СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Музы не молчали!"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Музы не молчали!"»

Предмет «Искусство»(Отечественная и мировая художественная культура)

Тема «Искусство советской эпохи»

Урок №13. «Искусство о войне: музы не молчали».

Цель: сформировать представление у учащихся о произведениях искусства Великой Отечественной войны.[ CITATION Кол19 \p 120 \l 1049 ]

Задачи урока

  • Обучающие: расширение представления о видах искусства во время ВОВ;

-формирование умения дифференцировать произведения искусства по темам, видам, жанрам.

  • Личностного развития:

Содействие

-формированию интереса к видам искусства военных лет,

-развитию эмоционально- образного восприятия музыкальных, художественных, живописных работ;

-способности к творческому самовыражению при создании художественных образов средствами выразительности.

Создание условий для

-совершенствования эмоциональной сферы, художественного, музыкального и эстетических вкусов,

-развития коммуникативной компетенции (умения участвовать в речевом общении, способности взаимодействия с окружающими, навыка работать в паре, коллективе),

-развития интереса к истории и художественным традициям родного края,

-развития социальной компетенции посредством формирования положительной мотивации учения, осуществления рефлексии собственной и коллективной деятельности.

Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь, художественно-иллюстративный материал, техническое оборудование, формат А4,А2, графический материал, карточки «Плакат», глобус





Ход урока

1.Организационный момент(на столе стоит глобус)

Учитель: Музы над Землею, Ниточки те вьются,

Мы под их крылом, на холсты ложась,

Через сердце мысли- Путают нам судьбы:

Ниточки прядем. Как ты хочешь- крась![CITATION НСч06 \p 26 \l 1049 ]

Мы живем в мирной стране, но так было не всегда…(Звучит песня «Если завтра война..»http://youtube.com/watch?v=qkpQZotFykY&t=33s

Мотивация деятельности учащихся

Учитель: Скоро наступило «завтра». 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.У советского народа она вызвала огромный патриотический подъем, с особой силой отразившись во всех видах искусства.[CITATION СИК19 \p 114 \l 1059 ]. Сушествует утверждение «Когда говорят пушки, музы молчат».Это утверждение опровергла ВОВ. В годы страшной войны 20 века наблюдается огромный подъем в искусстве. Чем же это объяснялось? (ответы детей)

Целеполагание деятельности учащихся

Учитель: Сегодня обратимся к произведениям живописи, музыки, литературы, кино.

Получим представление о произведениях искусства Великой Отечественной войны.

Актуализация знаний и умений учащихся

Эпиграфом к нашему уроку станут слова Максима Горького «В жизни всегда есть место подвигам». Но каким он может быть на войне? (ответы детей). Подвигом может стать и создание живописного полотна, песни, музыки, стихов, которые поведут за Победой!

Изучение новой темы

Учитель: 24 июня 1941 года газета «Известия» и «Красная Звезда» было опубликовано стихотворение В.Лебедева-Кумача, которое начиналось словами «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…» это стихотворение прочитал руководитель ансамбля песни и пляски Красной Армии А.В.Александров и тут же сел за рояль. На следующий день уже шла репетиция, а вечером звучала на Белорусском вокзале, откуда отправлялись эшелоны на войну. (Звучит песня Священная война). Так и начался путь песни.

Оперативно на военную ситуацию отреагировали художники-плакатисты [CITATION СИК19 \p 114 \l 1049 ]Что такое плакат? Составьте в парах общее представление об этом понятии на карточках (дети совещаются и записывают ответы). На доске составим основное понятие «плакат» из вами предложенных вариантов(закрепляются на доску). Плакат-это цветной настенный рисунок с агитационным или иным текстом. Из печати выходят плакаты художников Ираклия ТоидзеРодина-Мать ЗОВЕТ!иКукрыниксов(Беспощадно разгромим и уничтожим врага!кукрыниксы,)Рассмотрите их. К чему они призывают?(ответы детей).Кукрыниксы- псевдоним коллектива из трех русских художников-Михаила Куприянова, Порфирия Крылова, Николая Соколова(на доске портреты с их именами)псевдоним образован из первых слогов их фамилии, имени. В сатирической форме, свойственной карикатурному жанру, художники отобразили одно из роковых событий историй- нарушение Гитлером мирного договора между СССР и Германией.

Выполним задание 2 §15[CITATION СИК191 \p 59-60 \l 1049 ] Назовите плакат , основной цвет и его символика по цепочке(ответы детей). На первое место в годы войны выходит плакат, карикатура, графика. По какой причине?(ответы детей). Действительно, это небольшие затраты по материалу, удобные для перемещения. Сейчас мы это и проверим.

Физкультминутка. Возьмите в руки карандаши и представляем движениями картину: закройте глаза, расслабьте тело, представьте-вы птица, вы вдруг полетели! Теперь в океане дельфином плывете, теперь в саду яблоки спелые рвете. Налево, направо, вокруг посмотрели, открыли глаза, и снова за дело!

Учитель: Шли жаркие, кровопролитные бои, те, что «не ради славы», ради жизни на земле. В 1942 году на выставке появляется работа А.Пластова «Фашист пролетел». Картина всех потрясла и звала к отмщению… Составьте рассказ-описание о сюжете картины в группах(дети составляют). Расскажите, что могло так взволновать зрителя?(ответы групп).В этом же 1942 году прозвучала «Ленинградская симфония», так назвал ее автор Д. Шостакович (слушание)Эта симфония –символ будущей Победы. Кому посвящается? (ответы детей). Зачитаем интересный факт[CITATION СИК19 \p 116 \l 1049 ]. А.Александров сказал«Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие-песня. Песня также может разить врага, как и любое оружие.»Предлагаю исполнить военное попурри (исполняют песни хором попурри военных песен).

О великом подвиге белорусского народа нам рассказывают мемориальный комплекс «Брестская крепость», где в 1971 году установлена скульптурная композиция «Жажда». Обратимся к учебнику[CITATION СИК19 \p 118 \l 1049 ]. Защитникам Брестской крепости посвящали свои полотна художники. Выполним задание 4§15[CITATION СИК191 \p 61 \l 1049 ]. О подвигах партизан, женщин, детей рассказывают полотна, написанные в послевоенное время. Картина А.Шибнева «Пленных ведут», М.Савицкого(задание 5§15[CITATION СИК191 \p 61-62 \l 1049 ]. Просмотрим фрагмент, прослушаем песню Враги сожгли родную хату

из кинофильма «Судьба человека». О чем пойдет сюжет фильма?(ответы детей).Будет создано много фильмов о сложной судьбе детей, взрослых(задание 6§15[CITATION СИК191 \p 62 \l 1049 ]

Закрепление и применение изученного материала в различных видах деятельности

Учитель: Сколько бы лет не прошло после страшной войны 20 века, мы должны помнить подвиг нашего народа. Должны помнить и тех, кто принес нам Победу через искусство. Создадим зарисовку плаката, используя графический материал на формате А4 с призывом о мире(дети выполняют задание, учитель оказывает помощь).

Подведение итогов

Назовите произведения искусства, с которыми мы познакомились? К каким видам искусства они относятся? Как охарактеризовать образы, созданные в данных произведениях?

Знать правду о войне и передавать ее своим детям и внукам, не допустить повторения-главное в нашей жизни.(Звучит песня «Спасите люди мир»)

Рефлексия

Учитель: Что является символом мира? Голубь. На парте находится данный символ. Отправим наших голубей с пожеланием мира и добра каждому уголку нашей планеты(пишут на крыльях и закрепляют на глобусе)

Учитель: Мы надеемся, что наши пожелания услышат все страны мира!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!