Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные
Учащиеся научатся:
-воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер, балетов, кантат, симфоний;
-различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;
-понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;
-эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
-ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;
-понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;
-передавать в музыкально -художественной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.
Учащиеся получат возможность научиться:
-соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д.
-осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ;
-владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.
-слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации;
-наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки;
-участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками;
-узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;
-узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.
-проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения;
-импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца и марша;
-пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольмизации;
-находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения;
-различать звучание музыкальных инструментов(включая тембр арфы, виолончели, челесты).
-выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения в т. ч. с дирижированием (2\4, 3\4, 4\4. 3\8, 6\8)
-петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении;
-различать мелодию и аккомпанемент, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений;
-сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов;
-различать язык музыки разных стран мира.
-сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;
-узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
-приводить примеры известных музыкальных жанров, форм;
-собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности.
Метапредметные :
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
-эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;
-позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки;
-образ Родины, представление о ее богатой истории, героях – защитниках, о культурном наследии России;
-устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности;
-основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
-принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя;
-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
-выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
-эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;
-осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
Познавательные
Учащиеся научатся:
-осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников;
-самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
-передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
-использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
-выбирать способы решения исполнительской задачи;
-соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
-соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;
-исполнять попевки, ориентируясь на запись ручным знаками и нотный текст.
Учащиеся получат возможность научиться:
-осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;
-соотносить различные произведения по настроению и форме;
-строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;
-пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольмизации;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
-обобщать учебный материал;
-устанавливать аналогии;
-сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);
-представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).
Коммуникативные :
Учащиеся научатся:
-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно);
-выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
-понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;
-проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
-контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
-понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
-понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
-принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
-стремиться к пониманию позиции другого человека.
Учащиеся получат возможность научиться:
-выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т. ч. средства ИКТ).
-понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;
-контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности.
-формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера;
-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.
Содержание учебного предмета
Урок 1. Мелодия – душа музыки.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Музыкальные средства выразительности. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки.
Урок 2. Природа и музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.
Урок 3. Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.
Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Урок 4. Кантата «Александр Невский».
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата.
Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Урок 5. Опера «Иван Сусанин».
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».
Урок 6. Утро.
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».
Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.
Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.
Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти.
Урок 10. Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся! Древнейшая песнь материнства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образы Богородицы в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси.
Урок 11. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама. Образ матери у народов Поволжья.
Интонационно-образная природа музыкального искусства.. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Урок 12. Вербное Воскресение. Вербочки. Праздники Поволжья.
Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.).
Урок 13. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.
Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской. Святые земли Русской — княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении.
Урок 14. Настрою гусли на старинный лад… (былины). Певцы русской старины. Лель. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества.
Былины. Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, Баян).
Урок 15. Былина о Садко и Морском царе.
Музыкальный и поэтический фольклор России.
Народная и профессиональная музыка.
Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).
Урок 16.Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.
Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова.Мелодии в народном стиле.
Урок 17. Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса.
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».
Урок 18. Опера «Орфей и Эвридика».
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».
Урок 19. Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.
Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. . Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».
Урок 20. «Океан – море синее».
Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.
Урок 21. Балет «Спящая красавица».
Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
Урок 22. В современных ритмах (мюзикл).
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.
Урок 23. Музыкальное состязание (концерт).
Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.
Урок 24. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты.
Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Выразительные возможности флейты.
Урок 25. Музыкальные инструменты (скрипка).
Музыкальные инструменты.
Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.
Урок 26. Обобщающий урок 3 четверти.
Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 3 четверть.
Урок 27. Сюита «Пер Гюнт».
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».
Урок 28. «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.
Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Урок 29. Мир Бетховена.
Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.
Урок 30. Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель.
Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.
Урок 31. Мир Прокофьева.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.
Урок 32. Певцы родной природы. нрк. Образ природы в творчестве композиторов Поволжья.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.
Урок 33. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости.
Урок 34, урок 35. Обобщающие уроки.
Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
| Россия-Родина моя. | 5 |
1 | Мелодия – душа музыки. | 1 |
2 | Природа и музыка. | 1 |
3 | Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава. | 1 |
4 | Кантата «Александр Невский». | 1 |
5 | Опера «Иван Сусанин». | 1 |
| День, полный событий. | 4 |
6 | Утро. | 1 |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | 1 |
8 | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. | 1 |
9 | Обобщающий урок 1 четверти. | 1 |
| «О России петь – что стремиться в храм». | 4 |
10 | Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся! Древнейшая песнь материнства | 1 |
11 | Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама нрк. Образ матери в Поволжье. | 1 |
12 | Вербное Воскресение. Вербочки. нрк. Праздники Поволжья. | 1 |
13 | Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. | 1 |
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 3 |
14 | Настрою гусли на старинный лад… (былины). Певцы русской старины. Лель. | 1 |
15 | Былина о Садко и Морском царе | 1 |
16 | Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок. | 1 |
| В музыкальном театре. | 6 |
17 | Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф. | 1 |
18 | Опера «Орфей и Эвридика». | 1 |
19 | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. | 1 |
20 | «Океан – море синее». | 1 |
21 | Балет «Спящая красавица». | 1 |
22 | В современных ритмах (мюзикл). | 1 |
| В концертном зале. | 7 |
23 | Музыкальное состязание (концерт). | 1 |
24 | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. | 1 |
25 | Музыкальные инструменты (скрипка). | 1 |
26 | Обобщающий урок 3 четверти. | 1 |
27 | Сюита «Пер Гюнт». | 1 |
28 | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал. | 1 |
29 | Мир Бетховена. | 1 |
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 5 |
30 | Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки. | 1 |
31 | Мир Прокофьева. | 1 |
32 | Певцы родной природы. нрк. Образ природы в творчестве композиторов Поволжья . | 1 |
33 | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. | 1 |
34 | Обобщающий урок. | 1 |
35 | Обобщающий урок. | 1 |
Приложение
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
По плану | По факту |
| Россия - Родина моя. | | 5 | | | |
1 | | Мело-дия-душа музыки. | 1 | | | |
2 | | Природа и музыка. Звучащие картины. | 1 | | | |
3 | | Виват, Россия! Наша слава- Русская держава. | 1 | | | |
4 | | Кантата «Александр Невский». | 1 | | | |
5 | | Опера «Иван Сусанин». | 1 | | | |
| День, полный событий. | | 4 | | | |
6 | | Утро. | 1 | | | |
7 | | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | 1 | | | |
8 | | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. | 1 | | | |
9 | | Обобщающий урок 1 четверти. | 1 | | | |
| «О России петь – что стремиться в храм». | | 4 | | | |
10 | | Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся! Древнейшая песнь материнства | 1 | | | |
11 | | Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама нрк. Образ матери в Поволжье. | 1 | | | |
12 | | Вербное Воскресение. Вербочки. Праздники Поволжья. | 1 | | | |
13 | | Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. | 1 | | | |
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | | 3 | | | |
14 | | Настрою гусли на старинный лад… (былины). Певцы русской старины. Лель. | 1 | | | |
15 | | Былина о Садко и Морском царе | 1 | | | |
16 | | Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок. | 1 | | | |
| В музыкальном театре. | | 6 | | | |
17 | | Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф. | 1 | | | |
18 | | Опера «Орфей и Эвридика». | 1 | | | |
19 | | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. | 1 | | | |
20 | | «Океан – море синее». | 1 | | | |
21 | | Балет «Спящая красавица». | 1 | | | |
22 | | В современных ритмах (мюзикл). | 1 | | | |
| В концертном зале. | | 7 | | | |
23 | | Музыкальное состязание (концерт). | 1 | | | |
24 | | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. | 1 | | | |
25 | | Музыкальные инструменты (скрипка). | 1 | | | |
26 | | Обобщающий урок 3 четверти. | 1 | | | |
27 | | Сюита «Пер Гюнт». | 1 | | | |
28 | | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал. | 1 | | | |
29 | | Мир Бетховена. | 1 | | | |
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | | 5 | | | |
30 | | Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки. | 1 | | | |
31 | | Мир Прокофьева. | 1 | | | |
32 | | Певцы родной природы. Образ природы в творчестве композиторов Поволжья | 1 | | | |
33 | | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. | 1 | | | |
34 | | Обобщающий урок. | 1 | | | |
35 | | Обобщающий урок. | 1 | | | |
Лист коррекции календарно-тематического планирования по музыке на 2018-2019 г.
Учитель Карпенко С.В. класс 3А
№ | Название раздела. Тема урока. (раздел и тема, которую корректирую) | Кол-во часов | Коррективы (Указание скорректированной темы вместе с проводимой темой в соответствии с журналом) | Дата проведения (дата записи в журнале того урока, с которым объединяю) |
По плану | По факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
11