СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Музейные уроки и их роль в духовно-нравственном воспитании обучающихся в рамках реализации ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Музейные уроки и их роль в духовно-нравственном воспитании обучающихся в рамках реализации ФГОС»»

«Музейные уроки и их роль в духовно-нравственном воспитании обучающихся в рамках реализации ФГОС»

Гребенников Ю.М.

В наше время роль духовно-нравственного воспитания в системе образования значительно возрастает. Это связано в первую очередь с тем, что данное направление достаточно обширно, что позволяет активно включать и использовать его в целостный образовательный, а также в воспитательный процесс. Значит и у подрастающего поколения есть интерес к прошлому, истории. История уходит своими истоками в глубину веков. А место, где собирают, изучают, хранят и демонстрируют исторические находки, ценности, памятники культуры называется музеем. Музей является важным звеном в процессе передачи нравственных и культурных ценностей от поколения к поколению, но в последнее время у младших школьников возрос интерес к краеведческой теме, поисковой работе. Поэтому напрашивается вопрос: «Может ли вписаться в педагогику ХХI века музей и найти свое место в период перехода на новые ФГОС?

Уверен, что музей не только может, но и должен стать эффективным средством реализации требований ФГОС. Принципиальное отличие новых стандартов отныне действующих заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, ее развитие, а не набор информации, обязательной для изучения.

Какие возможности реализации требований ФГОС дает музей и музейная педагогика?

Потенциал музея для воспитания и развития личности учащихся реализуется через функции музея- информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую.

В работе музея можно проследить большое разнообразие форм и методов, обогащенных новыми подходами, подсказанными современностью. Одно из таких новшеств - деятельностный подход в музейной педагогике.

Наиболее специфичной для музея формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия. Организация экскурсий – это живой контакт, взаимодействие с посетителями, способность передать особый мир исторической памяти, сохранённой в предметах которые говорят на своем «безмолвном» языке об исторических свершениях, событиях разных эпох. Традиционные экскурсии в значительной мере стали интерактивными. Дети - не просто посетители, они вовлекаются в соответствующий вид деятельности.

С помощью научных работников музея юные посетители получают возможность ознакомиться с информацией, заложенной в музейных экспонатах, постичь основы исследовательского творчества. Экспонаты музея доступны, их можно потрогать, подержать в руках, детям предоставлена возможность "погрузиться" в прошлое, в историю. Например, в нашем районном музее дети могут перенести чугуны на ухватах, посмотреть детскую кроватку люльку, предметы утвари, быта, одежду старика и старухи, иконы, напольные дорожки и многое другое.

Здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.

Музей дает учащимся интегрированные «очеловеченные» знания. Музейный предмет способствует пониманию жизни, ее смысла, гуманистически ориентированной системы ценностей. В музее знания приобретаются иным путем, чем на уроках, благодаря пространственным перемещениям, возможности включения в творческое познание и деятельность.

Совместно с работниками районного этнографического музея организовываются и проводятся творческие уроки общения с историческими раритетами, викторины, основанные на материалах музейных экспозиций. Интересны музейно-педагогические методики создания пространственной историко-культурной среды и "ролевого погружения" в неё. В декабре этого года мной была организована и подготовлена выставка, посвященная 43-ей годовщине со дня образования района, в которой приняли участие все обучающиеся класса.

Я заметил, что дети приобрели навыки поисковой работы, правильно описывают и классифицируют исторические источники, сопоставляют факты, тогда предложил детям и родителям создать классный музей, который назвали «Сердцем прикоснись к своим истокам». Создатели классного музея (обучающиеся, их родители и классный руководитель) являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает классный музей от многих других музеев, которые создаются одной группой лиц (сотрудники музея) для другой (аудитория). Дети, принявшие участие в создании, развитии, оформлении музея, музейной работе, поисковой работе, пополнении фондов музея, написании работ с использованием материалов музея, видят результаты своей деятельности в экспозиции, учатся приносить пользу другим людям, обществу.

Классный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др.

В процессе музейно-краеведческой работы дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Классный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета классного музея прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.

Способствует развитию метапредметных компетенций учащихся и проектная деятельность музея.

Проект носит практико-ориентированный и информационно-исследовательский характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей и педагогов по сохранению и изучению истории родного края, воспитание гражданственности и патриотизма. Цель проекта - преобразовать традиционное музейное пространство в современную образовательную среду, способствующую патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся посредством применения информационно-коммуникационных технологий.

В ходе работы над проектом :

Во-первых, систематизируются материалы музея. Учителя и ученики школы имеют свободный доступ к этим материалам. Обеспечен широкий доступ к фотографиям и буклетам.

Во-вторых, расширяется возможность использования материалов музея в учебной и внеклассной деятельности, совершенствуются формы и методы краеведческой работы.

Учителя и ученики школы становятся потребителями информации. Они имеют свободный доступ к банку фотографий, документов, готовых докладов, лекций на краеведческие темы.

Презентация материала, как одна из форм метода ИКТ, позволяет более наглядно и интересно проводить уроки и внеклассные мероприятия. Именно на этом этапе нужна поддержка учителя и родителей. Когда ребёнок создаёт слайд или буклет, он понимает, что его работы увидят не только друзья, поэтому ему надо быть самокритичным, проявить творчество и находчивость.

Подготовлены презентации по различным темам классного музея. Они могут быть использованы в образовательном процессе.

В-третьих, активизируется поисково-исследовательская деятельность обучающихся через внедрение современных информационных технологий в работу музея.

В-четвертых, формируется и совершенствуется коммуникативная и информационная компетентности посредством использования ИКТ - технологий.

Через проведение музейных уроков, краеведческих конкурсов, акций и мероприятий создаются условия для развития творческих, исследовательских способностей детей, формирования активной гражданской позиции; происходит саморазвитие учащихся, повышение мотивации к работе в школьном музее. Применение методов ИКТ в работе школьного музея развивает инициативу, мышление и способствует повышению интереса учащихся к изучению истории своего родного края. ИКТ дают большую возможность для реализации принципа активности учащихся в учебном процессе, способствуют воспитанию личности, умеющей решать коммуникативные задачи в различных сферах человеческой деятельности.

Многие ученики моего класса прошли через участие в краеведческих викторинах, конкурсах, олимпиадах, где они стали победителями и призерами. В последние годы эта работа всегда была связана с применением ИКТ, что способствовало привитию навыков обработки информации, развитию коммуникативных способностей учащихся; подготовке личности «информационного общества».

В-пятых, популяризируется музей.

Информация, представленная в классном музее, может оказаться полезной и подходящей для различных профессиональных, возрастных и образовательных категорий пользователей.

Особенно это характерно для села, где все знакомы, в школе учились 3-5 поколений одной семьи. Давняя связь и добрые отношения сложились у нашей музейной комнаты с работниками детской районной библиотеки, школой искусств, художественным руководителем РДК народного творчества Вергель Г.К., заведующей этнографического музея Ковалевой Н.Н., местной поэтессой Руковицыной Н.А., главой Администрации Октябрьского района Цукановым А.В. и др. Их жизненный опыт, убежденность помогают учащимся осознать себя гражданами России.

Как вы заметили, формы нашей работы достаточно разнообразны: стали традиционным выставки, конкурсы, праздники, музейные уроки. Все это позволяет сделать работу музейной комнаты  интересной для учащихся и способствует их духовно – нравственному воспитанию. Именно с любви к своей малой Родине начинается любовь к своему Отечеству, России и этому всецело способствует практическая деятельность музейной комнаты.

В основе организации работы музея лежит технология личностно-развивающей деятельности, предметом исследования школьников являются объекты местного исторического значения и исследования учащихся интегрируются с программным материалом по окружающему миру, литературному чтению, технологии, изобразительному искусству, музыке и другим предметам. Поэтому музей является эффективным средством реализации требований ФГОС.

8