СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Республиканский конкурс "Воспитатель интернатного учебного заведения" (доклад)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Музейная педагогика как средство гражданско-патриотического воспитания»

В современной педагогике наблюдается поисковый бум  новых форм работы, инновационных технологий и забываются ценности, на которых традиционно воспитывалась личность, все то, что изначально и целенаправленно способствовало воспитанию у учащихся гордости и уважения к героям Великой Отечественной войны, формированию активной жизненной  позиции, привитию любви к своему Отечеству.

Просмотр содержимого документа
«Республиканский конкурс "Воспитатель интернатного учебного заведения" (доклад)»

«Музейная педагогика как средство гражданско-патриотического воспитания»

В современной педагогике наблюдается поисковый бум новых форм работы, инновационных технологий и забываются ценности, на которых традиционно воспитывалась личность, все то, что изначально и целенаправленно способствовало воспитанию у учащихся гордости и уважения к героям Великой Отечественной войны, формированию активной жизненной позиции, привитию любви к своему Отечеству.

Только с сохранением памяти об историческом и героическом прошлом, можно начинатьпуть в будущее. Это не просто дань важнейшим страницам истории - это преемственность поколений, повышение национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей.

Наш школьный музей стал центром гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.

Школьный музей был открыт в 1980 году.У истоков его создания стоял Насташенко А.Т., директор школы-интерната, участник войны, боец 383-й стрелковой дивизии. Музей был задуман как экспозиция славного боевого пути 383-й стрелковой дивизии в годы Великой Отечественной войны. К 70-летию Победы музей полностью отреставрирован: сделан ремонт зала, систематизирован материал о 383-й стрелковой дивизии, обновлена экспозиция музея, подготовлена группа экскурсоводов из числа детей моего класса, реконструирована Аллея Памяти на территории школы-интерната. На открытии музея присутствовали начальник Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым, контр-адмирал Геннадий Медведев вместе со своими коллегами, ветераны города. В рамках встречи эстафеты Победы в Великой Отечественной войне воспитанники провели для гостей экскурсию по обновленному музею. Контр-адмирал сделал запись в Книге отзывов, отметил работу педколлектива. Пограничники взяли шефство над школой-интернатом, теперь многие мероприятия по военно-патриотическому воспитанию мы проводим вместе с ними.

Я руковожу музеем второй год в рамках внеурочной деятельности. Мной была составлена Программа "Школьный музей" с помощью конструктора внеурочной деятельности.

Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования осуществляется через основные направления работы:

  • Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию

  • Обучение, Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, занятий кружка, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии.

  • Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью педагогов дополнительного образования, проектной деятельности, викторин, исторических игр, фестивалей и встреч.

  • Общение. Встречи с целью знакомства и общения с ветеранами, историками, поэтами и писателями, художниками, писателями и поэтами, ветеранами.

  • Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых.

Программа разработана с упором на систему личностно-ориентированного обучения.

Формы организации работы с учащимися:

  • лекции;

  • экскурсии;

  • консультации;

  • литературные и исторические гостиные;

  • киносеансы;

  • встречи с интересными людьми;

  • исторические игры, викторины;

  • проектная и исследовательская деятельность;

  • использование интернет – технологий;

  • посещение школьных музеев и музеев города;

  • оформление выставок, обновление экспозиций;

  • встречи с ветеранами войны.

Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе учащихся к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.


Главная цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.

Основными материалами музея стали документы, письма, медали, воспоминания ветеранов войны, исторические фотографии военных лет. Юные следопыты собирали и систематизировали материал о боевом пути 383-й гвардейской дивизии, дальнейшей судьбе ветеранов.

За годы существования музея пришло более 600 писем от участников Великой Отечественной с рассказами о своем героическом прошлом и боевых товарищах и друзьях.

Используя музейный материал, ребята пишут поисковые рассказы и заметки, обобщают и собирают в музейную книгу, составляют экскурсионные рассказы, проводят экскурсия для ребят школы- интерната, других школ и гостей интерната и города.

Вот выдержки из детских сочинений Еременко В.: «В наше время я ненавижу тех людей, которые равнодушны к событиям минувших лет. Я считаю, что наше поколение не смогло бы совершить подвиг наших дедов. Хотя, если подумать не так давно это было, и страшно то, что кто-то об этом может не знать или забыть, а жаль! Люди, вы должны помнить тех, кто совершил великий подвиг во имя победы. Держу в руках я письма ветеранов, и что-то вдруг сжимается в груди. Я вижу слезы на глазах и раны, но знаю, что победа впереди».

Таким образом, школьный музей стал для наших ребят школой познания. С ребятами были проведен опрос по следующим вопросам:

-Надо ли этим заниматься?

-И надо ли это вообще кому-нибудь сегодня?

Вот какие ответы я получила.

  • это важно знать, чтобы уважать историю;

  • просто удивительно, на что были способны люди;

  • зная героическую историю, чувствуешь гордость оттого, что ты живешь на такой земле

Из этого могу сделать вывод: для ребят, растущего поколения, это интересно!

2015 год – особый для России, год 70-летия Великой Победы. В проект «Вахта памяти» вошли цикл мероприятий, связанных с Великой Отечественной войной. Среди учащихся организованы турнир знатоков военной истории, конкурсы творческих работ, рефератов. На занятиях широко использовали аудиовизуальную и компьютерную технику, которая в значительной мере повышает эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы по проектам в школьном музее. Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования производились с привлечением возможностей информационных компьютерных технологий.

Итоги проекта "Вахта памяти" традиционно подводились на героической поверке на аллее славы 9 мая. При проведении проекта учащиеся встречались с ветеранами, посещали их на дому, оказывали посильную помощь, проводили конкурсы знатоков истории Великой Отечественной, конкурс инсценированной песни «Нам дороги эти позабыть нельзя», конкурс стихотворений о войне, смотр строя и песни. Школьный музей тесно работает с городским Советом ветеранов. При подведении итогов проекта многие воспитанники отметили самые интересные, на их взгляд, моменты и пришли к единому мнению - что все удалось!

Музейная педагогика дает свои положительные результаты в повышении уровня воспитанности учащихся.

Вся эта работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. И если через многие годы мои воспитанники, встав взрослыми, на День победы придут к обелискам со своими детьми и возложат букетик цветов, то тогда воспитательный процесс обретет живые черты, воплотится в жизнь, мы можем сказать, что в этом есть и наша заслуга.