СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МУЗЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ г. Брест.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музей железнодорожной техники, г. Брест. филворд https://learningapps.org/display?v=piiqjunda25   Соберите пазлы https://www.jigsawplanet.com/olgapiashko/muzej-zeleznodoroznoj-tekhniki-v-breste 

Просмотр содержимого документа
«МУЗЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ г. Брест.»

МУЗЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ г. Брест

(Для учащихся 5-7 классов)

Педагог Пешко О.С.СШ 33 г.Брест

Цель: Познакомить учащихся с историей железнодорожного транспорта через экспонаты музея, развить интерес к техническому наследию Беларуси.

Задачи:

  1. Изучить этапы развития железнодорожной техники.

  2. Показать связь истории и современных технологий.

  3. Развивать творческое мышление через интерактивные задания.

Формы работы:

  • Рассказ с демонстрацией слайдов или видео

  • Виртуальная экскурсия (показ видео)

  • Творческое задание

  • Обсуждение и рефлексия

  • Дорога длиною в 150 лет. К юбилею Белорусской железной дороги https://www.youtube.com/watch?v=xCujsVkOIAY

  • 🔥 Это стоит увидеть! 🚂 Музей железнодорожной техники в Бресте https://www.youtube.com/watch?v=Y-LNXmtBJCQ видео 2,25 мин


Введение

Учитель: Сохранение исторической памяти – приоритет социальной политики Белорусской железной дороги.

1.Предлагаю посмотреть видеофильм об истории железной дороги, а затем проведём викторину. (Просмотр видеофильма «Дорога длиною в 150 лет», 14 мин.)

Краткий текст видеофильма: Фильм «Дорога длиною в 150 лет» был создан сотрудниками ЦНБ НАН Беларуси к презентации научно-популярного издания «История Белорусской железной дороги. С XIX века до XXI века» (2012). Белорусская железная дорога имеет свое богатое прошлое, свою историографию. Первый государственный план будущей сети железнодорожных магистралей был разработан в начале 1852 г. в Российской империи. Из всех предложенных линий Николай I утвердил к строительству лишь одну – Санкт- Петербург – Варшава. Ее трасса должна была пройти через Гатчину, Лугу, Псков, Остров, Двинск, Вильно, Гродно, Белосток. Участок от Вильно до Гродно, а это ни много, ни мало – 136 верст, был поделен на четыре части, две из которых непосредственно проходили по территории Беларуси. Первая – от реки Пересуть до деревни Поречье, второй – от Поречья до Гродно. Осенью 1862 г. Санкт-Петербурго-Варшавская железная дорога была практически готова по всей линии. Официальное открытие сквозного движения по всей линии состоялось 15 декабря 1862 г. с введением в эксплуатацию участка Ландварово-Варшава. Именно 15 декабря (27-е – по новому стилю) 1862 г. стало днем рождения дороги, которую мы сейчас все знаем под названием Белорусская железная дорога. А участок Поречье – Гродно является первой железнодорожной линией, проложенной на белорусской земле. Фонд ЦНБ НАН Беларуси сожержит более 100 документов XIX-XXI веков, рассказывающих о 150-летней истории белорусской стальной магистрали. Среди них очень редкие публикации военного времени о деятельности железной дороги на оккупированной территории: опубликованные немцами в Варшаве в 1942 году «График формирования грузовых поездов» («Güterzugbildungsvorschriften») и один из первых очерков о легендарном командире партизанского соединения, действовавшем в районе Витебск – Орша – Смоленск, Герое Советского Союза Константине Заслонове (Е. Виленский. Сын Белоруссии. Москва, 1943). Рубрика : Архивные видео #ЦНБ #НАН


10 ключевых вопросов и ответов о фильме «Дорога длиною в 150 лет» и истории Белорусской железной дороги:

  1. Какому событию посвящен фильм «Дорога длиною в 150 лет»?

*Фильм создан к презентации научно-популярного издания «История Белорусской железной дороги. С XIX века до XXI века» (2012 год).*

  1. Когда был разработан первый план железнодорожных магистралей на территории Беларуси?

Первый государственный план разработан в начале 1852 года в Российской империи.

  1. Какую железную дорогу утвердил к строительству Николай I?

Санкт-Петербург - Варшава, проходящую через белорусские земли.

  1. Когда официально открылось движение по Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороге?

15 декабря 1862 года (27 декабря по новому стилю).

  1. Какой участок стал первой железной дорогой на белорусской земле?

*Участок Поречье - Гродно (136 верст от Вильно до Гродно).*

  1. Какие уникальные документы хранятся в фонде ЦНБ НАН Беларуси?

*Более 100 документов XIX-XXI веков, включая редкие военные издания 1942-1943 годов.*

  1. Какие конкретно редкие военные документы упоминаются?

«График формирования грузовых поездов» (1942) и очерк о Константине Заслонове (1943).

  1. Кто такой Константин Заслонов?

Герой Советского Союза, легендарный командир партизанского соединения, действовавшего на железнодорожных участках Витебск - Орша - Смоленск.

  1. Почему 15 декабря 1862 года считается важной датой?

Это день рождения Белорусской железной дороги - начало сквозного движения на линии Ландварово-Варшава.

  1. Какие территории соединяла первая железная дорога?

Санкт-Петербург - Варшава через Гатчину, Псков, Вильно, Гродно и Белосток, включая белорусские участки.


2 часть.Учитель: Музей железнодорожной техники в Бресте был открыт в 2002 году недалеко от мемориального комплекса Брестская крепость-герой

На площадке под открытым небом собраны образцы железнодорожной техники разных периодов развития Белорусской железной дороги. Экспонаты музея дают возможность почувствовать мощь и красоту, уникальность и значимость многих идей, реализованных при создании железных дорог, а также соприкоснуться с прошлым и по-настоящему оценить всю историю развития и совершенствования железнодорожной техники в разные исторические периоды. Локомотивы являются самым главным звеном в сложном механизме магистрали, без которого невозможно представить работу железной дороги. Локомотивы - это символ стремительно меняющейся эпохи и важная часть судеб миллионов людей, чья жизнь была связана с железнодорожным транспортом.

Просмотр видеофильма Это стоит увидеть! 🚂 Музей железнодорожной техники в Бресте https://www.youtube.com/watch?v=Y-LNXmtBJCQ (видео 2,25 мин)

Учитель (или подготовленный ученик). Музей железнодорожной техники был открыт 15 мая 2002 года и расположен рядом со всемирно известным ГУ «Мемориальный комплекс «Брестская крепость – Герой».

Площадь музея занимает около 30 тыс. м2. Его экспозиция представлена на трех путях, длина которых составляет более 1000 метров. С 2002 по 2013 годы музей находился в структуре Локомотивного депо Брест, с 2013 года входит в состав Культурно-спортивного центра РУП «Брестское отделение Бел.ж.д.».

В музее под открытым небом собраны образцы железнодорожной техники, отражающие значительную часть истории железных дорог в Беларуси.

В настоящее время в Музее находится более 50 единиц техники, в том числе: 17 паровозов довоенного, военного и послевоенного поколений;              15 тепловозов; 2 паровых крана; почтовый вагон,            5 пассажирских выпуска 1895-1938 годов, снегоочиститель СДПМ, другая путейская техника.

На территории Музея расположены паровозная гидроколонка, вокзальные электрические часы, железнодорожный станционный колокол, противотанковая дивизионная пушка калибра 85 мм Д-44, которая устанавливалась во время Великой Отечественной войны на бронепоезда.

Экспонаты музея были использованы в киносъемках 26 художественных фильмах («Курсанты», «Последний бронепоезд», «Последний бой майора Пугачева», «Око за око», «Спасти императора», «Застава Жилина», «Днепровский рубеж», и другие).

Из экспонатов Музея, вагонов дореволюционной постройки, сформирован пассажирский состав и грузовой состав эпохи Великой Отечественной войны.

За последние годы многие из натурных экспонатов были обновлены силами филиалов Брестского отделения Бел.ж.д. Повышенный интерес у посетителей музея вызывает паровоз серии ЭР771-14 в разрезе, на котором условно представлена циркуляция воды, горячих газов и пара, обозначенная разными цветами. В паровозе серии Л-5297 в процессе восстановления оборудована топка с имитацией горящего угля, восстановлен звуковой сигнал, устроена оригинальная подсветка. Часть экспонатов музея открыта для общего доступа посетителей.

Также сегодня посетители музея могут видеть принцип действия и устройство тепловоза благодаря экспонату - тепловоз ТЭМ2-2581 в разрезе. В музее представлена тележка пассажирского вагона знаменитого поезда «Ориент-Экспресс».

Дополнением натурной экспозиции под открытым небом является выставочный павильон. Его построили в 2018 году в ходе реконструкции музея железнодорожной техники. В новом выставочном зале площадью 130 м2 представлены исторические и тематические разделы. Здесь можно увидеть стилизованные макеты вокзалов областных центров нашей республики, познакомиться с хронологией развития железнодорожной сети Беларуси. Тематический раздел экспозиции представлен двумя поездами-витринами, расположенными под стилизованным перроном с навесом. В них  размещены макеты участков великих железных дорог мира, по которым курсирует мини-состав,  воссоздан пейзаж Московско-Брестской железной дороги с типовыми железнодорожными сооружениями образца 1872 года. С 01.05.2021 введен в действие новый макет, показывающий работу Белорусской железной дороги в наши дни.

Кроме того, в экспозиции представлены модели локомотивов и вагонов, работавших в разные годы на Белорусской железной дороге. Также в новом выставочном зале размещены предметы быта железнодорожников, форма машинистов, отраслевые награды, коллекции железнодорожных фонарей и локомотивных табличек разных периодов времени.

Современные технологии позволяют экспозиции легко обновляться. В павильоне установлена информационно-справочная сенсорная панель, содержание которой может постоянно дополняться актуальной информацией.


Викторина. 10 вопросов и ответов о Музее железнодорожной техники в Бресте:

  1. Когда был открыт Музей железнодорожной техники в Бресте?
    Музей был открыт 15 мая 2002 года.

  2. Где расположен музей?
    Он находится рядом с мемориальным комплексом "Брестская крепость-герой".

  3. Какова площадь музея?
    Площадь музея составляет около 30 000 м².

  4. Сколько экспонатов представлено в музее?
    В музее более 50 единиц железнодорожной техники.

  5. Какие основные типы техники представлены в экспозиции?
    *17 паровозов, 15 тепловозов, 2 паровых крана, почтовый вагон, 5 пассажирских вагонов 1895-1938 годов выпуска, снегоочиститель СДПМ и другая путейская техника.*

  6. Какой уникальный экспонат позволяет увидеть принцип работы паровоза?
    *Это паровоз серии ЭР771-14 в разрезе, где разными цветами показана циркуляция воды, горячих газов и пара.*

  7. Какие военные экспонаты есть в музее?
    *Противотанковая пушка Д-44 калибра 85 мм, которая устанавливалась на бронепоезда во время Великой Отечественной войны.*

  8. В каких фильмах использовались экспонаты музея?
    В 26 фильмах, включая "Курсанты", "Последний бронепоезд", "Спасти императора", "Днепровский рубеж" и другие.

  9. Что можно увидеть в новом выставочном павильоне?
    *Макеты вокзалов Беларуси, модели железных дорог мира, экспозицию Московско-Брестской железной дороги 1872 года, а также коллекции формы, наград и оборудования железнодорожников.*

  10. Какие современные технологии используются в музее?
    В павильоне установлена сенсорная информационная панель, содержание которой регулярно обновляется.

Варианты творческого задания: 1."Придумай историю о путешествии на одном из музейных паровозов. Где бы он мог побывать? Кто были его пассажиры?"

2. Нарисовать заинтересовавший паровоз.

3. Составить филворд по теме (приложение1)

4. Соберите пазлы https://www.jigsawplanet.com/olgapiashko/muzej-zeleznodoroznoj-tekhniki-v-breste

 Рефлексия. Изображение: Значки "понравилось"/"узнал новое".
Текст:"Что запомнилось больше всего?"

Самый необычный экспонат? Что удивило в истории ж/д? О чем рассказал бы другу?

Подведение итогов.

Источники:

1. Музей железнодорожной техники в Бресте https://brest.rw.by/social_sphere/kul_turno_sportivnij_centr/brest_museum/information/ (дата обращения 25.05.2025)

2.Дорога длиною в 150 лет. К юбилею Белорусской железной дороги https://www.youtube.com/watch?v=xCujsVkOIAY (дата обращения 25.05.2025)

Хранитель фондов -Цыпурко Лариса Михайловна Тел. 8(0162) 26-24-92

Касса музея Тел. 8(0162) 26-37-64

Приложение 1. Слова для составления филворда:

ПАРОВОЗ РЕЛЬСЫ СТАНЦИЯ МАГИСТРАЛЬ ВАГОН ГРОДНО ЗАСЛОНОВ

ВОКЗАЛ ТЕПЛОВОЗ СЦЕПКА ДЕПО БРЕСТ МУЗЕЙ КОЛЕЯ РАЗЬЕЗД ПУТЕУКЛАДЧИК

Ж П А Р О В О З Д Е Р М Ш

С Т А Н Ц И Я К Л О В Ы Т

Ц У М А Г И С Т Р А Л Ь Н

Е Л Ь В А Г О Н О П Р Ь З

П Б Г Р О Д Н О В А Щ К Д

К О В О К З А Л Т Е И М Е

А Л С Ц Е П К А Р О Т У П

Р Т Е П Л О В О З Д Ы Ь О

Ы М У З Е Й Н О Л О Г Ж В

Д Ш И З А С Л О Н О В К А

Е К О Л Е Я С М У Р Т А Л

П Л О П У Т Е У К Л А Д ЧИК

Контактная информация:
Адрес: Республика Беларусь, 224004, г. Брест, пр-т Машерова, 2.
Директор
Заяц Юрий Михайлович
Тел. 8(0162) 26-23-92
e-mail:  [email protected] 
Младший научный сотрудник музея
Шпак Александр Юрьевич
Тел. 8(0162) 26-30-64
e-mail:  [email protected] 
Экскурсовод
Борисюк Юлия Александровна
Тел. 8(0162) 26-24-92
e-mail:  [email protected] 

Хранитель фондов

Цыпурко Лариса Михайловна

Тел. 8(0162) 26-24-92
e-mail:  [email protected] 
Касса музея
Тел. 8(0162) 26-37-64


5