СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Муниципальный конкурс "Учитель года-2018" Конкурсное задание "Методический семинар" Объяснительная записка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурс учитель года 2018,визитка. Конкурсное задание.

Просмотр содержимого документа
«Муниципальный конкурс "Учитель года-2018" Конкурсное задание "Методический семинар" Объяснительная записка.»

Муниципальный конкурс "Учитель года - 2018"

Конкурсное задание «Методический семинар»

Описание инновационного педагогического опыта учителя начальных классов

Захаровой Светланы Николаевны, высшая квалификационная категория,

МБОУ Верхне- Талызинская средняя школа Сеченовского муниципального района

Тема педагогического опыта:

Активизация познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Я работаю  по программе «Школа России», которая реализует цель обеспечения современного образования младших школьников в соответствии с положениями образования в РФ, концепцией модернизации образования новейшими достижениями педагогической науки, соответствует ФГОС. Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Этот результат достигается благодаря современному УМК «Школа России» издательства «Просвещение», включающему учебники и учебные пособия нового поколения. Получивший самое широкое признание в школах России, комплект успешно развивается в соответствии с запросами времени, совершенствуется, вбирая в себя лучшее из живого педагогического опыта, и сейчас является надежным инструментом реализации Стандартов второго поколения.

Активизация познавательной деятельности – сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями и навыками.

Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Актуальность данной проблемы обусловлена  современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС).  Ведь учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно - техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.

В последнее время стало наблюдаться снижение познавательной активности учащихся. Как же сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение? Огромная роль здесь, на мой взгляд, отводится современным образовательным технологиям, так как в настоящее время именно внедрение новых технологий стали неотъемлемой частью современного образования. Применение современных образовательных технологий помогает учителю перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие возможности для развития самостоятельной деятельности учащихся. Поэтому меня волнует тема: «Активизация познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».

Работая в школе, осознаёшь, что с каждым годом становится все труднее поддерживать интерес ребёнка к учению вообще. Мотивация к активной познавательной позиции ослаблена несколькими причинами.

Во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они все в одном классе,

во-вторых, большой объем информации, который необходимо запомнить,

в-третьих, передачи телевидения и радио, интернет, научно-популярные кинофильмы, рассказывающие школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах в интересной, занимательной, и доступной форме привлекают детей в большей степени, чем современные учебники. Происходит резкое падение интереса школьников к чтению, к книге, и, как следствие, снижение культуры, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к процессу учения.

К. Д. Ушинский писал: «Главная задача учителя – не просто излагать материал, а пробудить способности детей, привлечь их активное внимание». Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Познавательный интерес должен стать мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика.

Новизна опыта заключается в том, чтобы помочь учителю в полном объёме использовать в своей работе подходы, даже в традиционной системе обучения, так как дети от природы любознательны, полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое, умное руководство.

Цель моего опыта: развитие познавательной активности учащихся через использование современных технологий обучения.

Задачи:

1) повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

2) обеспечить интеллектуальное развитие ребёнка;

3) развивать личностный потенциал учащихся;

4) более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

5) создать условия для реализации творческого потенциала учеников.

Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. Это привело меня к необходимости заняться поиском приемов обучения, которые позволяют ребенку быть инициативным, настойчивым, самостоятельным.

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процессе творчества на уроке являются:

- учебно - игровая деятельность;

- создание положительных эмоциональных ситуаций;

- работа в парах, группах;

- проблемное обучение;

- использование современных образовательных технологий,  ИКТ.

 Глубоких и прочных знаний учащихся  добиваюсь через повышение эффективности каждого урока. Свою работу строю на личностно-ориентированном подходе к каждому  ученику. Опыт работы с детьми  подсказывает мне путь, как учить детей без принуждения, как помочь им раскрыть свои возможности, как создать ситуацию успеха -  как одного из факторов обеспечения  психологического комфорта на уроке.

На уроках практикую работу с тестами, раздаточным материалом разного уровня сложности, внедряю ИКТ, предлагаю задания, включающие детей в самостоятельный, творческий, исследовательский поиск, что способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.

Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых возможностей каждого школьника  позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока: урок-сказка,  КВН,  урок-путешествие, урок-конкурс, урок - соревнование, урок - презентация, интегрированный урок, экскурсии. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на нестандартных уроках .  

Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Использование на уроках игровых приемов помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. 

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры. 
Игровые и занимательные задания способствуют восприятию интереса к предмету.

На уроках математики провожу устный счет с элементами игры:

  1. Логические разминки (решение задач)

  2. Игра «Да-нет» (Учащиеся говрят «да», если согласны, «нет» , если

  3. «Магические квадраты»

  4. «Веселый счет»

  5. «Засели домики» (отработка состава числа)

  6. Игра «Помоги белочке найти своё гнездо» и др.

  7. Веселые задачи в стихах

На уроках русского языка использую игровые и занимательные задания

  1. «Придумай слово»

  2. Отгадай загадку (отгадка – словарное слово)

  3. «Чудесная яблоня»

  4. Разгадывание ребусов, кроссвордов.

  5. Картинный диктант (при изучении словарных слов) и многое др.

На уроках литературного чтения детям очень нравится:

«Путешествие по станциям»

Во время путешествия ребята преодолевают препятствия, выполняя различные задания. Стараются быть быстрыми, сообразительными, внимательными.

На уроках окружающего мира я продолжаю работу над активизацией познавательной деятельности учащихся через сведения из дополнительных источников, использую игровые приемы:

  1. «Кто быстрее назовет ответ?»

  2. Загадки

  3. Викторины «Знаешь ли ты?»

  4. Кроссворды и т.д.

Для активизации познавательной деятельности учащихся использую и другие приемы: парную или групповую работу.

Работу в парах начинаю вводить с первого класса. Учу первоклассников проверять друг друга, слушая товарища, дополнять, оценивать его ответ.

Интересным и продуктивным способом  активизации познавательной деятельности учащихся является проектная деятельность.

Первым проектом в 1 классе, над которым работали ребята, был проект «Моя малая родина». В ходе работы была проведена работа над понятием «малая родина». Результатом проекта стал фоторассказ о своей малой родине

Вторым проектом стал проект «Моя семья». Создание данного проекта стало поводом для содержательного общения с членами семьи, в ходе которого ребенок учился задавать целенаправленные вопросы.

Результатом проекта стало понимание ребенком роли семьи в жизни человека. Каждый ребёнок, познакомил одноклассников со своей семьёй.

Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

Результативность профессиональной педагогической деятельности:

Работа по данной проблеме дает определенные позитивные результаты: изменились количественные показатели учебной деятельности учащихся и заметен качественный рост личности ученика (успеваемость 100%, качество знаний (за 2 года) увеличилось.

С результатами своей деятельности я выступаю на педагогических советах, заседаниях РМО, МО учителей школы, провожу открытые уроки. Имея Интернет, стараюсь узнавать новинки в области педагогики.

Проводимая мною работа позволяет мне получать результаты подготовки учащихся, развивать и активизировать познавательную деятельность. Это призовые места в олимпиадах, победы в конкурсах.

Инновация представленного опыта заключается в адаптации современных педагогических идей. Безусловно, работая над реализацией требований ФГОС НОО, внедряя и реализовывая на практике современные технологии по формированию познавательной деятельности обучающихся, я надеюсь увидеть своих выпускников, активно и целенаправленно познающими мир, осознающими ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированными на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Литература:
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.2010
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 2011. 
3. Бордовская Н.В., Доринская Л.А., Костромина С.Н.Современные образовательные технологии/учебное пособие .- М.:Кнорус, 2012г. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!