2.1. Определение темы и постановка проблемы урока Обращает внимание учащихся на экран. Демонстрация презентации: 1 слайд: Эпиграф к уроку: «Об одном прошу тех, кто переживёт это время: не забудьте!… Не забудьте ни добрых, ни злых, Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас…» - ребята, о чем сегодня поддет разговор на нашем уроке? - Да, сегодня наш урок посвящен событиям В О войны 2 слайд: Определение темы и постановка проблемы урока Тема урока: «О подвигах, о доблести, о славе…Музы не молчали…» - Как вы думаете, почему именно так звучит сегодня тема нашего урока? Что вы знаете о музах? - В конце урока нам надо будет ответить на вопрос: «Почему музы не молчали?» 3 слайд: Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки… своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас… - Ребята, давайте проведем викторину, какие произведения искусства о войне мы знаем, (фильмы, песни, литературные произведения) Проводит викторину «Песни, фильмы и художественная литература о ВО войне» 4 слайд Страшное слово «война»! За ним разрушенные города, горе, слёзы. Она несёт гибель человечеству, его культуре, языку, лишает возможности общения между людьми. Ни одно государство не смогло противостоять варварскому натиску гитлеровской армии. Захватив Европу, Гитлер вторгся в советский союз. 5 слайд Документальный фильм-клип «Гимн Великой Отечественной войны - Священная война» - Что вы почувствовали, когда слушали пеню «Священная война?» 6-7-8 слайды Утром 24 июня 1941 года на первой полосе газет «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи В. И. Лебедева-Кумача «Священная война»: Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашисткой силой тёмною, С проклятою ордой… 2.2. Актуализация знаний, проверка домашнего задания -У вас было домашнее задание, подготовить сообщение об истории рождения песни «Священная война» | Смотрят презентацию и отвечают на поставленные учителем вопросы. ответы учащихся Записывают тему урока в тетрадь ответы детей работают в группах Каждая команда выполняет своё задание: 1гр. - песни о войне 2 гр. - х./ф. о ВО войне 3гр. - литературные произведения (стихи, рассказы, повести) подводят итог викторины. Смотрят Документальный фильм-клип «Гимн Великой Отечественной войны - Священная война», делают запись в тетрадь. Ответы учащихся Сообщение учащихся «История рождения песни «Священная война» |
9 слайд На защиту Родины встали все. Взрослые уходили на фронт, а дети оставались защищать свою Родину, они заняли рабочие места у станков, рыли окопы, помогали раненым в госпиталях. События тех далеких, тревожных дней передали в своей песни «Ленинградцы» В. Коростылёв и И. Шварц. -вокальные упражнения. - исполнение песни «Ленинградцы» | Выполняют упражнения Исполняют песню «Ленинградцы» И. Шварца, В. Коростылёва |
10 слайд 4.1. Царящее в мире зло, казалось бы, всеобъемлюще. Кто же способен бросить вызов злу, вступить в борьбу с насилием? Это музыка, воплощенная в звуках.
Слушают рассказ учителя и смотрят фрагмент документального фильма «Д.Шостакович. Моя седьмая симфония». 4.2 11-14 слайды Симфония№7 «Ленинградская» Д.Д. Шостакович. Учитель рассказывает о композиторе и историю рождения симфонии №.7 Просмотр фрагмента документального фильма «Д. Шостакович. Моя седьмая симфония». Учитель предлагает учащимся познакомиться с поэмой Л. Болеславского «Музыка» Работа в группе (предварительная подготовка материала) учащиеся самостоятельно читают поэму, делят на части и выразительно читают стихи определенной группой 15-16 слайды Учитель продолжает рассказ о необычном концерте, который состоялся 9августа 1942 г. в г. Ленинграде Симфония, рожденная бурей войны, написанная под грохот канонады, симфония, ставшая могучим орудием великой борьбы в победе над фашизмом. Слушание и анализ произведения. - Что подсказывает симфония сердцу и уму человека через десятилетия после первого исполнения? - Почему музы не молчали? | Слушают рассказ учителя и смотрят, и слушают фрагмент документального фильма «Д.Шостаковича. Моя седьмая симфония». Знакомятся с поэмой «Музыка» Работа в группе (предварительная подготовка материала) Инсценировка фрагмента поэмы «Музыка» Слушают фрагмент Симфонии №7 в исполнении симфонического оркестра. Ответы учащихся. |
17-18 Слайды Годы прошедшие после нашей победы в Великой Отечественной войне уносят от нас последних ее участников, но память об их подвиге остается жить и сегодня в сердцах молодого поколения. Исполнение ранее выученных песен: «О той весне» Е. Плотниковой «Раз, два, левой» Т. Рядчикова, А. Комаров | Исполняют песню «О той весне» Е. Плотниковой. «Раз, два, левой» Т. Рядчикова, А. Комаров |
Какая была проблема урока? Что надо было сделать? Что делали? - Что нового для себя узнали? Как выполняли задание? Что не получилось и почему? Что следует делать в дальнейшем? Что может помочь в дальнейшей работе? Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке? Как бы вы оценили свою работу на уроке? Ваше эмоциональное состояние? (до и после урока) Показывают карточки разного цвета: красный - было трудно, ничего не понял; желтый – остались вопросы; голубой – все понял, но было не интересно зеленый- все понял, было интересно, хотел бы продолжить беседу по этой теме. |