Просмотр содержимого документа
««Музыка без границ: моё впечатление о практике в школе»»
«Музыка без границ: моё впечатление о практике в школе»
Как сказал великий философ Готфрид Вельгельм Лейбниц: «Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике». Почему именно так, спросите Вы? У меня на этот счёт есть доказательство. Согласно исследованию нейробиологов, испытуемых подключали к аппаратам и предлагали решить математическую задачу. В процессе этого наблюдали за отдельным участком головного мозга… Но когда давали прослушать музыкальное произведение, то ученые увидели фейерверки и сделали вывод, что при слушании музыки работают несколько участков головного мозга. Пока испытуемый воспринимает звук, то раскладывает его на такие элементы как мелодия, ритм и собирает все обратно для создания музыкального произведения в целом. А когда ученые испытали не обычных людей, а музыкантов, то фейерверки превратились в салюты. Нейробиологи наблюдали, как в мозге зажигается множество областей, одновременно обрабатывающих разные сигналы по сложным, взаимосвязанным и быстрым алгоритмам. Но что такого в музыке, что заставляет головной мозг зажигаться, спросите Вы? У нейробиологов есть ответ и на этот вопрос. Игра на музыкальном инструменте задействует все области головного мозга: зрительную, слуховую и двигательную зону коры. В чём разница между слушателем и музыкантом? А в том, что игра на музыкальном инструменте задействует два полушария головного мозга. При исполнении музыки было обнаружено повышение объёма и активности мозолистого тела головного мозга, моста между двумя полушариями. Это позволяет сигналам пересекать мозг быстрее, по более быстрым маршрутам. Музыканты обладают исполнительскими способностями и являются обладателями превосходной памяти. Они присваивают воспоминанию несколько меток, концептуальную, эмоциональную, звуковую и контекстную.
Таким образом, можно сделать вывод, что музыка имеет огромное значение в жизни человека, а для подрастающего поколения в особенности! Следовательно, уроки музыки необходимы в общеобразовательной школе для гармонично развитой личности. Я проходила практику в МБОУ «Школа № 32 им. прп. Серафима Саровского» у замечательного педагога, человека и наставника, преподавателя высшей квалификационной категории, почетного работника воспитания и просвещения Российской Федерации, лауреата премии «Признания», композитора Андрияновой Светланы Викторовны. В первый день преддипломной практики я находилась под большим впечатлением и поняла, что сделала правильный выбор будущей профессии. Администрация и педагоги школы 32 встретили меня доброжелательно и оказали помощь во многих вопросах. Мне импонировало, что ученики шли на контакт, активно работали на занятиях. Работа с обучающимися – дело непростое, особенно в воспитательном плане, и опыт имеет большое значение. Поэтому с каждым днем я постигала все больше и больше под руководством своего наставника. Практика дала не только начало педагогического, но и жизненного опыта в решении разных ситуаций. Самым сложным, на мой взгляд, являлась подготовка к уроку, так как занятие должно было быть не только продуктивным, но и интересным. Я считаю, что в процессе занятия должны использоваться разные виды работ: коллективная, индивидуальная, групповая и т. д. Урок в современной школе должен включать в себя информационно-коммуникативные технологии. В процессе слушания музыки можно использовать не только аудиозапись, но и видеофрагментов балетов, опер, мультфильмов. Слушание музыкальных произведений положительно влияет на психику детей и подростков, так как в это время работают несколько участков головного мозга, а это развивает память и мыслительную активность, развивает воображение. Около половины урока (иногда и больше) занимает вокально-хоровая работа. Исполнение вокальных упражнений, песен развивает музыкальную память, интонационный слух, дикцию, умение петь в хоре и с солистами, слышать друг друга и т. д. Особое значение при пении имеет дыхание, поэтому в своей работе я использовала дыхательную гимнастику, учила детей дышать преимущественно диафрагмой, брать дыхание по фразам.
В заключении, хочется сказать, что работа учителя имеет для нашего общества большое значение, вызывает интерес, но требует много сил, трудолюбия и постоянного самообразования. Очень важно найти подход к каждому ребенку, подростку. Между преподавателем и учеником должны быть доверительные отношения, чтобы постепенно раскрывать способности всех детей. Учитель – это уникальная профессия, при которой ты постоянно совершенствуешься. Педагогический колледж дает отличную базу для овладения данной профессией, но для дальнейшего развития можно повышать свой уровень в высших учебных заведениях, чтобы развиваться, повышать категорию. Все вышесказанное хочется подытожить словами китайской мудрости «Посредственный учитель – рассказывает. Хороший – объясняет. Замечательный – показывает. А гениальный учитель – ВДОХНОВЛЯЕТ!»