СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музейное занятие «Ой, ты русская матрёшка, поиграй со мной немножко!»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель музейного занятия - формирование знаний детей о русских народных игрушках, возрождение нравственных и духовных традиций народов России.

Просмотр содержимого документа
«Музейное занятие «Ой, ты русская матрёшка, поиграй со мной немножко!»»

Музейное занятие «Ой, ты русская матрёшка, поиграй со мной немножко!»


Цель: формирование знаний о русских народных игрушках, возрождение нравственных и духовных традиций народов России.

Задачи:

- знакомство с историей русских игрушек

- формирование навыков музейной педагогики

- воспитание способности к духовному развитию учащихся, их нравственному

самосовершенствованию.

Оборудование:

- старый чемодан, оклеенный иллюстрациями о народных промыслах, русских народных игрушках,

- музейные предметы (богородская игрушка, матрёшки, деревянные ложки, самовар, тульский пряник, леденцовые петушки, р.н. куколки «мотанки», свистульки, трещотки, изделия из бересты)

- компьютер, проектор, музыкальный центр.

Используются методы: музейной педагогики «музей в чемодане», игровой.


Ход занятия


I Орг. момент


Здравствуйте, ребята! Расскажу я вам историю такую.


В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
- Я поведу тебя в музей!
Сказала мне сестра.


А вы знаете, что такое музей? (ответы детей)


Учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. В переводе с греческого, museum — храм муз). Вы когда-нибудь бывали в музее?


Какие же бывают музеи? (по названию - Эрмитаж, Третьяковская галерея, Лувр в Париже и др.) (по направлению - музей воинской славы, музей старинных утюгов, самоваров, музей игрушки, краеведческий музей, картинная галерея, детский музей и другие).

Ребята, как вы думаете, музей может прийти к вам?


Оказывается, может! Он может поместиться в чемодане, коробке, корзинке или шкатулке. И сегодня музей пришел в гости к вам.


А поскольку музей – это машина времени, давайте ненадолго отправимся в прошлое. В то время, когда жили ваши прабабушки или даже прапрабабушки.


А не отправиться ли нам на ярмарку? Ярмарка – место, где народ продаёт и покупает разные товары, гуляет и веселится.


(звучит русская народная музыка, девочкам повязываем платочки, мальчикам – пояса)


А народу-то на ярмарке видимо-невидимо! Купцы и мастеровые, продавцы и покупатели! Кто торгует посудой и другой домашней утварью, кто – привёз ткани, кто – лапти, кто - корзины. А вот – торговец с самым интересным товаром. Проехал он с чемоданом по все областям, по всем волостям. Набрал товару видимо-невидимо!



Этот волшебный чемодан хранит много секретов, и если захотите, мы сможем разгадать эти секреты. Я буду рассказывать о каком-то предмете, а вы должны догадаться и достать из корзины этот предмет.


  1. Недалеко от Сергиева Посада раскинулось село Богородское. С давних времен повелась здесь резьба игрушки. В умелых руках резчиков осиновые, липовые или березовые чурки превращаются в чудесные фигурки. Фигурки механические, двигающиеся. Обычно изображаются звери, мужик – кузнец, заяц – барабанщик и другие.


(достаем первый экспонат, рассказ о богородской игрушке – презентация)



  1. Во все времена на Руси девочки играли в семью, в «дочки - матери». Для этого мамы или сами девочки изготавливали себе куклу из лоскутка, оставшегося от пошива юбки или сарафана. Куклы самые разные: например, «мотанка». Как вы думаете, почему она так называется? Правильно, потому что она не шьётся, а в определённой последовательности нитки наматываются на сложенную ткань.

  2. Или, например, кукла «колокольчик». Она тоже не шьётся, в отличие от первой куклы, внутри неё – секретик – колокольчик, который звенит и отгоняет от ребенка злых духов.

  3. Куклы другие (кубышка - травница, атамань)

Что общего у этих кукол? Верно, у них нет лица, чтобы кукла не ожила и не смогла подсматривать за детьми по поверью русского народа.

  1. А вы что сидите, баклуши бьёте? Так говорят тем, кто ничего не делает, отдыхает. Но, оказывается, «бить баклуши» - совсем не отдых, а вполне трудоёмкая работа. «Бить баклуши» - значит, вырезать из деревянных чурочек заготовки для ложек. Вот они, наши баклуши! Почему же они оказались в нашей корзине? Для чего предназначены ложки?

(это предмет посуды, игрушки, музыкальный инструмент)



  1. Ну, это легко, бить баклуши! Совсем как в бирюльки играть! Кто знает, как играть в «бирюльки»? Бирюльки, оказывается, - это набор миниатюрных точёных предметов, чаще всего чайной и столовой посуды, вещей домашнего обихода, лежащих в одной коробочке. Сейчас мастера вытачивают бирюльки даже в форме шахматных фигур.

Начиная с 19 века, точёные русские бирюльки стали семейным и даже светским развлечением. Бирюльки изготавливались из различных пород дерева и даже из слоновой кости. Затейливые бирюльки в коробочках разных форм и размеров продавались в московских магазинах в комплекте с шоколадными наборами. В России не только дети, но и взрослые с увлечением играли в эту игру, развивающую терпение, ловкость, глазомер, точность движений и логическое мышление (объяснение правил игры.)

  1. Музыкальные игрушки: трещотка – это и игрушка, и музыкальный инструмент.

Свистульки – деревянные и глиняные, очень нравились детям во все времена, да и сейчас, конечно, нравятся.

  1. А теперь давайте посмотрим отрывок из мультфильма, может он нам поможет разгадать один из секретов?


(отрывок из мультфильма «Секрет матрёшки»)»


Как вы думаете, о чем пойдёт речь? Верно, о русской матрёшке!

(достаем экспонат - все матрёшки, рассказ о матрёшке – презентация)

Все эти матрёшки – разные, расписаны по-разному. Это зависит от того, в какой местности изготовлена игрушка (в поселке Семёнове - семёновская, в Сергиевом Посаде – посадская и другие), а также от желания и умения мастера.

Закрепление материала.

А ведь на ярмарке, ребята, можно не только на товар посмотреть, но и свои умения показать! Давайте покажем свои умения, будем сейчас мастерами и попробуем украсить свою матрёшку.

(аппликация: оформление бумажных шаблонов матрёшек деталями – наклеивание заготовок – круги, листочки и др.) (выставка изделий)


Предварительная работа – заучивание стихов детьми (или экспромт – прочесть выразительно «с листа»)



  1. Какой русский сувенир
    Покорил уже весь мир?
    2. Балалайка? Нет! …Гармошка?
    Нет! …То – русская матрёшка!!!

3. Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.
4. Детская игрушка эта,
Обошла уже пол света!

5. Так, немного и немало
Символом России стала.
6. Знают все её загадку…
В ней хранятся по порядку

7. Краснощёкие девчонки…
Её младшие сестрёнки.
8. Я секрет тот тоже знаю –
Разбираю, собираю,

9. Достаю их друг за другом,
Расставляю полукругом;
10. Одна матрёшка, две… и вот…
Матрёшек целый хоровод.

11. У женушки матрешки
Дом большой, хороший.
В этом доме семь дверей,
Семь светлиц для дочерей.
В каждой светлице
Сидит по девице.

Итог.


Ребята, а ведь мы сами сделали выставку в музее! Выставку ваших работ, матрёшки получились у всех разные, но очень красивые, как у настоящих мастеров. Здорово получилось! Все молодцы!


Можем ли мы оформить выставку русской игрушки? Для этого расположите этикетки с надписью соответственно экспонату. (матрёшка, трещотка и т.д.).



Ребята! Ну, какая же ярмарка без веселья!

(показываю трещотку, баклуши (ложки), свистульки – дети называют, разбирают для исполнения музыкального номера)


(раздать слова песни, девочки исполняют танец, мальчики играют на инструментах, остальные - подпевают)



Мы – весёлые матрёшки.

Ладушки, ладушки!

На ногах у нас сапожки.

Ладушки, ладушки!


Завязали мы платочки.

Ладушки, ладушки!

Раскраснелись наши щёчки.

Ладушки, ладушки!


В сарафанах наших пёстрых.

Ладушки, ладушки!

Мы похожи, словно сёстры.

Ладушки, ладушки!



Ай, да ярмарка! В старину, возвращаясь с ярмарки, батюшка с матушкой всегда детям привозили подарки и сладости. Не обходилось и без петушка на палочке. Угощайтесь! (вручение сладких призов).


Ребята, так может музей прийтив гости к нам? А перенести в прошлое?


Вы мне сегодня сделали большой подарок – были внимательны, все задания выполнили здорово. Я хочу тоже сделать вам подарок на отдарок. («Волшебный мешочек» - вручение русских народных кукол - «мотанок, изготовленных старшими ребятами на мастер-классе в школьном музее).


Мне очень понравилось с вами работать, даже не хочется расставаться. Пусть эти куколки - «мотанки» напоминают вам о нашей встрече. Если хотите узнать их историю и научиться самим их изготовить, приглашайте нас, и тогда «музей в чемодане» вновь придёт в гости!

Ну, что ж, может в следующий раз машина времени, то есть музей, перенесёт нас в будущее? Хотите? Тогда не прощайте, а до свидания!

До новых встреч!