МУЗЫКА. 4 КЛАСС.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана на основе примерной программы начального общего образования и программы «Музыка 1-4 классы», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.
1. Цели и задачи курса
Изучение музыки в 4 классе направлено на введение детей в многообразный мир музыкальной культуры, через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций
2. Общая характеристика курса
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
3. Место предмета в учебном плане.
На изучение данного курса отводится 1 час в неделю, что при 34 учебных неделях составит 34 часа в год.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся6 реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируется духовно – нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально – эстетических отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать. Способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обуславливается характером организации их музыкально – учебной, художественно – творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
5. Планируемые результаты освоения ФГОС НОО по изобразительному искусству:
Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений:
наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.
наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. так и окружающих людей;
наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Метапредметные результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений:
Познавательные УУД:
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 4-го класса;
умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
осуществление элементов синтеза как составление целого;
понимание основ смыслового чтения художественного текста.
Коммуникативные УУД:
наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.)
6. Содержание ФГОС НОО по изобразительному искусству
Раздел I«Россия – Родина моя»
Первый раздел раскрывает мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Вокальное начало, русский мелос проходит через творчество всех выдающихся отечественных композиторов – композиторов разных школ, направлений, эпох. От детской песни, исполняемой всем классом, через главную песню нашей Родины, к петровским кантам, лирическим романсам, кантате, увертюре, симфонии, концерту и синтетическому жанру – опере – такой путь развития проходят учащиеся II– IVклассов, изучая раздел «Россия – Родина моя».
Раздел II«День, полный событий»
Задача данного раздела – раскрыть перед учащимися самые разные направления связи музыки с жизнью, помочь им глубже и тоньше почувствовать и познать внутренний мир человека, ярче ощутить красоту природы, целенаправленно формировать способность воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе, как интонационно-образную речь, обращённую тем или иным композитором к сердцу, уму и душе человека.
Содержание данного раздела во IIклассе – это день двух непохожих детей, запечатленных в музыкальных образах. Существенно то, что музыка этого раздела представлена преимущественно произведениями двух композиторов – П. Чайковского и С. Прокофьева. Это позволяет привлечь внимание учащихся к стилевым особенностям музыкальной речи каждого из них.
В IIIклассе состоятся встречи с разными персонажами – музыкальными образами («Портрет в музыке», «В каждой интонации спрятан человек», «В детской», «На прогулке»).
В IV классе день, полный событий, мы отслеживаем на примере определённого периода жизни Александра Сергеевича Пушкина. Музыкальные впечатления А. Пушкина, музыкально-поэтические образы, связанные с его творчеством, позволят учащимся продолжить знакомство с лучшими образцами народной и классической музыки, углубить свои познания в области её интонационной выразительности.
Раздел III«О России петь – что стремиться в храм»
Этот раздел учебника назван поэтической строкой Игоря Северянина из его стихотворения «Запевка». Раздел является абсолютно новым в содержании предмета «Музыка» в общеобразовательной школе. Он посвящён постепенному и очень бережному введению учащихся I-IVклассов в художественные образы духовной музыки. На начальном этапе это пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского («Утренняя молитва» и «В церкви»), народные песнопения о Рождестве, Сергии Радонежском, колокольные звоны. Иначе говоря, первые музыкальные впечатления связанные с музыкой религиозной традиции, представлены сочинениями композиторов- классиков, духовным фольклором и только постепенно, по мере накопления музыкально-слуховых впечатлений, вводятся интонации молитв, звучащих в православном храме.
Не случайно на страницах данного раздела большое количество иллюстраций. Как органично сливаются в храме все виды искусства, так и на уроке музыки привлечение образов архитектуры, иконописи, живописи усилит, умножит музыкальные впечатления детей. Внутри раздела прослеживаются две линии: святые земли русской и значимые праздники православной церкви.
Раздел IV«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
Музыкальный фольклор представлен в учебно-методическом комплекте как синкретичный вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального творчества, праздники русского народа рассматривается в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека.
Освоение образцов русского музыкального фольклора, так же как и фольклоры других народов мира, включает в себя различные формы его воплощения: пение, инструментальное музицирование, движение под музыку и использование элементов танцев, имитацию среды бытования, декоративное оформление слушаемой и исполняемой музыки (костюм), инсценирование, «разыгрывание» песен, народные игры.
Первостепенная роль отводиться освоению жанров русской народной песни: детский фольклор, колыбельные, лирические, солдатские, трудовые, исторические, былины.
Постижение народной музыкальной культуры начальной школе идёт по двум направлениям: во-первых, это изучение подлинных или стилизованных образцов народного фольклора; во-вторых, это знакомство с музыкальными произведениями композиторов, в которых ярко выражено фольклорное начало или использованы подлинные народные мелодии.
Раздел V«В музыкальном театре»
Названия разделов «В музыкальном театре» и «В концертном зале» говорят сами за себя. В этих разделах предлагаются различные способы привлечения внимания учащихся к произведениям крупных форм. Это знакомство и с музыкально-сценическими жанрами (опера, балет, мюзикл, оперетта и др.), и с жанрами инструментально-симфоническими (сюита, концерт, увертюра, симфоническая сказка, симфония). Можно смело сказать, что цель этих разделов – заинтересовать детей этими жанрами, научить глубоко воспринимать музыку самой разной сложности, разбираться в музыкальной драматургии произведений на основе принципов музыкально-симфонического развития.
Раздел VI. «В концертном зале»
Сквозной линией содержания всех учебников является мысль о триединстве «композитор - исполнитель – слушатель», которое предполагает накопление слухового опыта детей при восприятии различных музыкальных произведений, сочиненных русскими и зарубежными композиторами. Раздел «В концертном зале» помогает закрепить представления детей о таких музыкальных жанрах, как симфоническая сказка, фортепианная сюита, увертюра к опере, симфония, инструментальный концерт, камерные сочинения (песня, романс, инструментальная пьеса, соната).
Восприятие и исполнение произведений этого раздела направлено на то, чтобы осмыслить различные музыкальные формы (вариации, двухчастные и трёхчастные композиции), приёмы развития музыки (повтор, контраст, вариативность), особенности языка сочинений. Дети знакомятся не только с произведениями, написанными для симфонического оркестра и отдельных инструментов (фортепиано, флейта, скрипка, виолончель и др.), но и с известными исполнителями, концертными залами, исполнительскими конкурсами.
Раздел VII. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
Смысл данного раздела заключается в том, чтобы учащиеся осознали триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя, поняли их роль в жизни музыки и оценили значение самой музыки в жизни человека. В этом разделе обобщается предшествующий опыт общения детей с музыкой в каждом из классов: что они узнали о композиторах, исполнителях слушателями, исполнителями, «композиторами» стали сами.
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Библиотечный фонд |
Примерная программа начального общего образования по музыке. Учебники по музыке. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки). Учебно-наглядные пособия. Хрестоматии произведений к урокам музыки. Справочные пособия, энциклопедии по искусству. Альбомы по искусству. Научно-популярная литература искусству |
Печатные пособия |
Портреты русских и зарубежных композиторов (могут на электронных носителях) Таблицы (могут на электронных носителях) |
Информационно-коммуникативные средства |
Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники. Электронные библиотеки по искусству. |
Технические средства обучения |
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Мультимедийный проектор. Интерактивная доска. Компьютер. Система тестирования ВОТУМ. Документ-камера. Сканер. Принтер лазерный. Принтер цветной (по возможности). Фотокамера цифровая (по возможности). Видеокамера цифровая со штативом (по возможности). |
Экранно-звуковые пособия |
Аудиозаписи музыки. Видеофильмы и презентации: по памятникам архитектуры; художественным музеям; видам и жанрам искусства |
Модели и натурный фонд |
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ
(1 ч в неделю, всего 34 часа)
№ п/п | Тема урока | Содержание | Характеристика деятельности учащихся | Дата |
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (3 ч) |
1 | Мелодия. «Ты запой мне ту песню…». «Что не выразишь словами, звуком на душу навей» | Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»). | Знать название изученного произведения и автора, понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие голоса Демонстрировать личностно-окрашенное эмоциионально-образное восприятие музыки, Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении. | |
2 | Как сложили песню. Звучащие картины | Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». | Знать жанры народных песен. Уметь демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью; Исполнять народные песни, подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства. | |
3 | «Ты откуда русская, зародилась, музыка? «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!» | Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. | Выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. Исполнять народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Знать названия изученных произведений и автора, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | |
О РОССИИ ПЕТЬ – ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ (4 ч) |
4 | Святые земли Русской. Илья Муромец | Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителе Рябининых. Симфония № 2 («Богатырская) 1 -я часть (фрагмент) А. Бородин. Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки М. Мусоргский. Не шум шумит, русская народная песня. | Знать народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | |
5 | Кирилл и Мефодий | Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого. Величание князю Владимиру и княгине Ольге. Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловский | Знать и понимать: религиозные традиции, понятия: гимн, величание. Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. | |
6 | Праздников праздник, торжество из торжеств | Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. «Христос воскресе! (тропарь) Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков. Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов. | Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), религиозные традиции. Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | |
7 | Родной обычай старины. Светлый праздник | Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. «Не шум шумит» - пасхальная народная песня. Сюита для двух фортепиано. С.Рахманинов. Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов. | Знать и понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь определять, оценивать, соотносить содержание музыкальных произведений. Понимать значение колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов; - сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников;
| |
ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ (6 ч) |
8 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»). | Знать смысл понятий: лирика в поэзии и музыке, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; | |
9 | Зимнее утро, зимний вечер | Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»). | Понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения. | |
10 | «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда | Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане». Выразительность и изобразительность в музыке. | Знать и понимать понятие музыкальная живопись, выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных произведений и их авторов; Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах; | |
11-12 | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь | Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле Выразительность и изобразительность в музыке. Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского. «Детский альбом» П.Чайковского. «Камаринская», «Мужик на гармонике играет» Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры) из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский. Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. | Знать жанры народных песен, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), названия изученных произведений и их авторов. Уметь показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; Выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности. | |
13 | «Приют, сияньем муз одетый…» | Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Музыкально-поэтические образы. Обобщение музыкальных впечатлений четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся. Романс «Венецианская ночь» М.Глинка. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пени., передача музыкальных впечатлений учащихся. | Знать определение понятия романс, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях | |
ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО! (3 ч) |
14 | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России | Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни. Солнце, в дом войди; Светлячок, грузинские народные песни. Аисты, узбекская народная песня. Колыбельная, английская народная песня. Колыбельная, неаполитанская народная песня. Санта Лючия, итальянская народная песня. Вишня, японская народная песня, и др. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский. Камаринская; Мужик на гармонике играет. Из «Детского альбома». П. Чайковский. Ты воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов. (на выбор учителя) | Знать названия изученных произведений и их авторов, понимать определение: музыка в народном стиле. Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах. | |
15 | Оркестр русских народных инструментов | Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Светит месяц, русская народная песня-пляска. Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. | Знать названия музыкальных инструментов, состав оркестра русских народных инструментов. Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация). | |
16 | «Музыкант-чародей». Народные праздники. Троица | Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество. Проверочная работа. | Знать названия музыкальных инструментов и состав оркестра русских народных инструментов. Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, эмоционально откликаться на музыкальное произведение. Выражать свои впечатления в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, в музыкально-пластическом движение. | |
В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ (5 ч) |
17 | Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо | Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин и П.Чайковский. | Знать и понимать названия изученных жанров и форм музыки. Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатление в пении, игре или пластике. | |
18 | Старый замок. Счастье в сирени живет… | Различные виды музыки: инструментальная. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Различные виды музыки: вокальная, сольная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»). Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Myсоргский. Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко. Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). | Знать названия изученных жанров и форм музыки: (песня, романс, вокализ, сюита). Уметь выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности; высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах. | |
19 | «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…». Танцы, танцы, танцы… | Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух- и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена. Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си-бемоль мажор. Ф. Шопен. Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого. | Знать названия изученных жанров и форм музыки (полонез, мазурка, вальс, песня, трехчастная форма, куплетная форма). Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений. выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; определять, оценивать, соотносить содержание. | |
20 | Патетическая соната. Годы странствий | Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты Л.Бетховена. Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. Арагонская хота. М. Глинка | Знать названия изученных жанров и форм музыки: соната. Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления. | |
21 | Царит гармония оркестра | Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах. | Знать названия групп симфонического оркестра, музыкальные инструменты, входящие в каждую из групп.
| |
В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ (6 ч) |
22 | Опера «Иван Сусанин» | Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Опера «Иван Сусанин» М.Глинка: интродукция танцы из 2 действия хор из 3 действия | Знать названия изученных жанров опера, полонез, мазурка, музыкальный образ, музыкальная драматургия, контраст;. Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения; | |
23 | Исходила младешенька | Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). «Танец с саблями». Пляска пер сидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский. Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян. | Знать названия изучаемых жанров и форм музыки: восточные интонации, вариации, орнамент, контрастные образы. Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, выражать образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (в рисунке, декоративно-прикладном творчестве), в создании декораций и костюмов. | |
24 | Русский Восток | Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). «Танец с саблями». Пляска пер сидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский. Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян. | Знать названия изучаемых жанров и форм музыки: восточные интонации, вариации, орнамент, контрастные образы. Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, выражать образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (в рисунке, декоративно-прикладном творчестве), в создании декораций и костюмов. | |
25 | Балет «Петрушка» | Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. Музыка в народном стиле. | Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); смысл понятий: музыка в народном стиле, своеобразие музыкального языка. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | |
26-27 | Театр музыкальной комедии | Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус. Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу. Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова. Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина. | Знать названия изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Уметь эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения. | |
ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ… (7 ч) |
28 | Прелюдия. Исповедь души
| Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. Развитие музыкального образа. Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов. Прелюдии № 7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен. Этюд № 12 («Революционный») для фортепиано. Ф.Шопен. Исходила младешенька; Тонкая рябина, русские народные песни. Пастушка, французская народная песня Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, слова Ю. Мориц. | Знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ. Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | |
29 | Революционный этюд
| |
30 | Мастерство исполнителя | |
31 | В интонации спрятан человек | «Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?» | Знать и понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов | |
32 | Музыкальные инструменты | «Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. | Знать и понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности; охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов | |
33 | Музыкальный сказочник | Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада») | Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | |
34 | Рассвет на Москве-реке | Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года. | Уметь узнавать изученные музыкальные произведения. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. | |
7