I.Введение
Музыка может вызвать в нашем воображении какие - либо зрительные образы, даже определённые картины; всматриваясь в картины, мы можем услышать в своём воображении ту или иную музыку.
Слово «музыка» в переводе с греческого означает «искусство муз». Музыка – это вид искусства. У каждого искусства имеется свой язык: живопись говорит с людьми при помощи красок, цветов и линий, литература – при помощи слова, а музыка – с помощью звуков. В мир музыки человек погружается с детства. Музыка оказывает большое влияние на человека. Совсем еще маленький ребенок может вдруг заплакать под грустную мелодию и засмеяться под веселую, или весело запрыгать, хотя он еще не знает, что такое танец. Какие только чувства не выражает человек с помощью музыки!
Музыка тесно связана с разными видами искусства: литературой, изобразительным искусством (живописью, скульптурой). Взять хотя бы живопись. Нередко, рассматривая различные картины и всматриваясь в них, мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку, звучащую в нашем воображении, где зрительный образ переходит в музыкальный. В литературе, в свою очередь, многие стихи писались для того, чтобы потом на них была положена музыка. Писателями и поэтами создано множество литературных произведений, в которых рассказывается о музыке. На этих простых примерах мы видим, что музыка оказывает огромное влияние на другие виды искусства. Музыка – частица нашей жизни. Она, прежде всего, рассказывает о человеке, о людях в целом, выражает их чувства и мысли, рисует их характер – воплощает все то, что связано с человеком. Жизнь рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь. Музыка может изменить отношение человека к жизни, укрепить его силу воли, воспитать в нем благородство, доброту; под влиянием музыки в человеке может возрасти или, наоборот, упасть трудовая энергия. Прекрасная музыка может украсить жизнь, сделать человека лучше, добрее, разделить с ним и горе, и радость.
Музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема создания образа человека от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому из нас.
Музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ человека, и в то же время охотно помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений.
Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,- рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь.
Образы разных искусств – живописи, музыки, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы.
С давних времен человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы. Это отразилось и в народном творчестве. И на творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях.
II.Основная часть
Д.Б. Кабалевский писал, что «живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картины природы. Что мы начинаем видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами. А можно выразить только такой же поэтичной мелодией.
Я изучила работы знаменитых художников и пришла к выводу, что я права в своих предположениях и сейчас попробую это доказать.
Связь живописи и музыки:
Эта связь прослеживается по двум направлениям:
1.Многие композиторы, вдохновившись картинами художников, писали музыку на эти произведения. Например:
1 Картины Б. М. Кустодиева «Масленица» (1916), «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919) - Музыка: пьеса П.И. Чайковского «Февраль. Масленица» (из цикла «Времена года»). См.приложение (1)
2 Картины К. А. Коровина "Тройка" См.приложение(2), "Катание на тройках", "Праздник в деревне" - Музыка: пьеса П. И.Чайковского "Ноябрь. На тройке" (из цикла «Времена года»).
3 Картина М. А. Врубеля "Царевна-Лебедь".См.приложение (3) 1900. Музыка Н. А. Римского-Корсакова из оперы "Сказка о царе Салтане" на музыку по одноименному произведению А.С.Пушкина. Партия "Царевны-Лебедь".
4 Картина Исаака Левитана. "Вечерний звон". 1892. Холст, масло. 87 x 107,6. Третьяковская Галерея, Москва См.приложение (4)
Музыка: знаменитый романс "Вечерний звон" - это гениальный перевод на русский язык стихотворения "Those Evening Bells" Томаса Мура, английского поэта, ирландца по происхождению. Перевод этот был сделан русским поэтом, современником А. С .Пушкина, Иваном Ивановичем Козловым. Музыка к стихам И. Козлова, как считают многие исследователи, была написана А. А. Алябьевым, после чего "Вечерний звон" стал и остаётся поныне одним из самых любимых русских романсов. Настолько любимым, что в ряде популярных изданий его называют народной песней.
Связь между музыкой и литературой:
"Живопись- это немая поэзия, а поэзия - говорящая живопись." (Вольтер)
Выделяют две разновидности взаимосвязи литературы и живописи: полноценная разработка художником литературного материала, например, картина В. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» См.приложение (5) по сюжету «Слова о полку Игореве», и создание картины на культурно-исторической основе, в том числе литературной, например, полотно В. Васнецова «Баян» которая напрямую не связанна с сюжетом «Слова…», но воссоздающая образ одного из героев произведения.
Иногда складываются ошибочные впечатления о взаимосвязи литературного произведения и картины. Самый известный пример этого -иллюстрирование стихотворения Н. Некрасова «На Волге» картиной И. Репина «Бурлаки на Волге», что часто встречается в учениках литературы. Однако, в стихотворении основной упор делается на описании красот реки, её пейзажа, а встреча с бурлаками является одним из многих эпизодов. А полотно Репина является жанровой картиной, где пейзаж всего лишь фон для действия, что никак не соответствует стихотворению. В русской живописи 19 века есть картина, гораздо больше подходящая для иллюстрации этого стихотворения - «Волга под Юрьевцем» Алексея Саврасова. Здесь, как и в стихотворении Некрасова, основной упор делается на бесконечный волжский простор, частью которого стали бурлаки. Как и поэт, который смотрит на реку с высокого берега, Саврасов «дает» свой пейзаж с какой-то возвышенной точки. В этих произведения еще есть совпадающие детали, так, Некрасов упоминает монастырь, и на картине Саврасова четко просматриваются купола городского собора.
Демон в живописи М. Врубеля См.приложение (6)и поэзии М. Лермонтова. Для обоих авторов характерно восприятие Демона как воплощения творческого начала в душе художника.
В. Верещагин Цикл работ об Отечественной войне 1812 года и Л. Толстой «Война и мир». В данном случае, вероятно, не стоит отдельно говорить о совпадениях или использовании одинакового материала. Стоит отметить некоторые параллели в картине «Расстрел в Кремле» со сценой расстрела «поджигателей» в романе. См.приложение (7)
Любимым занятием поэтов во все времена было написание стихов, посвященным красивым женщинам, например:
1.Картина Ф. Рокотова Портрет А.П.Струйской См.приложение (8)
Именно этой красивой женщине посвящены строки Николая Заболоцкого:
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
2.Картина В. Боровиковского «Портрет М.И. Лопухиной», См.приложение (9) на котором тоже очень красивая женщина, принадлежащая к известному роду Толстых.
Ей посвятил строки, хотя и не очень известные, русский поэт Яков Полонский:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали.
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
3.Афанасий Фет. К Сикстинской мадонне См.приложение (10)
Вот сын её, - он - тайна Иеговы-
Лелеем девы чистыми руками,
У ног его земля под облаками,
На воздухе нетленные покровы.
И, преклонясь, с Варварою готовы
Молиться ей мы на коленях сами
Или, как Сикст, блаженными очами
Встречать того, кто рабства сверг оковы....
До сих пор связывают строки Александра Блока:
И веют древними поверьями
Её упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука ...
4.И самым, пожалуй, известным полотном И.Крамского, которое называется «Неизвестная». См.приложение (11)
III. Вывод
Я думаю, что все мои предположения оказались верными и мне удалось доказать, что живопись, литература и музыка с древних времен проникали друг в друга, добавляя те или иные оттенки в творчество, принося вдохновение великим деятелям искусства, отражая в разных образах и формах внутренний мир художников, поэтов и композиторов.
Список используемой литературы.
1.Смирнова Э.С. «Русская музыкальная литература для 5-7 классов ДМШ».- М.:Издательство «Музыка», 2007
2.Энциклопедия для детей. Том 7 Искусство.Ч.3.Музыка.Театр.Кино/Глав.Ред.В.А.,
Володин. – М.: Аванта+, 2003
3. Инфоурок. Ведущий образовательный портал России [Электронный ресурс].-Электрон. дан. – Режим доступа: https://infourok.ru/kursy/coursePP?doc_dwn=1504154
4. Википедия. Свободная экциклопедия. [Электронный ресурс].- Электрон. дан. –Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сюита7
FB.ru[Электронный ресурс].-Электрон. дан. – Режим доступа:
http://fb.ru/article/101195/byidlo---eto-kto-obschee-i-sovremennoe-znachenie-etogo-slova
5 Википедия. Свободная экциклопедия. [Электронный ресурс].- Электрон. дан. –Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Лимож
6. Википедия. Свободная экциклопедия. [Электронный ресурс].- Электрон. дан. –Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Катакомбы