Рабочая программа по предмету «Музыка и движение» для ученицы 4 класса Юркевич Марины.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Учебного плана образовательного учреждения.
Устава КОУ ВО «ВШ №31».
Программа рассчитана на 8,5 часов (по 10 минут 1 раз в неделю).
Среди школьных предметов эстетического цикла музыка занимает значительное место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания ребенка с нарушением интеллекта.
Музыка призвана развивать ребенка. Эмоционально, творчески обогащать его художественные впечатления.
Существует несколько методических этапов в развитии интереса к музыке.
Первый этап связан с занимательностью. Т.е. с элементами игры, с прослушиванием фрагментов музыкальных произведений, сказок, с одновременным рассказом учителя о содержании музыки. На этом этапе важны яркие иллюстрации, связанные с содержанием песен.
На втором этапе у учащегося появляется желание ответить, спеть, выучить слова, принять участие в концерте. Попытаться сыграть на инструменте, прослушать более сложное музыкальное произведение. В это время большую роль в развитии интереса играет опрос ученика: вспомнить название песни, слова, мелодию, рассказать о содержании прослушанной песни.
Пение
Особенностью ребенка с нарушением интеллекта является наличие дефектов произношения, небольшой словарный запас, что мешает ему понять и запомнить текст песен. Главная задача – научить ребенка правильно артикулировать звуки, сливая их в слоги и слова, практически применять правила культуры речи, правила логики речи.
Программой предусмотрена систематическая работа над чётким и ясным произношением текста. Особое внимание при работе с учеником уделяется выработке техники правильного дыхания. Требования к развитию певческого дыхания могут быть следующими: вдох спокойный, оптимальный, без поднятия плеч, бесшумный. Брать дыхание рекомендуется через нос и рот одновременно. Выдох спокойный, экономный, без специального выдувания и напряжения.
Певческий диапазон ребенка с нарушением интеллекта ограничен, и поэтому необходимо подбирать песни с небольшим диапазоном и удобной для его тональности. В первой и второй четвертях ученик на слух разучивает по 3 песни, в третьей четверти – 5.
Слушание
Чтобы воспитать любовь к музыке, надо научить ребенка её слушать, и обязательно в качественном исполнении. Здесь используются технические средства обучения (аудиозаписи, видеофильмы). Сказочность, мир игрушек и животных – вот что привлекает ребёнка в начальных классах при прослушивании музыки. Песня, марш и танец – основные жанры, составляющие содержание изучаемого предмета.
Предлагается 3 последовательных этапа прослушивания:
Школьник ещё не понимает языка музыки, и необходимо предварительное объяснение содержания прослушиваемого произведения.
Прослушивание произведения связано с последующим проведением беседы (о характере музыки и её выразительных средствах) с предварительными вопросами, которые направляют внимание ребенка.
Прослушивание музыкального произведения без предварительной подготовки и беседы.
Музыкальная грамотность
Главное в младших классах – дать понятие о высоте звука, силе звучания (пианино, форте) и длительности звучания (длинные и короткие звуки), элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счёт линеек, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме де мажор. Музыкальная грамота должна стать средством познания музыки.
Учащимся 1-4 классов важна двигательная разрядка, поэтому на уроках вводятся движения под музыку, которые помогают лучше понять, почувствовать характер музыки и её ритмические особенности: ходьба на месте, несложные движения кистями рук, повторение несложного ритмического рисунка ладонями или деревянными ложками.
Цели программы обучения:
формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур в различных видах музыкальной деятельности;
максимальное включение ученика в образовательный процесс по ознакомлению с музыкой;
формирование доступных ему видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно- практической, трудовой);
формирование интереса к уроку.
Задачи программы обучения:
учить школьника овладевать ходьбой под веселую маршевую музыку;
учить ребенка овладевать ходьбой под пение песни;
учить школьника слушать знакомую мелодию или песню, подражая действиям учителя, помахивать ленточкой в заключение песни или мелодии;
учить ребенка выполнять простейшие плясовые движения под веселую народную мелодию (хлопки, повороты кистей рук, топанье одной ногой, «пружинка»;
учить школьника передавать веселый характер плясовой мелодии двухчастной формы (ходьба – бег, «пружинка» - притопывание и т.д.);
учить ребенка передавать простейшие движения знакомых животных (зайчик прыгает, мишка ходит и т.п.) под контрастную музыку;
учить школьника выполнять более развернутые движения одного образа (зайчик прыгает, мишка ходит и т.п.) под контрастную музыку;
учить ребенка передавать один образ по-разному: большие медведи ходят, переваливаясь, маленькие медвежата ползают.
Личностные результаты:
осознание себя, своего «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
Предметные результаты:
развития опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства;
Индивидуально-учебный план на ученицу 4 класса Юркевич Марину на 2018-2019 учебный год
№ предмета | Учебный предмет | Количество часов по учебному плану | Количество часов по индивидуальному плану с основным учителем | Количество часов со специалистами школы или самостоятельное изучение с родителями |
1 | Речь и альтернативная коммуникация | 2 | 2 | - |
2 | Математические представления | 2 | 2 | - |
3 | Окружающий природный мир | 2 | 0,5 | 1,5 |
4 | Окружающий социальный мир | 2 | 0,5 | 1,5 |
5 | Человек | 2 | 0,5 | 1,5 |
6 | Домоводство | 3 | 0,25 | 2,75 |
7 | Музыка и движение | 2 | 0,25 | 1,75 |
8 | Изобразительная деятельность | 3 | 0,5 | 2,5 |
9 | Адаптивная физкультура | 2 | 0,25 | 1,75 |
10 | Сенсорное развитие | 3 | 0,5 | 2,5 |
11 | Двигательное развитие | 2 | 0,25 | 1,75 |
12 | Предметно-практические действия | 3 | 0,25 | 2,75 |
13 | Альтернативная коммуникация | 2 | 0,25 | 1,75 |
Всего: 8 часов |
Планируемые образовательные результаты
Ученик должен знать:
Звуки: высокие и низкие, долгие и короткие;
Звучание музыкальных инструментов: труба, флейта, барабан и баян;
Значение элементарных дирижёрских жестов;
Приёмы игры на ложках.
Ученик должен уметь:
Различать на слух танец, песню и марш;
Описывать словами разнообразные по содержанию музыкальные произведения: маршевая, плясовая, весёлая, грустная и напевная;
Определять в песне запев, припев, вступление, заключение;
Выразительно петь выученную песню с простыми динамическими оттенками;
Играть на ложках песню-прибаутку на повторяющихся нотах;
Учебно-тематический план
№ урока | Тема урока |
1 | Беседа и слушание: «Гимн России». |
2 | Беседа: «Мелодия – душа песни». Слушание музыкального произведения: П. Чайковский: «Неаполитанская песенка». Музыкально-ритмическая игра: «Бабочки и жуки». |
3 | Беседа: «Россия – Родина моя». Слушание музыкального произведения: А. Александров «Гимн России». |
4 | Беседа: «Мелодия, аккомпанемент, песня». Слушание музыкального произведения: Д. Дунаевский: «Марш» из фильма «Веселые ребята». |
5 | Беседа: «Музыка в жизни человека». Слушание музыкального произведения: Б. Кабалевский: «Вальс». |
6 | Беседа: «Музыка и живопись». Слушание музыкального произведения: Е. Тиличеева: «Что у осени в корзинке?». |
7 | Беседа: «Весело, грустно в музыке». Музыкально-ритмическая игра: «Гости». |
8 | Беседа: «Мои любимые песни». Музыкально-ритмическая игра: «Гости». «Бабочки и жуки». |
9 | Беседа: «Песни нашего детства». Слушание музыкального произведения: А. Спадавеккиа – Е. Шварц: «Добрый жук». Из кинофильма «Золушка». |
10 | Беседа: «Мои любимые песни из м/фильмов». Музыкально-ритмическая игра: «На горе-то калина». Элементы хоровода. |
11 | Беседа: «Синтез искусств». Слушание музыкального произведения: А. Флярковский: «Будьте добры». Из мультфильма «Новогодние приключения». |
12 | Беседа: «Зимний праздник». Слушание музыкального произведения: А. Флярковский: «Будьте добры». Из мультфильма «Новогодние приключения». Музыкально-ритмическая игра: Хороводные движения. «Елка». |
13 | Беседа: «Зимний праздник». Музыкально-ритмическая игра: Хороводные движения. «Елка». «Как на тоненький ледок». |
14 | Беседа: «Новогодние сказки». Слушание музыкального произведения: Музыкальная сказка «Новогодние приключения Вити и Маши». |
15 | Музыкально-ритмическая игра: «Гости». «Бабочки и жуки». «Маленькой елочке». «Елка». «Танец маленьких утят». |
16 | Беседа: «Край, в котором ты живешь». Слушание музыкального произведения: Д.Кабалевский: «наш край». Музыкально-ритмическая игра: «Как на тоненький ледок». |
17 | «Музыкальные профессии». Слушание музыкального произведения: Рамиресс: «Жаворонок». |
18 | Беседа: «Творчество Е.Хабаровой». Слушание музыкального произведения: Е. Хабарова «Чеботы». Музыкально-ритмическая игра: «У каждого своего инструмента». |
19 | Беседа: «Что мы знаем о танцах?». Л. Боккерини: «Менуэт». |
20 | Беседа: «Народная музыка». Слушание музыкального произведения: белорусская народная: «Сел комарик на дубочек». Музыкально-ритмическая игра: Е. Хабарова «Чеботы». |
21 | Беседа: «Народная музыка Зауралья». Слушание музыкального произведения: белорусская народная: «Сел комарик на дубочек». Е. Хабарова «Колыбельная». |
22 | Беседа: «Нотная грамота». Слушание музыкального произведения: П. Чайковский: «Немецкая песенка». Е. Хабарова «Колыбельная». Музыкально-ритмическая игра: «Тень-тень». Инсценирование. |
23 | Беседа: «Народные традиции. Масленица». Слушание музыкального произведения: Римский-Корсаков: 1 песня Леля из оперы «Снегурочка». |
24 | Беседа: «Музыкальные портреты. Особенности музыки». Музыкально-ритмическая игра: «Гори, гори ясно». Инсценирование. |
25 | Беседа: «Творчество С.Рахманинова». Слушание музыкального произведения: С.Рахманинов «Вешние воды». |
26 | Беседа: «Музыка вокруг меня». Музыкально-ритмическая игра: Е. Хабарова «Чеботы». Инсценирование. «Тень-тень». Инсценирование. «Гори, гори ясно». Инсценирование. |
27 | Беседа: П.И. Чайковский «Немецкая песенка». Слушание музыкального произведения: П.И. Чайковский «Немецкая песенка». |
28 | Беседа: «Музыкальные инструменты и их звучание. Орган.» Слушание музыкального произведения: И.Бах. «Шутка». П.И. Чайковский «Немецкая песенка». |
29 | Беседа: «Музыкальные инструменты и их звучание. Арфа.» Слушание музыкального произведения: М. Глинка. «Арфа». И.Бах. «Шутка». Музыкально-ритмическая игра: «Я на скрипочке играю». |
30 | Беседа: «Музыкальные инструменты и их звучание. Флейта.» Слушание музыкального произведения: В. Моцарт: «Волшебная флейта». М. Глинка. «Арфа». |
31 | Беседа: «Красота мелодии». Слушание музыкального произведения: С. Рахманинов: «Итальянская полька». В. Моцарт: «Волшебная флейта». Музыкально-ритмическая игра: «Я на скрипочке играю». Инсценирование. К. Орф: «Хозяюшка». |
32 | Беседа: «Веселые нотки и многое другое в музыке». Слушание музыкального произведения: А. Спадавеккиа – Е. Шварц: «Добрый жук». Из кинофильма «Золушка». С. Рахманинов: «Итальянская полька». |
33 | Музыкально-ритмическая игра: «Я на скрипочке играю». Инсценирование. К. Орф: «Хозяюшка». К. Орф: «Ворона». |
34 | Музыкально-ритмическая игра: «Я на скрипочке играю». Инсценирование. К. Орф: «Хозяюшка». К. Орф: «Ворона». |
Календарно-тематическое планирование
1 четверть
№ п/п | Тема | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 | Беседа и слушание: «Гимн России». | 7.09 | |
2 | Беседа: «Мелодия – душа песни». Слушание музыкального произведения: П. Чайковский: «Неаполитанская песенка». Музыкально-ритмическая игра: «Бабочки и жуки». | 14.09 | |
3 | Беседа: «Россия – Родина моя». Слушание музыкального произведения: А. Александров «Гимн России». | 21.09 | |
4 | Беседа: «Мелодия, аккомпанемент, песня». Слушание музыкального произведения: Д. Дунаевский: «Марш» из фильма «Веселые ребята». | 28.09 | |
5 | Беседа: «Музыка в жизни человека». Слушание музыкального произведения: Б. Кабалевский: «Вальс». | 5.10 | |
6 | Беседа: «Музыка и живопись». Слушание музыкального произведения: Е. Тиличеева: «Что у осени в корзинке?». | 12.10 | |
7 | Беседа: «Весело, грустно в музыке». Музыкально-ритмическая игра: «Гости». | 19.10 | |
8 | Беседа: «Мои любимые песни». Музыкально-ритмическая игра: «Гости». «Бабочки и жуки». | 26.10 | |
9 | Беседа: «Песни нашего детства». Слушание музыкального произведения: А. Спадавеккиа – Е. Шварц: «Добрый жук». Из кинофильма «Золушка». | 2.11 | |
Календарно-тематическое планирование
2 четверть
№ п/п | Тема | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 | Беседа: «Мои любимые песни из м/фильмов». Музыкально-ритмическая игра: «На горе-то калина». Элементы хоровода. | 16.11 | |
2 | Беседа: «Синтез искусств». Слушание музыкального произведения: А. Флярковский: «Будьте добры». Из мультфильма «Новогодние приключения». | 23.11 | |
3 | Беседа: «Зимний праздник». Слушание музыкального произведения: А. Флярковский: «Будьте добры». Из мультфильма «Новогодние приключения». Музыкально-ритмическая игра: Хороводные движения. «Елка». | 30.11 | |
4 | Беседа: «Зимний праздник». Музыкально-ритмическая игра: Хороводные движения. «Елка». «Как на тоненький ледок». | 7.12 | |
5 | Беседа: «Новогодние сказки». Слушание музыкального произведения: Музыкальная сказка «Новогодние приключения Вити и Маши». | 14.12 | |
6 | Музыкально-ритмическая игра: «Гости». «Бабочки и жуки». «Маленькой елочке». «Елка». «Танец маленьких утят». | 21.12 | |
7 | Беседа: «Край, в котором ты живешь». Слушание музыкального произведения: Д.Кабалевский: «наш край». Музыкально-ритмическая игра: «Как на тоненький ледок». | 28.12 | |
Календарно-тематическое планирование
3 четверть
№ п/п | Тема | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 | «Музыкальные профессии». Слушание музыкального произведения: Рамиресс: «Жаворонок». | 18.01 | |
2 | Беседа: «Творчество Е.Хабаровой». Слушание музыкального произведения: Е. Хабарова «Чеботы». Музыкально-ритмическая игра: «У каждого своего инструмента». | 25.01 | |
3 | Беседа: «Что мы знаем о танцах?». Л. Боккерини: «Менуэт». | 1.02 | |
4 | Беседа: «Народная музыка». Слушание музыкального произведения: белорусская народная: «Сел комарик на дубочек». Музыкально-ритмическая игра: Е. Хабарова «Чеботы». | 8.02 | |
5 | Беседа: «Народная музыка Зауралья». Слушание музыкального произведения: белорусская народная: «Сел комарик на дубочек». Е. Хабарова «Колыбельная». | 15.02 | |
6 | Беседа: «Нотная грамота». Слушание музыкального произведения: П. Чайковский: «Немецкая песенка». Е. Хабарова «Колыбельная». Музыкально-ритмическая игра: «Тень-тень». Инсценирование. | 22.02 | |
7 | Беседа: «Народные традиции. Масленица». Слушание музыкального произведения: Римский-Корсаков: 1 песня Леля из оперы «Снегурочка». | 1.03 | |
8 | Беседа: «Музыкальные портреты. Особенности музыки». Музыкально-ритмическая игра: «Гори, гори ясно». Инсценирование. | 8.03 | |
9 | Беседа: «Творчество С.Рахманинова». Слушание музыкального произведения: С.Рахманинов «Вешние воды». | 15.03 | |
10 | Беседа: «Музыка вокруг меня». Музыкально-ритмическая игра: Е. Хабарова «Чеботы». Инсценирование. «Тень-тень». Инсценирование. «Гори, гори ясно». Инсценирование. | 22.03 | |
Календарно-тематическое планирование
4 четверть
№ п/п | Тема | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 | Беседа: П.И. Чайковский «Немецкая песенка». Слушание музыкального произведения: П.И. Чайковский «Немецкая песенка». | 5.04 | |
2 | Беседа: «Музыкальные инструменты и их звучание. Орган.» Слушание музыкального произведения: И.Бах. «Шутка». П.И. Чайковский «Немецкая песенка». | 12.04 | |
3 | Беседа: «Музыкальные инструменты и их звучание. Арфа.» Слушание музыкального произведения: М. Глинка. «Арфа». И.Бах. «Шутка». Музыкально-ритмическая игра: «Я на скрипочке играю». | 19.04 | |
4 | Беседа: «Музыкальные инструменты и их звучание. Флейта.» Слушание музыкального произведения: В. Моцарт: «Волшебная флейта». М. Глинка. «Арфа». | 26.04 | |
5 | Беседа: «Красота мелодии». Слушание музыкального произведения: С. Рахманинов: «Итальянская полька». В. Моцарт: «Волшебная флейта». Музыкально-ритмическая игра: «Я на скрипочке играю». Инсценирование. К. Орф: «Хозяюшка». | 3.05 | |
6 | Беседа: «Веселые нотки и многое другое в музыке». Слушание музыкального произведения: А. Спадавеккиа – Е. Шварц: «Добрый жук». Из кинофильма «Золушка». С. Рахманинов: «Итальянская полька». | 10.05 | |
7 | Музыкально-ритмическая игра: «Я на скрипочке играю». Инсценирование. К. Орф: «Хозяюшка». К. Орф: «Ворона». | 17.05 | |
8 | Музыкально-ритмическая игра: «Я на скрипочке играю». Инсценирование. К. Орф: «Хозяюшка». К. Орф: «Ворона». | 24.05 | |