СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музейная педагогика как средство патриотического воспитания школьников.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музейная педагогика как средство патриотического воспитания школьников.

Просмотр содержимого документа
«Музейная педагогика как средство патриотического воспитания школьников.»

Музейная педагогика.

Характеристика

«Школьного музея Боевой Славы имени Марии Поливановой»


Музей основан в 1969 году.

Программа развития «Школьного музея Боевой Славы имени Марии Поливановой» на 2018-2019 учебный год.

Цель реализации программы - воспитание гражданско-патриотических качеств личности на основе организации краеведческой поисковой деятельности, направленной на познание истории своего народа, истории родного села Спас-Конино, подвигов людей во время Великой Отечественной войны в тылу и на фронте.

Принципы построения программы.

- принцип личностно-ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самореализации, саморазвития личности обучающегося;

- принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем;

- принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;

- принцип системности;

Программа должна способствовать творческой самореализации подростков посредством участия в различных формах историко-краеведческой деятельности:

  • создание хроник, летописей, карт истории села Спас-Конино,

  • семейные летописи участников Великой Отечественной войны;

  • сбор материалов о ветеранах Великой Отечественной войны, узниках, тружениках тыла, Героях Великой Отечественной войны, писателях, учёных и т.д.;

  • формирование банка данных музея (в рукописном и электронном виде),

  • экскурсии, презентации, викторины, доклады, исследовательские работы, поисковая деятельность.







Направления деятельности.

Фондовая работа

п/п

Мероприятия

Сроки выполнения

1

Работа с музейной документацией:

  - оформление книги первичного учета;

  - правильное оформление инвентарной книги

в течение года

2

Составление справочной картотеки музея

в течение года

3

Комплектование материалов, связанных с научно-исследовательской деятельностью школьников, творческие работы

в течение года

4

Работы по развитию экспозиции музея:

  - оформление стендов

  - выставки книг и творческих достижений учащихся

в течение года

5

Пополнение коллекций музея новыми экспонатами

в течение года

Организационно-методическая работа

п/п

Мероприятия

Сроки проведения

1

Организация работы Совета музея

в течение года

2

Организация  работы творческой группы экскурсоводов музея

сентябрь - май

3

Организация работы с Советом ветеранов, уточнение списка членов, обсуждение плана работы

сентябрь-октябрь

4

Утверждение и корректировка плана музея на год

сентябрь

5

Обсуждение тем и подготовка обзорных и тематических экскурсий по музею

сентябрь-октябрь

6

Подготовка к научно-исследовательской деятельности и разработка тем:

  "Вклад моей семьи в летопись Великой Отечественной войны",

  "Великая Отечественная война в произведениях искусства",

  "Награды Великой Отечественной войны",

  "Земляки - герои Великой Отечественной войны",

в течение года

7

Разработка плана мероприятий, посвященных Дням Воинской Славы:

  9 мая - День Победы,

24 октября – День Чести Школы, ко дню рождения М. Поливановой

  5 декабря - Битва под Москвой,

  2 февраля - Сталинградская битва,

  день вывода советских войск из Афганистана,

  23 февраля - день Защитника Отечества,


в течение года

май

октябрь

январь

февраль

февраль

февраль

9

Организация работы музея по подготовке и участию в смотре-конкурсе школьных музеев

ноябрь

10

Организация работы по дополнению экспозиций музея

сентябрь - май

11

Оформление альбома о городах –героях и городах великой славы

сентябрь,

в течение года

12

Разработка плана мероприятий музея по организации экскурсий в школьный музей (для учащихся начальной и средней школы)

сентябрь

13

Планирование работы по укреплению материально-технической базы музея

сентябрь - май

14

Подведение итогов, награждение лучших учащихся школы, принявших активное участие в работе музея по военно-историческому направлению

май

15

Разработка и составление плана работы музея на следующий год

май

Работа с ветеранами 

п/п

Мероприятия

Сроки выполнения

1

Организация встречи с ветеранами, посвященной "Дню знаний"

сентябрь

2

Уроки Мужества. Встречи с ветеранами, посвященные Дням Воинской Славы:

  - Битва под Москвой;

  - День защитника Отечества;

  - День Победы

декабрь

февраль

май

4

Праздничный концерт, посвященный Дню Победы для ветеранов, организованный силами учащихся школы

май

Экскурсионная работа 

п/п

Мероприятие

Сроки выполнения

1

Обзорные и тематические экскурсии по музею:

  "Наш музей Боевой Славы",

  "Как это было»,

  "С чего начинается Родина",

в течение года

2

Проведение конкурса детского рисунка на тему: "Дети рисуют войну"

апрель

3

Организация и проведение конкурса чтецов "Стихи о войне"

апрель, май

4

Проведение конкурса газет и плакатов, посвященного Дню Победы

январь



Поисковая и исследовательская работа в музее имеет систематический, целе­направленный характер. В основном, сбор информации и материалов происходит в ходе летних краеведческих экспедиций, опросов старожилов, составлением запро­сов в различные архивы и музеи, а также ведением активной переписки. С момента последней паспортизации в основной фонд поступило 5 экспонатов.

В основном фонде музея находится 178 единиц хранения, в научно-вспомогательном - 85. Правила отбора материалов для включения в основной и вспомогательный фонд соблюдаются. Кроме этих фондов, есть небольшой обмен­ный фонд. Инвентарная книга основного фонда ведется, но шифровка экспонатов не проводится. В музее, имеющем мемориальную специфику, находятся подлин­ные вещи М.С. Поливановой и И.А. Агеева, что придает музею особую ценность. Эти экспонаты хранятся в закрытых застекленных витринах и находятся на учете. Экспозиционное оборудование в основном представлено в виде стендов и витрин. Световой и температурно-влажностные режимы помещения музея, в ос­новном, соблюдаются. В музее отсутствует огнестрельное и холодное оружие, взрывоопасные и иные предметы, угрожающие жизни и безопасности людей.

«Школьный музей Боевой Славы имени М. Поливановой» является комплекс­ным военно-историческим музеем. Расположен он в изолированном помещении в здании школы. Часть экспонатов выставлены в рекреации. Основные разделы му­зея:

1. «Биография, боевой путь и подвиг Героев Советского Союза Марии Семеновны Поливановой и Натальи Ковшовой»,

2. «Наш земляк Герой Советского Союза - И.А. Агеев»,

3. «Боевые действия во времена Великой Отечественной вой­ны на территории Спас-Конинского сельского округа»,

4. Витрина «Эхо войны»,

5. «История шко­лы села Спас-Конино»,

6. Предметы быта прежних времён.

Собранные материалы соответствуют профилю и теме музея.

Музей является центром воспитательной работы в школе. На базе музея сло­жились такие школьные традиции, как первое посещение музея первоклассниками 1 сентября и последнее – выпускниками школы. Часто в музее проводятся уроки истории, классные часы, уроки мужества, День чести школы (ко дню рождения М. Поливановой). Материалы музея, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Важное общественно-полезное дело актива музея – уход за братскими могилами в с. Спас-Конино и д. Клешня. Члены музейного актива регулярно принимают участие в районных краеведческих викторинах и конкурсах: «Тропинками родного края» и др.

Количество посетителей в год, включая индивидуальные, групповые и кол­лективные посещения, примерно 100 - 110 человек в год, при этом необходимо учитывать отдаленность села Спас-Конино и небольшое число обучающихся в школе. Иногда в музей приезжают группы не только из школ Алексина и Алексин-ского района, но и из других мест Тульской области. Книга отзывов имеется. Экс­курсии по музею проводят экскурсоводы-учащиеся. При музее существует школа экскурсоводов, в которой происходит подготовка учеников.

Совет музея состоит из 5 человек, в который входят учащиеся школы, педагоги, работник сельского Дома культуры с. Спас-Конино. В активе музея 5 человек из числа наиболее активных, заинтере­сованных учащихся школы.

Имеется тесная связь музея с МБУК «Алексинский РДК» филиал «Спас-Конинский ДК», Алексинским художест­венно-краеведческим музеем (АКХМ) и Центральной районной библиотекой.

Функции руководителя музея исполняет учитель истории МБОУ «Спас-Конинской СОШ № 24» - Романова Татьяна Ивановна.





Руководитель музея – Романова Т. И. _____________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!