СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Горельская средняя общеобразовательная школа"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиадные задания по литературе для 5-11 классов.

Просмотр содержимого документа
«10 класс Задания и ответы»

Школьный этап

Всероссийской олимпиады школьников по литературе

10 класс

2018-2019


Задание №1

Ниже даны определения различных литературоведческих терминов. Назовите эти термины. Какие из обозначенных ими явлений встретились вам в приведённом далее стихотворении Вероники Тушновой? Объясните художественное назначение (функции) этих приёмов в данном произведении.

(По 1 баллу даётся за верно указанный термин, по 2 балла- за точное, обоснованное описание функции обозначенного этим термином явления в предложенном произведении. Итого: максимальный балл- 10 баллов.)


1.1. ...........................................-перенос значения по смежности.

1.2. ...........................................-образное, выразительное определение.

1.3. ...........................................-сочетание несочетаемого.

1.4. ...........................................-противопоставление, противоположность.



Задание №2

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.

(Максимальный балл- 60 баллов.)


Вот говорят: Россия...

Реченьки да берёзки...

А я твои руки вижу,

узловатые руки,

жёсткие.

Руки от стирки сморщенные,

слезами горькими смоченные,

качавшие, пеленавшие,

на победу благословлявшие.

Вижу пальцы твои сведённые,-

все заботы твои счастливые,

все труды твои обыденные,

все потери неисчислимые...

Отдохнуть бы, да нет привычки

на коленях лежать им праздно...

Я куплю тебе рукавички,

Хочешь- синие, хочешь- красные?

Не говори "не надо",-

мол, на что красота старухе?

Я на сердце согреть бы рада

натруженные твои руки.

Как спасенье своё держу их,

волнения не осиля.

Добрые твои руки,

прекрасные твои руки,

матерь моя, Россия!


Опорные вопросы:

1. Какова тема стихотворения?

2. Какой стилистический приём использует автор для того, чтобы обозначить тему произведения?

3. Какими приёмами В. Тушнова вводит центральный ключевой образ стихотворения?

4. На основе какого поэтического выражения родился этот образ?

5. Почему центральной деталью образа стали руки?

6. Какая смысловая задача решается автором с помощью этой детали?

7.Какими художественно- выразительными и языковыми средствами подчёркиваются в ключевом образе земные, реалистические черты и черты нравственно- философские?

8.Какова авторская позиция?

9.Найдите в стихотворении строки, которыми эмоционально ярко и ёмко выражена идея произведения.



Творческое задание

Представьте, что вы корреспондент местной газеты. Вам необходимо поместить статью "Топ-3 -лучшие стихотворения о любви". Сопоставьте предложенные стихотворения. Вам нужно отобрать одно-два- не более (поэтическая рубрика ограничена по объёму; тексты приводятся ниже). Обоснуйте свой выбор перед главным редактором издания, дав оценку прежде всего художественному качеству стихотворений. Ваше выступление, служебная записка, внутренняя рецензия должна/о уложиться примерно в 300- 350 слов. (Максимальный балл- 30 баллов.)



Тексты для сопоставительного анализа стихотворений

"Сожжённое письмо" А. С. Пушкина, "Горящие письма" Н. А. Некрасова, "Лишь теперь мне понятно стало..." В. Озерова.


«Сожженное письмо» Александр Пушкин

Прощай, письмо любви! прощай: она велела…
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…

1825г.
















"Горящие письма" Н. А. Некрасов


Они горят!.. Их не напишешь вновь,

Хоть написать, смеясь, ты обещала...

Уж не горит ли с ними и любовь,

Которая их сердцу диктовала?


Их ложью жизнь еще не назвала,

Ни правды их еще не доказала...

Но та рука со злобой их сожгла,

Которая с любовью их писала!


Свободно ты решала выбор свой,

И не как раб упал я на колени;

Но ты идешь по лестнице крутой

И дерзко жжешь пройденные ступени!..


Безумный шаг!.. быть может, роковой...

................................


(1855 или 1856,9 февраля 1877)




Владимир Озеров


Лишь теперь мне понятно стало

то, что вместе нам быть не судьба.

На деревьях листва опала

с той поры, как я встретил тебя.


Да и год пролетел незаметно,

-промелькнули короткие дни.

Почему же опять безответными

Мои письма к тебе быть должны?


Но понятно мне всё до малости.

-не обязана ты отвечать,

ведь нельзя же просто из жалости

постоянно письма писать.


Ведь нельзя же писать без темы

и, когда не знаешь о чём,

-я об этой твоей проблеме

в самом первом письме прочёл.


Но по- прежнему сердце плачет,

вспоминаю тебя вновь и вновь.

Я не знаю, что всё это значит,

но, наверно, это любовь.


4.09. 2014г. (Украинский портал поэзии)

При написании работы можно опираться на следующие вопросы:

1. Какие чувства вызывают у вас эти стихотворения?

2. Как вы представляете себе внутренний мир лирического героя в предложенных стихотворениях?

3. Какое из стихотворений гармоничнее, какое- драматичнее в передаче авторского чувства и в изображении происходящего?

4. Как связаны начало и конец стихотворений?

5. Как реализуются в стихотворениях основные формообразующие элементы трагедии (тема рока)?

6. Как относятся к "своей возлюбленной" лирический герой Пушкина, Некрасова, Озерова?

7. В чём разница в названиях стихотворений?

8. Можно ли, сравнивая эти стихотворения о любви, судить о характере эпохи, в которую они были написаны?


Итого: максимальный балл- 100 баллов.






































Ключи к олимпиадным заданиям по литературе

10 класс


Задание №1. Максимальный балл-10 баллов.


Термины

Баллы

Определения

Функции

Баллы

1.1.Метонимия

-перенос значения по смежности

Как эпитеты, метонимии обращают внимание читателя на те или иные признаки и качества предметов. Делают речь выразительной, яркой, динамичной.

1.2.Эпитет

-образное, выразительное определение

Усиливают выразительность и образность языка в произведении, придают художественную поэтическую яркость речи, обогащают содержание высказывания, выделяют характерную черту или качество предмета, вызывают определённое эмоциональное отношение, помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

1.3.Оксюморон

-сочетание несочетаемого

Нет в тексте

1.4.Антитеза

противопоставление, противоположность

Служит средством контрастных образов, эмоционального состояния человека, его чувств, положений и т. д.


Задание №2. Максимальный балл- 60 баллов.


Примерный текст ответа.

Тема Родины, Росии- одна из самых значимых в русской поэзии. Именно её обозначила В. Тушнова с помощью приёма стилистического кольца, сильной позицией конца строк, выразительностью знаков препинания: Россия... в первой строке и Россия!- в последней. От размышления до яркого утверждения. Обращение "матерь моя, Россия!" позволяет понять, почему поэт делает ключевым образом стихотворения руки.

Образ Родины, России у поэта сливается, как в устном народном творчестве, с самым дорогим для человека- с образом матери (Мать-земля, Родина- мать, Россия-мать). Не абстрактные картины окружающего мира- не реченька да берёзки, хотя и это дорого поэту,- а живой, реальный образ русской женщины- матери, с её нелёгкой судьбой, неутомимым трудом, неисчислимыми потерями заставляет думать читателя и делать выводы.

Метонимический образ- обобщение "руки" (не вообще, а "твои") вводится автором приёмом глубоко продуманной антитезы:

Вот говорят: Россия...

Реченьки да берёзки...

А я твои руки вижу,

узловатые руки,

жёсткие.
Сторонне- неопределённому
"говорят" противопоставлено конкретно- личное "вижу", многоточиям первых строк противопоставлена твёрдая точка в пятой строке.

Ключевой образ "руки" проходит через весь текст, повторяясь шесть раз. Этот повтор усиливается и эмоционально- личностно поддерживается теплотой местоименного атрибутика "твои". Сильная позиция начала и конца строк, интенсивное употребление делают его смысловой акцент более ярким. В. Тушнова не забывает напомнить о реальности образа, земной его притягательности, повторив ещё раз глагол "вижу" в начале девятой строки, введя прямую речь в поэтическое пространство текста:

Я куплю тебе рукавички,

Хочешь- синие, хочешь- красные?

Монолог- оценка автора правдиво продолжает внутренний диалог с матерью:

Я на сердце согреть бы рада

натруженные твои руки.

Как спасенье своё держу их,

волнения не осиля.

Это подготавливается той характеристикой, которую поэт даёт ключевому образу. Продумано синонимическое поле авторских определений- эпитетов рук матери. Их употребление культурно- исторически и причинно- следственно обусловлено. При всей номинативной значимости- "узловатые, жёсткие, сморщенные, качавшие, пеленавшие, благословлявшие, натруженные, добрые, прекрасные"- они не теряют своей красоты и нравственной значимости. За ними угадывается нелёгкая судьба матери- Родины.

Не глаза, не рот видит автор. Руки! Руки труженицы, знавшие заботы счастливые, потери неисчислимые, на победу благословлявшие своих мужей, сыновей, братьев. Для В. Тушновой руки матери - самый высокий символ Родины, России, потому что не бывает Родины без человека.

Можно с полным правом сказать о том, что стихотворение В. Тушновой- гимн в честь рук человека- созидателя, человека- труженика.

Идейная значимость ключевого образа несомненна. Три последние строки стихотворения поэтически обобщили идею:

Добрые твои руки,

прекрасные твои руки,

матерь моя, Россия!


Критерии проверки ответа:


С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной четырёхбалльной системе: первая оценка- условная "двойка", вторая- условная "тройка", третья- условная "четвёрка", четвёртая- условная "пятёрка".

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр- оценок по каждому критерию, а затем в виде итоговой суммы баллов.

Критерии:

1. Понимание произведения как "сложно построенного смысла" (Ю. М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в "лабиринте сцеплений", через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 30 баллов. Шкала оценок:0-10-20-30


2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0-5-10-15


3. Владение теоретико- литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-1-3-5


4.Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-1-3-5


5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок). Примечание1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения ( в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-1-3-5


Итого: максимальный балл- 60 баллов



Творческое задание.

Модель ответа:

Тексты для сопоставительного анализа стихотворений

"Сожжённое письмо" А. С. Пушкина, "Горящие письма" Н. А. Некрасова, "Лишь теперь мне понятно стало..." В. Озерова.



«Сожженное письмо» Александр Пушкин

Прощай, письмо любви! прощай: она велела…
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…

1825г.
















"Горящие письма" Н. А. Некрасов


Они горят!.. Их не напишешь вновь,

Хоть написать, смеясь, ты обещала...

Уж не горит ли с ними и любовь,

Которая их сердцу диктовала?


Их ложью жизнь еще не назвала,

Ни правды их еще не доказала...

Но та рука со злобой их сожгла,

Которая с любовью их писала!


Свободно ты решала выбор свой,

И не как раб упал я на колени;

Но ты идешь по лестнице крутой

И дерзко жжешь пройденные ступени!..


Безумный шаг!.. быть может, роковой...

................................


(1855 или 1856,9 февраля 1877)




Владимир Озеров


Лишь теперь мне понятно стало

то, что вместе нам быть не судьба.

На деревьях листва опала

с той поры, как я встретил тебя.


Да и год пролетел незаметно,

-промелькнули короткие дни.

Почему же опять безответными

Мои письма к тебе быть должны?


Но понятно мне всё до малости.

-не обязана ты отвечать,

ведь нельзя же просто из жалости

постоянно письма писать.


Ведь нельзя же писать без темы

и, когда не знаешь о чём,

-я об этой твоей проблеме

в самом первом письме прочёл.


Но по- прежнему сердце плачет,

вспоминаю тебя вновь и вновь.

Я не знаю, что всё это значит,

но, наверно, это любовь.


4.09. 2014г. (Украинский портал поэзии)


Вопросы

"Сожжённое письмо" А. С. Пушкина

"Горящие письма " Н. А. Некрасова

"Лишь теперь мне понятно стало..." В. Озерова

1. Какие чувства вызывают у вас эти стихотворения?

Грусть, печаль о прошедшей любви, боль, но чувствуется и надежда на возможное счастье в жизни человека.

Боль утраты, обида на любимую, горечь от того что невозможно ничего изменить.

Грусть, печаль о неразделённой любви, но чувствуется, что ЛГ будет продолжать писать возлюбленной, надеется на взаимность.

2.Как вы представляете себе внутренний мир лирического героя в предложенных стихотворениях?

Внутренний мир ЛГ полон разлада, но успокоение ЛГ находит в прошлом, в осознании того, что любовь была, и она в душе ЛГ сохранится всю жизнь.

Сожалеет об утраченной любви.

ЛГ под властью своей обиды, он не может смириться с утратой любви, в своих оценках он более резок.


Сожалеет об утраченной любви.

ЛГ пишет письма "...вновь и вновь...". Объяснение своей настойчивости находит в трепетном чувстве- любви.

Сожалеет о неразделённой любви.


3.Какое из стихотворений гармоничнее, какое- драматичнее в передаче авторского чувства и в изображении происходящего?

Гармоничнее, т.к. боль утраты любви уравновешена, сглажена уверенность ЛГ, что любовь сохранится в его душе.

Драматичнее, т. к. накал эмоций ощущается в самом начале стихотворения. Динамичность, резкость в характеристиках. ("...со злобой их сожгла...", ""...Безумный шаг!..."). Слышим негодование ЛГ, вызванное поступком любимой женщины. И подсознательно возникает вопрос: "А была ли любовь?"

Гармоничнее, т. к. нет накала эмоций. ЛГ понимает, что "...вместе...быть не судьба...", но продолжает вспоминать возлюбленную и пишет ей об этом.

4. Как связаны начало и конец стихотворений?

Начинается с образа горящих писем.

В начале стихотворения ЛГ смиряется с действительностью ( "Она велела...", "Готов я..."). В конце- пепел становится олицетворением любви, и мы понимаем- она жива.

Начинается с образа горящих писем.

В начале ЛГ чувствует утрату любви, утрату безвозвратную ("Уж не горит ли с ними и любовь...?"). В конце- любовь ушла из-за "безумного", "рокового" шага любимой.

Начинается с понимания ЛГ того, "...вместе...быть не судьба...".

В конце стихотворения ЛГ убеждает в том, что любовь, хотя она и безответная, жива в его сердце. Он продолжает вспоминать возлюбленную.

5. Как реализуются в стихотворениях основные формообразующие элементы трагедии (тема рока)?

Ощущение трагизма сильно. Рок, судьба, нависшая над влюблёнными, проявляется в первых же строчках. Любовь уходит...

Появляется высшая сила ("О, провиденье!"), которая даровала любовь, и она же её отнимает ("...час настал..."). Таким образом, любовь- это дар свыше, и человек должен быть благодарен высшим силам только за то, что любовь была ему дарована, пусть даже на короткий срок.

Ощущение трагизма сильно. Рок, судьба, нависшая над влюблёнными, проявляется в первых же строчках. Любовь уходит...

Любовь- выбор человека. Человек сам вершит свою судьбу, находя, обретая любовь. И только утрата любви зависит от высших сил ("Безумный шаг!..быть может, роковой..."). Таким образом, судьба властна над человеком, и она несёт ему лишь горечь.

Судьба, нависшая над влюблёнными, проявляется в первых строчках " Лишь теперь мне понятно стало

то, что вместе нам быть не судьба". Сколько бы он ни старался писать, письма остаются безответными.

ЛГ находит объяснение тому, что не получает ответа:" Ведь нельзя же писать без темы

и, когда не знаешь о чём,

-я об этой твоей проблеме

в самом первом письме прочёл."


6. Как относятся к "своей возлюбленной" лирический герой Пушкина, Некрасова, Озерова?

ЛГ боготворит свою возлюбленную, он дорожит её письмом, её любовью. Любя её готов следовать указаниям ("Она велела..."), желает возлюбленной счастья и верит, что истинная любовь не горит.

ЛГ тоже любит, но его любовь рассудочна, немного эгоистична. Отношение к возлюбленной сложное: осуждает её решение, пытается остановить, взывает к разуму. И только к концу стихотворения ЛГ начинает понимать, что не всё зависит от человека.

ЛГ любит. Любя, испытывает глубокие чувства( "...сердце плачет..."), ("...вспоминаю тебя вновь и вновь...").

7. В чём разница в названиях стихотворений?

1. Законченное действие.

2. Одно письмо: может быть это было случайное признание, написанное героиней в порыве страсти, а теперь оно её может скомпрометировать, она сожалеет о своём порыве.

1. Незавершённый процесс.

2. Писем много. их горение- финал любви. Огонь разделяет двух возлюбленных, освобождает их, возможно, очищает их души и жизни для новых отношений.

1. Незавершённый процесс.

2. Писем ЛГ к возлюбленной много, но она не отвечает ему.

8. Можно ли, сравнивая стихотворения о любви, судить о характере эпохи, в которую они были написаны?

Можно.

1825год.

Героиня более женственна, она действует не напролом, а мягко, пользуясь своей слабостью.

Можно.

1877 год.

Эмансипация достигает своей цели Женщина начинает ощущать себя равной мужчине, считает, что может принимать решение, диктовать свою волю.

Можно.

21 век.

Современная женщина- это самодостаточная в себе личность, которая может постоять за себя в любых обстоятельствах. Современная женщина умна, разборчива, найдёт выход из любых сложных ситуаций. В любви ищет родственную душу, излучающую свет, которой нельзя противиться. Радость она видит в том, что живёт в 21 веке и дискриминация давно позади.


Критерии оценки творческого задания.

1. Уместность выбора стихотворений и обоснованность аргументации (приводятся наблюдения над художественными особенностями и содержанием выбранных текстов).

Максимально 15 баллов.

2. Соответствие выбранного учеником жанра композиционно- стилистическому воплощению текста.

Максимально 5 баллов.

3. Знакомство с историко- культурным контекстом, умение вписать выбранные стихотворения в определённый фон, соотнести с литературной традицией ( в том числе оценивается наличие/отсутствие фактических ошибок в историко- литературном материале).

Максимально 5 баллов.

4. Связность и стройность работы, точность и выразительность речи, разнообразие синтаксических конструкций.

Максимально 5 баллов.

Итого: максимальный балл- 30 баллов.

Итого: максимальный балл за всю работу- 100 баллов.

Просмотр содержимого документа
«11 класс Задания и ответы»

Школьный этап

Всероссийской олимпиады школьников по литературе

11 класс

2018-2019

  1. Колокольня

Кто хочет увидеть единым взором, в один окоём, нашу недотопленную Россию — не упустите посмотреть на калязинскую колокольню.

Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскупились большевики на неё. (Да что! - Молога и вся на дне.) И сегодня, стань на прибрежной грани, — даже воображению твоему уже не подъять из хляби этот изневольный Китеж, или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины.

Но осталась от утопленного города — высокостройная колокольня. Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего — а колокольню почему-то не доспели свалить, даже вовсе не тронули, как заповедную бы. И — вот, стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора яруса залито), в последние годы уж и отместку присыпали к ней для сохранности низа, — стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквоженными пролётами, а дальше луковкой и шпилем — в небо! Да ещё на шпиле — каким чудом? — крест уцелел. От крупных волжских теплоходов, не добирающих высотой, как издали глянуть, и на пол-яруса, — шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют советские пассажиры.

Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно переселённых затопленцев. На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, тщатся выполаскивать бельё. Полузамерший, переломленный, недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить — здесь.

И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить...

Колокол Углича

Кто из нас не наслышан об этом колоколе, в диковинное наказание лишённом и языка и одной проушины, чтоб никогда уже не висел в колокольном достоинстве; мало того — битом плетьми, а ещё и сосланном за две тысячи вёрст, в Тобольск, на колымаге, — и во всю, и во всю эту даль не лошади везли заклятую клажу, но тянули на себе наказанные угличане — сверх тех двухсот, уже казнённых за растерзанье государевых людей (убийц малого царевича), и те — с языками урезанными, дабы не изъясняли по-своему происшедшее в городе.

Возвращаясь Сибирью, пересёкся я в Тобольском кремле с опустелым следом изгнанника — в часовенке-одиночке, где отбывал он свой тристалетний срок, пока не был помилован к возврату. А вот — я и в Угличе, в храме Димитрия-на-крови. И колокол, хоть и двадцати пудовый, а всего-то в полчеловеческих роста, укреплен тут в почёте. Бронза его потускла до выстраданной серизны. Било его свисает недвижно. И мне предлагают — ударить.

Я — бью, единожды. И какой же дивный гул возникает в храме, сколь многозначно это слитие глубоких тонов, из старины — к нам, неразумно поспешливым и замутнённым душам. Всего один удар, но длится полминуты, а додлевается минуту полную, лишь медленно-медленно величественно угасая — и до самого умолка не теряя красочного многозвучья. Знали предки тайны металлов.

В первые же миги по известью, что царевич зарезан, пономарь соборной церкви кинулся на колокольню, догадливо заперев за собою дверь, и, сколько в неё ни ломились недруги, бил и бил набат вот в этот самый колокол. Вознёсся вопль и ужас угличского народа — то колокол возвещал общий страх за Русь.

Те раскатные колокольные удары — клич великой Беды — и предвестили Смуту Первую. Досталось и мне, вот, сейчас ударить в страдальный колокол — где-то в длении, в тлении Смуты Третьей. И как избавиться от сравненья: провидческая тревога народная — лишь досадная помеха трону и непробивной боярщине, что четыреста лет назад, что теперь.


  1. Вы прочитали произведения А.И.Солженицына, написанные в 90-х годах ХХ века. Назовите жанр, к которому они относятся. Кто из русских писателей ХIХ века также обращался к этому жанру? (3б.)

  2. Сопоставьте систему образов и художественное пространство предложенных произведений А.И.Солженицына (10б.).

  3. Какими средствами выразительности создаются ключевые образы? (8б.)

  4. Как композиция произведений помогает раскрыть авторский замысел (6б.)

  5. Выразите своё отношение к проблеме, которая волнует автора (3б.)


  1. Какие литературно-критические статьи посвящены следующим произведениям? Укажите авторов и написанные ими статьи (по 1 б. за фамилию и по 1 б. за название статьи)

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

А.Н.Островский «Гроза»


  1. Каким произведениям предпосланы эпиграфы? Назовите авторов.


1) Чудище обло, озорно,огромно,стозевно и лаяй

2) Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю

3) Во всех ты, душенька, нарядах хороша…

4) Коллежский регистратор,

Почтовой станции диктатор.

5) Первую песенку зардевшись спеть.

6) Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.

— Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран! (по 0,5б + 0,5б.)


  1. Три произведения А.П.Чехова называют «маленькой трилогией». Назовите, какие рассказы входят в этот цикл, расположите их в порядке следования в цикле и докажите их идейную общность. (Ответ не более 10 предложений) (3б. + 5б.)



  1. К. Бальмонт

Завет бытия

Я спросил у свободного ветра,
Что мне сделать, чтоб быть молодым.
Мне ответил играющий ветер:
“Будь воздушным, как ветер, как дым!”
Я спросил у могучего моря,
В чем великий завет бытия.
Мне ответило звучное море:
“Будь всегда полнозвучным, как я!”
Я спросил у высокого солнца,
Как мне вспыхнуть светлее зари.
Ничего не ответило солнце,
Но душа услыхала: “Гори!”

1902 г.

  1. Объясните смысл названия стихотворения. (2 б)

  2. Сформулируйте свой завет бытия, используя изобразительно-выразительные средства языка (8б.)


  1. «И пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трех праведных, без которых «несть граду стояния»…» - так говорится в предисловии к циклу «Праведники» Н.С. Лескова. Напишите рассуждение на тему «Образы праведников в русской литературе ХIХ – ХХ веков». (Ответ на 10-15 предложений) (15б.)

Маx.77 б.






Ответы


  1. 1)Лирический рассказ.

И.С.Тургенев.

2) Общими для двух рассказов являются образы автора, России, русского народа и колокола (колокольни). Образ лирического героя совпадает с образом автора, который, являясь патриотом, выступает здесь в качестве историка. Из настоящего мы переносимся не просто в дореволюционное время, но даже в период Смуты. Перед нами возникают образы русских городов, Калязина и Углича, а также образы Атлантиды и мифических городов: Мологи и Китежа.

3) Эпитеты: «изобильный город», «разорения жестокие», «диковинное наказание», «заклятая клажа». Рассказ «Колокольня» начинается с гиперболы. Сравнение: «даже вовсе не тронули, как заповедную бы». Оценочная лексика: «непробивной боярщине», «глазеют советские пассажиры». Образы колокола и колокольни создаются с помощью олицетворения. В основе рассказов лежит аллегория (колокол – русский народ, колокольня – Россия). В рассказе «Колокольня» используются риторические фигуры.

4) Композиция схожая, четырёхчастная. Оба рассказа начинаются с риторического вопроса-утверждения, а заканчиваются мыслями о современной России и о её будущем.

2. 1.А.С.Грибоедов «Горе от ума» - И.А.Гончаров «Мильон терзаний»

2.Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» - Д.И.Писарев «Борьба за жизнь»

3.И.С.Тургенев «Отцы и дети» - Д.И. Писарев «Базаров»

4. А.Н.Островский «Гроза» - Н.А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве» (Д. И. Писарев “Мотивы русской драмы”)

3. 1) Чудище обло, озорно,огромно,стозевно и лаяй (А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»)

2) Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю (М.Ю.Лермонтов «Мцыри»)

3) Во всех ты, душенька, нарядах хороша… (А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»)

4) Коллежский регистратор,

Почтовой станции диктатор. (А.С.Пушкин «Станционный смотритель»)

5) Первую песенку зардевшись спеть. ( Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»)

6) Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.

— Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран! (М.А.Булгаков «Белая гвардия»)

4. «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Идейная общность связана с понятием «футляра». Мечту о крыжовнике можно назвать футляром, в который втиснута вся человеческая жизнь. Таким же футляром можно назвать и те рассуждения о «грехе и добродетели в их ходячем смысле», в которые герои рассказа «О любви» старались упрятать своё чувство. Только в гробу вполне «достиг своего идеала» человек в футляре Беликов. В каждом случае это то, что позволило бы герою строить жизнь по шаблону, иметь единый ответ на все возможные жизненные «вопросы». «Действительная жизнь» торжествует, и довольно жестоко, над любым из «футляров», в который её пытаются заключить.

5. Название стихотворения отражает желание автора высказать своё жизненное и творческое кредо. В произведении раскрываются три ключевых символа: играющий ветер — символ стихийности, свободной игры сил, легкости, воздушности, вольности человека; звучное море — символ жизненной полноты, неисчерпаемости красок и звуков; солнце — сквозной бальмонтовский символ горения, самосожжения, интенсивности жизни в каждом миге.

6. Н.С. Лесков «Очарованный странник», «Левша», «Человек на часах».

И.С. Тургенев «Живые мощи».

А.И. Солженицын «Матренин двор».

В.Г. Распутин «Последний срок».


Просмотр содержимого документа
«5 класс Задания и ответы»

Школьный этап

Всероссийской олимпиады школьников по литературе

5 класс

2018-2019

1. Сказка «Иван-царевич и серый волк» - это…

А)Бытовая сказка В) Сказка о животных

Б)Волшебная сказка Г) Авторская сказка

2. Какое произведение не относится к жанру сказки?

А) «Конёк-горбунок» В) «Чёрная курица, или подземные жители»

Б) «Иван-крестьянский сын Г) «Бородино»

и чудо-юдо»

3.Какой персонаж описан в данном отрывке?

«Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей.»

А) Молодая царевна В) Царевна-лебедь

Б) Царевна-лягушка Г) Золушка

4. Какое слово пропущено в отрывке:

«Идёт направо – песнь заводит,

Налево - сказку говорит,

Там чудеса, там Леший бродит,

…….. на ветвях сидит»

А) Гадалка В) Русалка

Б) Жар-птица Г) Сорока

5. Кто изображён на портрете?

А) А. С. Пушкин В) И.С. Тургенев

Б) М.Ю.Лермонтов Г) И.А.Крылов

6. Кто в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» помог королевичу Елисею найти невесту?

А) Месяц В) Солнце

Б) Ветер Г) Пёс Соколко

7. Кто из героев не относится к былинным?

А) Иван-царевич В) Добрыня Никитич

Б) Алёша Попович Г) Илья Муромец

8. Назовите автора стихотворения:

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?»

А) А.С.Пушкин В) И.С. Тургенев

Б) М.Ю.Лермонтов Г) В.А.Жуковский

9. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении?

А) Зачин В) Пейзаж

Б) Мораль Г) Портрет

10. В басне И.А. Крылова читаем:

«Вороне где-то Бог послал кусочек………..»

А) Хлеба В) Сыру

Б) Масла Г) Сушки

11. Назовите орудие, уколовшись которым спящая царевна из сказки В. Жуковского заснула на сто лет:

А) иголка В) Веретено

Б) стрела Г) Палка

12. Какому событию посвящено стихотворение «Бородино»?

А) Великой Отечественной войне В) Французской революции

Б) Отечественной войне 1812 года Г) Освобождению Смоленщины

13. Сборник повестей Н.В. Гоголя называется «Вечера на хуторе близ ……….»:

А) Диканьки В) Лубаньки

Б) Кубаньки Г) Деревеньки

14. Чья комната описывается так: «...он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках…»:

А) Комната Балды В) Комната Буратино

Б) Комната Иванушки-дурака Г) Комната Герасима

15. Как зовут автора рассказа «Муму» Тургенева?

А) Лев Николаевич В) Николай Васильевич

Б) Иван Сергеевич Г) Иван Алексеевич

16. Кем работал Герасим из рассказа «Муму»?

А) Дворецким В) Дворником

Б) Башмачником Г) Поваром

17. Почему Герасиму не полюбилось житьё в городе?

А) Потому что тут его обижали В) Потому что в городе трудная работа

Б) Потому что он не любил шум Г) Потому что в городе лёгкая работа

18. Какой предмет помогал Алёше из сказки «Чёрная курица или подземные жители» отлично учиться?

А) зёрнышко В) колечко

Б) пёрышко Г) монета

19. К какому произведению иллюстрация?

А) «Золушка» В) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Б) «Спящая царевна» Г) «Сказка о царе Салтане»

20. Из какого произведения эти строки:

«За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе - на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу…»

А) «Конёк-горбунок» В) «Царевна-лягушка»

Б) «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» Г) «Сказка о царе Салтане»

21. Каким выразительным средством являются выделенные слова в отрывке из стихотворения:

Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка…

А) Эпитетом В) Метафорой

Б) Олицетворением Г) Гиперболой

22. Каким выразительным средством являются выделенные слова в отрывке из стихотворения:

Славная осень! Здоровыйядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит…


А) Эпитетом В) Метафорой

Б) Олицетворением Г) Гиперболой





Ключ

№ вопроса

ответ

1

Б

2

Г

3

А

4

В

5

Б

6

Б

7

А

8

Б

9

Г

10

В

11

В

12

Б

13

А

14

Г

15

Б

16

В

17

Г

18

А

19

В

20

А

21

Б

22

А



Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла, таким образом, максимальное количество баллов – 44

Просмотр содержимого документа
«6 класс Задания и ответы»

Школьный этап

Всероссийской олимпиады школьников по литературе

6 класс

2018-2019

Максимальное количество баллов - 50


1. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенными справа

1 Летопись А «Лошадиная фамилия»

2 Басня Б «Кубок»

3 Баллада В «Повесть временных лет»

4 Сказка Г «Каша из топора»

5 Рассказ Д «Мартышка и очки»

6 Стихотворение Е «Белая береза»

Максимальное количество баллов-6


2. Дайте определение загадки.

Отгадайте загадки:

А)Шел долговяз, в сыру землю увяз

Б) Скатерть бела весь свет одела.

В)До неба достанет, а от земли не видать

Максимальное количество баллов-4


3.Закончите пословицы:

А)Красна птица перьем..

Б)Где жить.…

В) Слово серебро…

Г) Сто человек-

Максимальное количество баллов-4


4.Русские художники написали картины к русским народным сказкам: «Снегурочка», «Алёнушка», «Иван-царевич на сером волке», «Витязь на распутье», «Царевна», «Пёрышко Финиста – Ясного сокола», «Царевна-лягушка», «Сестрица Алёнушка», «Белая уточка», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке». Назовите фамилии этих художников.

Максимальное количество баллов-2


5.Найдите ошибки в определении литературоведческого термина басня.

Басня – жанр лирической прозы, в котором содержится открытое обличение действительности. Жанр возник в 19 веке и нашел отражение в творчестве М.Ю. Лермонтова и Ф.И.Тютчева.

Максимальное количество баллов- 4


6. Приведите из басен И.А.Крылова выражения, ставшие пословицами. Укажите, из каких они басен.

Максимальное количество баллов – по 0.5 балла, если указана пословица, по одному баллу, если указано название басни


7. Определите, каким стихотворным размером написано стихотворение А.С.Пушкина:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

Максимальное количество баллов - 1


8. Определите писателя по биографическим фактам.

А) Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя» Б) Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.

В) Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа»

Максимальное количество баллов – 3


9. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) В.Жуковского называют «солнцем русской поэзии»

б) Летописание на Руси началось в XI веке.

В) Стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым сюжетом называется балладой

Г) эпиграф – короткий текст, помещенный автором после произведения

Д) Повесть и слово — жанры древнерусской литературы.

Максимальное количество баллов - 5


10.О какой картине идет речь? Кто является ее автором? С каким стихотворением перекликается сюжет картин?

Январский день. Комната, в которой находятся трое дорогих друг другу людей, кажется, залита теплом и светом. В центре – вдохновенная фигура поэта. На заднем плане изображена старенькая женщина, она замерла, покоренная музыкой слова своего воспитанника. Справа изображен друг поэта, он не просто слушает – внимает. В его взгляде – восхищение, глубокий интерес. Оказавшийся вдруг «в глуши, во мраке заточенья», друг дал почувствовать поэту спасительность «любви и дружества».

Максимальное количество баллов – 2


11. Назовите автора и заглавие произведения.

1) ...Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

2) Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.


3) Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.


4) Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки, которые долетали до меня. Его равнодушие взбесило меня. Что пользы мне, подумал я, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит? Злобная мысль мелькнула в уме моем. Я опустил пистолет. «Вам, кажется, теперь не до смерти, — сказал я ему, — вы изволите завтракать; мне не хочется вам помешать». — «Вы ничуть не мешаете мне, — возразил он, — извольте себе стрелять, а впрочем, как вам угодно: выстрел ваш остается за вами; я всегда готов к вашим услугам».


5) «Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы». Максимальное количество баллов - 5

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе.

Ответы. 6 класс

Максимальное количество баллов - 50


1. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенными ниже

1в, 2д, 3б, 4г,5а, 6е

Максимальное количество баллов-6


2.Дайте определение загадки.

Загадка – краткое поэтическое иносказательное описание какого-либо предмета или явление, которое нужно узнать

Отгадайте загадки:

А)Дождь б) снег в) Дорога

Максимальное количество баллов-4


3.Закончите пословицы:

А)Красна птица перьем, а человек -уменьем

Б)Где жить- там и слыть

В) Слово серебро, а молчанье-золото

Г) Сто человек- сто мнений

Максимальное количество баллов-4


4.Русские художники написали картины к русским народным сказкам: Назовите фамилии этих художников. – М. Васнецов, И.Билибин

Максимальное количество баллов-2


5.Найдите ошибки в определении литературоведческого термина басня.

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл, это старейший жанр литературы. Возник еще в Древней Греции. Басни в русской литературе мы находим у МЛомоносова, А.Сумарокова, В.Майкова, И.А.Крылова

Максимальное количество баллов- 4


6. Приведите из басен И.А.Крылова выражения, ставшие пословицами. Укажите, из каких они басен.

Максимальное количество баллов – по 0.5 балла, если указана пословица, по одному баллу, если указано название басни


7. Определите, каким стихотворным размером написано стихотворение А.С.Пушкина:

хорей

Максимальное количество баллов - 1


8. Определите писателя по биографическим фактам.

А) А.СПушкин

Б) М.Ю.Лермонтов

В) Л.Н.Толстой

Максимальное количество баллов – 3


9. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) нет

б) да

В) да

Г) нет

Д) да

Максимальное количество баллов - 5


10. Н.Н Ге «Пущин в гостях у Пушкина». Послание « И. И. Пущину» А.С.Пушкина

Максимальное количество баллов - 2


11. 1 А. С. Пушкин «Няне»

2. М. Ю. Лермонтов «Три пальмы»

3. А. С. Пушкин «И. И. Пущину»

  1. А. С. Пушкин «Выстрел»

  2. М. Ю. Лермонтов «Бородино»

Максимальное количество баллов – 5






Просмотр содержимого документа
«7 класс Задания и ответы»

Школьный этап

Всероссийской олимпиады школьников по литературе

7 класс

2018-2019

(Максимум – 53 балла)

1. Узнай героя произведения, укажи автора и название. (За каждый правильный ответ 1б. Всего 6 б.)

А) «Петр велел вести себя к ней. Привезли его во двор, он послал слуг своих спросить, кто же врач, который может излечить его, и обещал его богато одарить. Девица же без обиняков ответила…»

Б) «Мальчики сидели вокруг их (огоньков костра)… Первому, старшему изо всех, … вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».


2. Выбери правильный вариант ответа:

А). «Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда…»

Завоевание какого города предсказывает Олегу кудесник в «Песне о вещем Олеге»?
А) Константинополя;
Б) Александрии;
В) Херсона;
Г) Рима.
Б). Какому событию посвящены строчки Пушкина:
«И перед младшею столицей
Померкла старая Москва»?

А) сбору ополчения Минина и Пожарского в Ярославле;
Б) созданию новгородского вече;
Г) основанию Петербурга;
Д) разорению Москвы Наполеоном в 1812 году.

(За каждый правильный ответ 2 б. Всего 4 б.)


3. Прочитайте пословицы и поговорки. Определите их общую тему. Назовите номера многозначных изречений (т.е. с прямым и переносным смыслом) и однозначных.

(За каждый правильный ответ 1 б. Всего 9 б.)

1) Терпенье и труд все перетрут.

2) Лес сечь – не жалеть плеч.

3) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

4) Грибов ищут – по лесу рыщут.

5) Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.

6) На чужом хребте легко работать.

7) Люди жать, а мы на солнышке лежать.

8) Двое пашут, а семеро руками машут.


4. Попробуйте сформулировать, какую повесть мы называем автобиографической.

(За правильный ответ 5 б.)


5. Определите жанр, название произведения и его автора по приведенным перечням слов. (За каждый правильный ответ 1 б. Всего 11 б.)

1) Зеркало, свеча, светлица, Светлана.

2) Отец Кондрат, Чуб, Касьян Свербыгуз, Солоха.

3) Городовой Елдырин, генерал Жигалов, золотых дел мастер Хрюкин.

4) Муром, село Карачарово, Киев-град, Чернигов-град, речка Смородина, Одихмантьев сын.


6. Найдите «третьего лишнего» в каждой из групп. Обоснуйте выбор.
а) амфибрахий, анапест, хорей
б) роман, романс, рассказ
в) метафора, эпитет, песня

(За каждый правильный ответ 1 б. Всего 6 б.)


7. Определите стихотворный размер данного произведения, укажите вид рифмы и способ рифмовки:
Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

(За каждый правильный ответ 1 б. Всего 3 б.)


8. Пушкинские герои часто меняют прежний образ жизни, становясь как бы «самозванцами». В каком произведении и кто стал:

а) крестьянкой
б) разбойником

(За каждый правильный ответ 1 б. Всего 4 б.)


9. Напишите стихотворение, используя следующие рифмы:


тайна – случайно

тревога – порога

калитка – пытка

городской – людской

(Всего 5 б.)


Всего 53 балла




















Всероссийская олимпиада школьников по литературе

2018-2019 учебный год

Школьный этап. 7 класс.

Ответы
1. Узнай героя произведения, укажи автора и название.

(За каждый правильный ответ 1 б. Всего 6 б.)
А) Феврония, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», произведение древнерусской литературы.
Б) Федя, И.С.Тургенев «Бежин луг».

2. Выбери правильный вариант ответа:

А). А) Константинополь
Б). Г) основанию Петербурга

(За каждый правильный ответ 2 б. Всего 4 б.)


3. Это пословицы о труде, уменье, лени, безделье. 1, 5, 6 – однозначные, 2, 3, 4, 7, 8 – многозначные, имеющие и прямой и переносный смысл.

(За каждый правильный ответ 1 б. Всего 9 б.)


4. Автобиографической мы называем повесть, в основу которой положены достоверные события и факты, сохранившиеся в памяти автора. (За правильный ответ 5 б.)


5. Определите жанр, название произведения и его автора по приведенным перечням слов.

1. Баллада В.А.Жуковского «Светлана».

2. Повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

3. Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон».

4. Былина «Илья Муромец и Соловей - разбойник».

(За каждый правильный ответ 1 б. Всего 11 б.)


6. Найдите «третьего лишнего» в каждой из групп. Обоснуйте выбор.
а) хорей – двусложный размер стихосложения
б) романс – лирический жанр
в) песня — лирический жанр

(За каждый правильный ответ 1 б. Всего 6 б.)


7. Определите стихотворный размер данного произведения, укажите вид рифмы и способ рифмовки
Ямб, 1 – 3 – женская, 2 – 4 – мужская, перекрёстная
(За каждый правильный ответ 1 б. Всего 3 б.)


8. Пушкинские герои часто меняют прежний образ жизни, становясь как бы «самозванцами». В каком произведении и кто стал:

а) «Барышня-крестьянка», Лиза – Акулина
б) «Дубровский», Владимир Дубровский

(За каждый правильный ответ 1 б. Всего 4 б.)

9. 5 баллов.
Всего 53 балла.


Просмотр содержимого документа
«8 класс Задания и ответы»

Школьный этап

Всероссийской олимпиады школьников по литературе

8 класс

2018-2019

(Максимум – 50 баллов)

  1. Соотнесите определение и соответствующее ему понятие:

а) один из видов лиро-эпического жанра, основные 1) былина

черты – наличие развернутого сюжета и вместе с

тем – широкое развитие образа лирического героя;

б) жанр русского фольклора, героико-патриотическая 2) поэма

песня-сказание о богатырях и исторических событиях;

в) вид устных повествований с фантастическим 3) сказка

вымыслом, формы которого исторически складывались

в связи с мифологией. (За каждый верный ответ 1 б. Всего 3 б.)

  1. Соотнесите имена русских богатырей и черты, наиболее для них характерные:

а) Илья Муромец 1) удалой, буйный, азартный

б) Алеша Попович 2) мудрый, степенный, уверенный в себе,

предусмотрительный

в) Василий Буслаев 3) трудолюбивый, неторопливый, хозяйственный

г) Микула Селянинович 4) неопытный, наглый, ленивый, хитроватый

(За каждый верный ответ 1б. Всего 4 б.)

  1. Определите стихотворный размер стихотворения Афанасия Фета

Ель рукавом мне тропинку завесила

а) анапест

б) амфибрахий

в) дактиль

(За верный ответ 1 б.)

4. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.

а) дактиль а) сравнение а) аллегория

б) рассказ б) ямб б) басня

в) роман в) анапест в) баллада

г) хорей г) метафора г) поэма

д) эпитет д) олицетворение д) антитеза

е) гипербола е) пословица е) инверсия

(За каждый верный ответ 1б. Всего 3 б.)

  1. Соотнесите имя и фамилию русских и зарубежных писателей.

1) Иван Алексеевич 1) Маршак

2) Роберт 2) Метерлинг

3) Михаил Юрьевич 3) Бунин

4) Василий Андреевич 4) Жуковский

5) Роберт Льюис 5) Крылов

6) Самуил Яковлевич 6) Бёрнс

7) Иван Андреевич 7) Стивенсон

8) Морис 8) Лермонтов

(За каждый верный ответ 1б. Всего 8 б.)

  1. Напишите литературоведческую статью: «Гипербола - это…».

(За верный ответ 1 б.)

  1. Определите стихотворный размер:

а) В надежде славы и добра

Гляжу вперед я без боязни:

Начало славных дней Петра

Мрачили мятежи и казни.

( А.С.Пушкин)

б) Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят.

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

(За каждый верный ответ 1б. Всего 2 б.)

  1. Попробуйте написать собственный текст на школьную тему в форме одного из жанров фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины, скороговорки, песни, частушки), используя особенности жанра (например, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы, зачины и т. д.).

(Максимальное количество баллов – 5)

  1. Особенностью художественного стиля народных песен являются постоянные эпитеты. Попробуйте вспомнить, какие эпитеты чаще всего определяют следующие слова: 1)…девица, 2)…молодец, 3) …кудри, 4)…очи, 5)…коса, 6)…брови, 7)…слеза, 8)…печаль, 9)…головушка, 10)…травушка, 11)…сокол, 12)...береза, 13)…друг.

(За верный ответ 1б. Всего 13 б.)

  1. Комплексный анализ прозаического произведения. Напишите отзыв на миниатюру И.С.Тургенева «Воробей».

При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста;

проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение;

определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.

(Максимальное количество баллов – 10)



Воробей.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Апрель, 1878
Всего 50 баллов

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

2018-2019 учебный год

8 класс

Ответы


  1. а -2; б -1; в – 3

(За каждый верный ответ 1 б. Всего 3 б.)





  1. а – 2; б – 4; в – 1; г – 3

(За каждый верный ответ 1б. Всего 4 б.)





  1. в

(За верный ответ 1 б.)





  1. Жанры, тропы, стихотворные размеры.

(За каждый верный ответ 1б. Всего 3 б.)





  1. 1- 3; 2 - 6; 3 - 8; 4 - 4; 5 – 7 ; 6 – 1 ; 7 – 5 ; 8 – 2

(За каждый верный ответ 1б. Всего 8 б.)





  1. Гипербола - это (от др.-греч. ὑπερβολή — «переход», «преувеличение») — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли…

(За верный ответ 1 б.)





  1. а) ямб, б) хорей.

(За каждый верный ответ 1б. Всего 2 б.)



  1. (Максимальное количество баллов – 5)



  1. 1) красна девица; 2)добрый молодец; 3)золотые кудри; 4) черные очи, грозные очи, дивные очи; 5) русая коса; 6) соболиные брови; 7) горькая слеза; 8) безвыходная печаль; 9) буйная головушка, отчаянная головушка; 10) травушка-муравушка; 11) ясный сокол; 12) белая береза, белоствольная береза; 13) старый друг, добрый друг, верный друг.

(За верный ответ 1б. Всего 13 б.)

  1. Комплексный анализ прозаического текста.

(Максимальное количество баллов – 10)



Всего 50 баллов.



Просмотр содержимого документа
«9 класс Задания и ответы»

Школьный этап

Всероссийской олимпиады школьников по литературе

  1. класс

2018-2019

  1. Знание текстов художественных произведений

О каких исторических деятелях идёт речь в этих отрывках? Ответ запишите по схеме:

герой – произведение – автор.

  1. Ужасный чудными делами

Зиждитель мира искони

Своими положил судьбами

Себя прославить в наши дни;

Послал в Россию Человека,

Каков неслыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознес

Главу, победами венчанну,

Россию, грубостью попранну, _____________________________________________

С собой возвысил до небес. _____________________________________________



  1. Диво ль старцу – мне помолодеть?

Старый сокол, хоть и слаб он с виду,

Высоко заставит птиц лететь, _______________________________________________

Никому не даст гнезда в обиду. ________________________________________________



  1. Сим извещаю вас, что убежавший из-под караула казак и раскольник …, учиня непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III, собрал злодейскую шайку, произвёл возмущения в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей … __________________________________________________





  1. Знание истории литературы

  1. Кто из представителей царского рода Романовых проявил себя на литературном поприще? Назовите этого человека. Дополнительный балл, если укажете произведение этого автора.



  1. Кого критик В.Г. Белинский назвал «Петром Великим русской литературы»?





  1. Внимательно изучите отрывки из художественных произведений и определите «иерархию орденов», существовавшую в России в XIX веке. Имейте в виду, что речь в отрывках идёт только об орденах.



• Г о р о д н и ч и й. А, чёрт возьми, славно быть генералом! Кавалерию повесят тебе через плечо. А какую кавалерию лучше, Анна Андреевна: красную или голубую?

А н н а А н д р е е в н а. Уж конечно, голубую лучше.

Г о р о д н и ч и й. Э? вишь, чего захотела! Хорошо и красную.

(Н.В. Гоголь «Ревизор»)

Прим.: Кавалерия – орденская лента. Голубая лента давалась при

высших орденах, красная – лента ордена Святой Анны.



• Станиславу 2-й степени в то время была присвоена звезда(но без ленты)… Звезда, хотя бы и не особенно доброкачественная, считалась непременным условием генеральства; из-за этого слуги его, статского генерала, таковым не считали. (М.Е. Салтыков-Щедрин «Пошехонская старина»)



• -Значит, у вас теперь три Анны … Одна в петлице, две на шее. _________________

- Теперь остаётся ожидать на свет маленького Владимира.

(А.П. Чехов «Анна на шее») _________________



• - Нет, вы только скажите, Василий Лукич, … что больше Александра _________________

Невского?

Василий Лукич отвечал, что больше Александра Невского есть Владимир. __________________

- А выше?

- А выше всего Андрей Первозванный. __________________

(Л.Н. Толстой «Анна Каренина» 5ч.)



  1. Знаниетеориилитературы

  1. Заполните пустые ячейки таблицы (1 балл за каждый правильный ответ):

эпос




Поэма, элегия, послание, эпиграмма




Д.И.Фонвизин «Недоросль»



  1. Определите средства художественной выразительности в данном фрагменте из «Слова о полку Игореве» (перевод Д.С. Лихачёва).

На другой день спозаранок _______________________________

кровавые зори свет предвещают, ______________________________

чёрные тучи с моря идут, _______________________________

хотят прикрыть четыре солнца _______________________________

… Быть грому великому, _______________________________

пойти дождю стрелами с Дона великого! _______________________________

  1. Определите стихотворный размер.

Никто не дорожит мной на земле,

И сам себе я в тягость, как другим;

Тоска блуждает на моём челе.

Я холоден и горд; и даже злым

Толпе кажуся; но ужель она

Проникнуть дерзко в сердце мне должна?

Зачем ей знать, что в нём заключено?

Огонь иль сумрак там – ей всё равно. ________________________________

(М.Ю. Лермонтов)











  1. Творческая работа

Как известно, стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком …» является переводом стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне. Несколько раньше это же стихотворение перевёл Ф.И. Тютчев. Сравните два перевода. Чемлермонтовскийвариант отличается от тютчевского, как в нём проявилось мироощущение Лермонтова? Какой перевод понравился вам больше, почему?



Г.Гейне «Сосна»

(Подстрочный перевод)

Сосна стоит одиноко

На севере на холодной вершине.

Она дремлет, белым покрывалом

Окутывают её лёд и снег.



Она мечтает о пальме,

Которая далеко на востоке

Одиноко и молча печалится

На пылающей скале. (1822г.)





Ф.М. Тютчев « На чужой стороне»

На севере мрачном, на дикой скале

Кедр одинокий под снегом белеет,

И сладко заснул он в инистой мгле,

и сон его вьюга лелеет.



Про юную пальму всё снится ему,

Что в дальних пределах Востока,

Под пламенным небом,

на знойномхолму

Стоит и цветёт одиноко. (1823г.)

М.Ю. Лермонтов «На севере диком»

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет. (1841г.)



1. Передают ли Лермонтов и Тютчев интонацию оригинала, чувство тоски, одиночества, грусти?

Какой из переводов – рассказ о несчастной любви. Почему вы так решили?



2. Найдите и в том и в другом стихотворении эпитеты, относящиеся к словам вершина, север. Какие из них более точно создают настроение одиночества?



3. "На пылающей скале” — у Гейне. Найдите соответствие у Тютчева и Лермонтова. В чём разница между этими выражениями? Какое более глубокое?



4. Какие же слова, отсутствующие у Гейне, влермонтовскомстихотворении усиливают мотив обречённости, тоски, одиночества? Что это за тропы?



5. Сделайте вывод: Кому, Тютчеву или Лермонтовуудалось лучше передать мысль Гейне об одиночестве и невозможности счастья? Что нового внёс Лермонтов в своё стихотворение? Можно ли стихотворение М.Ю. Лермонтова считать самостоятельным, оригинальным?

































































Ответы:

  1. Знание текстов художественных произведений

  1. Пётр I– «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» - М.В. Ломоносов

  2. Святослав – «Слово о полку Игореве» - стихотворный перевод Н. Заболоцкого

  3. Пугачёв – «Капитанская дочка» - А.С. Пушкин (1 балл за правильный ответ = 9 баллов)

  1. Знание истории литературы

  1. Екатерина IIВеликая. Нравоучительная сказка о царевиче Хлоре (2 б.)

  2. М.В.Ломоносов (1 б.)



  1. Иерархия орденов (5 б.)



Андрей Первозванный

Владимир 1-й степени

Александр Невский

Анна 1-й степени

Станислав 1-й степени



  1. Знание теории литературы (1 балл за каждый правильный ответ)

  1. (13 б.)

эпос

Рассказ, повесть, роман, сказка

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

лирика

Поэма, элегия, послание, эпиграмма

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

драма

Комедия, драма, трагедия

Д.И.Фонвизин «Недоросль»



  1. На другой день спозаранок __________________

кровавые зори свет предвещают, эпитет_____________

чёрные тучи с моря идут, матафора( половцы)_

хотят прикрыть четыре солнцааллегория(4 князя)_// _метафора _

Быть грому великому, эпитет_____________

пойти дождю стрелами с Дона великого! метафора, постоянный эпитет (6 б.)

  1. Ямб, пиррихий (6 б.)

  1. Творческое задание

По 5 баллов за полный ответ по каждому пункту плана. (25 б.)



Iзнание текстов

II история лит.

III теория лит.

IVтворч. задание

3 + 3 +3

2 + 1 + 5

13 + 6 + 6

25








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!