Методическая разработка «Музей в чемодане «Посылка на фронт» для детей младшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Тема музея «Посылка на фронт» выбрана не случайно, с этой темы, доступной для понимания младших дошкольников, я решила начать знакомство воспитанников с Великой Отечественной войной.
Знакомя воспитанников с экспонатами музея, я хочу донести до детей информацию о том, что победу в Великой Отечественной войне «ковали» все люди от мала до велика, в том числе труженики тыла. В тылу, как и на фронте, было очень тяжело. Труженики тыла, не зная отдыха, не досыпая, не доедая, подчинялись одному всеобщему порыву: «Все для фронта! Всё для Победы!». Тем самым я хочу воспитать в детях сопереживание, отзывчивость, вызвать желание оказывать посильную помощь, что очень актуально в настоящее время, когда проходит СВО и мы периодически собираем гуманитарную помощь нашим бойцам.
Цель: Формирование у детей представлений о Великой Отечественной войне, воспитание патриотических чувств, уважения к памяти героев.
Задачи: Дать детям начальные представления о ВОВ. Способствовать получению знаний детей о связи солдат на фронте с родными и близкими из тыла.
Познакомить с основными событиями войны (в доступной для детей форме).
Воспитывать патриотические чувства: сострадание, сопереживание, отзывчивость, уважительное отношение к людям, защищавшим нашу Родину, участникам тыла.
Развивать познавательный интерес, речь, мышление, воображение
Возрастная группа: дошкольный возраст (можно адаптировать для разных групп).
Материалы: чемодан (можно декорировать), экспонаты «музея»:
Удостоверение труженика тыла;
Медали труженика тыла;
Ткань байковая для портянок;
Варежки вязанные;
Носки вязанные;
Кружка солдатская;
Фляжка солдатская;
Котелок солдатский;
Мешочек тканевый с вышивкой «Воин, защищай Родину», в котором находится сухари из черного хлеба, кусковой сахар;
Мыло коричневое;
Каша солдатская в металлической банке;
Банка варенья;
Нитки;
Карандаши для письма;
Фотографии людей, собирающих и получающих посылки.
Ход работы:
1. Вводная беседа: Воспитатель рассказывает детям о Великой Отечественной войне в доступной для возраста детей форме.
2. Презентация "Музея в чемодане": Воспитатель представляет детям «музей в чемодане»:
Две нательные фуфайки,
На портянки — белой байки,
Чтоб ногам стоять в тепле
На снегу и на земле.
Меховые рукавицы,
Чтоб не страшен был мороз.
Хлеб и сахар – все в мешочке,
Чтоб в дороге береглось.
Чтобы тело чисто было
После долгого пути,
Два куска простого мыла —
Лучше мыла не найти!
Земляничное варенье
Своего приготовленья, —
Наварили мы его,
Будто знали для кого!
Нитки, ножницы, иголка —
Если что-нибудь порвешь,
Сядешь где-нибудь под елкой
И спокойно все зашьешь.
Острый ножик перочинный —
Колбасу и сало режь! —
Банка каши со свининой —
Открывай ее и ешь!
Все завязано, зашито,
Крышка к ящику прибита —
Дело близится к концу.
Отправляется посылка,
Очень важная посылка,
Пионерская посылка
Неизвестному бойцу!
3. Знакомство с экспонатами: Воспитатель достает по очереди экспонаты из чемодана, рассказывает о каждом из них, отвечает на вопросы детей. Важно адаптировать информацию к возрасту детей, использовать простые и понятные объяснения.
4. Для закрепления детьми полученных знаний, я дополнила наш «Музей в чемодане» авторскими дидактическими играми с изображениями предметов из посылки на фронт:
- «Найди пару (вещи из посылки)»;
- «Найди тень(вещи из посылки)»;
- Игра с фонариком «Что в посылке».
5. Творческая деятельность: музей содержит письма-треугольники из крафт-бумаги и детали из бумаги для украшения письма. При желании дети могут сделать аппликацию, наклеив детали на письмо.
6. Заключительная беседа: Воспитатель подводит итог занятия, еще раз подчеркивает важность сохранения памяти о Великой Отечественной войне и уважения к ветеранам и участникам тыла.
Рекомендации:
⦁ Важно подбирать материалы для "Музея в чемодане" с учетом возраста детей.
⦁ Занятие должно проходить в доступной и интересной форме.
⦁ Необходимо создать эмоционально положительную атмосферу.
⦁ Можно привлекать к созданию "Музея в чемодане" самих детей и их родителей.
Этот "Музей в чемодане" может стать эффективным средством патриотического воспитания дошкольников и поможет им лучше понять историю своей страны.
Список литературы
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Перспектива», 2008. - 256 с.
2. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. - М.: Творческий Центр СФЕРА, 2023. – 192 стр.
3. «Музей в чемодане» как интерактивная форма работы школьного музея. Методические материалы / сост.: Е.М. Красникова, О.А. Карпенко. — Хабаровск: КГАОУ ДО РМЦ, 2024. – 28 стр.
4. https://kartaslov.ru/книги/Сергей_Михалков_Были_для_детей_Стихи/7