два парохода.(К.Паустовский) 12) Кипрей – очень теплый цветок.(К.Паустовский)





Задание 5.

Определите источник данных крылатых слов (произведение, автор). Каково происхождение выражения "крылатые слова"!

1. Не по чину берешь

2. Дела давно минувших дней.

3. Услужливый дурак опаснее врага.

4. Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь


Задание 6

Дан ряд слов: воробей, дракон, крокодил, пчела, самолёт. Найдите лингвистические признаки, по которым одно слово из этого ряда можно противопоставить оставшимся


Задание 7

Знание речевых и грамматических норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

Найдите, исправьте и прокомментируйте ошибки.

А) Нельзя допустить, чтобы неприятель одержал верх над нами.

Б) Творчество Булгакова обладает большими художественными особенностями.

В) Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

Г) Я проходил мимо друзей и решил зайти к ним на огонек.

Д) Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству.


Задание 8

Существует анекдот:

Мальчик, почему ты плачешь? – Потерялся. – А как тебя зовут? – Не знаю. – А как зовут твоих родителей? – Не знаю. – А адрес знаешь? – Знаю: www. мальчик. ru.

Как известно, анекдоты указывают на «болевые точки» жизни общества. Почему стало возможно появление этого анекдота?

В чем отрицательные и положительные стороны отраженного в этом анекдоте общественного явления?

Укажите лингвистический прием, при помощи которого в анекдоте создается юмористический эффект.

Ответьте на каждый вопрос одним-двумя предложениями.


Задание 9.

Как просклонять неопределенные местоимения некто, нечто? В какую систему склонения входят формы некого и нечего и какие морфологические и синтаксические особенности они имеют? Как они соотносятся с формами некто, нечто?

Задание 10

Прочитайте фрагмент из «Лаврентьевского летописного свода» (1377 г.) и переведите его на современный русский язык.















                                       

















Ключи

Задание 1

       Расставьте ударение в словах: сливовый, петля, усугубить, обжитое, бармен, перчить, форзац, новорожденный, коклюш, жалюзи, туфля, цепочка, знамение, задолго, еретик, донельзя  

0,5 балла за одно слово. Всего 8баллов.


Ответ

слИвовый, пЕтля, усугубИть, обжитОе, бАрмен, пЕрчить, фОрзац, новорождЁнный, коклЮш, жалюзИ, тУфля, цепОчка, знАмение, задОлго, еретИк, донЕльзя.  



Задание 2

В 1809 г. журнал «Цветник» опубликовал подробную статью Д. Языкова «Замечания о некоторых русских буквах», где автор, излагая историю создания славянского алфавита, замечает: «Буква ___________, потеряв настоящий свой выговор, походит на древний камень, не у места лежащий, о который все спотыкаются и не относят его в сторону затем только, что он древний и некогда нужен был для здания».

Для меня непонятно, зачем предки наши сделали __________ сторожем всех согласных конечных букв. Звук, издаваемый им, то есть тупой, находится во всех языках; но кроме нашего ни в котором нет особенного для него знака...».

  1. Вставьте пропущенные названия букв.

  2. Для какого «здания» была нужна первая вставленная Вами буква?

Ответ

  1. ѣ́ «ять», ъ«еръ» ( по 1 баллу за букву, всего – 2 балла).

  • «Ять» позволяла различать на письме ставшие давно омонимичными корни. С упразднением «яти» стали омонимами многие слова от разных корней с «е» и «ѣ»: ѣсть («принимать пищу») и есть (ед. ч. 3-е лицо глагола «быть»), лечу (по воздуху) и лѣчу (людей), синѣ́е и си́нее, вѣ́дѣніе и веде́ніе, и т. п.; частично эти совпадения компенсируются расстановкой (при необходимости) ударений и точек над «ё»: всѣ «все» — все «всё».

  • Греч о роли буквы: «Это знак отличия грамотных от неграмотных».

  • «Ять» была одной из немногих букв, графически разбивающих монотонность строки, поскольку вертикальная черта выходит за верхнюю границу строки.

За правильный ответ – 2 балла.

Всего 4 балла.


Задание 3.

Что означает выражение «семь пятниц на неделе»? Каково его происхождение?

Ответ.

Семь пятниц на неделе – о том, кто часто меняет свои решения. Примерно с 17 века в пятницу, свободный от работы день, устраивались всякие сделки, заключались они в присутствии свидетелей. Свидетели, желая получить выгоду, часто торопили события, не дожидаясь пятницы.

1.Определение значения выражения - 1 балл.

2.Определение происхождения выражения - 1 балл.

Всего 2 балла.





Задание 4.

.Среди данных предложений укажите односоставные (выпишите их номера). Определите тип каждого односоставного предложения(0,5 балла за правильный ответ). Всего 6 баллов

1) Расступись, о старец-море… (М.Лермонтов) 2) Вот парадный подъезд. (Н.Некрасов) 3) Мисюсь, где ты? (А.Чехов) 4) Сорин. Отчего сестра не в духе? Треплев. Скучает. Ревнует. (А.Чехов) 5) На ипподроме зазвонили. (А.Куприн) 6) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин) 7) Мелколесье. Степь и дали. (С.Есенин) 8) Дорогая, сядем рядом, / Поглядим в глаза друг другу.(С.Есенин) 9) Проводила друга до передней, / Постояла в золотой пыли. (А.Ахматова) 10) Мне в холодной землянке тепло / От твоей негасимой любви.(К.Симонов) 11) На скалы выбросило два парохода.(К.Паустовский) 12) Кипрей – очень теплый цветок.(К.Паустовский)

Ответ

1) Расступись, остарец-море(М.Лермонтов) 2) Вот парадный подъезд. (Н.Некрасов) 3) Мисюсь, где ты? (А.Чехов) 4) Сорин. Отчего сестра не в духе? Треплев. Скучает. Ревнует. (А.Чехов) 5) На ипподроме зазвонили. (А.Куприн) 6) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин) 7) Мелколесье. Степь и дали. (С.Есенин) 8) Дорогая, сядем рядом, / Поглядим в глаза друг другу.(С.Есенин) 9) Проводила друга до передней, / Постояла в золотой пыли. (А.Ахматова) 10) Мне в холодной землянке тепло / От твоей негасимой любви.(К.Симонов) 11) На скалы выбросило два парохода.(К.Паустовский) 12) Кипрей – очень теплый цветок.(К.Паустовский)

1 – определенно личное

2 – назывное

5 – неопределённо-личное

6 – неопределённо/личное

7 – назывное

8 – определённо-личное

10 – безличное

11 – безличное


Задание 5.

Определите источник данных крылатых слов (произведение, автор). Каково происхождение выражения "крылатые слова"! (За указанное произведение 1балл., его автора -1балл, объяснение происхождения выражения-1балл). Всего 3 балла

1. Не по чину берешь

2. Дела давно минувших дней.

3. Услужливый дурак опаснее врага.

4. Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь

Ответы:

  1. Н.В. Гоголь «Ревизор»

  2. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

  3. И.А. Крылов  «Пустынник и Медведь»

  4. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

.Количество баллов: Указание названия произведения - 1 б, его автора - 1 б, объяснение происхождения выражения-1балл). Всего 3 балла


Задание 6

.Дан ряд слов: воробей, дракон, крокодил, пчела, самолёт. Найдите лингвистические признаки, по которым одно слово из этого ряда можно противопоставить оставшимся

Ответ.

1. По признаку категории одушевлённости \  неодушевлённости: самолёт- неодушевлённое существительное, т.к. форма и.п. ед.ч. совпадает с формой в.п. ед.ч.

                2.Пчела-1скл., остальные слова2скл.

                3. В слове воробей мягкая основа, в остальных -  твёрдая.

                4. Только слово самолёт является производным, образовано с          помощью сложение основ.                    (4б.)


Задание 7

V. Знание речевых и грамматических норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

Найдите, исправьте и прокомментируйте ошибки.

А) Нельзя допустить, чтобы неприятель одержал верх над нами.

Б) Творчество Булгакова обладает большими художественными особенностями.

В) Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

Г) Я проходил мимо друзей и решил зайти к ним на огонек.

Д) Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству.

Каждый ответ - 1 балл. Итого максимум 5 баллов.


Ответ:

А) Нельзя допустить, чтобы неприятель одержал победу (взял верх) над нами.

Б) Творчество Булгакова отличается большими художественными особенностями.

В) Ранние произведения поэта понятны и доступны каждому.

Г) Я проходил мимо друзей и решил зайти к ним на огонек.

Д) Президент фирмы призвал всех к сотрудничеству.

Количество баллов. Каждый ответ - 1 балл. Итого максимум 5 баллов.


Задание 8

Существует анекдот:

Мальчик, почему ты плачешь? – Потерялся. – А как тебя зовут? – Не знаю. – А как зовут твоих родителей? – Не знаю. – А адрес знаешь? – Знаю: www. мальчик. ru.

Как известно, анекдоты указывают на «болевые точки» жизни общества. Почему стало возможно появление этого анекдота? (1балл)

В чем отрицательные и положительные стороны отраженного в этом анекдоте общественного явления? (4 балла)

Укажите лингвистический прием, при помощи которого в анекдоте создается юмористический эффект. (2балла)

Ответьте на каждый вопрос одним-двумя предложениями. ( Всего 7 баллов)

Ответ

Появление такого анекдота стало возможно в связи с повышением роли компьютера в обыденной жизни человека, особенно с внедрением Интернета (1 балл).

Отрицательные стороны компьютеризации и «интернетизации»: уход в «виртуальный» мир и неумение существовать в реальном пространстве, сокращение (до сведения на нет) общения с реальными собеседниками, ослабление коммуникативных потенций ребенка и др. ( 2 балла).

Положительные стороны: увеличение скорости обработки информации, компактный способ ее хранения, расширение возможностей работы с текстом и «картинкой», расширение коммуникативных возможностей человека (контакт со всем миром), сокращение времени на выполнение различных видов интеллектуальных работ, платежей, отправки информации, расширение игровых возможностей и др. (2 балла).

Юмористический эффект анекдота создается за счет лексического повтора выражения – не знаю – и полисемии (многозначности) слова адрес: «местожительство, местонахождение» и «адрес электронной почты, сайта» (2 балла: название лингвистического средства + иллюстрация-пример; два средства с двумя примерами).

Всего 7 баллов.


Задание 9.

Как просклонять неопределенные местоимения некто, нечто? В какую систему склонения входят формы некого и нечего и какие морфологические и синтаксические особенности они имеют? Как они соотносятся с формами некто, нечто? (7баллов)

Ответ

Неопределенные местоимения некто, нечто почти не имеют форм косвенных падежей. Местоимение некто употребляется только в именительном падеже, а местоимение нечто - в именительном и винительном падежах. (до 2 баллов)

Местоимения некого, нечего некому, нечему и т.д. являются отрицательными местоимениями и потому не могут служить формами склонения неопределенных местоимений (до 2 баллов) Они, в свою очередь, не имеют форм именительного падежа (1 балл) и употребляются только в безличных предложениях (некого бояться, нечему радоваться) (2 балла).

Всего 7 баллов.


Задание 10

Прочитайте фрагмент из «Лаврентьевского летописного свода» (1377 г.) и переведите его на современный русский язык.

Ответы

Перевод.

Оценка

За правильный перевод – 10 баллов. За каждый правильный ответ на вопросы участник получает 2 балла.

Всего 30 баллов.











Просмотр содержимого документа
«5-6 класс»

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2018-2019

5 класс

1. Расставьте ударения в следующих словах.

Баловать, досуг, красивее, облегчить, партер, положил, создал, столяр, хвоя, щавель.


2.Отгадайте загадку. Определите, сколько раз в ней встречается звук [с]. Свой ответ поясните.

Через поле и лесок

Подаётся голосок.

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там.


3.Выполните морфемный разбор следующих слов.


Загорала, наладчик, пришкольный.


4.Выпишите из ряда слов родственные слова и корни одного и того же слова.

Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь, лесистый.


5.Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки в отрывке из лирической миниатюры Н.Сладкова «Апрель». Объясните пропущенные орфограммы и пунктограммы графически.


На всех снежных п…лях рыж…е пятна – пр…талины.

День (ото)дня их всё больше и больше.(Не)успееш(?) и глазом м…ргнуть, как все эти маленькие в…снушки с…льют(?)ся в б…льшую в…сну.

Всю долгую зиму в л…сах и п…лях пахло снегом. Сейчас оттаяли новые зап…хи. Где ползком а где на лёгких струйках ветра пон…слись они над з..млёй.

Ч…рные пласты оттаявшей пашни, как ч…рные гряды волн. Пахнут з…млёй и ветром. (В)л…су пахнет прелыми лист(?)ями и н…гретой к…рой.

Зап…хи сочат(?)ся отовсюду из оттаявшей земли сквозь первую з..лёную щетинку тр…вы сквозь первые цв…ты, похож…е на брызги со(?)нца. Струйками ст…кают с первых клейких листоч(?)ков б…рёз капают вместе с б…рёзовым соком…

И станет скоро весь воздух в л…су – спл…шной зап..х. И даже первая з…лёная дымка над б…рёзами покаж…т(?)ся (не)цветом а зап…хом. И все в…снушки – проталинки сол…ют(?)ся в одну большую пахуч…ю в…сну.


6. Определите стиль и тип данного выше текста.


7. В тексте из пятого задания найдите:

А. Фразеологический оборот, объясните его значение.

Б. Предложение с однородными членами и обобщающим членом при них, начертите схему предложения.




8. Сочините стихотворение – одиннадцатисловие об апреле. Оно должно состоять из 11слов, расположенных на пяти строках.

1 строка - цвет, качество (имя прилагательное);

2 строка – о чём пишу (прилагательное +существительное);

3 строка – тема расширяется (три слова);

4 строка – о себе, своих чувствах;

5 строка – результат, вывод (одно слово).


Пример стихотворения «Ивушка».

Зеленокудрая,

Тонкая ивушка,

Ты склонилась задумчиво.

Я люблю твою нежность.

Любуюсь.





















Ответы к заданиям - 5-6 класс


1. Расставьте ударения в следующих словах.

Баловать, досуг, красивее, облегчить, партер, положил, создал, столяр, хвоя, щавель.


БаловАть, досУг, красИвее, облегчИть, партЕр, положИл, сОздал, столЯр, хвОя, щавЕль.


За каждое правильно указанное ударение – 0,5 балла

Максимальное количество баллов – 5 баллов.


2.Отгадайте загадку. Определите, сколько раз в ней встречается звук [с]. Свой ответ поясните.

Через поле и лесок

Подаётся голосок.

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там.

2. Телефон. Звук [с] встречается в загадке 5 раз.

Через поле и лесок

Подаётся голосок.

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там.


За правильную отгадку – 1 балл, за каждый верно найденный звук – 0,5 балла.

Максимальное количество баллов – 3,5 балла.

3.Выполните морфемный разбор следующих слов.

Загорала, наладчик, пришкольный.


За каждое правильно разобранное слово – 1 балл

Максимальное количество баллов – 3балла.



4.Выпишите из ряда слов родственные слова и корни одного и того же слова.

Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь, лесистый.



4. Лес, лесник, лесной, перелесок, лесничий, лесничество, лесистый – однокоренные слова.

Лесник, лесником, лесники – формы одного и того же слова.


За каждое правильно названное слово – 0,5 балла

Максимальное количество баллов – 5 баллов.


5. Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки в отрывке из лирической миниатюры Н.Сладкова «Апрель». Объясните пропущенные орфограммы и пунктограммы графически.


На всех снежных п…лях рыж…е пятна – пр…талины.

День (ото)дня их всё больше и больше.(Не)успееш(?) и глазом м…ргнуть, как все эти маленькие в…снушки с…льют(?)ся в б…льшую в…сну.

Всю долгую зиму в л…сах и п…лях пахло снегом. Сейчас оттаяли новые зап…хи. Где ползком а где на лёгких струйках ветра пон…слись они над з..млёй.

Ч…рные пласты оттаявшей пашни, как ч…рные гряды волн. Пахнут з…млёй и ветром. (В)л…су пахнет прелыми лист(?)ями и н…гретой к…рой.

Зап…хи сочат(?)ся отовсюду из оттаявшей земли сквозь первую з..лёную щетинку тр…вы сквозь первые цв…ты, похож…е на брызги со(?)нца. Струйками ст…кают с первых клейких листоч(?)ков б…рёз капают вместе с б…рёзовым соком…

И станет скоро весь воздух в л…су – спл…шной зап..х. И даже первая з…лёная дымка над б…рёзами покаж…т(?)ся (не)цветом а зап…хом. И все в…снушки – проталинки сол…ют(?)ся в одну большую пахуч…ю в…сну.

5. Апрель

На всех снежных полях рыжие пятна – проталины.

День ото дня их всё больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в большую весну.

Всю долгую зиму в лесах и полях пахло снегом. Сейчас оттаяли новые запахи. Где ползком, а где на лёгких струйках ветра понеслись они над землёй.

Чёрные пласты оттаявшей пашни, как чёрные гряды волн. Пахнут землёй и ветром. В лесу пахнет прелыми листьями и нагретой корой.

Запахи сочатся отовсюду: из оттаявшей земли сквозь первую зелёную щетинку травы, сквозь первые цветы, похожие на брызги солнца. Струйками стекают с первых клейких листочков берёз, капают вместе с берёзовым соком…

И станет скоро весь воздух в лесу – сплошной запах. И даже первая зелёная дымка над берёзами покажется не цветом, а запахом. И все веснушки – проталинки сольются в одну большую пахучую весну.


За правильно выполненное задание - 15 баллов(10- за правильное написание, 5 – за графическое обозначение).

Максимальное количество баллов - 15 баллов


6. Определите стиль и тип данного выше текста.


6. Стиль текста – художественный, преобладающий тип речи – описание.


За определение стиля – 1 балл, за определение типа – 1 балл

Максимальное количество баллов - 2 балла.


7. В тексте из пятого задания найдите:

А. Фразеологический оборот, объясните его значение.

Б. Предложение с однородными членами и обобщающим членом при них, начертите схему предложения.


7. А. Фразеологический оборот – не успеешь и глазом моргнуть. Разг.(Не успел) как следует осознать, осмыслить что – либо. Об очень быстром, моментальном действии.

За нахождение фразеологизма - 1балл, объяснение – 1 балл.

Б. Запахи сочатся отовсюду: из оттаявшей земли сквозь первую зелёную щетинку травы, сквозь первые цветы, похожие на брызги солнца.


За предложение – 1 балл, за схему -1 балл.

Максимальное количество баллов - 4 балла.

8. Максимальное количество баллов за стихотворение - 5 баллов.


Максимальное количество баллов за всю работу – 42,5 б.


Просмотр содержимого документа
«7-8 класс»

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2018-2019 учебный год

Школьный этап.

7-8 классы

Продолжительность – 90 минут.



1.Назовите выдающихся русских лингвистов, краткая характеристика научной деятельности которых дана ниже.

  1. ….. гениальный русский ученый-энциклопедист, поэт, создатель первой русской грамматики «Русская грамматика».

  2. …. . морской офицер, врач, путешественник-этнограф, писатель, автор «Толкового словаря живого великорусского языка».

  3. …..выдающийся ученый в области русской фонетики и орфоэпии, создавший совместно с С.И. Ожеговым словарь-справочник «Русское литературное произношение»

2. Распределите слова по группам с учётом орфографических особенностей. Назовите орфограммы.

Безнравственный, бескорыстный, колются, ветреный, вовсе не интересный, скворчонок, строят, раскорчёванный (лес), навзничь, не вооружён, карманный, холщовый, по-медвежьи, презрение, прекрасный, приморский, выкачанная (нефть), тушёнка, серебряный, соломенный, чрезмерный, нехоженый.



3. Укажите в тексте все суффиксы, начинающиеся с гласной -О. Аргументируйте свой ответ.

«Меня заколдовали! Хвороба совсем заковала! Никакой вольности!» – прогундосил дородный здоровяк, сидя верхом на высоченном слоне, стоящем на мостовой, с трудом скрывая зевоту.



4. Подберите синонимы к словам, выделенным в тексте:

«Ну ты, – прибавил он громко, обращаясь к правой пристяжной, – я тебя знаю, потворница этакая! Любишь себе ПОТВОРСТВОВАТЬ, небось... (И он ударил её кнутом). Совсем ОТЛУКАВИЛАСЬ лошадь, а ведь какой прежде СОГЛАСНЫЙ был ЖИВОТ...». (И.С. Тургенев. Записки охотника. Касьян с Красивой Мечи).



5. Слово ГЛУХОЙ в русском языке имеет несколько значений. В каждом из приведённых примеров определите значение слова ГЛУХОЙ и смысл выделенных выражений.

Он пришёл... из тех дальних мест, где до сих пор можно встретить обычаи ГЛУХОЙ СТАРИНЫ.

Зосимов вынул огромнейшие ГЛУХИЕ ЧАСЫ.

Ага, небось, услышал, ГЛУХОЙ ТЕТЕРЕВ!

Принесли ГЛУХОЙ ПИРОГ.

Разве её ГЛУХОЙ ИСПОВЕДЬЮ исповедовать?



6. Укажите, какой частью речи является слово ПРОСТО в приведённых ниже предложениях. Определите его значение и роль в предложении.

1) Он ПРОСТО умница.

2) ПРОСТО он молодец.

3) Он говорил ПРОСТО.

4) Всё было ПРОСТО в нём.

5) Ты зачем прыгнул? – ПРОСТО так, захотелось.



7. Какие из перечисленных глаголов относятся к первому спряжению? Аргументируйте свой ответ.

Захотеть, вертеть, выбежать, прочитать, подержать, грести.



8. Что необычного с лингвистической точки зрения в выражении ВЫЙТИ В ИНТЕРНЕТ?



9. Укажите синтаксическую роль в предложении выделенных слов?

А) Он дал мне письмо с ПРОСЬБОЙ ОПУСТИТЬ его в почтовый ящик.

Б) Ветви ЕЛЕЙ тянулись к моему лицу.

В) ЦЕЛЫМИ ДНЯМИ они ловят рыбу, а потом сматывают удочки и идут домой варить уху.

Г) Я жду НЕ ДОЖДУСЬ окончания работы.



10. Исправьте ошибки в глагольно-именных сочетаниях.

Дать помощь; сделать впечатление; оказать вред; предпринять меры; сделать подвиг; оказать большую роль.



11. Напишите 5 пословиц, в которых употребляется количественное числительное семь.















ВЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Школьный ЭТАП

2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

ОТВЕТЫ

7-8 КЛАССЫ

Задание 1. Назовите выдающихся русских лингвистов, краткая характеристика научной деятельности которых дана ниже.

  1. ….. гениальный русский ученый-энциклопедист, поэт, создатель первой русской грамматики «Русская грамматика».

  2. …. . морской офицер, врач, путешественник-этнограф, писатель, автор «Толкового словаря живого великорусского языка».

  3. …..выдающийся ученый в области русской фонетики и орфоэпии, создавший совместно с С.И. Ожеговым словарь-справочник «Русское литературное произношение»

  1. М. В. Ломоносов

  2. В.И. Даль

  3. Р.И. Аванесов


По 1 баллу за каждое правильно указанное имя лингвиста (3 балла)


Задание 2. Распределите слова по группам с учётом орфографических особенностей. Назовите орфограммы.

Безнравственный, бескорыстный, колются, ветреный, вовсе не интересный, скворчонок, строят, раскорчёванный (лес), навзничь, не вооружён, карманный, холщовый, по-медвежьи, презрение, прекрасный, приморский, выкачанная (нефть), тушёнка, серебряный, соломенный, чрезмерный, нехоженый

1. Безнравственный, раскорчеванный (лес), чрезмерный, бескорыстный – правописание приставок на З/С.

2. Колются, строят – правописание личных окончаний глаголов.

3. Безнравственный, ветреный, раскорчеванный (лес), нехоженый, не вооружен, карманный, серебряный, соломенный, выкачанная (нефть) – правописание Н / НН в отыменных и отглагольных прилагательных и в причастиях.

4. Вовсе не интересный, не вооружён, нехоженый – слитное / раздельное написание НЕ со словами разных частей речи.

5. По-медвежьи, навзничь – слитное, дефисное, раздельное написание наречий.

6. Презрение, прекрасный, приморский – правописание слов с приставками ПРЕ и ПРИ.

7. Раскорчёванный, не вооружён, холщовый, скворчонок, тушёнка – правописание О/Ё после шипящих.

8. По-медвежьи, навзничь – мягкий знак после шипящих.


По 0,5 баллу за полный ряд слов в орфограмме (если ряд не полный, баллы не начисляются) + по 0,5 баллу за указание орфограммы.

(8 баллов).


Задание 3. Укажите в тексте все суффиксы, начинающиеся с гласной -О. Аргументируйте свой ответ.

заколд-ова-ли (ср. колдун, колдую; ср. – бесед-ова-ть)

хвор-об-а (хвор-ать, хворь; ср. – зазн-об-а)

верх-ом (верх)

вольн-ост-и (вол-ьн-ый)

прогунд-ос-ил (гунд-е-ть)

выс-оч-енном (высь, выс-ок//ч-ий)

мост-ов-ой (мост-и-ть)

зев-от-у (зев-а-ть; ср. – раб-от-а, полн-от-а, ох-от-а)


По 0,5 балла за выделение суффикса + 0,5 балла за аргументацию

(8 баллов).


Задание 4. Подберите синонимы к словам, выделенным в тексте:

«Ну ты, – прибавил он громко, обращаясь к правой пристяжной, – я тебя знаю, потворница этакая! Любишь себе ПОТВОРСТВОВАТЬ, небось... (И он ударил её кнутом). Совсем ОТЛУКАВИЛАСЬ лошадь, а ведь какой прежде СОГЛАСНЫЙ был ЖИВОТ...». (И.С. Тургенев. Записки охотника. Касьян с Красивой Мечи)

Потворствовать: потакать, попустительствовать, давать поблажку.

Отлукавиться: хитрить, лениться, отлынивать.

Согласный: послушный.

Живот: животное.

(По 1 баллу за синоним. Итого: 8 баллов).


Задание 5. Слово ГЛУХОЙ в русском языке имеет несколько значений. В каждом из приведённых примеров определите значение слова ГЛУХОЙ и смысл выделенных выражений.

Он пришёл... из тех дальних мест, где до сих пор можно встретить обычаи ГЛУХОЙ СТАРИНЫ.

Зосимов вынул огромнейшие ГЛУХИЕ ЧАСЫ.

Ага, небось, услышал, ГЛУХОЙ ТЕТЕРЕВ!

Принесли ГЛУХОЙ ПИРОГ.

Разве её ГЛУХОЙ ИСПОВЕДЬЮ исповедовать?

1. Он пришёл... из тех дальних мест, где до сих пор можно встретить обычаи ГЛУХОЙ СТАРИНЫ.

Лишённый движения, развития, характеризующийся культурным, общественным застоем, упадком (о каком-либо периоде, времени).

Глухая старина – об очень далёком времени (БАС, 1992)

2. Зосимов вынул огромнейшие ГЛУХИЕ ЧАСЫ.

Совершенно закрытый, без отверстий; сплошной.

Глухие часы – карманные часы, циферблат которых закрывается сверху металлической крышкой (БАС, 1992)

3. Ага, небось, у

слышал, глухой тетерев!

Лишённый слуха

Глухой тетерев (глухая тетеря) – о плохо слышащем человеке (БАС, 1992)

4. Принесли ГЛУХОЙ ПИРОГ.

Совершенно закрытый, без отверстий; сплошной.

Глухой пирог – сплошной, закрытый пирог, кулебяка (В. Даль)

5. Разве её глухой исповедью исповедовать?

Идиоматическое выражение, где слово глухой имеет фразеологически связанное значение

Глухая исповедь – исповедь больного, лишённого чувств, над которым читаются молитвы (САН, 1847, В.Даль).


По 1 баллу за верное значение + по 1 баллу за общий смысл.

(10 баллов).


Задание 6. Укажите, какой частью речи является слово ПРОСТО в приведённых ниже предложениях. Определите его значение и роль в предложении.

1) Он ПРОСТО умница.

2) ПРОСТО он молодец.

3) Он говорил ПРОСТО.

4) Всё было ПРОСТО в нём.

5) Ты зачем прыгнул? – ПРОСТО так, захотелось.

1. Он ПРОСТО умница. Частица (1 балл), не является отдельным (самостоятельным) членом предложения, входит в состав сказуемого (1 балл), выражает очень высокую степень проявления качества (1 балл).

2. ПРОСТО он молодец. Частица (1 балл), не является членом предложения, выполняет ограничительно-выделительную функцию по отношению ко всему предложению (1 балл).

3. Он говорил ПРОСТО. Наречие (1 балл), обозначает признак действия, является обстоятельством образа действия (1 балл).

4. Всё было ПРОСТО в нём. Краткая форма прилагательного (1 балл), является частью составного именного сказуемого (1 балл).

5. Ты зачем прыгнул? – ПРОСТО так, захотелось. Частица (1 балл), не является членом предложения, входит в состав фразеологизма просто так (1 балл), имеющего значение – «без особых причин» (1 балл).


(12 баллов).


Задание 7. Какие из перечисленных глаголов относятся к первому спряжению? Аргументируйте свой ответ.

Захотеть, вертеть, выбежать, прочитать, подержать, грести.

Это глаголы прочитать и грести – (2 балла).

Аргументация:

захотеть, выбежать – разноспрягаемые: захотят, захотим, захочешь; выбегут, выбежим – 1 балл;

вертеть – глагол II спряжения (входит в состав группы глаголов-исключений на -ЕТЬ) – 1 балл;

подержать – глагол II спряжения (входит в состав группы глаголов-исключений на –АТЬ) – 1 балл. Присоединение приставки ПО и образование нового глагола не может влиять на изменение спряжения – 1 балл.


Итого: (6 баллов).


Задание 8. Что необычного с лингвистической точки зрения в выражении ВЫЙТИ В ИНТЕРНЕТ?

Глагол ВЫЙТИ по нормам русского языка предполагает присоединение обстоятельства места (откуда?) – 1 балл. При этом следует помнить, что приставка ВЫ-, значение которой – «движение изнутри» определяет смысл присоединяемого существительного с предлогом ВЫЙТИ + ИЗ ... (2 балла). Таким образом, выражение «выйти в Интернет» правильнее сформулировать войти в Интернет (1 балл) с использованием приставки В- со значением «движение внутрь» (1 балл).

(5 баллов).


Задание 9. Укажите синтаксическую роль в предложении выделенных слов?

А) Он дал мне письмо с ПРОСЬБОЙ ОПУСТИТЬ его в почтовый ящик.

Б) Ветви ЕЛЕЙ тянулись к моему лицу.

В) ЦЕЛЫМИ ДНЯМИ они ловят рыбу, а потом сматывают удочки и идут домой варить уху.

Г) Я жду НЕ ДОЖДУСЬ окончания работы.

А) Он дал мне письмо с просьбой (какой? – несогласованное определение – 1 балл) опустить его в почтовый ящик.

Б) Ветви елей (какие? – несогласованное определение – 1 балл) тянулись к моему лицу.

В) Целыми днями (когда? – обстоятельство времени – 1 балл) они ловят рыбу, а потом сматывают удочки и идут домой варить уху (с какой целью? – обстоятельство цели – 1 балл).

Г) Я жду не дождусь (сказуемое – 1 балл) окончания работы.

(5 баллов).


Задание 10. Исправьте ошибки в глагольно-именных сочетаниях.

Дать помощь; сделать впечатление; оказать вред; предпринять меры; сделать подвиг; оказать большую роль.

Дать помощь – оказать помощь, сделать впечатление – произвести впечатление, оказать вред – причинить вред, предпринять меры – принять меры, сделать подвиг – совершить подвиг, оказать большую роль – играть большую роль.

По 1 баллу за исправленное сочетание.

Итого: 6 баллов.


Задание 11. Напишите 5 пословиц, в которых употребляется количественное числительное семь.

По 2 балла за пословицу. Например:

Семь раз отмерь – один отрежь.

Семь бед – один ответ.

У семи нянек дитя без глазу.

Семь вёрст киселя хлебать.

Семь вёрст не крюк.

Семь дел в одни руки не берут.

Семь деревень, а лошадка одна.

Семь лет мак не родил, а голода не было.

Семь лет молчал, а на восьмой вскричал.

Семь лет не виделись, а сошлись – и говорить нечего...

Особые условия:

1) Баллы начисляются только за 5 пословиц!!!

2) Принимаются пословицы только с числительным семь (не семеро, не седьмой)!!!

Итого: 10 баллов

Всего за работу 81 балл







Просмотр содержимого документа
«9 класс»

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2018-2019

9 класс

1. Л. Успенский в книге «По закону буквы» сравнил букву Ё с тихим старичком на пенсии: при огромной занятости других букв, буква Ё «необязательная к употреблению» (можно писать мед и мёд). В каких случаях употребление Ё всё  же необходимо? Какой графический знак выполнял функции буквы Ё до её появления в алфавите?

2. В православном календаре есть праздник, который называется Успение Богородицы.
Объясните, что значит в этом названии слово успение.
Есть ли в современном русском языке родственные ему слова? Назовите их.



3. Чем грамматически моль отличается от мухи?



4. Объясните, что означает выражение отделять плевелы от пшеницы? Каково его происхождение? Когда оно употребляется в современном языке? Приведите примеры.



5. Объясните значения фразеологизмов.

Буря в стакане воды, лакмусовая бумажка, загадка Сфинкса, не всякое лыко в строку.

 

6. Составьте словосочетания с приведенными ниже словами-паронимами.

Абонент – абонемент, косный – костный, глиняный – глинистый.

7. Какое правило «нарушил» Н.В. Гоголь в построении предложений с однородными членами? С какой целью это сделано?

1. Губернатор был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю.

2. Агафья Федосеева носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с желтенькими цветочками.

8. Докажите, что в зависимости от того, какие связи устанавливаются между словами в данном предложении, оно приобретает разный смысл: После неудачной поездки Марии пришлось срочно изменять маршрут. 

9. Дана фраза из «Записных книжек» А.П. Чехова. 


«Март. Градус мороза, пасмурно, дует ветерок, сыро, промозгло – скверная погода, но всё-таки весна недалеко».

В этом отрывке встречаются предложения (части сложных предложений): а) только назывные, б) только безличные, в) назывные и безличные, г) назывные, безличные и двусоставные. Выберите литер правильного ответа. Докажите свое мнение, обозначив основы и указав виды предложения (двусоставные или односоставные и какие именно).

10. Напишите антирекламу (подобно теле- или радиорекламе) на одну из предложенных тем.

«Радиостанция, которую не стоит слушать»;

«Фильм, который не стоит смотреть».


















































ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Школьный ЭТАП

2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

ОТВЕТЫ

9 класс

1. Л. Успенский в книге «По закону буквы» сравнил букву Ё с тихим старичком на пенсии: при огромной занятости других букв, буква Ё «необязательная к употреблению» (можно писать мед и мёд). В каких случаях употребление Ё всё  же необходимо? Какой графический знак выполнял функции буквы Ё до её появления в алфавите?

Ответ: Буква Ё используется реже, чем все остальные буквы. Читателю достаточно буквы Ё, чтобы правильно прочитать слова мед, клен, пес, идешь. Употребление Ё оправдано лишь в написании иноязычных имен собственных, чтобы показать правильное произношение: Генрих Бёль, художник Чюрлёнис, поэт Бёрнс. Буква Ё помогает разграничить омоформы (узнаем – узнаём). С этой буквой печатают книги для малышей, для национальных школ. На месте буквы Ё ранее употреблялся знак iô, появившийся в русском письме под влиянием польской графики. Впервые букву Ё использовал Н.М. Карамзин в 1797 году.

Всего 5 баллов.

2. В православном календаре есть праздник, который называется Успение Богородицы.
Объясните, что значит в этом названии слово успение.
Есть ли в современном русском языке родственные ему слова? Назовите их.

Ответ: Успение – смерть, кончина (церк.).

Усыпальница, усопший. Спать только в устойчивом словосочетании спать вечным (последним, могильным) сном.

Всего 8 баллов

3. Чем грамматически моль отличается от мухи?

Ответ: Существительное моль относится к 3 склонению, существительное муха – к 1 - различаются падежной парадигмой. Кроме того, форма единственного числа моль употребляется в значении собирательности - множественности - неопределенно-количественном. Ср. Пальто побито молью. Зерновая моль погубила запасы крупы.

Всего 8 баллов.

4. Объясните, что означает выражение отделять плевелы от пшеницы? Каково его происхождение? Когда оно употребляется в современном языке? Приведите примеры.

Ответ:

Выражение отделять плевелы от пшеницы пришло в русский язык из Евангелия. В притче о пшенице и плевелах есть такие слова: «Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь, а пшеницу уберите в житницу мою». Эти слова и стали источником фразеологизма — отделять плевелы от пшеницы.
Современное значение — отделить плохое от хорошего, вредное от полезного (плевелы – сорная трава, скорее всего «куколь», которой можно отравиться). Первоначальное значение по Евангелию: «отделять дьявольское от божеского».

Всего 6 баллов

5. Объясните значения фразеологизмов.

Буря в стакане воды, лакмусовая бумажка, загадка Сфинкса, не всякое лыко в строку.

Ответ:

Значения фразеологизмов:

Буря в стакане воды – ирон.: волнение, ссора по пустякам.

Лакмусовая бумажка – перен.: о способе безошибочной проверки кого-чего-нибудь.

Загадка Сфинкса – перен.: о непонятном, загадочном существе, странном человеке.

Не всякое лыко в строку – не всякую ошибку нужно ставить в вину (первонач. строка – ряд лык, соединенных вместе при плетении лаптей).

Всего 4 балла

6. Составьте словосочетания с приведенными ниже словами-паронимами.

Абонент – абонемент, косный – костный, глиняный – глинистый.

Ответ: Составьте словосочетания с приведенными ниже словами-паронимами.

Абонент телефонной сети – абонемент в театр.

Косный образ жизни – костная ткань.

Глиняный кувшин – глинистый минерал или грунт.

Всего 3 балла

7. Какое правило «нарушил» Н.В. Гоголь в построении предложений с однородными членами? С какой целью это сделано?

1. Губернатор был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю.

2. Агафья Федосеева носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с желтенькими цветочками.

Ответ:

1. Н.В. Гоголь прибегает к сознательному нарушению правила построения предложений с однородными членами – соединению в качестве однородных членов неоднородных понятий. Сочетание слов большой добряк выражает постоянную качественную характеристику лица, а сочетание сам вышивал иногда по тюлю – действие, не являющееся постоянным признаком человека. Вместе с тем союзное сочетание и даже оформляет вторую часть предложения как своеобразное добавление, примечание, свидетельствующее о высокой степени признака, выраженного в предыдущей части, то есть действие «сам вышивал иногда по тюлю» воспринимается как высокая степень проявления большой доброты.

Во втором предложении нарушение связано с тем, что все однородные члены зависят от глагола «носила», а выражение три бородавки на носу логически противоречит ему. При таком построении однородного ряда три бородавки на носу воспринимаются как предмет дамского туалета, который Агафья Федосеевна носила на голове наряду с капотом и чепцом. 2. Подобные «ошибки» используются как специальный стилистический прием с целью создания комического эффекта.

Всего 8 баллов: 1. За указание на сознательное нарушение правила построения предложений с однородными членами – соединения в качестве однородных членов неоднородных понятий – 2 балла. 2. За описание логических несоответствий в каждом из предложений – от 0 до 2 баллов за каждое предложение (в зависимости от полноты ответа). 3. За указание на специальный стилистический прием, использованный с целью создания комического эффекта, – 2 балла.

8. Докажите, что в зависимости от того, какие связи устанавливаются между словами в данном предложении, оно приобретает разный смысл: После неудачной поездки Марии пришлось срочно изменять маршрут. 

Ответ: После неудачной поездки (кого? чьей?) Марии (р.п.) пришлось срочно изменять маршрут. (Неудачно съездила Мария, маршрут пришлось изменять другим людям.)

После неудачной поездки (кому?) Марии (д.п.) пришлось срочно изменять маршрут. (Неудачно съездили другие, а Марии придется изменить маршрут.) 

Всего 4 балла: по 2 балла за каждый правильно предложенный и разобранный вариант). 

9. Дана фраза из «Записных книжек» А.П. Чехова. 


«Март. Градус мороза, пасмурно, дует ветерок, сыро, промозгло – скверная погода, но всё-таки весна недалеко».

В этом отрывке встречаются предложения (части сложных предложений): а) только назывные, б) только безличные, в) назывные и безличные, г) назывные, безличные и двусоставные. Выберите литер правильного ответа. Докажите свое мнение, обозначив основы и указав виды предложения (двусоставные или односоставные и какие именно).

Ответ:

(Г). Март. (н.) Градус мороза (н.), пасмурно (б/л), дует ветерок (2-сост.), сыро (б/л), промозгло (б/л) – скверная погода (н.), но всё-таки весна недалеко (2-сост. неполное). 

Всего 5 баллов: За верный литер ответа – 1 балл, за каждую верно определенную грамматическую основу вид простого предложения – по 0,5 балла, кроме последнего: за него при указании на 2-сост. неполное – 1 балл. 
№10. Напишите антирекламу (подобно теле- или радиорекламе) на одну из предложенных тем.

«Радиостанция, которую не стоит слушать»;

«Фильм, который не стоит смотреть».



10 баллов

Всего за работу 61 балл



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!