СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыка. 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  учебная программа по  музыке для  4-го  класса разработана на основе  примерной  программы начального общего образования и программы «Музыка 1-4 классы», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011. 

Просмотр содержимого документа
«Музыка. 4 класс.»


МУЗЫКА. 4 КЛАСС.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана на основе примерной программы начального общего образования и программы «Музыка 1-4 классы», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.

1. Цели и задачи курса

Изучение музыки в 4 классе направлено на введение детей в многообразный мир музыкальной культуры, через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций

2. Общая характеристика курса

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

3. Место предмета  в учебном плане.

На изучение данного курса отводится 1 час в неделю, что при 34 учебных неделях составит 34 часа в год


4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся6 реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируется духовно – нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.

Художественная эмпатия, эмоционально – эстетических отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать. Способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обуславливается характером организации их музыкально – учебной, художественно – творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.



5. Планируемые результаты освоения ФГОС НОО по изобразительному искусству:

Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений:

  • наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.

  • наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. так и окружающих людей;

  • наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  •  наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Метапредметные результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений:

  • умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника

  • умение формулировать собственное мнение и позицию;

  • установление простых причинно-следственных связей.

Познавательные УУД:

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 4-го класса;

  • умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

  • осуществление элементов синтеза как составление целого;

  • понимание основ смыслового чтения художественного текста.

Коммуникативные УУД:

  • наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;

  •  участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.)


6. Содержание ФГОС НОО по изобразительному искусству

Раздел I«Россия – Родина моя»

Первый раздел раскрывает мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Вокальное начало, русский мелос проходит через творчество всех выдающихся отечественных композиторов – композиторов разных школ, направлений, эпох. От детской песни, исполняемой всем классом, через главную песню нашей Родины, к петровским кантам, лирическим романсам, кантате, увертюре, симфонии, концерту и синтетическому жанру – опере – такой путь развития проходят учащиеся II– IVклассов, изучая раздел «Россия – Родина моя».

Раздел II«День, полный событий»

Задача данного раздела – раскрыть перед учащимися самые разные направления связи музыки с жизнью, помочь им глубже и тоньше почувствовать и познать внутренний мир человека, ярче ощутить красоту природы, целенаправленно формировать способность воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе, как интонационно-образную речь, обращённую тем или иным композитором к сердцу, уму и душе человека.

Содержание данного раздела во IIклассе – это день двух непохожих детей, запечатленных в музыкальных образах. Существенно то, что музыка этого раздела представлена преимущественно произведениями двух композиторов – П. Чайковского и С. Прокофьева. Это позволяет привлечь внимание учащихся к стилевым особенностям музыкальной речи каждого из них.

В IIIклассе состоятся встречи с разными персонажами – музыкальными образами («Портрет в музыке», «В каждой интонации спрятан человек», «В детской», «На прогулке»).

В IV  классе день, полный событий, мы отслеживаем на примере определённого периода жизни Александра Сергеевича Пушкина. Музыкальные впечатления А. Пушкина, музыкально-поэтические образы, связанные с его творчеством, позволят учащимся продолжить знакомство с лучшими образцами народной и классической музыки, углубить свои познания в области её интонационной выразительности.

Раздел III«О России петь – что стремиться в храм»

Этот раздел учебника назван поэтической строкой Игоря Северянина из его стихотворения «Запевка». Раздел является абсолютно новым в содержании предмета «Музыка» в общеобразовательной            школе. Он посвящён постепенному и очень бережному введению учащихся I-IVклассов в художественные образы духовной музыки. На начальном этапе это пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского («Утренняя молитва» и «В церкви»), народные песнопения о Рождестве, Сергии Радонежском, колокольные звоны. Иначе говоря, первые музыкальные впечатления связанные с музыкой религиозной традиции, представлены сочинениями композиторов- классиков, духовным фольклором и только постепенно, по мере накопления музыкально-слуховых впечатлений, вводятся интонации молитв, звучащих в православном храме.

Не случайно на страницах данного раздела большое количество иллюстраций. Как органично сливаются в храме все виды искусства, так и на уроке музыки привлечение образов архитектуры, иконописи, живописи усилит, умножит музыкальные впечатления детей. Внутри раздела прослеживаются две линии: святые земли русской и значимые праздники православной церкви.

Раздел IV«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Музыкальный фольклор представлен в учебно-методическом комплекте как синкретичный вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального творчества, праздники русского народа рассматривается в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека.

Освоение образцов русского музыкального фольклора, так же как и фольклоры других народов мира, включает в себя различные формы его воплощения: пение, инструментальное музицирование, движение под музыку и использование элементов танцев, имитацию среды бытования, декоративное оформление слушаемой и исполняемой музыки (костюм), инсценирование, «разыгрывание» песен, народные игры.

Первостепенная роль отводиться освоению жанров русской народной песни: детский фольклор, колыбельные, лирические, солдатские, трудовые, исторические, былины.

Постижение народной музыкальной культуры начальной школе идёт по двум направлениям: во-первых, это изучение подлинных или стилизованных образцов народного фольклора; во-вторых, это знакомство с музыкальными произведениями композиторов, в которых ярко выражено фольклорное начало или использованы подлинные народные мелодии.

Раздел V«В музыкальном театре»

Названия разделов «В музыкальном театре» и «В концертном зале» говорят сами за себя. В этих разделах предлагаются различные способы привлечения внимания учащихся к произведениям крупных форм. Это знакомство и с музыкально-сценическими жанрами (опера, балет, мюзикл, оперетта и др.), и с жанрами инструментально-симфоническими (сюита, концерт, увертюра, симфоническая сказка,  симфония). Можно смело сказать, что цель этих разделов – заинтересовать детей этими жанрами, научить глубоко воспринимать музыку самой разной сложности, разбираться в музыкальной драматургии произведений на основе принципов музыкально-симфонического развития.

Раздел VI. «В концертном зале»

Сквозной линией содержания всех учебников является мысль о триединстве «композитор - исполнитель – слушатель», которое предполагает накопление слухового опыта детей при восприятии различных музыкальных произведений, сочиненных русскими и зарубежными композиторами. Раздел «В концертном зале» помогает закрепить представления детей о таких музыкальных жанрах, как симфоническая сказка, фортепианная сюита, увертюра к опере, симфония, инструментальный концерт, камерные сочинения (песня, романс, инструментальная пьеса, соната).

Восприятие и исполнение произведений этого раздела направлено на то, чтобы осмыслить различные музыкальные формы (вариации, двухчастные и трёхчастные композиции), приёмы развития музыки (повтор, контраст, вариативность), особенности языка сочинений. Дети знакомятся не только с произведениями, написанными для симфонического оркестра и отдельных инструментов (фортепиано, флейта, скрипка, виолончель и др.), но и с известными исполнителями, концертными залами, исполнительскими конкурсами.

Раздел VII. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

Смысл данного раздела заключается в том, чтобы учащиеся осознали триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя, поняли их роль в жизни музыки и оценили значение самой музыки в жизни человека. В этом разделе обобщается предшествующий опыт общения детей с музыкой в каждом из классов: что они узнали о композиторах, исполнителях слушателями, исполнителями, «композиторами» стали сами.

8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Библиотечный фонд

Примерная программа начального общего образования по музыке.

Учебники по музыке.

Методические пособия (рекоменда­ции к проведению уроков музыки).

Учебно-наглядные пособия. Хрестоматии произве­дений к урокам музыки.

Справочные пособия, энциклопедии по искусству. Альбомы по искусству. Научно-популярная литература искусству

Печатные пособия

Портреты русских и зарубежных композиторов (могут на электронных носителях)

Таблицы (могут на электронных носителях)


Информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные обучающие худо­жественные программы.

Электронные учебники. Электронные библиотеки по искус­ству.

Технические средства обучения

Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Мультимедийный проектор. Интерактивная доска. Компьютер. Система тестирования ВОТУМ. Документ-камера. Сканер. Принтер лазерный. Принтер цветной (по возможности). Фотокамера цифровая (по возможности). Видеокамера цифровая со штативом (по воз­можности).

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи музыки.

Видеофильмы и презентации: по памятникам архитекту­ры; художественным музеям; видам и жанрам искусства


Модели и натурный фонд

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.










КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ

(1 ч в неделю, всего 34 часа)

№ п/п Тема урока


Содержание Характеристика деятельности учащихся Дата

РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (3 ч)

1

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…». «Что не выразишь словами, звуком на душу навей»


Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.

Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).


Знать название изученного произведения и автора, понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие голоса

Демонстрировать личностно-окрашенное эмоциионально-образное восприятие музыки,

Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении.


2

Как сложили песню. Звучащие картины

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень».

Знать жанры народных песен.

Уметь демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью;

Исполнять народные песни, подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства.


3

«Ты откуда русская, зародилась, музыка? «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка.

Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов.

Выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональ­ной музыки.

Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России.

Исполнять народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Знать названия изученных произведений и автора, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.


О РОССИИ ПЕТЬ – ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ (4 ч)

4

Святые земли Русской. Илья Муромец


Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

  • Земле Русская, стихира.

  • Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителе Рябининых.

  • Симфония № 2 («Богатырская) 1 -я часть (фрагмент) А. Бородин.

  • Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки М. Мусоргский.

  • Не шум шумит, русская народная песня.

Знать народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции.

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.


5

Кирилл и Мефодий

Народные музыкальные традиции Отечества.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

  • Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого.

  • Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

  • Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев

  • Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловский


Знать и понимать: религиозные традиции, понятия: гимн, величание.

Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.


6

Праздников праздник, торжество из торжеств

Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание.

  • «Христос воскресе! (тропарь)

  • Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков.

  • Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощного бде­ния». С. Рахманинов.



Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), религиозные традиции.

Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.


7

Родной обычай старины. Светлый праздник


Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов.

  • «Не шум шумит» - пасхальная народная песня.

  • Сюита для двух фортепиано. С.Рахманинов.

  • Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фор­тепиано. С. Рахманинов.





Знать и понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).

Уметь определять, оценивать, соотносить содержание музыкальных произведений.

Понимать значение колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов; - сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников;





ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ (6 ч)

8

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

  • «Осенняя песня» П.Чайковский;

  • «Пастораль» Г.Свиридов;

  • «Осень» Г.Свиридов.

Знать смысл понятий: лирика в поэзии и музыке, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;


9

Зимнее утро, зимний вечер


Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).

  • Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский.

  • У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения.


10

«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда


Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.

Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане». Выразительность и изобразительность в музыке.

  • Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков

Знать и понимать понятие музыкальная живопись, выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных произведений и их авторов;

Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;


11-12

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь


Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.

Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле Выразительность и изобразительность в музыке.

  • Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского.

  • «Детский альбом» П.Чайковского.

  • «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»

  • Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский

  • Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры) из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский.

  • Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

Знать жанры народных песен, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), названия изученных произведений и их авторов.

Уметь показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

Выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности.


13

«Приют, сияньем муз одетый…»

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Музыкально-поэтические образы. Обобщение музыкальных впечатлений четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.

  • Романс «Венецианская ночь» М.Глинка.

  • Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пени.,

  • передача музыкальных впечатлений учащихся.

Знать определение понятия романс, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях

ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО! (3 ч)

14

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России


Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

  • Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни.

  • Солнце, в дом войди; Светлячок, грузинские народные песни.

  • Аисты, узбекская народная песня.

  • Колыбельная, английская народная песня.

  • Колыбельная, неаполитанская народная песня.

  • Санта Лючия, итальянская народная песня.

  • Вишня, японская народная песня, и др.

  • Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский.

  • Камаринская; Мужик на гармонике играет. Из «Дет­ского альбома». П. Чайковский.

  • Ты воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.

(на выбор учителя)

Знать названия изученных произведений и их авторов, понимать определение: музыка в народном стиле.

Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах.


15

Оркестр русских народных инструментов

Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.

Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.

  • Светит месяц, русская народная песня-пляска.

  • Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Рим­ский-Корсаков.

Знать названия музыкальных инструментов, состав оркестра русских народных инструментов.

Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация).


16

«Музыкант-чародей». Народные праздники. Троица

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество. Проверочная работа.

Знать названия музыкальных инструментов и состав оркестра русских народных инструментов.

Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, эмоционально откликаться на музыкальное произведение. Выражать свои впечатления в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, в музыкально-пластическом движение.



В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ (5 ч)

17

Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.

Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин и П.Чайковский.

  • Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.

  • Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) П. Чайковский.

  • (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский




Знать и понимать названия изученных жанров и форм музыки.

Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатление в пении, игре или пластике.


18

Старый замок. Счастье в сирени живет…


Различные виды музыки: инструментальная. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Различные виды музыки: вокальная, сольная.

Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).

  • Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Myсоргский.

  • Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко.

Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).

  • Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

Знать названия изученных жанров и форм музыки: (песня, романс, вокализ, сюита).

Уметь выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности; высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.



19

«Не смолкнет сердце чуткое Шопена…». Танцы, танцы, танцы…


Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух- и трехчастные, куплетные.

Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена.

  • Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си-бемоль мажор. Ф. Шопен.

  • Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого.

Знать названия изученных жанров и форм музыки (полонез, мазурка, вальс, песня, трехчастная форма, куплетная форма).

Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений. выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; определять, оценивать, соотносить содержание.


20

Патетическая соната. Годы странствий

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная.

Музыкальная драматургия сонаты Л.Бетховена.

  • Соната № 8 («Патетическая»). Финал. Для фортепиа­но Л. Бетховен.

  • Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен.

  • Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

  • Арагонская хота. М. Глинка



Знать названия изученных жанров и форм музыки: соната.

Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления.


21

Царит гармония оркестра


Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.

Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

  • Слушание фрагментов из музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра





Знать названия групп симфонического оркестра, музыкальные инструменты, входящие в каждую из групп.





В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ (6 ч)

22

Опера «Иван Сусанин»

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц.

Опера «Иван Сусанин» М.Глинка:

  • интродукция

  • танцы из 2 действия

  • хор из 3 действия

Знать названия изученных жанров опера, полонез, мазурка, музыкальный образ, музыкальная драматургия, контраст;.

Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения;


23

Исходила младешенька

Народная и профессиональная музыка.

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский).

  • «Танец с саблями».

  • Пляска пер сидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

  • Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка

  • Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.


Знать названия изучаемых жанров и форм музыки: восточные интонации, вариации, орнамент, контрастные образы.

Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, выражать образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (в рисунке, декоративно-прикладном творчестве), в создании декораций и костюмов.


24

Русский Восток

Народная и профессиональная музыка.

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский).

  • «Танец с саблями».

  • Пляска пер сидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

  • Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка

  • Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.


Знать названия изучаемых жанров и форм музыки: восточные интонации, вариации, орнамент, контрастные образы.

Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, выражать образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (в рисунке, декоративно-прикладном творчестве), в создании декораций и костюмов.


25

Балет «Петрушка»


Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. Музыка в народном стиле.

  • Первая картина. Из балета «Петрушка». И. Стравинский

Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); смысл понятий: музыка в народном стиле, своеобразие музыкального языка. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.


26-27

Театр музыкальной комедии

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл.

Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

  • Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.

  • Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.

  • Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова.

  • Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

Знать названия изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

Уметь эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения.


ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ… (7 ч)

28

Прелюдия. Исповедь души




Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки.

Развитие музыкального образа.

  • Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.

  • Прелюдии № 7 и 20 для фортепиано. Ф. Шопен. Этюд № 12 («Революционный») для фортепиано.

  • Ф.Шопен.

  • Исходила младешенька; Тонкая рябина, русские народ­ные песни.

  • Пастушка, французская народная песня

  • Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, сло­ва Ю. Мориц.

Знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ.

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.


29

Революционный этюд





30

Мастерство исполнителя


31

В интонации спрятан человек

«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»

  • Песня Сольвейг;

  • Танец Анитры. Из сюиты «Пер Гюнт».Э.Григ.

Знать и понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов


32

Музыкальные инструменты

«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира.

Знать и понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности; охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов


33

Музыкальный сказочник

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»)

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.


34

Рассвет на Москве-реке

Выразительность и изобразительность в музыке.

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью.




7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!