Музейный урок
Народные колыбельные песни. Авторские колыбельные песни.
Цель: подготовка к освоению основных выразительных средств и понятий фольклора; работа над выразительностью речи – декламация ритмотекстов песенок; пение на удобной высоте; отработка простейших коллективных действий (сидеть, стоять, ходить, слушать, видеть, «качать, баюкать» малыша) в процессе дидактических игр на основе предлагаемого репертуара; дать представление о народных обычаях и обрядах, через музейные экспонаты, развивать познавательную активность, способствовать творческому развитию актёрских способностей.
Сценарий урока:
Организационное начало.
Всё начинается с семьи…
Призывный крик ребёнка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы…
2. Сообщение темы урока. Беседа «Что мы знаем о колыбельной песне».
- Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в глубокую древность, увидим своими глазами настоящую старинную русскую избу, её подворье, хозяйство, утварь. Проведём наш урок в школьном музее «Русского быта». Вот мы и в избе. Я вижу, внимание всех привлекает маленькая колыбелька, в которой спит малыш. Сегодня тема нашего урока связана, именно, с этой колыбелью и звучит она так: «Народные колыбельные песни. Авторские колыбельные песни».
- Слышали ли вы колыбельные песни?
- Где? Кто их исполнял? О чём эта песня?
- Зачем её поют? Когда?
3. Рассказ учителя о колыбельных песнях.
- Очень разные бывают песни. Например, народные, у которых нет определённого автора: колыбельные, детские прибаутки, свадебные песни, протяжные, лирические, рассказывающие о женской доле; солдатские. Главный секрет народной песни – её простота: песня умеет говорить простыми словами, соединёнными с несложной, легко запоминающейся мелодией. Такими являются колыбельные песни. Они есть у каждого народа. Их в древности создали матери, качающие в люльках, колыбельках своих детей. Пелись такие песни без музыкального сопровождения, «речитативом». Эти песни, как считали наши предки, защищали спящего ребёнка от козней тёмных сил. В песнях исполнитель часто обращается к животным, призывая их защитить и уберечь ребёнка.
4. Прослушивание колыбельных песен в исполнении подготовленных детей.
Баю – бай, за рекой Заря – заряница,
Скрылось солнце на покой. Солнцева сестрица,
У Алёшиных ворот День замыкает,
Зайки водят хоровод. Месяц зажигает.
Заиньки, заиньки, И лес – то спит,
Не пора ли баиньки? И река – то спит,
Вам – под осинку, Ходит сон
Алеше – на перинку. У окон,
Баю – баю, Лёшенька, Оле спать велит.
Засыпай скорёшенько!
Баю – баю, Ночь пришла,
Ты, собачка, не лай, Темноту привела;
Белолапа, не скули, Задремал петушок,
Мою Таню не буди. Запел сверчок.
Уж поздно, сынок,
Ложись на бочок,
Баю – баю, засыпай…
- Из каких слов песен видно, что это колыбельные песни?
- О чём в них поётся?
- О каких животных упоминается?
- Как вы думаете зачем?
- Что говориться о картинах природы?
- Какую мелодию выбирают для исполнения колыбельных песен? Каким должен быть голос, темп, тембр?
5. Чтение колыбельных песен разных народов.
Читает учитель норвежскую песню.
Баю – бай, мой крошка,
Подремли немножко,
На огне кипит овсянка
Для тебя, мой крошка.
Твой отец
Шьёт сапог,
Мать трубит
В медный рог,
Ткёт холсты твоя сестра,
Брат охотится с утра.
- Что вы узнали о быте норвежской семьи?
- Чем похожи русские колыбельные песни и норвежская песня?
(Содержанием, ритмом, целью исполнения).
- Чем различаются? Почему?
6. Инсценировка «Поём колыбельную малышу».
(Учащиеся надевают русские народные костюмы, подходят к люльке, тихо рассаживаются вокруг и исполняют колыбельные песни, ученица в роли матери тихо качает колыбель). Исполняются русские народные колыбельные песни: «Люли, люли, люленьки…», «Баю, бай…», «Уж ты, котенька – коток…», «Пошёл котик во лесок…», «Баю - баю, баиньки».
(Вторая сцена: мать держит малыша на руках, а все учащиеся в роли гостей поют русские колыбельные песни).
7. Рассказ учителя об авторских колыбельных песнях.
- Народные песни появились очень давно. Сначала их исполняли, чтобы оберегать ребёнка, позже – просто убаюкивать. Позже появились литературные колыбельные песни. Давайте их послушаем и скажем, о чём они, как построены, сравним с народными.
Прослушивание двух песен. («Колыбельная Светланы» из кинофильма «Гусарская баллада». Слова А. Гладкова, муз. Т. Хренникова, «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка». Слова Ю. Яковлева, музыка Е. Крылатова.)
- В первой колыбельной песне передаётся любовь матери к дочке, беспокойство о её будущем. Эта же любовь чувствуется и во второй песне. Пусть ничто не тревожит медвежонка, их льдина надёжна, светят им «звёздные медведи», рядом старшие соседи – белые медведи.
- Хочется ли ещё слушать или читать колыбельные песни? Почему?
8. Работа с текстами авторских колыбельных песен:
Валерий Брюсов «Спи, мой мальчик! Птицы спят…»
Янис Балтвилкс «Где ночует дрёма?»
Чтение про себя.
Чтение вслух по строфам. (Комментарии и обсуждение по ходу чтения).
Упражнение в выразительном чтении.
Чтение по ролям. («Где ночует дрёма?»).
Вопрос после чтения:
- Какие чувства надо постараться передать при чтении? (Любви, покоя, тепла, готовности защитить.)
9. Сравнение колыбельных авторских песен.
- Похожи ли в чём–то две прочитанные песни? (Да. В них чувствуется любовь родителей к детям.)
- Чем они различаются? Почему? (Первая – поэтический гимн материнству. Вторая песенка – фантазия ребёнка.)
- Что вы можете сказать о втором авторе? (Что он живёт около моря. Это прибалтийский поэт.)
10. Итог урока.
- Как появились колыбельные песни?
- Почему они относятся к устному народному творчеству?
11. Домашнее задание.
Выучить одну (по желанию) колыбельную авторскую песню.