МУЗЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ г. Брест
(Для учащихся 5-7 классов)
Педагог Пешко О.С.СШ 33 г.Брест
Цель: Познакомить учащихся с историей железнодорожного транспорта через экспонаты музея, развить интерес к техническому наследию Беларуси.
Задачи:
Изучить этапы развития железнодорожной техники.
Показать связь истории и современных технологий.
Развивать творческое мышление через интерактивные задания.
Формы работы:
Рассказ с демонстрацией слайдов или видео
Виртуальная экскурсия (показ видео)
Творческое задание
Обсуждение и рефлексия
Дорога длиною в 150 лет. К юбилею Белорусской железной дороги https://www.youtube.com/watch?v=xCujsVkOIAY
🔥 Это стоит увидеть! 🚂 Музей железнодорожной техники в Бресте https://www.youtube.com/watch?v=Y-LNXmtBJCQ видео 2,25 мин
Введение
Учитель: Сохранение исторической памяти – приоритет социальной политики Белорусской железной дороги.
1.Предлагаю посмотреть видеофильм об истории железной дороги, а затем проведём викторину. (Просмотр видеофильма «Дорога длиною в 150 лет», 14 мин.)
Краткий текст видеофильма: Фильм «Дорога длиною в 150 лет» был создан сотрудниками ЦНБ НАН Беларуси к презентации научно-популярного издания «История Белорусской железной дороги. С XIX века до XXI века» (2012). Белорусская железная дорога имеет свое богатое прошлое, свою историографию. Первый государственный план будущей сети железнодорожных магистралей был разработан в начале 1852 г. в Российской империи. Из всех предложенных линий Николай I утвердил к строительству лишь одну – Санкт- Петербург – Варшава. Ее трасса должна была пройти через Гатчину, Лугу, Псков, Остров, Двинск, Вильно, Гродно, Белосток. Участок от Вильно до Гродно, а это ни много, ни мало – 136 верст, был поделен на четыре части, две из которых непосредственно проходили по территории Беларуси. Первая – от реки Пересуть до деревни Поречье, второй – от Поречья до Гродно. Осенью 1862 г. Санкт-Петербурго-Варшавская железная дорога была практически готова по всей линии. Официальное открытие сквозного движения по всей линии состоялось 15 декабря 1862 г. с введением в эксплуатацию участка Ландварово-Варшава. Именно 15 декабря (27-е – по новому стилю) 1862 г. стало днем рождения дороги, которую мы сейчас все знаем под названием Белорусская железная дорога. А участок Поречье – Гродно является первой железнодорожной линией, проложенной на белорусской земле. Фонд ЦНБ НАН Беларуси сожержит более 100 документов XIX-XXI веков, рассказывающих о 150-летней истории белорусской стальной магистрали. Среди них очень редкие публикации военного времени о деятельности железной дороги на оккупированной территории: опубликованные немцами в Варшаве в 1942 году «График формирования грузовых поездов» («Güterzugbildungsvorschriften») и один из первых очерков о легендарном командире партизанского соединения, действовавшем в районе Витебск – Орша – Смоленск, Герое Советского Союза Константине Заслонове (Е. Виленский. Сын Белоруссии. Москва, 1943). Рубрика : Архивные видео #ЦНБ #НАН
10 ключевых вопросов и ответов о фильме «Дорога длиною в 150 лет» и истории Белорусской железной дороги:
Какому событию посвящен фильм «Дорога длиною в 150 лет»?
*Фильм создан к презентации научно-популярного издания «История Белорусской железной дороги. С XIX века до XXI века» (2012 год).*
Когда был разработан первый план железнодорожных магистралей на территории Беларуси?
Первый государственный план разработан в начале 1852 года в Российской империи.
Какую железную дорогу утвердил к строительству Николай I?
Санкт-Петербург - Варшава, проходящую через белорусские земли.
Когда официально открылось движение по Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороге?
15 декабря 1862 года (27 декабря по новому стилю).
Какой участок стал первой железной дорогой на белорусской земле?
*Участок Поречье - Гродно (136 верст от Вильно до Гродно).*
Какие уникальные документы хранятся в фонде ЦНБ НАН Беларуси?
*Более 100 документов XIX-XXI веков, включая редкие военные издания 1942-1943 годов.*
Какие конкретно редкие военные документы упоминаются?
«График формирования грузовых поездов» (1942) и очерк о Константине Заслонове (1943).
Кто такой Константин Заслонов?
Герой Советского Союза, легендарный командир партизанского соединения, действовавшего на железнодорожных участках Витебск - Орша - Смоленск.
Почему 15 декабря 1862 года считается важной датой?
Это день рождения Белорусской железной дороги - начало сквозного движения на линии Ландварово-Варшава.
Какие территории соединяла первая железная дорога?
Санкт-Петербург - Варшава через Гатчину, Псков, Вильно, Гродно и Белосток, включая белорусские участки.
2 часть.Учитель: Музей железнодорожной техники в Бресте был открыт в 2002 году недалеко от мемориального комплекса Брестская крепость-герой
На площадке под открытым небом собраны образцы железнодорожной техники разных периодов развития Белорусской железной дороги. Экспонаты музея дают возможность почувствовать мощь и красоту, уникальность и значимость многих идей, реализованных при создании железных дорог, а также соприкоснуться с прошлым и по-настоящему оценить всю историю развития и совершенствования железнодорожной техники в разные исторические периоды. Локомотивы являются самым главным звеном в сложном механизме магистрали, без которого невозможно представить работу железной дороги. Локомотивы - это символ стремительно меняющейся эпохи и важная часть судеб миллионов людей, чья жизнь была связана с железнодорожным транспортом.
Просмотр видеофильма Это стоит увидеть! 🚂 Музей железнодорожной техники в Бресте https://www.youtube.com/watch?v=Y-LNXmtBJCQ (видео 2,25 мин)
Учитель (или подготовленный ученик). Музей железнодорожной техники был открыт 15 мая 2002 года и расположен рядом со всемирно известным ГУ «Мемориальный комплекс «Брестская крепость – Герой».
Площадь музея занимает около 30 тыс. м2. Его экспозиция представлена на трех путях, длина которых составляет более 1000 метров. С 2002 по 2013 годы музей находился в структуре Локомотивного депо Брест, с 2013 года входит в состав Культурно-спортивного центра РУП «Брестское отделение Бел.ж.д.».
В музее под открытым небом собраны образцы железнодорожной техники, отражающие значительную часть истории железных дорог в Беларуси.
В настоящее время в Музее находится более 50 единиц техники, в том числе: 17 паровозов довоенного, военного и послевоенного поколений; 15 тепловозов; 2 паровых крана; почтовый вагон, 5 пассажирских выпуска 1895-1938 годов, снегоочиститель СДПМ, другая путейская техника.
На территории Музея расположены паровозная гидроколонка, вокзальные электрические часы, железнодорожный станционный колокол, противотанковая дивизионная пушка калибра 85 мм Д-44, которая устанавливалась во время Великой Отечественной войны на бронепоезда.
Экспонаты музея были использованы в киносъемках 26 художественных фильмах («Курсанты», «Последний бронепоезд», «Последний бой майора Пугачева», «Око за око», «Спасти императора», «Застава Жилина», «Днепровский рубеж», и другие).
Из экспонатов Музея, вагонов дореволюционной постройки, сформирован пассажирский состав и грузовой состав эпохи Великой Отечественной войны.
За последние годы многие из натурных экспонатов были обновлены силами филиалов Брестского отделения Бел.ж.д. Повышенный интерес у посетителей музея вызывает паровоз серии ЭР771-14 в разрезе, на котором условно представлена циркуляция воды, горячих газов и пара, обозначенная разными цветами. В паровозе серии Л-5297 в процессе восстановления оборудована топка с имитацией горящего угля, восстановлен звуковой сигнал, устроена оригинальная подсветка. Часть экспонатов музея открыта для общего доступа посетителей.
Также сегодня посетители музея могут видеть принцип действия и устройство тепловоза благодаря экспонату - тепловоз ТЭМ2-2581 в разрезе. В музее представлена тележка пассажирского вагона знаменитого поезда «Ориент-Экспресс».
Дополнением натурной экспозиции под открытым небом является выставочный павильон. Его построили в 2018 году в ходе реконструкции музея железнодорожной техники. В новом выставочном зале площадью 130 м2 представлены исторические и тематические разделы. Здесь можно увидеть стилизованные макеты вокзалов областных центров нашей республики, познакомиться с хронологией развития железнодорожной сети Беларуси. Тематический раздел экспозиции представлен двумя поездами-витринами, расположенными под стилизованным перроном с навесом. В них размещены макеты участков великих железных дорог мира, по которым курсирует мини-состав, воссоздан пейзаж Московско-Брестской железной дороги с типовыми железнодорожными сооружениями образца 1872 года. С 01.05.2021 введен в действие новый макет, показывающий работу Белорусской железной дороги в наши дни.
Кроме того, в экспозиции представлены модели локомотивов и вагонов, работавших в разные годы на Белорусской железной дороге. Также в новом выставочном зале размещены предметы быта железнодорожников, форма машинистов, отраслевые награды, коллекции железнодорожных фонарей и локомотивных табличек разных периодов времени.
Современные технологии позволяют экспозиции легко обновляться. В павильоне установлена информационно-справочная сенсорная панель, содержание которой может постоянно дополняться актуальной информацией.
Викторина. 10 вопросов и ответов о Музее железнодорожной техники в Бресте:
Когда был открыт Музей железнодорожной техники в Бресте?
Музей был открыт 15 мая 2002 года.
Где расположен музей?
Он находится рядом с мемориальным комплексом "Брестская крепость-герой".
Какова площадь музея?
Площадь музея составляет около 30 000 м².
Сколько экспонатов представлено в музее?
В музее более 50 единиц железнодорожной техники.
Какие основные типы техники представлены в экспозиции?
*17 паровозов, 15 тепловозов, 2 паровых крана, почтовый вагон, 5 пассажирских вагонов 1895-1938 годов выпуска, снегоочиститель СДПМ и другая путейская техника.*
Какой уникальный экспонат позволяет увидеть принцип работы паровоза?
*Это паровоз серии ЭР771-14 в разрезе, где разными цветами показана циркуляция воды, горячих газов и пара.*
Какие военные экспонаты есть в музее?
*Противотанковая пушка Д-44 калибра 85 мм, которая устанавливалась на бронепоезда во время Великой Отечественной войны.*
В каких фильмах использовались экспонаты музея?
В 26 фильмах, включая "Курсанты", "Последний бронепоезд", "Спасти императора", "Днепровский рубеж" и другие.
Что можно увидеть в новом выставочном павильоне?
*Макеты вокзалов Беларуси, модели железных дорог мира, экспозицию Московско-Брестской железной дороги 1872 года, а также коллекции формы, наград и оборудования железнодорожников.*
Какие современные технологии используются в музее?
В павильоне установлена сенсорная информационная панель, содержание которой регулярно обновляется.
Варианты творческого задания: 1."Придумай историю о путешествии на одном из музейных паровозов. Где бы он мог побывать? Кто были его пассажиры?"
2. Нарисовать заинтересовавший паровоз.
3. Составить филворд по теме (приложение1)
4. Соберите пазлы https://www.jigsawplanet.com/olgapiashko/muzej-zeleznodoroznoj-tekhniki-v-breste
Рефлексия. Изображение: Значки "понравилось"/"узнал новое".
Текст:"Что запомнилось больше всего?"
Самый необычный экспонат? Что удивило в истории ж/д? О чем рассказал бы другу?
Подведение итогов.
Источники:
1. Музей железнодорожной техники в Бресте https://brest.rw.by/social_sphere/kul_turno_sportivnij_centr/brest_museum/information/ (дата обращения 25.05.2025)
2.Дорога длиною в 150 лет. К юбилею Белорусской железной дороги https://www.youtube.com/watch?v=xCujsVkOIAY (дата обращения 25.05.2025)
Хранитель фондов -Цыпурко Лариса Михайловна Тел. 8(0162) 26-24-92
Касса музея Тел. 8(0162) 26-37-64
Приложение 1. Слова для составления филворда:
ПАРОВОЗ РЕЛЬСЫ СТАНЦИЯ МАГИСТРАЛЬ ВАГОН ГРОДНО ЗАСЛОНОВ
ВОКЗАЛ ТЕПЛОВОЗ СЦЕПКА ДЕПО БРЕСТ МУЗЕЙ КОЛЕЯ РАЗЬЕЗД ПУТЕУКЛАДЧИК
Ж П А Р О В О З Д Е Р М Ш
С Т А Н Ц И Я К Л О В Ы Т
Ц У М А Г И С Т Р А Л Ь Н
Е Л Ь В А Г О Н О П Р Ь З
П Б Г Р О Д Н О В А Щ К Д
К О В О К З А Л Т Е И М Е
А Л С Ц Е П К А Р О Т У П
Р Т Е П Л О В О З Д Ы Ь О
Ы М У З Е Й Н О Л О Г Ж В
Д Ш И З А С Л О Н О В К А
Е К О Л Е Я С М У Р Т А Л
П Л О П У Т Е У К Л А Д ЧИК
Контактная информация:
Адрес: Республика Беларусь, 224004, г. Брест, пр-т Машерова, 2.
Директор
Заяц Юрий Михайлович
Тел. 8(0162) 26-23-92
e-mail: [email protected]
Младший научный сотрудник музея
Шпак Александр Юрьевич
Тел. 8(0162) 26-30-64
e-mail: [email protected]
Экскурсовод
Борисюк Юлия Александровна
Тел. 8(0162) 26-24-92
e-mail: [email protected]
Хранитель фондов
Цыпурко Лариса Михайловна
Тел. 8(0162) 26-24-92
e-mail: [email protected]
Касса музея
Тел. 8(0162) 26-37-64
5