Урок № 2 _________________
Тема урока: «Музыка моей малой родины»
Цели урока: расширить и уточнить представления школьников о культуре. формирование у учащихся навыков игры на народных инструментах
Ход урока
1 Орг.момент Добрый день, ребята!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности
Скажите, как называется наша малая родина?
3 Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Определите цель на сегодняшний урок. Тема урока
4. Работа по теме урока
История музыкальной культуры Оренбурга охватывает более чем два с половиной столетия — от середины XVIII века до наших дней. Первые упоминания о музыке относятся к временам губернатора Ивана Ивановича Неплюева.
В годы его правления (1743–1758) в городе получили развитие духовые оркестры, церковные хоры. XVIII век в истории музыки Оренбуржья отмечен крупным общественно-политическим событием — крестьянским восстанием (1773–1775) под предводительством Емельяна Пугачёва. Масштабы этой войны и последующий резонанс были столь велики, что явились основанием для создания ряда произведений в области литературы, искусства, народного творчества. Свидетельством тому могут служить русские, башкирские, мордовские песни, сохранившиеся в Оренбуржье до наших дней («Ой да ты, батюшка, вот и Оренбург-город!», «Откуда пришёл наш родной Пугачёв», «Салават батыр» и т. д.). Неплюев Иван Иванович (годы правления 1743-1758 гг.) Емельян Пугачев (предводитель крестьянского восстания 1773-1775 гг) Волконский Г.С. (годы правления 1803-1817 гг.)
Из местных губернаторов серьёзное внимание художественной жизни города уделял Григорий Семёнович Волконский, служивший в Оренбуржье в 1803–1817 годы. Он вошёл в историю губернии как пропагандист классической музыки, познакомивший местное общество с произведениями зарубежных и отечественных композиторов — Б. Марчелло, Д. Палестрины, Д. Перголези, Г. Козловского, Д. Бортнянского.
Дальнейшее развитие художественная жизнь города получила в период губернаторства Петра Кирилловича Эссена (1817–1829). Во время его деятельности развивались наука, образование, литература. Активное развитие получили бальная музыка, бытовое музицирование, театральное дело. В аристократических салонах Оренбурга культивировалось камерно-инструментальное творчество.
Участниками ансамблей были известные в России исполнители: виолончелист К. Агапьев, скрипач В. Верстовский (брат композитора А. Верстовского), позже семья Бларамбергов (в том числе П. Бларамберг — ученик М. Балакирева и учитель В. Калинникова). Начиная с 1881 года деятельность музыкантов-любителей была организована созданным Музыкально-драматическим обществом, активными членами которого стали Н. Федотов, А. Оводов, И. Третьяков.
«Золотым временем» в истории города и музыки считаются годы правления Василия Алексеевича Перовского, которому дважды (с 1833 по 1842 и с 1851 по 1857 год) было суждено возглавить ставшую в его бытность мощной и процветающей Оренбургскую губернию.
В XX столетии — времени реформ и перемен — начали работать три частные музыкальные школы (Г. Добер, О. Федотовой, С. Рубинштейн), способствовавшие активному развитию музыкального профессионализма. В этих учебных заведениях сосредоточились лучшие профессиональные кадры, своим искусством влиявшие на развитие художественной жизни всего региона.
В XX столетии — времени реформ и перемен — начали работать три частные музыкальные школы (Г. Добер, О. Федотовой, С. Рубинштейн), способствовавшие активному развитию музыкального профессионализма. В этих учебных заведениях сосредоточились лучшие профессиональные кадры, своим искусством влиявшие на развитие художественной жизни всего региона.
Пожалуй, самой важной вехой уходящего столетия стало учреждение в Оренбуржье творческого высшего учебного заведения. В апреле 1997 года по распоряжению главы администрации области в Оренбурге открылся Государственный институт искусств, а училище стало музыкальным колледжем.
5 Реализация проекта. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Многолетняя работа и творчество художественных коллективов, учебных заведений, музыкантов Оренбурга существенно изменили быт, вкусы, потребности и кругозор наших земляков, способствовали их гармоничному развитию, воспитанию и совершенствованию.
6 Рефлексия учебной деятельностиО чем мы с вами разговаривали на уроке? С культурой и музыкой каких народов знакомились? Какие музыкальные инструменты вам запомнились?