СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музейный урок. Народные колыбельные песни. Авторские колыбельные песни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музейный урок

Народные колыбельные песни. Авторские колыбельные песни.

Цель: подготовка к освоению основных выразительных средств и понятий           фольклора; работа над выразительностью речи – декламация ритмотекстов песенок; пение на удобной высоте; отработка простейших коллективных действий (сидеть, стоять, ходить, слушать, видеть, «качать, баюкать» малыша) в процессе дидактических игр на основе предлагаемого репертуара; дать представление о народных обычаях и обрядах, через музейные экспонаты, развивать познавательную активность, способствовать творческому развитию актёрских способностей.

 Сценарий урока:

 

  1. Организационное начало.

Всё начинается с семьи…

Призывный крик ребёнка в колыбели

И мудрой старости докучливые стрелы…

Просмотр содержимого документа
«Музейный урок. Народные колыбельные песни. Авторские колыбельные песни.»

Музейный урок

Народные колыбельные песни. Авторские колыбельные песни.

Цель: подготовка к освоению основных выразительных средств и понятий фольклора; работа над выразительностью речи – декламация ритмотекстов песенок; пение на удобной высоте; отработка простейших коллективных действий (сидеть, стоять, ходить, слушать, видеть, «качать, баюкать» малыша) в процессе дидактических игр на основе предлагаемого репертуара; дать представление о народных обычаях и обрядах, через музейные экспонаты, развивать познавательную активность, способствовать творческому развитию актёрских способностей.

Сценарий урока:


  1. Организационное начало.

Всё начинается с семьи…

Призывный крик ребёнка в колыбели

И мудрой старости докучливые стрелы…

2. Сообщение темы урока. Беседа «Что мы знаем о колыбельной песне».

- Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в глубокую древность, увидим своими глазами настоящую старинную русскую избу, её подворье, хозяйство, утварь. Проведём наш урок в школьном музее «Русского быта». Вот мы и в избе. Я вижу, внимание всех привлекает маленькая колыбелька, в которой спит малыш. Сегодня тема нашего урока связана, именно, с этой колыбелью и звучит она так: «Народные колыбельные песни. Авторские колыбельные песни».

- Слышали ли вы колыбельные песни?

- Где? Кто их исполнял? О чём эта песня?

- Зачем её поют? Когда?

3. Рассказ учителя о колыбельных песнях.

- Очень разные бывают песни. Например, народные, у которых нет определённого автора: колыбельные, детские прибаутки, свадебные песни, протяжные, лирические, рассказывающие о женской доле; солдатские. Главный секрет народной песни – её простота: песня умеет говорить простыми словами, соединёнными с несложной, легко запоминающейся мелодией. Такими являются колыбельные песни. Они есть у каждого народа. Их в древности создали матери, качающие в люльках, колыбельках своих детей. Пелись такие песни без музыкального сопровождения, «речитативом». Эти песни, как считали наши предки, защищали спящего ребёнка от козней тёмных сил. В песнях исполнитель часто обращается к животным, призывая их защитить и уберечь ребёнка.

4. Прослушивание колыбельных песен в исполнении подготовленных детей.

Баю – бай, за рекой Заря – заряница,

Скрылось солнце на покой. Солнцева сестрица,

У Алёшиных ворот День замыкает,

Зайки водят хоровод. Месяц зажигает.

Заиньки, заиньки, И лес – то спит,

Не пора ли баиньки? И река – то спит,

Вам – под осинку, Ходит сон

Алеше – на перинку. У окон,

Баю – баю, Лёшенька, Оле спать велит.

Засыпай скорёшенько!




Баю – баю, Ночь пришла,

Ты, собачка, не лай, Темноту привела;

Белолапа, не скули, Задремал петушок,

Мою Таню не буди. Запел сверчок.

Уж поздно, сынок,

Ложись на бочок,

Баю – баю, засыпай…

- Из каких слов песен видно, что это колыбельные песни?

- О чём в них поётся?

- О каких животных упоминается?

- Как вы думаете зачем?

- Что говориться о картинах природы?

- Какую мелодию выбирают для исполнения колыбельных песен? Каким должен быть голос, темп, тембр?

5. Чтение колыбельных песен разных народов.

Читает учитель норвежскую песню.

Баю – бай, мой крошка,

Подремли немножко,

На огне кипит овсянка

Для тебя, мой крошка.

Твой отец

Шьёт сапог,

Мать трубит

В медный рог,

Ткёт холсты твоя сестра,

Брат охотится с утра.

- Что вы узнали о быте норвежской семьи?

- Чем похожи русские колыбельные песни и норвежская песня?

(Содержанием, ритмом, целью исполнения).

- Чем различаются? Почему?

6. Инсценировка «Поём колыбельную малышу».

(Учащиеся надевают русские народные костюмы, подходят к люльке, тихо рассаживаются вокруг и исполняют колыбельные песни, ученица в роли матери тихо качает колыбель). Исполняются русские народные колыбельные песни: «Люли, люли, люленьки…», «Баю, бай…», «Уж ты, котенька – коток…», «Пошёл котик во лесок…», «Баю - баю, баиньки».

(Вторая сцена: мать держит малыша на руках, а все учащиеся в роли гостей поют русские колыбельные песни).

7. Рассказ учителя об авторских колыбельных песнях.

- Народные песни появились очень давно. Сначала их исполняли, чтобы оберегать ребёнка, позже – просто убаюкивать. Позже появились литературные колыбельные песни. Давайте их послушаем и скажем, о чём они, как построены, сравним с народными.

Прослушивание двух песен. («Колыбельная Светланы» из кинофильма «Гусарская баллада». Слова А. Гладкова, муз. Т. Хренникова, «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка». Слова Ю. Яковлева, музыка Е. Крылатова.)

- В первой колыбельной песне передаётся любовь матери к дочке, беспокойство о её будущем. Эта же любовь чувствуется и во второй песне. Пусть ничто не тревожит медвежонка, их льдина надёжна, светят им «звёздные медведи», рядом старшие соседи – белые медведи.

- Хочется ли ещё слушать или читать колыбельные песни? Почему?

8. Работа с текстами авторских колыбельных песен:

Валерий Брюсов «Спи, мой мальчик! Птицы спят…»

Янис Балтвилкс «Где ночует дрёма?»

  1. Чтение про себя.

  2. Чтение вслух по строфам. (Комментарии и обсуждение по ходу чтения).

  3. Упражнение в выразительном чтении.

  4. Чтение по ролям. («Где ночует дрёма?»).

  5. Вопрос после чтения:

- Какие чувства надо постараться передать при чтении? (Любви, покоя, тепла, готовности защитить.)

9. Сравнение колыбельных авторских песен.

- Похожи ли в чём–то две прочитанные песни? (Да. В них чувствуется любовь родителей к детям.)

- Чем они различаются? Почему? (Первая – поэтический гимн материнству. Вторая песенка – фантазия ребёнка.)

- Что вы можете сказать о втором авторе? (Что он живёт около моря. Это прибалтийский поэт.)

10. Итог урока.

- Как появились колыбельные песни?

- Почему они относятся к устному народному творчеству?

11. Домашнее задание.

Выучить одну (по желанию) колыбельную авторскую песню.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!