5 класс. 2 урок в разделе II "Музыка и изобразительное искусство"
Тема: Небесное и земное в звуках и красках
Цель: раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе,
духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства. Образу Богоматери в искусстве как олицетворение материнской любви,
милосердия, покровительства и заступничества. Научить понимать интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие; распознавать жизненное содержание художественного образа;
развивать умение эмоционально- образно воспринимать и характеризовать
музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и
художественной выразительности: цвет-тембр, колорит-лад, ритм музыки;
ритм изображения, форма-композиция; закрепить понятия: знаменный распев; песнопение; унисон; пение а капелла.
воспитывать эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к
музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении; формировать интерес к мировым культурным ценностям, потребность слушать высокохудожественные произведения; любовь к родной земле.
Оборудование: персональный компьютер; медиапроектор; экран,
фонохрестоматия для 5 класса (МР3); фортепиано; учебник «Музыка. 5 класс».- М.,Просвещение, 2011г;
Музыкальный материал: «Богородице Дево, радуйся ». П. Чайковский.
«Богородице Дево, радуйся»,С. Рахманинов. «Ave Maria», И.-С. Бах «Ave Maria» Дж.Каччини, «Ave Maria» Ф. Шуберт. Песня о картинах. Г.Гладков, сл. Ю. Энтина .
Художественный материал:и«Сикстинская Мадонна» Рафаэля.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
Ход урока.
Организация класса. Вход в класс под звучание
Музыкальное приветствие.
Сообщение темы и задач урока.
Актуализация знаний
- На предыдущих уроках мы выясняли: можем ли мы увидеть музыку? Можем ли мы услышать живопись?
Да, у человека есть способность мысленно, внутри себя, при помощи внутреннего слуха услышать то, что в данный момент не звучит, и с помощью внутреннего зрения увидеть то, что в данный момент не видно – это творческое воображение.
Но давайте сначала вспомним, что мы называем музыкальной живописью и живописной музыкой?
- Как и с помощью чего художники и композиторы создают такие произведения?
Художники с помощью палитры, линий, штрихов, чередования каких либо элементов, а композиторы с помощью музыкальных красок.
-Что входит в понятие музыкальные краски?
Ладовое построение – цвет, тембр – красота голоса, динамика – сила звука, ритм – движение, интонация – выразительность, мелодикодвижение или линия мелодии: взлетающие - радость, свет, энергия, устремлённость; нисходящее – успокоение, грусть, печаль.
4. Основная часть урока. Усвоение новых знаний, закрепление выученного материала.
Сегодняшний урок начну со строк поэта И. Козлова
Молю творца…
Чтобы молитва, чтоб любовь
Всегда мне были утешеньем…
Чтоб сердцем я не остывал,
Чтоб думал, чувствовал, мечтал…
Слайд Картина И. Остроухова «Сиверко» на фоне концерта №3 для ф-но с оркестром С. Рахманинова (портрет композитора на доске)
- В каком жанре написана картина? Пейзаж.
- Почему для русских художников жанр пейзажа имеет большое значение?
В пейзаже человек находит отклик на своё стремление вдаль, на тоску по счастью, на влечение к вольной жизни. Любовь русских людей к родной земле, одухотворённость искусства.
- А ощущения и образы от мелодии 1 части Концерта №3 Рахманинова совпадают с образом картины «Сиверко»? Мелодия «Стелется, как тропа в полях». Убегает вперёд, в бесконечность…
- Какой характер у музыки? Песенный, текучий, непрерывный.
- Какой инструмент солирует? Фортепиано. - Кто аккомпанирует? Симфонический оркестр.
- Какие средства выразительности создают настроение, неповторимую «интонацию» картины «Сиверко»?Рисунок, колорит (сочетание цветов).
- Кто из вас знает: когда, как и где зарождалась музыка, архитектура, живопись, литература? Хотите сегодня на уроке совершить путешествие в прошлое?
Слайд с храмовой архитектурой на фоне мелодии старинного песнопения (фрагмент знаменного распева).
- Кто и как исполняет распев? Мужской хор. A capella. Без сопровождения музыки. Спокойно. Строго. Распевание гласных звуков, поступенность мелодической линии, её небольшой диапазон, спокойное «развёртывание», неспешный темп, негромкая динамика.
В эпоху раннего средневековья, когда на территории Западной Европы не было городов, центрами христианской культуры были монастыри, где звучала музыка духовная, т.е., обращённая к богу.
Церковь была микромиром и для человека Древней Руси. Архитектура, живопись, литература, декоративно-прикладное искусство, музыка, находились под влиянием религии.
Мозаики, росписи, иконы, утварь, облачения священников, обряды, таинства, песнопения, литургические тексты – все эти элементы входили в состав культа, являющегося грандиозным художественным ансамблем, задача которого сводилась к тому, чтобы одновременно давать эстетическое наслаждение и возносить душу верующего к небесам.
На Руси духовная музыка (церковная) получила распространение вместе с принятием Христианства в конце X века. В её основе лежала Византийская музыкальная культура.
Из музыки были изгнаны все земные радостные интонации, она звучала сурово и аскетично. В основе музыки – тексты молитв на церковно-славянском языке. Слайд с текстом знаменного распева (крюковая запись).
Основной вид церковной музыки Средневековья – знаменный распев. Для его записи употреблялись специальные знаки – «знамена» - (от славянского – «знак»), или «крюки» (крюк – тот же знак). Эти знаки писались прямо над словами, то есть, никогда не было отдельной «знаменной музыки» – знаменных мелодий, записанных без текста.
Знаменные песнопения обладают правильной продолжительностью, правильной расстановкой акцентов в драматургии службы, а также правильным эмоциональным содержанием – мелодия как бы вырастает из самого текста. Кроме того, в знаменном распеве богослужение не дробится на отдельные «номера»-песнопения, а представляет собой монолитное полотно, в котором один текст непрерывно перетекает в другой, создаётся непрерывный музыкально-текстовый поток, чего невозможно достичь в других системах распевов.
Знаменные распевы были одноголосными. Они исполнялись только мужским хором a capella.
Считалось, что одноголосное интонирование рождает ощущение бестелесности, ангелоподобности. Знаменный распев нельзя считать произведением музыкального искусства: не было конкретного автора. Их создавал распевщик, который считался интерпретатором,
песнопение было результатом коллективного творчества. И на протяжении столетий распевщики переписывали старые музыкальные записи, внося в них изменения, дополнения, поправки.
Знаменная система записи со временем так видоизменилась, что оставался один шаг для перехода на более удобную, логичную, совершенную систему – западные линейные ноты.
Слайд с иллюстрациями 4-х линейной нотации
Господствующая церковь перешла на новый стиль – многоголосная система распева.
В XY веке из Киева в Москву пришло партесное пение – многоголосное.
Partes–партия. Основа партесного пения – 4-х голосие.
Знаменная нотация пережила несколько этапов развития, а в конце XVII века стала постепенно вытесняться пятилинейной нотацией, пришедшей с запада.
Слайд «Сикстинская мадонна» Рафаэля, Б. Бадди «Мадонна с младенцем» и Джотто «Мадонна с младенцем на троне».
В Западной Европе в католических храмах песнопения стали исполняться под аккомпанемент органа или небольшого оркестра – камерного. Звучит «Аве, Мария» И.С. Баха – Ш. Гуно (фрагмент). Стены католических храмов могут украшаться живописными художественными полотнами известных художников, например алтарная картина «Сикстинская Мадонна» итальянского художника Рафаэля, Б. Бадди «Мадонна с младенцем» и Джотто «Мадонна с младенцем на троне».Слайд с изображением убранства православного храма.
В православных храмах представлены только иконы (лики святых), которые пишут специально обученные иконописцы. На фресках и мозаиках – только изображения святых из библейских сюжетов. Песнопения исполняются только a kapella – без музыкального сопровождения.
- Послушайте распев И.И. Чайковского «Богородице Дево, радуйся».
Вслушайтесь в музыку зарубежных композиторов И.С. Баха, Дж. Каччини,
Ф. Шуберта. «Аве Мария», какие чувства она передает, в чем сходство с музыкой Чайковского, в чем различие?
Слушание «Аве Мария» И.С. Баха, Дж. Каччини, Ф. Шуберта
Слайд с изображением иконы «Богоматерь Великая Панагия» на фоне мелодии распева «Богородице Дево, радуйся!» П. И. Чайковского.
- Сравните их со старинным русским распевом и главной мелодией концерта С. Рахманинова.
- Что можно сказать об особенностях исполнения этих сочинений?
5.Самостоятельная работа в группах.
- На странице 87 рассмотрите картину и выберите соответствующие слова
- Выявите особенности исполнения этих произведений.
Ответы уч-ся: В произведениях русских и зарубежных композиторов, поэтов, художников разных времен и народов создан вечный, чистый и благородный образ Матери Иисуса Христа – Марии, искренность, нежность, любовь, преклонение людей объединяют произведения искусства, обращенные к Деве Марии.
- В древней Руси икона сопровождала человека всюду – в доме и в храме, в дороге и в разных делах. Икона воплощает веру в милосердие и любовь, победу добра, торжество справедливости.
Группа, которая правильно и быстро справится с заданием – победитель!
6. Рефлексия
- Где были центры христианской культуры в средневековье? Центрами были храмы.- В каком веке на Руси зарождалась духовная музыка? В 10 веке, с принятием Христианства.
- Как в средневековой Руси исполнялись песнопения? Одноголосно, припевы пелись хором – а capella.
- Как в средневековой Руси записывались песнопения? Крюками над текстом, которые впоследствии изменяли, дополняли распевщики.
- В каком веке появляется 5-ти линейная нотация? В начале 18 века.
- Что означает партесное пение? 4-х голосие.
- Как исполняются песнопения в католических храмах? Под аккомпанемент органа или оркестра.
- Как исполняют песнопения в православных храмах? A kapella.
7.Подведение итогов.
- Что самое главное необходимо запомнить с урока?
- Прочтите слова Вяземского и скажите, как вы их понимаете?
«Любить, молиться, петь.
Святое назначенье…»
Ответы уч-ся: Эти слова заставляют нас задуматься о поиске человека своего места в жизни, о своих мечтах, надеждах и стремлениях, выразить свое отношение к жизни.
- Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).