МУЗЫКА И ДЕТИ
Форма проведения: "Музыкальный калейдоскоп".
Участники: педагоги .
Ход педсовета
1. Подготовительный этап
Разработка сценария.
Подготовка необходимого оборудования и материалов для проведения "Музыкального калейдоскопа".
Оформление цитат:
"Музыке надо учить всех детей, как учат математике и географии" (Дмитрий Борисович Кабалевский)
"Музыка - это универсальный язык человечества" (Генри Лонгфелло)
2. Организационный этап
Педсовет проводится в музыкальном зале; стулья расположены кругом.
3. Вступительное слово
Поприветствовать коллег, сообщить тему и цель педсовета:
Способствовать повышению педагогической культуры, пополнение знаний по музыкальному воспитанию.
Развитие музыкальных и творческих способностей.
Мир музыки огромен. Он окружает нас повсюду. В основном это легкая, доступная эстрадная музыка, которая легко запоминается нами и нашими детьми. Но вместе с тем нас, педагогов, нередко удивляет то, что дети не могут спеть детские песенки, но с легкостью исполняют любую песню взрослого репертуара или музыкальный рекламный ролик.
А как бы хотелось, чтобы дети умели слушать и понимать не только то, что легко воспринимается, но и серьезную, классическую музыку, над которой нужно задуматься.
На музыкальных занятиях дети слушают Чайковского, Бетховена, Моцарта и Шопена.
4. Игровая программа "Музыкальный калейдоскоп".
Сегодня я предлагаю вам, уважаемые коллеги, поучаствовать в игре "Музыкальный калейдоскоп". Вас ждут каверзные вопросы, творческие задания на музыкальные темы, а также информация для размышления.
Естественно, вам сегодня повезло - вы сможете и спеть, и станцевать, и поучаствовать в разнообразных конкурсах. Так пусть же впечатления, которые останутся у вас о сегодняшнем педсовете, будут похожи на яркие, радостные, разноцветные краски калейдоскопа. Надеюсь, что мы весело и с пользой проведем время.
Итак, начнем.
Кто знает, как переводится с греческого слово "музыка"? Это слово означает "Искусство муз". А музы - это богини, покровительницы наук, поэзии и искусств.
Согласно древнегреческому мифу, в Греции на горе Парнас от удара копытом крылатого коня Пегаса возник родник, который почитался как священный ключ Аполлона и муз, дарующий вдохновение поэтам и музыкантам. Муз было 9 - и ровно 9 игр сегодня предстоит вам пройти.
Задание 1. "Разминка".
Проверим ваш музыкальный кругозор.
Если отвечающий дает неправильный ответ, то право ответа переходит к другому участнику. Время на обдумывание не дается, отвечаем сразу. За правильный ответ дается фишка.
Какой музыкальный инструмент используют шаманы во время проведения культовых обрядов? (Бубен)
Как называется очень быстрая игра на барабане двумя палочками? (Дробь)
Каким веществом натирают волосы смычка для получения чистого и сильного звука? (Канифоль)
Какого композитора слушают все новобрачные? (Мендельсон "Свадебный марш")
Какой русский народный инструмент по звучанию очень похож на испанские кастаньеты? (Ложки)
Каким термином обозначается скорость исполнения музыкального произведения? (Темп)
Как называется человек, который руководит оркестром? (Дирижер)
Какой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиано и гармонь? (Аккордеон)
Какой европейский город считают родиной вальса? (Вена в Австрии)
Какую птицу называют "певцом русских полей"? (Жаворонок)
В основу государственного гимна (с 1991 по 2000 год) был положен хор из этой оперы Михаила Ивановича Глинки. ("Иван Сусанин" - "Патриотическая песня")
Музыкальное произведение, предназначенное для организованного движения войск, массовых шествий, ходьбы. (Марш)
Графические знаки для обозначения музыкальных звуков. (Ноты)
Талантливый музыкант-скрипач, руководитель ансамбля "Виртуозы Москвы". (Владимир Спиваков)
Как называется соловьиная песня? (Трель)
О чем в словаре Владимира Даля сказано: "Собрание сельских девок и молодежи обоего пола на вольном воздухе для пляски с песнями, нередко с подражанием в движениях словам песни"? (Хоровод)
Писатель Эдуард Успенский придумал крокодила Гену, а кто из композиторов "научил" этого персонажа петь? (Владимир Шаинский)
Русский народный трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка)
Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)
Как называют страстного любителя пения, музыки? (Меломан)
Название какого инструмента содержит два термина "громко и тихо"? (Фортепиано)
Какой музыкальный инструмент назван в честь древнерусского певца - сказителя? (Баян)
Этот инструмент считают родоначальником всех медных духовых инструментов. (Горн)
Какой музыкальный стиль объединил Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Леонида Утесова? (Джаз)
Этот инструмент используется как эталон высоты при настройке музыкальных инструментов. (Камертон)
Большой коллектив музыкантов, руководимый дирижером? (Оркестр)
Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом? (Треугольник)
Как называют модную песенку, хит, гвоздь сезона? (Шлягер)
Перерыв между действиями в спектакле, опере или между отделениями концерта? (Антракт)
Как называют музыканта - исполнителя, в совершенстве владеющего техникой своего инструмента? (Виртуоз)
Задание 2. "Угадай-ка".
Угадывание детских песен по фрагменту, по 3 на каждого педагога.(№ 17-20)
Задание 3. "Песни-перевертыши".
Проверим дословное знание песен, а также внимательность и смекалку, которая немаловажна в деле музыкального воспитания детей. Слова из знакомой песни "перевернуты", т.е. заменены другими противоположными по значению словами. Например, черное - белое, пол - потолок.
За поле березу срубили. ("В лесу родилась елочка")
Девушек вот мало замужних. ("Парней так много холостых")
До гримасы светлая ночь темней. ("От улыбки хмурый день светлей")
Он не был никогда хорошим предметом с именем. (Я был когда-то странной игрушкой безымянной)
Смейся мальчик, наступит засуха. (Не плачь, девчонка, пройдут дожди)
Задание 4. "Музыкальный кроссворд"
Посмотрим, насколько крепки ваши знания в области музыкальных инструментов, а также проверим ваш тембровый слух (звучит тот тли иной музыкальный инструмент, педагоги определяют и заполняют кроссворд).
Волынка № 8
Труба № 9
Арфа № 5
Флейта № 11
Балалайка № 6
Задание 5. "Пение".
А теперь задание на знание детского песенного репертуара.
По краткой характеристике нужно отгадать песню, а затем ее исполнить.
Эта песня о том, как вели себя домашние птицы, жившие у немолодой женщины. ("Два гуся") № 16
Эта песня о трагической судьбе мирного насекомого. ("В траве сидел кузнечик") № 13
Эта песня, о непослушном домашнем животном, проживавшем у немолодой женщины. ("Жил-был у бабушки") № 15
Эта песня о том, как хорошо в дождь играть на гармошке, отмечая свой день рождения. ("Песенка крокодила Гены") № 14
Эта песня о том, как хорошо жить на чудо-острове, петь песни. ("Чунга-Чанга") №
Подводим итоги, у кого сколько очков.
Задание 6. "Пантомима".
Посмотрим, как развиты у вас фантазия и воображение. Каждый тянет листочек, на котором написан инструмент. Нужно изобразить его, а остальные угадывают.
Балалайка
Гусли
Ложки
Рояль
Барабан
Задание 7. "Высокая поэзия".
Каждый здесь из присутствующих - творческая личность, и сейчас вам предоставляется шанс это продемонстрировать. Придумайте окончание стихотворения.
Шла собака по роялю, говоря примерно так...
Вы слыхали, на базаре балалайку продавали...
Царь издал такой указ: "Всем боярам тот же час..."
В загоне у фермера жили, и между собою толстушки дружили...
Мышки - серые воришки. Сыр нашли в кладовке мышки...
Задание 8. "Танцевальные движения"
Все встают в круг. Включаются фрагменты танцевальных мелодий (цыганочка № 12, ламбада № 7, рок-н-ролл № 3, марш № 1, полька № 4) и педагоги по очереди выполняют движения под музыку.
Задание 9. Инсценировка песни.
Педагогам дается песня, которую нужно спеть, инсценировать и исполнить на музыкальных инструментах( одна песня на всех).
5. Заключительная часть
Подсчет очков. Награждение.
Вот и подошел к концу наш "Музыкальный калейдоскоп". Мы выяснили, что в музыкальных инструментах вы разбираетесь, вокальные данные присутствуют, вы любите и умеете петь, танцевать, фантазии и творчества у вас не занимать, поэтому с уверенностью можно сказать, что детскому саду повезло с вами.


За поле березу срубили. |
Девушек вот мало замужних. |
До гримасы светлая ночь темней. |
Он не был никогда хорошим предметом с именем. |
Смейся мальчик, наступит засуха. |
Русская народная песня "Как у наших у ворот" |
Балалайка | Барабан |
Гусли | Рояль |
Ложки | |
Шла собака по роялю, говоря примерно так... |
Вы слыхали, на базаре балалайку продавали... |
Царь издал такой указ: "Всем боярам тот же час..." |
В загоне у фермера жили, и между собою толстушки дружили... |
Мышки - серые воришки. Сыр нашли в кладовке мышки... |



Способствовать повышению педагогической культуры, пополнение знаний по музыкальному воспитанию.
Развитие музыкальных и творческих способностей.
Подготовила и провела:
Перцева А.В.,
Музыкальный руководитель
2018
Игры Педагоги | Стелла Владимировна | Татьяна Николаевна | Татьяна Юрьевна | Ольга Леонидовна | Татьяна Андреевна |
1. Разминка | | | | | |
2. Угадай-ка | | | | | |
3.Песни-перевертыши | | | | | |
4. Музыкальный кроссворд | | | | | |
5. Пение | | | | | |
6. Пантомима | | | | | |
7. Высокая поэзия | | | | | |
8. Танцевальные движения | | | | | |
9. Инсценировка | | | | | |
Баллы | | | | | |
1. Как у наших у ворот,- 2 р. ай, люли, у ворот.-2 р.
2. Муха песенки поет, ай, люли, вот поет.
3. Комар музыку ведет, ай, люли, вот ведет.
4. Стрекоза плясать пошла, муравья с собой звала, ай, люли, позвала.
5. Муравейка, милый мой, попляши-ка ты со мной,
Ай, люли, ты со мной.
6. Уж я рад бы поплясать, да устал я, мне не встать.
Ай, люли, мне не встать
1. Во ку...во кузнице, во ку...во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы - 2 р
2. Они, они куют - 2 р.,
Они куют приговаривают, молотами приколачивают.
3. "Сошьем, сошьем Дуне - 2р,
Сошьем Дуне сарафан, сарафан - 2 р.
4. Носи, носи , Дуня. - 2 р.
По праздникам надевай, надевай." - 2 р