№ урока |
Дата проведения урока |
Тема урока |
Основные виды учебной деятельности |
Планируемые предметные результаты освоения материала |
Универсально учебные действия (УУД) |
По плану | По факту |
Россия – родина моя 4 ч. |
1. | 05.09 | 05.09 | Мелодия. стр.8-11 «Вся Россия просится в песню». Как мелодия передает душевное состояние композитора? | Восприятие музыки Размышление Высказывание суждений. | Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к музыкальной культуре России. Научится слышать и интонировать мелодию, воспринимать музыку инструментального концерта. Получат возможность научиться владеть навыками кантиленного пения. | Регулятивные: Целеполагание в постановке учебных задач. Познавательные: Владение навыками речевого высказывания. Коммуникативные: Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины. |
2 | 12.09 | 12.09 | Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» Как звучит вокализ? «Вокализ. стр.12-13 | Восприятие музыки Размышление Высказывание суждений. | Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества. Научится определять новый жанр музыки. Получит возможность развивать творческие способности, певческий голос. | Р: оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства и мысли. П: закрепление представлений о муз. языке вокализа, средствах муз. выразительности. К: продуктивное сотрудничество со сверстниками . |
3 | 19.09 | 19.09 | Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» | | | |
4 | 26.09 | 26.09 | «На великий праздник собралася Русь!» Как композитор рассказывает о защитниках нашей Родины в кантате? Кантата. стр.20-23 | Вокализация: «Славны были наши деды» Хор «Славься» «Вставайте, люди русские». | Становление эстетических идеалов. Уважительное отношение к истории и культуре русского народа. Научится воспринимать музыку кантаты. Получит возможность научиться участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении музыкальных образов. | Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя. П: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: Умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. |
«О России петь – что стремиться в храм» (1 час) |
5 | 03.10 | 03.10 | Святые Земли Русской. Илья Муромец Стихира стр.26-27 Как звучит стихира? | Стихира. Пение а,капелла. Икона «Всех святых в земле Русской просиявших». | Понимание жизненного содержания религиозной музыки. Научится оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык духовной музыки. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу. П: Узнавать, называть жанры духовной музыки. К: Формулировать свои затруднения. |
«День, полный событий» -5 ч |
6 | 10.10 | 10.10 | "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья." Осень в творчестве русских композиторов. Стр.42-43 Как композитор передает осеннее настроение? | Лирика в поэзии и музыке. П.И.Чайковский «Осенняя песнь». Г.В.Свиридов «Осень», «Пастораль». | Наличие эмоционального отношения к искусству. Научится воспринимать музыку и размышлять о ней. Развитие навыков кантиленного пения | Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки. П: Владение навыками интонационно-образного анализа муз.произведения. К: Развитие навыков постановки проблемных вопросов. |
7 | 17.10 | 17.10 | «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда Как композитор «рисует» сказочные музыкальные образы? | Осваивают элементы музыкального языка: Тембр, регистр. Сравнительный анализ Средств муз. выразительности. | Развитие эмоциональной отзывчивости. Научится наблюдать за результатом музыкального развития на основе различий интонаций, тем, образов. | Р: Обобщенность действий, критичность. П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке. К: Оценка действий партнера в групповой деятельности. |
8 | 24.10 | 24.10 | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь Как звучат народные мелодии в музыке П.И.Чайковского? Какая музыка звучит на ярмарках? Ярмарка в искусстве. Стр.52-53 | Учатся сопоставлять различные образы народной и профессиональной музыки. Получит возможность реализовать собственные замыслы в инсценировке песни. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. Усвоят Жанры народной музыки: хороводные и плясовые песни. Обработка русской народной песни. | Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности и работы одноклассников в разных формах взаимодействия. П: Наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных стилей. К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства. |
9 | | 24.10 | Обобщающий урок 1 четверти. | Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 1 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся. | Накопление слуховых впечатлений. | Р: Владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии музыки. П: Владение муз. словарем в процессе размышлений о музыке. К: Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (2 ч.) |
10 | 14.11 | 14.11 | Композитор — имя ему народ. Музыкальные инструменты России Учебник стр. 62 Тетрадь стр.18-19.. | Изучают различные ре тембры русских народных инструментов. | Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. | Уважительное отношение к истории и культуре русского народа. Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. |
11 | 21.11 | 21.11 | Оркестр русских народных инструментов. | Слушают сказку «Музыкант-чародей» | Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира | Уважительное отношение к истории и культуре русского народа. Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. |
«В концертном зале» (5 ч.) |
12 | 28.11 | 28.11 | Музыкальные инструменты Струнный квартет. Стр.74-75 Как композитор в музыке передает ночной пейзаж? | Запоминают звучание скрипки, виолончели Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром). | Научится сопоставлять музыкальные образы в звучании различных муз.инструментов, пению в ансамбле. | Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки. П: Умение сравнивать музыкальные образы. К: Развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе восприятия. |
13 | 05.12 | 05.12 | Музыкальные инструменты. Скрипка. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»). Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). Выразительность и изобразительность в музыке. | Учатся воспринимать музыку, размышлять о ней. Возможность научиться музицированию, импровизированию. | Научится воспринимать музыку вокальных жанров. Возможность научиться реализовывать собственные творческие замыслы в пении. | Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке романса. К: Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа. |
14 | 12.12 | 12.12 | Не молкнет сердце чуткое Шопена. | Слушают музыку Фридерика Шопена | Уважительное отношение к истории и культуре Западной Европы. Творческое развитие.Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»). | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П:Активизация творческого мышления. К: Умение учитывать разные мнения. Углубление понимания значения музыкального искусства в жизни человека. |
15 | 19.12 | 19.12 | Людвиг ван Бетховен | Слушают и анализируют особенности музыки Бетховена | Уважительное отношение к истории и культуре Западной Европы. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» | Углубление понимания значения музыкального искусства в жизни человека. Понимание жизненного содержания музыки. |
16 | 26.12 | 26.12 | Обобщающий урок-концерт | Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений четвероклассников за 2 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах. | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая. Научатся воспринимать музыку, размышлять о ней. Возможность научиться музицированию, импровизированию. Понимание жизненного содержания музыки. | Р: Владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии музыки. П: Владение муз. словарем в процессе размышлений о музыке. К: Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки |
3 четверть «День, полный событий» (1 ч.) |
17 | 16.01 | 16.01 | Зимнее утро. Зимний вечер. | Слушание.Восприятие и осмысление образов природы, изображённых в муз. произведениях. | Усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя. | |
«В музыкальном театре» (6 ч.) |
18 | 23.01 | 23.01 | Опера «Иван Сусанин» Музыкальный образ поляков. Танцы: полонез, мазурка. | Музыкальная характеристика героев оперы. Учатся наблюдать за результатом музыкального развития образов, слышать интонации народной польской и русской музыки | Ценностное отношение к музыкальной культуре. Научится наблюдать за результатом музыкального развития образов, слышать интонации народной польской и русской музыки. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу. П: Использовать общие приемы решения задач. К: Умение вести диалог. |
19 | 30.01 | 30.01 | Сцена в лесу. Опера «Иван Сусанин». Музыкальная драматургия оперы. Контраст | Музыкальная характеристика героев оперы. Как композитор охарактеризовал стан противника? Учатся наблюдать за результатом музыкального развития образов, слышать интонации народной польской и русской музыки. | Ценностное отношение к музыкальной культуре. Музыкальный образ. Полонез. Мазурка. | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П: Узнавать и называть танцевальные жанры. К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. |
20 | 6.02 | 6.02 | Исходила младёшенька. Оперы М. Мусоргского. | | Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Получат обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского). | Р: Оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства. П: Узнавать, называть жанры. К: Формулировать собственное мнение и позицию. |
21 | 13.02 | 13.02 | Русский Восток. | Музыкальный анализ особенностей восточных интонаций | Готовность выражать свое отношение к искусству.Как звучат восточные интонации? Особенности восточного колорита. Восточные интонации. Вариации. Орнамент. Научится слышать восточные интонации в музыке русских композиторов: М.И.Глинки и М.П.Мусоргского. | Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений. К: Совершенствование представлений учащихся о толерантности к культуре других народов. |
22 | 20.02 | 20.02 | Балет «Петрушка» | Учатся распознавать художественный смысл музыки, понимать роль музыки в жизни человека. | Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству. И.Ф.Стравинский. Оркестровые тембры. Музыка в народном стиле. | Р: Использовать речь для регуляции своего действия. П: Узнавать, называть знакомые интонации. К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками при инсценировании сцены из балета. |
23 | 27.02 | 27.02 | Театр музыкальной комедии | | Научится ориентироваться в разнообразии музыкального искусства, сравнивать жанры. Музыкальный жанр: оперетта, мюзикл. И.Штраус Ф. Лоу. | Р: Оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства. П: Узнавать, называть жанры. К: Формулировать собственное мнение и позицию. |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (3ч.) |
24 | 06.03 | 06.03 | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. | Учатся передавать собственные музыкальные впечатления, определять на слух 3-х частную форму. Научится размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. Как звучат прелюдии Шопена? Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. Музыкальный жанр: прелюдия. С.В.Рахманинов. Форма музыки: трехчастная. Научатся узнавать, называть жанры. Уважительное отношение к истории и культуре польского народа. Развитие музыкального образа в прелюдии. Ф.Шопен. | Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки. П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке. К: Оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений. К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками. |
25 | 13.03 | 13.03 | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара) | | Многообразие жанров музыки. Триединство: композитор, исполнитель, слушатель.
| Р: Ставить новые учебные задачи. П: Активизация творческого мышления. К: Умение слушать друг друга. |
26 | 20.03 | 20.03 | Обобщающий урок 3 четверти | Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 3 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах. | Накопление слуховых впечатлений. Развитие музыкального кругозора и эрудиции. | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П: Узнавать и называть танцевальные жанры. К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. |
IV четверть (8 часов) Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (3 ч.) |
27 | 03.04 | Дополнительные каникулы. 10.04 | Праздников праздник, торжество из торжеств | Учатся воспринимать пасхальное песнопение. Получит возможность научиться владеть певческим голосом как инструментом | Понимание жизненного содержания религиозной музыки. Научится оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык духовной музыки. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу. П: Узнавать, называть жанры духовной музыки. К: Формулировать свои затруднения. |
28 | 10.04 | 10.04 | Родной обычай старины. Светлый праздник | Учатся воспринимать пасхальное песнопение. Получит возможность научиться владеть певческим голосом как инструментом | Понимание жизненного содержания религиозной музыки. Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П: Воспитание патриотических чувств. К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства. |
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (4 ч.) |
30 | 17.04 | 17.04 | В интонации спрятан человек. | Выявляют характерные интонации для конкретных муз. образов. | Научится понимать жизненный смысл музыкального произведения. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?» | Р: Ставить новые учебные задачи. П: Активизация творческого мышления. К: Умение слушать друг друга. |
31 | 24.04 | 24.04 | Музыкальный сказочник. | Знакомятся с музыкальными образами в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»). | Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»). | Р: Развернутость анализа музыкального сочинения. П: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке. К: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки. |
32 | 08.05 | 08.05 | Рассвет на Москве-реке. Выразительность и изобразительность в музыке | Анализируют и соотносят выразитнльные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их ваимосвязи и взаимодействии. Распознают смысл различных муз. форм | Научатся размышлять о музы- кальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки. П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке. К: Определение способов взаимодействия . |
32 | 15.05 | 15.05 | Кирилл и Мефодий. | Слушание. Размышление. Высказывание своих суждений, впечатлений. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. Научатся узнавать народные былинные песнопения, слышать их интонации в музыке русских композиторов. | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П: Воспитание патриотических чувств. К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства. |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч.) |
33 | 22.05 | 22.05 | Народные праздники. «Троица». | | Музыкальный фольклор народов России. Народные музыкальные традиции родного края. Праздники русского народа. Троицын день. | Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя. П: Контролировать и оценивать результат деятельности. К: Хоровое пение, пение по группам и с солистами. |
34 | 22.05 | 22.05 | Обобщающий урок | Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах. | Накопление слуховых впечатлений. Развитие музыкального кругозора и эрудиции. | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П: Узнавать и называть танцевальные жанры. К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. |