Молодцы. Давайте все вместе прочитаем тему нашего урока «И Муза вечная со мной!» А вот и главная героиня – МУЗА! А вы знаете, кого называют Музой? Муза — волшебница, добрая фея, раскрывающая перед вами чудесный мир звуков, которыми наполнено всё вокруг. О МУЗАХ, покровительницах искусств, мы узнали из мифов и легенд Древней Греции. Музы вдохновляют художников, музыкантов, поэтов – всех, кто дарит людям красоту, любовь и надежду. Откройте учебник, на странице 9 изображены Музы. Какие они весёлые и жизнерадостные. Сколько их изображено на рисунке? Древнегреческие легенды гласят, что живёт девять муз, каждая из которых имеет влияние на определенную область творчества. Имя нашей героини Терпсихора («любящая танцы») — муза танцев и хорового пения, в ее руке лира и плектр (приспособление для игры на щипковых инструментах). Она и поведёт нас в чудесный мир музыки и поможет раскрыть её тайны. Посмотрите, какой сюрприз приготовила нам Терпсихора. В этом сундучке спрятана прекрасная музыка. А чтобы открыть его нужно отгадать загадки: Правильно, именно арфа и скрипка будут рассказывать нам свою сказочную историю. СЛУШАНИЕ: «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского - Как звучит эта музыка? Какие чувства она у вас вызывает? Давайте подберём слова, которыми можно охарактеризовать эту музыку и настроение, которое она у вас вызывает. Хорошо. Давайте ещё раз посмотрим на доску и вспомним три понятия, без которых нельзя представить себе любую музыку. - Назовите их? (Композитор, исполнитель, слушатель). Музыку сочиняют для нас композиторы. Музыку, которую вы только что слышали, написал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Чтобы научиться слушать и понимать музыку, сделать ее неотъемлемой частью своей жизни, нужно стать настоящими слушателями. Музыка всегда «возникает» из тишины. Послушайте и вы тишину в классе перед тем, как зазвучит музыка П. Чайковского. СЛУШАНИЕ: «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского - Кто исполнял музыку? Один исполнитель или много исполнителей? Много голосов различных инструментов сливались в прекрасное, стройное звучание. Это играл оркестр. - А может быть, кто-то из вас знает, как называют того человека, который руководит оркестром музыкантов? (ответы обучающихся) Он руками машет плавно, Слышит каждый инструмент. Он в оркестре самый главный, Он в оркестре – президент! Верно. Это дирижер. А давайте представим себя исполнителями – дирижерами оркестра (ведь каждый из вас хотя бы раз в жизни видел в телепередачах, как дирижер управляет оркестром или хором). Сейчас мы попытаемся ощутить себя настоящими исполнителями и расскажем музыку П. И. Чайковского с помощью выразительных дирижерских жестов. Молодцы! Сегодня на уроке мы почувствовали себя слушателями, когда слушали музыку П. И. Чайковского, исполнителями, когда дирижировали воображаемым оркестром. В начале урока мы были певцами-хористами, когда исполняли песню В. Шаинского «От улыбки». Завершим наш урок разучиванием «Песни о школе» Дмитрия Кабалевского на слова В. Викторова. Перед началом пения вспомним, что музыка возникает из тишины. Поэтому давайте выпрямим спинки, расправим плечи, поднимем голову, послушаем тишину… ПЕНИЕ: «Песня о школе» Д. Кабалевский Учитель раздаёт обучающимся тексты песни, одновременно текст песни выводится на экран. |