Разработка открытого занятия «Музыка народов мира»
Цель: познакомить учащихся с разнообразием музыкальной культуры разных стран и народов.
Задачи:
образовательная: познакомить учащихся с характерными особенностями китайской, индийской, бурятской и русской музыки.
развивающая: развить умение слушать и анализировать музыкальные произведения.
воспитательные:
воспитывать через музыку разных стран и народов дружелюбные отношения между людьми независимо от их национальности;
воспитывать у учащихся интерес и уважение к музыкальной культуре разных стран и народов.
Ход занятия.
Этап занятия | Время, продолжительность этапа | Содержание деятельности |
Оргмомент. | 2 | Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. Объявление темы занятия и мотивация учебной деятельности детей. |
Теоретическая часть. | 20 | Сообщение педагога с использованием мультимедийной разработки о музыкальной культуре Китая, Бурятии, Индии и России. |
Практическая часть. | 15 | Учащиеся класса представляют свои страны, задания, костюмы. |
Обобщение материала. Итог занятия. | 8 | Вокально-хоровая работа, опрос. |
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас будет не совсем обычное занятие. Надеюсь, что для вас оно будет интересным и познавательным. Но перед тем как я озвучу тему занятия, я хочу поздороваться с вами на языке музыки.
(музыкальное приветствие «Добрый день»)
Ребята, представьте, что к нам в школу приехали учиться иностранцы, не говорящие ни слова по-русски. Как бы вы объяснили, что вы – русские или буряты.
(ответы)
А можно ли объяснить с помощью музыки?
(ответы)
Конечно же! Ведь язык музыки, в отличие от разговорного, понятен всем людям земного шара без перевода.
Скажите, а какие музыкальные особенности есть у каждого народа, населяющего нашу землю?
(ответы детей: национальные танцы, народные песни, инструменты – своя музыкальная культура)
Совершенно верно! Именно о музыкальной культуре некоторых стран мы сегодня с вами и узнаем. Как вы думаете, как можем назвать тему нашего урока. (ответы детей) Да, тема нашего урока «Музыка народов мира».
И первая страна, в которую мы отправимся – Приглашаю Арину Резникову со своим заданием. Арина, расскажи , пожалуйста, что ты нам приготовила. (китайские фонарики, дракон)
(ответ детей: Китай)
Молодцы! Конечно же это – Китай! А как вы это поняли?
(ответы ,Слайды, Звучит китайская музыка)
.
Давайте оправимся дальше. Амгалан Батлаев представляет свое задание.(поздравление с праздником белого месяца, в нац.костюме.)
Ребята, какую накую национальность представил Амгалан? (ответ детей) .Верно, Бурятия. а вы можете голосом изобразить, например, рев льва или рык медведя?
(ответы детей Слайд)
Давайте попробуем. Мальчики пусть изобразят медведя, а девочки – завывание ветра.
(пробуют изображать)
Девочки, голоса мальчиков были похожи на рычание медведя?
(ответы)
Мальчики, а девочки справились со своим заданием? Они напомнили вам о холодном сильном ветре?
(ответы)
А знаете, в мире есть несколько наций, которые с детства учатся особому пению, которое берет свое начало именно в подражании голосам животных, птиц, звукам природы. Это пение называется горловым. Слышали вы о таком?
(ответы)
Давайте же послушаем, на что похоже это пение и в чем его особенность.
Звучит музыка
Уникальность горлового пения в том, что исполнитель может пропеть сразу две ноты, два звука. А мы можем так сделать? Нет, мы этому не учились. Горловое пение присуще монголам , бурятам, башкирам, алтайцам и тувинцам.
А сейчас свое задание представляет Соболева Саша. Наша задача угадать, какую страну она нам представляет.
(ответы детей: Индия.)
Совершенно верно! Мы отправляемся в Индию.
Слайд с текстом. Давайте же послушаем, как звучат эти инструменты.
(Слайд звучит музыка)
В Индии музыка занимает одно из важнейших мест. Раньше музыкантам отводилась роль пророков. В Индии очень много видов музыкальных инструментов – около 3000.
Самые популярные – флейта бансури, барабаны табла и струнные инструменты – ситары.
А теперь мы вернемся домой, в Россию. Ребята, скажите, что характерно для русской песни?
(напевность, протяжность)
А какие инструменты России вы знаете?
(ответы)
Раз вы так хорошо знаете инструменты своей страны, давайте попробуем на них сыграть.
(звучит музыка)
А теперь я приглашаю нашего учителя истории Чупрову Маргариту Александровну, она является солисткой вокальной группы, исполнительницей русских народных песен.
(выступление М А)
Ребята, скажите, что меняется в прослушанной вами музыке.( Ответы детей) Менялся ритм! Мы еще раз убедились, что ритм – основа музыки. И не важно, на каком инструменте ты играешь, в какой стране живешь. Ритм единит всю музыку, а музыка способна объединить в большом дружном хороводе народы всего мира! Сейчас мы с вами разучим песню Большой Хоровод. Послушайте эту песню.
Нужно настроить наш голосовой аппарат.
(Дыхательная гимнастика, распевка, разучивание и исполнение песни)
Спасибо, ребята.
А теперь давайте подведем итог нашего урока. Что нового вы сегодня узнали? Что понравилось на уроке?
Дз. Написать письмо воображаемому другу из другой страны.
Ребята, сегодня мы с вами познакомились с музыкальной культурой нескольких народов. Узнали, что культура народов богата и разнообразна. А это воспитывает дружелюбные отношения между людьми независимо от их национальности. Мы убедились, что музыка – единственный в мире язык, который понимают все люди земного шара.
А закончить наш урок я хотела бы следующим стихотворением:
Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, в чем-то похожи!
На этом наше увлекательное путешествие закончилось. Спасибо всем! До новых встреч.