СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музейная педагогика как технология гражданского воспитания учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшей задачей современного образования является грамотная организация учебно-воспитательного процесса, самореализация молодого человека в период обучения и после его окончания, активная социализация личности и успешная адаптация на рынке труда. А одно из базовых направлений в области образования – это усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности и патриотизма.

Просмотр содержимого документа
«Музейная педагогика как технология гражданского воспитания учащихся»

 Музейная педагогика как технология гражданского воспитания учащихся Громак Н. И., ст. преподаватель кафедры менеджмента образования и психологии, зав. отделом анализа и методического сопровождения среднего общего образования ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»

Музейная педагогика как технология гражданского воспитания учащихся

Громак Н. И., ст. преподаватель кафедры менеджмента образования и психологии, зав. отделом анализа и методического сопровождения среднего общего образования ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПАТРИОТИЗМ? Патриотизм – это любовь к Родине, преданность к Отечеству, готовность к его защите П – права и обязанности граждан А – активный образ жизни Т – толерантность Р – радость открытий и познаний И – изучение истории своего города, района О  – ответственность Т – трудолюбие И – искренность З  – здоровый образ жизни М – морально-духовные ценности 3

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПАТРИОТИЗМ?

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность к Отечеству, готовность к его защите

Пправа и обязанности граждан

Аактивный образ жизни

Ттолерантность

Ррадость открытий и познаний

Иизучение истории своего города, района

Оответственность

Ттрудолюбие

Иискренность

Зздоровый образ жизни

Мморально-духовные ценности

3

ЧТО ТАКОЕ ПАТРИОТИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ? Патриотическое воспитание  – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины  Это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живет человек 4

ЧТО ТАКОЕ ПАТРИОТИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ?

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины

Это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живет человек

4

Формирование патриотических чувств и гражданского самосознания детей и подростков через приобщение к чтению путем внедрения инновационных форм работы, воспитание любви к книге, к родному слову, к культуре родной страны, т.е. воспитание патриота Цель 5

Формирование патриотических чувств и гражданского самосознания детей и подростков через приобщение к чтению путем внедрения инновационных форм работы, воспитание любви к книге, к родному слову, к культуре родной страны, т.е.

воспитание патриота

Цель

5

НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 1. ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ   2.  ВОЕННО -- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 3.  ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ 4.  ИСТОРИКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ  5.  КУЛЬТУРНО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СПОРТИВНО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 6. 6

НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.

ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

2.

ВОЕННО -- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

3.

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

4.

ИСТОРИКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

5.

КУЛЬТУРНО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

СПОРТИВНО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

6.

6

Формы и методы работы библиотек  в патриотическом воспитании КНИЖНО – ИЛЛЮСТРАТИВНАЯ ВЫСТАВКА ЧИТАТЕЛЬСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ КВЕСТ - ИГРЫ ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫ УСТНЫЕ ЖУРНАЛЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДИСПУТЫ 7

Формы и методы работы библиотек

в патриотическом воспитании

КНИЖНО – ИЛЛЮСТРАТИВНАЯ ВЫСТАВКА

ЧИТАТЕЛЬСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ

КВЕСТ - ИГРЫ

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

КРУГЛЫЕ СТОЛЫ

УСТНЫЕ ЖУРНАЛЫ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДИСПУТЫ

7

Формы и методы работы библиотек в патриотическом воспитании ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЧАСЫ И БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ  БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ 9. 10. КНИЖНЫЕ АУКЦИОНЫ 11. АКЦИИ, ПРОЕКТЫ 12. ЛИТЕРАТУРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ КОНКУРСЫ ЧТЕЦОВ 13 . 14 . МУЗЕЙНЫЕ БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ И ДР. МЕРОПРИЯТИЯ 8

Формы и методы работы библиотек в патриотическом воспитании

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЧАСЫ И БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ

9.

10.

КНИЖНЫЕ АУКЦИОНЫ

11.

АКЦИИ, ПРОЕКТЫ

12.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ

КОНКУРСЫ ЧТЕЦОВ

13 .

14 .

МУЗЕЙНЫЕ БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ И ДР. МЕРОПРИЯТИЯ

8

 ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТРУКТУРА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Патриотическое сознание (отношение) Патриотическое убеждение (знание) Патриотическая деятельность (готовность поступать) 9

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

СТРУКТУРА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Патриотическое сознание (отношение)

Патриотическое убеждение

(знание)

Патриотическая деятельность (готовность поступать)

9

Одним из современных педагогических направлений последних десятилетий является культурная образовательно-воспитательная деятельность в музее  Активизация данного вида деятельности связана с поисками образовательных технологий, позволяющих преодолеть имеющийся разрыв между образованием и культурой Музей и школа в целях своей деятельности традиционно имеют много общего: они стремятся воспитывать чувство патриотизма, сознательное отношение к достоянию мировой и отечественной науки и культуры, развивать мышление, творческие способности и определенные практические навыки, стимулировать творческую активность личности и т. д.  Музеи должны привлекать новых посетителей, и библиотекари, классные руководители, и учителя-предметники заинтересованы в использовании музейных разработок и на уроках, и во внеклассных мероприятиях
  • Одним из современных педагогических направлений последних десятилетий является культурная образовательно-воспитательная деятельность в музее

  • Активизация данного вида деятельности связана с поисками образовательных технологий, позволяющих преодолеть имеющийся разрыв между образованием и культурой
  • Музей и школа в целях своей деятельности традиционно имеют много общего: они стремятся воспитывать чувство патриотизма, сознательное отношение к достоянию мировой и отечественной науки и культуры, развивать мышление, творческие способности и определенные практические навыки, стимулировать творческую активность личности и т. д.

  • Музеи должны привлекать новых посетителей, и библиотекари, классные руководители, и учителя-предметники заинтересованы в использовании музейных разработок и на уроках, и во внеклассных мероприятиях

Современные факторы, которые охватывают образовательно-воспитательную область педагогики, связанную с научными и практическими аспектами взаимодействия музея и посетителя-школьника

  • Постоянно растущий интерес к музею. Интерес обусловлен тем, что в стремительно меняющемся мире только музей остается единственным и стабильным хранителем памятников мировой художественной культуры, являясь при этом фактически центром формального и неформального образования для всех категорий посетителей
  • Понимание необходимости гуманизации образования и воспитания творческой личности, что требует непосредственного обращения к вековому культурному наследию
  • Многогранность информационных ресурсов музея (от книжно-письменной, визуальной культуры до аудивизуальной и мультимидийной) безгранична, что позволяет постоянно использовать ее широкому кругу населения.
  • Музей и его образовательно-воспитательная деятельность может рассматриваться, как важнейший институт культурной преемственности, формирующий психологическую и нравственную ориентацию обучающихся как в социокультурном, так и в историческом пространстве

9

С учетом перечисленных выше педагогических принципов современное развитие музейной педагогики происходит в нескольких направлениях: в стенах общеобразовательных организаций: музеях, библиотеках, специальных детских экспозициях учреждениях дополнительного образования Каждое из направлений имеет свою специфику, преследует собственные цели и задачи

С учетом перечисленных выше педагогических принципов современное развитие музейной педагогики происходит в нескольких направлениях:

  • в стенах общеобразовательных организаций: музеях, библиотеках, специальных детских экспозициях
  • учреждениях дополнительного образования

Каждое из направлений имеет свою специфику, преследует собственные цели и задачи

Музейная педагогика развивается в русле проблем патриотического воспитания.   Зачем же нужна музейная педагогика?  Она может оказать неоценимую помощь в процессе патриотического воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры.  В этой сфере нет места вандализму – интересно не разрушать, а созидать! 9

Музейная педагогика развивается в русле проблем патриотического воспитания.

Зачем же нужна музейная педагогика?

Она может оказать неоценимую помощь в процессе патриотического воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры.

В этой сфере нет места вандализму – интересно не разрушать, а созидать!

9

Проектная деятельность обучающихся в школьном музее позволяет реализовывать общешкольные задачи  по гражданско – патриотическому воспитанию:   воспитание познавательных интересов и способностей, активности и самостоятельности обучающихся музейными средствами в комплексе воспитательных мероприятий; изучение яркого, подлинного документального материала, за рамками учебной программы, создаёт дополнительную мотивацию к обучению; необходимость приобщения детей и подростков к историческому и духовному наследию, воспитание бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов средствами школьного музея

Проектная деятельность обучающихся в школьном музее позволяет реализовывать общешкольные задачи по гражданско – патриотическому воспитанию:

  • воспитание познавательных интересов и способностей, активности и самостоятельности обучающихся музейными средствами в комплексе воспитательных мероприятий;
  • изучение яркого, подлинного документального материала, за рамками учебной программы, создаёт дополнительную мотивацию к обучению;
  • необходимость приобщения детей и подростков к историческому и духовному наследию, воспитание бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов средствами школьного музея

Организация проектной деятельности учащихся в музее через клубно - секционную форму рассматривается нами как средство формирования общественной активности школьников путем приобщения к различным аспектам музейной деятельности.  Все они ведут свою деятельность по общей структуре:     постановка проекта (определение темы); цель проекта; планирование; поиск; результаты; рефлексия (размышление, склонность анализировать свои переживания)

Организация проектной деятельности учащихся в музее через клубно - секционную форму рассматривается нами как средство формирования общественной активности школьников путем приобщения к различным аспектам музейной деятельности. Все они ведут свою деятельность по общей структуре:

 

  • постановка проекта (определение темы);
  • цель проекта;
  • планирование;
  • поиск;
  • результаты;
  • рефлексия (размышление, склонность анализировать свои переживания)
 Выставка «Мы - наследники Победы! Стихи и книги о войне» 9

Выставка «Мы - наследники Победы! Стихи и книги о войне»

9

Таинственен, прекрасен и велик  Пропахший тайной мир чудесный книг,  И мало сыщется на свете человек,  Кто не входил под свод библиотек    СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ! 9

Таинственен, прекрасен и велик Пропахший тайной мир чудесный книг, И мало сыщется на свете человек, Кто не входил под свод библиотек

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!

9


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!