СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыка как фактор творческой деятельности учащегося и учителя

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Музыка как фактор творческой деятельности учащегося и учителя»

Безбородов Максим Олегович

Учитель музыки

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ


«Вряд ли кто-нибудь может спросить: Нужна ли в жизни музыка? До такой степени музыка есть искусство популярное. До такой степени музыка слилась с жизнью. Она несравненно глубже проникает во все поры жизни, чем нам кажется». А.В. Луначарский

Когда и где зародилась музыка доподлинно неизвестно, но то, что она стала неотъемлемой частью человеческой жизни – неоспоримо. И красивая сказка о Гамельнском крысолове, который чарующими звуками флейты увел детей целого города в неизвестность, в наши дни приобретает иной смысл. Духовную культуру общества, во все времена, определяло отношение человека как к искусству в целом, так и к музыке в частности. Исходя из вышесказанного, можно обозначить основную цель педагогического воспитания – вырастить здорового, образованного интеллектуально развитого гражданина, научить его правилам общения и умению жить среди людей. В связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения педагогики к искусству как одному из средств раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования его развития. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель.

Первые примеры воздействия музыки на человека можно найти в библейских историях. Пророк Давид пением и игрой на кифаре вылечил царя Саула. Герои легенд Ахил и Орфей смягчали музыкой нрав людей и усмиряли животных. Позже в Древней Греции зародилась модель воспитания, основанная на принципах гармоничного и всестороннего развития. В своих сочинениях Аристотель и Платон конкретизировали эти идеи. В китайской философии музыка рассматривается как символ порядка и цивилизации. В советский период цели школьной системы образования были направлены на воспитание интеллекта, нравственности, мужества, гуманности.

К сожалению, в последние годы, проблемам музыкального воспитания придается все меньше значения. В результате ситуация в обществе характеризуется усилением негативных процессов. Агрессия во взаимоотношениях, утрата духовно нравственных ориентиров – приметы сегодняшнего дня. По данным опросов молодежь читает реже, чем их сверстники пять лет назад, предпочтение отдают фильмам, сериалам с негативными историями, агрессивными ситуациями. Но все рекорды бьет компьютер! В этих условиях, о каком кодексе правильного поведения может идти речь?

Одним из способов решения вышеуказанных проблем является музыка. Ученые доказали, она безусловно точно показывает условия развития культуры и мировоззрения. Сегодня радует пусть небольшой но стабильный рост интереса и серьезного отношения к музыке. Шаг за шагом она занимает в жизни общества все более заметное и важное место. Обладая силой эмоционального воздействия, музыка играет большую роль в воспитании ребѐнка. Без назидания и поучения ведѐт в прекрасный мир дружбы, любви, красоты, чистоты, благородства, подвига.

Разнообразие музыкальных жанров и стилей дает возможность оказать предпочтения тем или иным произведениям. Но и здесь не все так просто. С одной стороны человек должен слушать ту музыку, которая ему по душе, с другой стороны исследования ученых говорят о том, что различные направления музыки способны воздействовать на физическое и эмоциональное состояние человека по-разному. Она способна создать и поддержать нужное настроение, расслабиться или зарядиться энергией.

Именно о влиянии классической музыки на человека говорится больше всего. Звук это вибрация, которая входит в резонанс с вибрацией нашего тела. Ученые приписывают классическим произведениям просто чудотворное действие. Предпочтение отдают творениям таких признанных гениев как Вивальди, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Шуберт, Григ, Дебюсси и Шуман. Музыке Моцарта приписывают быстрое усваивание информации и влияние на умственную работоспособность. Унять головную боль поспособствуют «Венгерская рапсодия» Листа, Полонез Огинского и «Фиделио» Бетховена. Уснуть помогут пьесы Сибелиуса и Грига, Чайковского. Разовьет память периодическое прослушивание произведений входящих в цикл «Времена года» Вивальди.

Многие считают основная цель музыки доставлять эстетическое удовольствие. Спору нет! Иначе кто ее будет слушать? Однако целью и задачей музыкальной педагогики является обогащение сознания, внутреннего опыта учащихся, повышение уровня жизненной интенсивности через слуховые восприятия.

Музыкальное воспитание не может увязываться только с воспитанием хорошего вкуса – оно должно закладывать фундамент формирования хороших мыслей и нравов. В речевом обороте «музыкальное воспитание» слово музыка означаем не цель, а средство ее достижения.

Литература

1.Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: пособие для учителя. – М.: «Академия», 1998. – 240с.

2. «Из истории музыкального воспитания»: Хрестоматия/ сос. О.А. Апраксина.- М.: Просвещение,1990. – 207 с.

3. Петрушин В.И. «Музыкальная психология»: учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 384с.

4.Сохор А. «Статьи о советской музыке». – Л.: «Музыка», 1973. – 215с.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!