Музейная педагогика как технология гражданского воспитания учащихся
Громак Н. И., ст. преподаватель кафедры менеджмента образования и психологии, зав. отделом анализа и методического сопровождения среднего общего образования ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПАТРИОТИЗМ?
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность к Отечеству, готовность к его защите
П – права и обязанности граждан
А – активный образ жизни
Т – толерантность
Р – радость открытий и познаний
И – изучение истории своего города, района
О – ответственность
Т – трудолюбие
И – искренность
З – здоровый образ жизни
М – морально-духовные ценности
3
ЧТО ТАКОЕ ПАТРИОТИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ?
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины
Это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живет человек
4
Формирование патриотических чувств и гражданского самосознания детей и подростков через приобщение к чтению путем внедрения инновационных форм работы, воспитание любви к книге, к родному слову, к культуре родной страны, т.е.
воспитание патриота
Цель
5
НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.
ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
2.
ВОЕННО -- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
3.
ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
4.
ИСТОРИКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
5.
КУЛЬТУРНО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
СПОРТИВНО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
6.
6
Формы и методы работы библиотек
в патриотическом воспитании
КНИЖНО – ИЛЛЮСТРАТИВНАЯ ВЫСТАВКА
ЧИТАТЕЛЬСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
КВЕСТ - ИГРЫ
ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
КРУГЛЫЕ СТОЛЫ
УСТНЫЕ ЖУРНАЛЫ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДИСПУТЫ
7
Формы и методы работы библиотек в патриотическом воспитании
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЧАСЫ И БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ
9.
10.
КНИЖНЫЕ АУКЦИОНЫ
11.
АКЦИИ, ПРОЕКТЫ
12.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ
КОНКУРСЫ ЧТЕЦОВ
13 .
14 .
МУЗЕЙНЫЕ БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ И ДР. МЕРОПРИЯТИЯ
8
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
СТРУКТУРА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Патриотическое сознание (отношение)
Патриотическое убеждение
(знание)
Патриотическая деятельность (готовность поступать)
9
- Одним из современных педагогических направлений последних десятилетий является культурная образовательно-воспитательная деятельность в музее
- Активизация данного вида деятельности связана с поисками образовательных технологий, позволяющих преодолеть имеющийся разрыв между образованием и культурой
- Музей и школа в целях своей деятельности традиционно имеют много общего: они стремятся воспитывать чувство патриотизма, сознательное отношение к достоянию мировой и отечественной науки и культуры, развивать мышление, творческие способности и определенные практические навыки, стимулировать творческую активность личности и т. д.
- Музеи должны привлекать новых посетителей, и библиотекари, классные руководители, и учителя-предметники заинтересованы в использовании музейных разработок и на уроках, и во внеклассных мероприятиях
Современные факторы, которые охватывают образовательно-воспитательную область педагогики, связанную с научными и практическими аспектами взаимодействия музея и посетителя-школьника
- Постоянно растущий интерес к музею. Интерес обусловлен тем, что в стремительно меняющемся мире только музей остается единственным и стабильным хранителем памятников мировой художественной культуры, являясь при этом фактически центром формального и неформального образования для всех категорий посетителей
- Понимание необходимости гуманизации образования и воспитания творческой личности, что требует непосредственного обращения к вековому культурному наследию
- Многогранность информационных ресурсов музея (от книжно-письменной, визуальной культуры до аудивизуальной и мультимидийной) безгранична, что позволяет постоянно использовать ее широкому кругу населения.
- Музей и его образовательно-воспитательная деятельность может рассматриваться, как важнейший институт культурной преемственности, формирующий психологическую и нравственную ориентацию обучающихся как в социокультурном, так и в историческом пространстве
9
С учетом перечисленных выше педагогических принципов современное развитие музейной педагогики происходит в нескольких направлениях:
- в стенах общеобразовательных организаций: музеях, библиотеках, специальных детских экспозициях
- учреждениях дополнительного образования
Каждое из направлений имеет свою специфику, преследует собственные цели и задачи
Музейная педагогика развивается в русле проблем патриотического воспитания.
Зачем же нужна музейная педагогика?
Она может оказать неоценимую помощь в процессе патриотического воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры.
В этой сфере нет места вандализму – интересно не разрушать, а созидать!
9
Проектная деятельность обучающихся в школьном музее позволяет реализовывать общешкольные задачи по гражданско – патриотическому воспитанию:
- воспитание познавательных интересов и способностей, активности и самостоятельности обучающихся музейными средствами в комплексе воспитательных мероприятий;
- изучение яркого, подлинного документального материала, за рамками учебной программы, создаёт дополнительную мотивацию к обучению;
- необходимость приобщения детей и подростков к историческому и духовному наследию, воспитание бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов средствами школьного музея
Организация проектной деятельности учащихся в музее через клубно - секционную форму рассматривается нами как средство формирования общественной активности школьников путем приобщения к различным аспектам музейной деятельности. Все они ведут свою деятельность по общей структуре:
- постановка проекта (определение темы);
- цель проекта;
- планирование;
- поиск;
- результаты;
- рефлексия (размышление, склонность анализировать свои переживания)
Выставка «Мы - наследники Победы! Стихи и книги о войне»
9
Таинственен, прекрасен и велик Пропахший тайной мир чудесный книг, И мало сыщется на свете человек, Кто не входил под свод библиотек
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!
9