Музеи
Московского Кремля
В центре столицы России на высоком холме над Москвой-рекой расположен Московский Кремль. История нашей Родины отражена в каждом его строении. Это старинные пушки и колокола, соборы и дворцы, музеи и резиденция Президента России.
Высокие стены и бойницы говорят нам о том, что это мощное и величественное сооружение является крепостью. Вместе с тем, это строение отражает и духовную жизнь России. Кремль в Москве - общерусская национальная святыня, символ России .
Ансамбль Кремля в Москве включает в себя саму крепость с ее мощными стенами и башнями, а также храмы и палаты, величественные дворцы и парадные административные здания.
Стены Московского Кремля имеют 20 башен, среди которых нет одинаковых. В архитектурный ансамбль Московского Кремля входят восемь соборов.
Оружейная палата
Оружейная палата – старейший музей – сокровищница России – занимает
здание, построенное специально для неё в 1844 – 1851 годах.
Оружейная палата – единственный в нашей стране и один из немногих сохранившихся в мире музеев-сокровищниц. Она занимает почетное место среди таких известных сокровищниц как Тауэр в Лондоне, Зеленый свод в Дрездене, Оружейная палата в Стокгольме.
Учреждение названо в честь государственного казнохранилища, в состав которого в 1720 году вошли кремлёвские мастерские. С 1806 года сокровищница функционирует как музей, открытый сначала для дворянства, а с 1918 года — для всех.
Основу музейного собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлёвских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. Специально для размещения коллекции Оружейной палаты в 1851-м по проекту архитектора Константина Тона на территории Кремля было построено здание в русско-византийском стиле.
Успенский собор
Успенский собор, возведённый в 1475 – 1479 годах, был главным храмом страны, в котором венчались на царство и короновались все российские государи.
Собор является древнейшим полностью сохранившимся зданием Москвы, а также самым ранним из итальянских сооружений в Кремле.
Построен под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти.
Был главным кафедральным собором России вплоть до 1917 года.
Является усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего периода, кроме Никона и Игнатия
Благовещенский собор
Благовещенский собор, возведённый в 1484 – 1489 годах псковскими мастерами, являлся домовым храмом великих московских князей, а затем – русских царей.
В центральной части храма – сцены из Апокалипсиса (Откровения Иоанна Богослова). Это пророчества о конце мира, втором пришествии Христа и Страшном суде. Наряду с библейскими мотивами в росписях стен, сводов и колонн изображены лики русских князей и античных философов.
Основное место в росписях храма – иллюстрации Евангелия: праздники и страсти, чудеса и притчи, явление Христа по воскресении. Здесь представлены «Жития» Василия Великого, Иоанна Златоуста.
Архангельский собор
Архангельский собор, построенный в 1505 – 1508 годах, служил усыпальницей великих московских и удельных князей и русских царей.
По утверждению летописных источников, Архангельский собор был заложен в 1333 году Иваном Калитой. Согласно одной из версий, скромная каменная постройка возводилась в благодарность высшим силам за избавление Руси от голода в неурожайный год, однако получившееся в итоге сооружение настолько понравилось великому князю, что он завещал себя похоронить в его стенах. Архангельский собор почти на 180 лет стал родовой усыпальницей, куда стали свозить почивших представителей правящей верхушки.
Первоначально Архангельский собор был выкрашен в красный цвет, с которым эффектно контрастировали белые барельефы. Сегодня стены храма имеют однородный белый оттенок.
Патриарший дворец с церковью
двенадцати апостолов
Патриаршие палаты — редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы середины XVII века. Палаты были возведены по указу патриарха Никона в 1653—1655 годах русскими мастерами на месте более древних сооружений митрополичьего, а затем патриаршего двора в Московском Кремле .
Первый этаж дворца занимали хозяйственные службы, третий — личные покои патриарха.
На втором этаже располагались парадные помещения. Главное среди них — Крестовая, или Мироваренная, палата, где проходили заседания Священного Собора, устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей.
В XVIII—XIX веках в Патриарших палатах находилась Московская Синодальная контора.
Сегодня на втором этаже Патриарших палат располагается музейная экспозиция. Она посвящена русской культуре XVII столетия, когда накануне петровских реформ менялись мировоззрение, традиции и весь уклад жизни русского общества.
Церковь Ризположения
Церковь Ризположения, построенная в 1484 – 1485 годах псковскими
мастерами, была домовым храмом русских митрополитов, а позднее –
патриархов.
Внутри церкви Ризоположения размещается выставка деревянной пластики XIV-XIX веков. Монументальные резные скульптуры святых, рельефные иконы, кресты и образки. Некоторые произведения многоцветны. Чтобы достичь этого, использовали не только разные породы дерева, но и природные красители.
В церкви Ризоположения сохранился иконостас 1627 года. Большинство его икон принадлежит кисти придворного изографа Назария Истомина. Но особое внимание привлекают «тощие свечи» — работа московских мастеров. Это большие полые подсвечники из воска. Их передал храму Ризоположения патриарх Иосиф в 1649 году.
Ансамбль колокольни «Иван Великий»
Ансамбль колокольни «Иван Великий», расположенный на границе между Соборной и Ивановской площадями, является композиционным центром Кремля. Он создавался на протяжении трех с лишним веков — с 1505 г. по 1815 г. и состоит из трех разновременных объектов: столпа колокольни «Иван Великий», Успенской звонницы и Филаретовой пристройки.
На первом этаже Успенской звонницы размещается выставочный зал Музеев Московского Кремля, где экспонируются произведения искусства как из кремлевского собрания, так и из других российских и зарубежных музеев, а в уникальном памятнике древнерусской архитектуры — колокольне «Иван Великий» открылся музей, посвященный истории архитектурного ансамбля Московского Кремля.
В экспозиции колокольни представлены подлинные фрагменты белокаменного декора древних зданий Кремля, известных лишь по летописным упоминаниям.
Царь - пушка
«Царь-пушка» — именное артиллерийское орудие Русского Царства, памятник русского литейного искусства Нового времени. Была отлита в 1586 году. Её длина 5,34 метра, вес – 40 тонн.
Царь-пушка является самым выдающимся произведением русского оружейного мастерства. Она изготовлена по приказу царя Федора Ивановича придворным литейщиком Андреем Чоховым на московском Пушечном дворе.
По калибру, который составляет 890 мм, это самая большая пушка в мире, за что она и названа Царь-пушкой.
Ее вес приближается к 40 тоннам. Бронзовый ствол пушки украшен литыми фигурными фризами, орнаментальными поясами, памятными надписями и конной фигурой царя Федора Ивановича.
В силу исторических обстоятельств Царь-пушке ни разу не пришлось участвовать в боевых сражениях. Четыре ядра, сложенные пирамидой у ее подножья, носят декоративный характер, они полые внутри и были отлиты вместе с лафетом из чугуна в 1835 году на заводе Берда в Петербурге.
Царь - колокол
Царь – колокол отлили в 1733 -1735 годах. Высота колокола 6,14 метра,
диаметр – 6,6 метра, вес – 200 тонн.
Царь-колокол - выдающийся памятник русского литейного искусства ХVIII в. Он был отлит по указу императрицы Анны Иоанновны в 1733—1735 гг. потомственными московскими литейщиками, колокольных дел мастерами И.Ф. Моториным и его сыном Михаилом. До настоящего времени это самый большой колокол в мире.
Колокол замечателен красотой своей формы и тонко прорисованных скульптурных украшений: барельефных портретов царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоановны, а также поясков и картушей с барочным растительным орнаментом с изображениями святых, ангелов и надписями об истории создания колокола.